Общая характеристика процесса обучения. Понятие и гуманистический характер процесса обучения. Цели обучения. Основные функции обучения. Мотивация в учебном процессе. Факторы обучения. Информатизация учебного процесса. Методологические основы обучения. Закономерности обучения. Принципы обучения. Основные теории и концепции обучения. Зарубежные теории обучения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуационные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Педагогический процесс. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
Тема II.3 Воспитание в образовательном процессе
Сущность и содержание воспитания. Воспитание как конкретно-историческое явление. Сущность и содержание воспитания. Специфика воспитания в группе. Особенности личностно-ориентированного воспитания. Место и педагогические функции воспитателя. Принципы воспитания.
Организационно-педагогические основы воспитания. Воспитательная система. Воспитательное взаимодействие. Возрастной подход в воспитании. Самоопределение, самосознание и самооценка личности. Самовоспитание как направление личностного совершенствования.
Теоретические основы технологии воспитания. Понятие «технология» в педагогике. Воспитательная технология. Воспитательный процесс и воспитательная технология. Целеполагание в воспитательной технологии. Моделирование воспитательной технологии.
Педагогический инструментарий воспитательных технологий. Понятие и система педагогического инструментария. Методы формирования и коррекции сознания. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. Методы стимулирования поведения и деятельности. Методы воспитания в зарубежной педагогике. Выбор методов воспитания и техника их применения. Диагностика воспитанности
Семья как субъект педагогического взаимодействия. Понятие и особенности семейного воспитания. Эволюция семьи и семейного воспитания. Понятие и специфика семейного воспитания. Социокультурная среда семейного воспитания. Проявление отношений родителей и детей в семейном воспитании. Конфликты в семейном воспитании. Стиль семейного воспитания.
План семинарских занятий
Практическое занятие 2. Воспитание в образовательном процессе
1. Сущность и содержание воспитания. Организационно-педагогические основы воспитания.
2.Самоопределение, самосознание и самооценка личности. Самовоспитание как направление личностного совершенствования.
3.Теоретические основы технологии воспитания.
4. Педагогический инструментарий воспитательных технологий.
Вопросы:
1. Оцените перспективы реализации теоретических разработок проблемы личностно-ориентированного воспитания в семейном, школьном и профессиональном воспитании.
2. Выявите соответствие принципов природосообразности, культуросообразности, ориентации на развитие личности и дополнительности воспитания другим систематизациям принципов воспитания, представленным в современной отечественной педагогической литературе.
3. В чем заключается эволюционный характер воспитательной системы?
4. Почему самоопределение, самосознание и самооценка личности рассматривается как результат воспитания?
5. Оцените и обоснуйте уровень эффективности самовоспитания по сравнению с фронтальным, коллективным и индивидуальным воспитанием.
6. Каково соотношение понятий «технология», «педагогическая технология» и «технология воспитания»?
7. Определите место и роль целеполагания в современной модели воспитательной технологии.
8. Оцените практическую целесообразность объединения методов воспитания в три группы: формирования и коррекции сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, стимулирования поведения и деятельности.
9. Какова значимость диагностики воспитанности для совершенствования модели воспитательной технологии?
10. Раскройте основные направления реализации комплексного подхода в воспитательной технологии.
Литература:
1.Сластенин В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов /В.А.Сластенин,В.П.Каширин.-8-е изд.,стер.- М.:Академия, 2010.
2.Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учеб. для вузов/Н.В. Бордовская, С.Розум.-СПб.и др.: Питер, 2011
3. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика [Текст]: учеб.пособие для бакалавров/Л.Д. Столяренко, В.Е Столяренко.-4-е изд., перераб. и доп.-Москва:Юрайт, 2012
4. Вараксин В.Н. Психолого-педагогический практикум:учеб. пособие для вузов/В.Н. Вараксин, Е. В. Казанцева.-Ростов н/Д.:Феникс,2012
5. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика [Текст]: учебник для вузов/Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко.-Изд. 3-е.-Ростов н/Д:Феникс,2012
6. Психология и педагогика [ Текст]:учебник для бакалавров/ред. П.И. Пидкасистый.-3-е изд., перераб и доп.- Москва: Юрайт, 2012
7. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]:учебник для вузов/ Н. В. Бордовская, С.И. Розум.-Санкт- Петербург и др.:Питер,2016
Информационное сопровождение:
Астафьева Л.С. Педагогика (2-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов-иностранцев/ Астафьева Л.С., Астафьев Л.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2013.— 124 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22203.— ЭБС «IPRbooks»
Громкова М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Громкова М.Т.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 447 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12854.— ЭБС «IPRbooks»
Джуринский А.Н. Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий. Сравнительно-исторический контекст [Электронный ресурс]: монография/ Джуринский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2011.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8279.— ЭБС «IPRbooks»
Петрова О.О. Педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Петрова О.О., Долганова О.В., Шарохина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 191 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6322.— ЭБС «IPRbooks»
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
1. В чем заключается общечеловеческая ценность образования?
2. Проанализируйте соответствие содержания и структуры отечественной образовательной системы главным идеям образования.
3. Оцените соотношение эффективности отечественной и зарубежных образовательных систем.
4. Раскройте структуру образования в нашей стране, его направления и конкурентоспособность.
5. Каковы основные функции Федерального государственного образовательного стандарта?
6. Самостоятельно сформулируйте сущность и определите, что общего и в чем различие понятий «обучение», «преподавание» и «учение».
7. В чем заключается двойственный характер и каково содержание основных целей обучения?
8. Определите сферу взаимодействия или противодействия основных функций и факторов обучения в условиях современной отечественной школы различных образовательных уровней.
9. Выявите механизм влияния закономерностей обучения на формирование сущности, содержания и требований к учебному процессу принципов обучения.
10. Оцените целесообразность и особенности применения основных отечественных и зарубежных теорий обучения в ходе образовательной профессиональной подготовки по вашей специальности.
11. На основе сравнительного анализа общего и семейного воспитания определите специфические особенности последнего.
12. Как влияют сложившиеся отношения родителей и детей на формирование и разрешение конфликтов в семейном воспитании?
13. Какие из типичных реакций ребенка могут проявляться в авторитарном, демократичном и либеральном стиле семейного воспитания?
14. Выявите и обоснуйте взаимосвязь методов и средств семейного воспитания с его принципами и правилами.
15. Оцените возможность реализации изученных видов рациональных воспитательных отношений родителей и детей в моделях семейных отношений.
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
Наименование оценочного средства
ОК-5
ОК-5
- Тест
- Реферат
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН Ы
Список литературы
Основная литература
1.Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учеб. для вузов/Н.В. Бордовская, С.Розум.-СПб.и др.: Питер, 2011
2. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика [Текст]: учеб.пособие для бакалавров/Л.Д. Столяренко, В.Е Столяренко.-4-е изд., перераб. и доп.-Москва:Юрайт, 2012
3. Вараксин В.Н. Психолого-педагогический практикум:учеб. пособие для вузов/В.Н. Вараксин, Е. В. Казанцева.-Ростов н/Д.:Феникс,2012
4. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика [Текст]: учебник для вузов/Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко.-Изд. 3-е.-Ростов н/Д:Феникс,2012
5. Психология и педагогика [ Текст]:учебник для бакалавров/ред. П.И. Пидкасистый.-3-е изд., перераб и доп.- Москва: Юрайт, 2012
6. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]:учебник для вузов/ Н. В. Бордовская, С.И. Розум.-Санкт- Петербург и др.:Питер,2016
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
1. Астафьева Л.С. Педагогика (2-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов-иностранцев/ Астафьева Л.С., Астафьев Л.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2013.— 124 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22203.— ЭБС «IPRbooks»
2. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Громкова М.Т.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 447 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12854.— ЭБС «IPRbooks»
3. Джуринский А.Н. Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий. Сравнительно-исторический контекст [Электронный ресурс]: монография/ Джуринский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2011.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8279.— ЭБС «IPRbooks»
4. Ермаков В.А. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ермаков В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 302 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11095.— ЭБС «IPRbooks»
5. Занковский А.Н. Психология лидерства. От поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме [Электронный ресурс]/ Занковский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2011.— 296 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15601.— ЭБС «IPRbooks»
6. Петрова О.О. Педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Петрова О.О., Долганова О.В., Шарохина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 191 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6322.— ЭБС «IPRbooks»
7. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности [Электронный ресурс]/ Ушаков Д.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2011.— 464 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15600.— ЭБС «IPRbooks»
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Дата: 2019-02-25, просмотров: 265.