Критерии оценивания результатов обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
2 3 4 5 Первый этап (уровень) Знать: особенности функционирования рынков в глобальной среде; методические основы стратегического анализа поведения экономических агентов; деятельность и особенности поведения экономических агентов Фрагментарные представления (или их отсутствие) об особенностях функционирования рынков в глобальной среде; о методических основах стратегического анализа поведения экономических агентов; о деятельности и особенностях поведения экономических агентов Неполные представления об особенностях функционирования рынков в глобальной среде; о методических основах стратегического анализа поведения экономических агентов; о деятельности и особенностях поведения экономических агентов Сформированные, но содержащие отдельные пробелы представления об особенностях функционирования рынков в глобальной среде; о методических основах стратегического анализа поведения экономических агентов; о деятельности и особенностях поведения экономических агентов Сформированные систематические представления об особенностях функционирования рынков в глобальной среде; о методических основах стратегического анализа поведения экономических агентов; о деятельности и особенностях поведения экономических агентов Второй этап (уровень) Уметь: анализировать тенденции в поведении экономических агентов и в изменениях состояния рынков Фрагментарные умения (или их отсутствие) анализировать тенденции в поведении экономических агентов и в изменениях состояния рынков В целом успешное, но не систематическое умение анализировать тенденции в поведении экономических агентов и в изменениях состояния рынков В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умения анализировать тенденции в поведении экономических агентов и в изменениях состояния рынков Сформированное умение анализировать тенденции в поведении экономических агентов и в изменениях состояния рынков Третий этап (уровень) Владеть: методами и моделями анализа маркетинговой информации о поведении агентов и рынков в глобальной среде Фрагментарное владение навыками использования методов и моделей анализа маркетинговой информации о поведении агентов и рынков в глобальной среде В целом успешное, но не систематическое применение методов и моделей анализа маркетинговой информации о поведении агентов и рынков в глобальной среде В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение методов и моделей анализа маркетинговой информации о поведении агентов и рынков в глобальной среде Успешное и систематическое применение методов и моделей анализа маркетинговой информации о поведении агентов и рынков в глобальной среде

 


Показатели сформированности компетенции:

Критерии оценки по дисциплине «Маркетинг-менеджмент»:

 

Оценка «отлично» выставляется, если магистрант свободно оперирует терминологическим аппаратом, свободно разбирается в разделах дисциплины, демонстрирует творческое отношение к предмету и знание учебной литературы.

Оценка «хорошо» выставляется, если магистрант хорошо владеет терминологическим аппаратом (допуская некоторые неточности), хорошо разбирается в темах и разделах дисциплины, проявляет трудолюбие в работе с учебной литературой.

Оценка «удовлетворительно» выставляется: при удовлетворительном оперировании основным терминологическим аппаратом дисциплины (допуская некоторые ошибки в ответе), при посредственном знании разделов и тем дисциплины, при слабом знании учебной литературы по дисциплине.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется: при отсутствии умения оперирования терминологическим аппаратом дисциплины, при отсутствии знаний по разделам и темам дисциплины, при отсутствии знаний учебной литературы по дисциплине.

 

4.2.Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Этапы освоения Результаты обучения Компетенция Оценочное средство

1-й этап

 

Знания

2. Знать: основные положения и термины в области менеджмента и маркетинга; иметь представление о тенденциях, характерных для управленческой деятельности и маркетинга ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу Вопросы текущего контроля; тест, экзаменационные вопросы; лабораторная работа
2. Знать: принципы разработки корпоративной стратегии, программ организационного развития и изменений и обеспечения их реализации; сущностно-содержательные характеристики корпоративной стратегии и теоретические аспекты организационного развития ПК-2 способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию Вопросы текущего контроля; тест, экзаменационные вопросы; лабораторная работа
3. Знать: особенности функционирования рынков в глобальной среде; методические основы стратегического анализа поведения экономических агентов; деятельность и особенности поведения экономических агентов ПК-5 владение методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде Вопросы текущего контроля; тест, экзаменационные вопросы; лабораторная работа

2-й этап

 

Умения

4. Уметь: применять общенаучные приемы анализа и синтеза при решении прикладных задач управления ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу Вопросы текущего контроля; тест, экзаменационные вопросы; лабораторная работа
5. Уметь: проводить анализ внешней и внутренней среды организации ПК-2 способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию Вопросы текущего контроля; тест, экзаменационные вопросы; лабораторная работа
6. Уметь: анализировать тенденции в поведении экономических агентов и в изменениях состояния рынков ПК-5 владение методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде Вопросы текущего контроля; тест, экзаменационные вопросы; лабораторная работа

3-й этап

 

Владения (навыки / опыт деятельности)

4. Владеть: навыками самостоятельного приобретения новых знаний в сфере профессиональной деятельности; навыками, позволяющими осуществлять эффективное управление маркетингом в соответствии с современными международными требованиями к данному виду деятельности ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу Вопросы текущего контроля; тест, экзаменационные вопросы; лабораторная работа
5. Владеть: методикой проведения научных исследований в сфере инновационного менеджмента, а также методикой формирования стратегий маркетинга инноваций, методами инновационного маркетинга ПК-2 способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию Вопросы текущего контроля; тест, экзаменационные вопросы; лабораторная работа
6. Владеть: методами и моделями анализа маркетинговой информации о поведении агентов и рынков в глобальной среде. ПК-5 владение методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде Вопросы текущего контроля; тест, экзаменационные вопросы; лабораторная работа

 

 


Экзаменационные билеты

Экзамен является оценочным средством для всех этапов освоения компетенций.

 

Структура экзаменационного билета:

Экзаменационный билет содержит 2 вопроса.

 

 

Примерные вопросы для экзамена:

 

  1. Сущность понятия «маркетинг-менеджмент». Основные целевые ориентации в управлении маркетингом. Традиционная и новая парадигма маркетинга.

2. Цель, задачи, принципы, функции концепции маркетинг-менеджмента.

3. Концепции маркетинга.

4. Критерии эффективности работы отдела маркетинговых исследований.

5. Содержание маркетинговых решений. Уровни принятия маркетинговых решений.

6. Стратегия и тактика управления маркетингом. Основные элементы операционного маркетинга.

7. Маркетинговое планирование и его место в системе планов предприятия.

8. Этапы стратегического планирования маркетинга.

9. Схемы стратегического анализа (матрицы), используемые для выбора стратегии развития предприятия. Содержание портфельных маркетинговых стратегий (матрица БКГ, Матрица McKinsey).

10. Матрица Ансоффа. Матрица внешних приобретений.

11. Система угроз по Портеру. Матрица конкуренции Майкла Портера.

12. Стратегии, следующие из взаимоотношений с лидером рынка. Стратегии для последователей лидера рынка.

13. Риск в бизнесе. Характер воздействия риска. Виды рисков.

14. Оптимизация рисковых действий фирмы на рынке. Оценка уровня риска.

15. Конкурентная среда, конкурентное преимущество. Качество как фактор конкурентоспособности продукта и предприятия.

16. Комплекс маркетинговых конкурентных стратегий.

17. Сегментирование рынка. Основные признаки, критерии и методы сегментирования рынка.

18. Этапы выбора целевого рынка.

19. Основные методы прогнозирования спроса.

20. Стратегия сегментации. Типы конкретных стратегий сегментации (концентрированная сегментация, ассортиментная сегментация, дифференцированная сегментация).

21. Процедура позиционирования. Роль комплекса маркетинга в сегментации и позиционировании.

22. Маркетинговый план. Проверка стратегического плана на устойчивость.

23. Система показателей качества маркетинга. Эффективность маркетинга. Принципы эффективности управления маркетингом.

24. Субъекты маркетинговых исследований. Обязанности лиц, участвующих в маркетинговых исследованиях. Формальные требования к исследователям — необходимые умения и навыки.

25. Основные организационные этапы маркетинговых исследований. Содержание маркетингового анализа.

26. Формы опроса. Схемы проведения опроса. Уровень стандартизации в опросе. Характеристика наблюдения и характеристика эксперимента.

27. Фазы анкетирования. Типы вопросов в анкетах. Характеристика открытых и полуоткрытых вопросов.

28. Характеристика панельного метода получения информации. Типы панелей.

29. Беседа и интервью. Дискуссионное интервью. Метод фокус-групп: элементы технологии применения метода, параметры фокус-групп.

30. Понятие экономической ценности продукта. Факторы формирования ценности товара для потребителя.

31. Процесс разработки и продвижения новой продукции.

32. Тестирование продуктовых инноваций. Коммерциализация рыночного запуска продуктовых инноваций.

33. Брендинг: определение и сущность, его отличие от обыденных торговых марок. Основные составляющие бренда.

34. Жизненный цикл бренда.

35. Управление портфелем брендов.

36. Ценовые стратегии фирм, продающих товары на растущих рынках.

37. Управление ценами в фазе зрелости товара, в фазе сжатия рынка.

  1. Методы определения чувствительности спроса к цене.
  2. Стратегии ассортиментного ценообразования. Преимущества и недостатки стимулирующего ценообразования.

40. Бизнес-инжиниринг применительно к маркетинговой деятельности предприятия.

41. Организация службы маркетинга. Назовите принципы организации службы маркетинга. Основные блоки в структуре маркетинговой службы.

42. Взаимосвязи маркетинговой функции с другими функциями предприятия. Виды деятельности, охватываемые службой маркетинга на предприятии.

43. Три подхода к построению службы маркетинга: функциональная, дивизиональная и матричная структура организации.

44. Содержание культуры маркетинговой деятельности.

45. Стиль управления маркетингом. Права и обязанности работников службы маркетинга на предприятии.

46. Управленческие должности в службе маркетинга. Требования, предъявляемые к профессиональным и личностным качествам маркетологов. Матрица принятия маркетинговых решений.

47. Маркетинговый контроль. Задачи контроля выполнения плана маркетинга. Формы контроля. Тематические направления контроля.

48. Контроллинг в маркетинге. Уровни контроллинга в системе управления маркетингом. Механизм контроллинга и его блоки.

49. Мониторинг в маркетинге. Объекты мониторинга. Содержание Интернет-мониторинга потребителей.

50. Организационные формы аудита маркетинговой деятельности. Направления маркетингового аудита.

 

 

Образец экзаменационного билета:

 

Башкирский государственный университет   Направление подготовки 38.04.02 «Менеджмент»
Институт экономики, финансов и бизнеса Программа подготовки: Маркетинговое управление
Кафедра управления проектами и маркетинга Дисциплина «Маркетинг-менеджмент»

 

Экзаменационный билет № 1

  1. Маркетинговые стратегии на корпоративном уровне.
  2. Процесс разработки и продвижения новой продукции.

Зав. кафедрой                                                            Е.И. Янгирова

 

Критерии оценки по дисциплине «Маркетинг-менеджмент»:

 

Оценка «отлично» выставляется, если магистрант свободно оперирует терминологическим аппаратом, свободно разбирается в разделах дисциплины, демонстрирует творческое отношение к предмету и знание учебной литературы.

Оценка «хорошо» выставляется, если магистрант хорошо владеет терминологическим аппаратом (допуская некоторые неточности), хорошо разбирается в темах и разделах дисциплины, проявляет трудолюбие в работе с учебной литературой.

Оценка «удовлетворительно» выставляется: при удовлетворительном оперировании основным терминологическим аппаратом дисциплины (допуская некоторые ошибки в ответе), при посредственном знании разделов и тем дисциплины, при слабом знании учебной литературы по дисциплине.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется: при отсутствии умения оперирования терминологическим аппаратом дисциплины, при отсутствии знаний по разделам и темам дисциплины, при отсутствии знаний учебной литературы по дисциплине.

 

Вопросы и задания для текущего контроля

 

Тема 1. Маркетинг-менеджмент и результативность бизнеса

1. Что понимается под маркетинг-менеджментом? Объясните отличия положений маркетинг-менеджмента от положений общей теории маркетинга.

2. Какая особенность бизнеса становится особенно важной для успеха компании при ее работе в недетерминированной системе? Раскройте основные достоинства бизнеса по модели «пойми и отреагируй».

3. В чем состоит разница между маркетинговыми ресурсами и маркетинговыми активами компании? Как вы думаете, почему в промышленности роль материальных активов существенно выше, чем в фармацевтическом бизнесе?

4. Сформулируйте цель, задачи, принципы, функции концепции маркетинг-менеджмента.

5. Охарактеризуйте тенденции развития современных концепций маркетинга. Что выступает причинами формирования в современном бизнесе гиперконкуренции?

6. В силу каких причин бизнесу потребовалось расширительное – холистическое – применение инструментов маркетинга? Охарактеризуйте компоненты холистического маркетинга.

7. Что представляют ценности для потребителя?

8. Объясните разницу между стратегией и тактикой управления маркетингом. Где и почему цена ошибки руководителя будет выше? Выскажите соображения по поводу расширения комплекса маркетинга.

9. Какие новые модели управления портфелем продуктов вам известны, опишите их.

10. Охарактеризуйте центральные маркетинговые категории.

11. Дайте определение понятия «экономичность» и приведите примеры показателей, позволяющих оценить результативность деятельности компании на рынке.

12. Объясните, каким образом разработка и измерение показателей результативности бизнеса способствует улучшению работы организации. Прокомментируйте следующее высказывание: «Успешность маркетинга – вещь иррациональная и интуитивная. Результативность маркетинга невозможно прогнозировать и, следовательно, невозможно использовать алгоритмы в управлении им».

13. Какие критерии эффективности работы отдела маркетинговых исследований вы можете назвать?

14. Вновь созданная фирма приглашает на работу маркетолога, и вы решили попробовать себя в качестве маркетолога. Подготовьте список должностных обязанностей, которые, по вашему мнению, целесообразно: а) выполнять на первом этапе; б) которые возможно присоединить к обязанностям позже, в) о которых можно говорить лишь в отдаленной перспективе.

15. Компания, занимающаяся разработкой специализированного программного обеспечения для банков, открывает новую вакансию – менеджер по управлению эффективностью маркетинга. Ключевые показатели результативности для других подразделений внедрены и успешно применяются. Вас пригласили на собеседование. Аргументированно расскажите, как вы видите свою работу в компании, какие задачи готовы решать и за какие результаты готовы взять на себя ответственность.

16. Отечественная компания, продукт которой находится па стадии насыщения, рассматривает возможность открытия вакансии «менеджер по программам лояльности». Какие функциональные задачи могут быть поставлены перед кандидатом и какие ключевые показатели эффективности данного рабочего места наиболее точно будут отражать степень их выполнения?

17. Перед маркетологами компании стоит задача увеличить спрос на выпускаемую и продукцию. Какая метрика маркетингового результата будет наиболее точно оценивать выполнение данной задачи? Какие опережающие показатели (драйверы) должны быть установлены, чтобы обеспечить выполнение предложенного вами показателя?

18. Подберите статью, посвященную современной проблематике результативности маркетинга в России, и сделайте ее критический анализ.

19. Заполните таблицу, указав в ней тактические и стратегические функции маркетинга применительно к его основным составляющим:

  Тактический маркетинг Стратегический маркетинг
Товар    
Рынок    
Сбыт    
Ценообразование    

 

Тема 2. Организация службы маркетинга на предприятии.

Контроллинг и мониторинг в маркетинге.

Проработать и обосновать основные вопросы темы:

1. Что понимается под организацией службы маркетинга? Назовите принципы организации службы маркетинга. Какие основные блоки в структуре маркетинговой службы вы знаете?

2. Охарактеризуйте три подхода к построению службы маркетинга. Дайте характеристику функциональной структуре службы маркетинга.

3. Охарактеризуйте товарно-функциональную, рыночно-функциональную структуру службы маркетинга.

4. В чем заключается командная структура службы маркетинга?

5. Опишите матричную структуру службы маркетинга.

6. Охарактеризуйте организацию управления нововведениями.

7. В чем состоит содержание культуры маркетинговой деятельности?

8. Что понимается под стилем управления маркетингом? Изложите содержание требований к сотрудникам службы маркетинга.

9. Назовите некоторые управленческие должности в службе маркетинга. Перечислите требования, предъявляемые к профессиональным и личностным качествам маркетологов. Матрица принятия маркетинговых решений.

10. Почему необходима и как может осуществляться деловая связь маркетинга с другими функциональными подразделениями компании?

11. Что понимается под контроллингом в маркетинге? Назовите уровни контроллинга в системе управления маркетингом.

12. Охарактеризуйте механизм контроллинга и его блоки. Поясните, как осуществляется функционирование логического блока в контроллинге.

13. Как понимать мониторинг в маркетинге? Назовите объекты мониторинга.

14. Охарактеризуйте содержание Интернет-мониторинга потребителей.

15. Дайте характеристику активным и пассивным Интернет-технологиям анализа потребителей.

16. Что мы понимаем под маркетинговым контролем? Что такое стратегический контроль? Перечислите некоторые тематические направления контроля.

 

 

Тема 3. Стратегические маркетинговые решения

Проработать и обосновать основные вопросы темы:

1. Как происходит стратегическое планирование на разных уровнях организации? Раскройте понятия «стратегический маркетинг» и «операционный маркетинг». Поясните основные элементы операционного маркетинга.

2. Раскройте основные этапы стратегического планирования маркетинга. Назовите «постулаты стратегического планирования».

3. Охарактеризуйте содержание развивающего и поддерживающего маркетинга.

4. Какие схемы стратегического анализа (матрицы) используются для выбора стратегии развития предприятия? Охарактеризуйте общее содержание портфельных маркетинговых стратегий (матрица БКГ, Матрица McKinsey).

5. Сколько и какие стратегии предполагает матрица Ансоффа?

6. Охарактеризуйте матрицу внешних приобретений.

7. Дайте характеристику системе угроз по Портеру. Охарактеризуйте матрицу конкуренции Майкла Портера.

8. Опишите стратегии, следующие из взаимоотношений с лидером рынка. Охарактеризуйте стратегии для последователей лидера рынка.

9. Риск в бизнесе. Охарактеризуйте рисковую ситуацию на рынке с позиций маркетолога. Характер воздействия риска.

10. Назовите виды известных вам рисков. Выскажите собственное мнение о формах проявления кредитного и инвестиционного риска при управлении маркетингом.

11. Оптимизация рисковых действий фирмы на рынке. Оценка уровня риска.

12. Конкурентная среда, конкурентное преимущество. Качество как фактор конкурентоспособности продукта и предприятия.

13. Комплекс маркетинговых конкурентных стратегий.

14. Раскройте понятие «сегментирование рынка». Назовите основные признаки, критерии и методы сегментирования рынка.

15. Что является объектом анализа привлекательности рынка? Из каких разделов состоит конъюнктурный обзор рынка?

16. Этапы выбора целевого рынка.

17. Охарактеризуйте основные методы прогнозирования спроса.

18. Стратегия сегментации. Типы конкретных стратегий сегментации (концентрированная сегментация, ассортиментная сегментация, дифференцированная сегментация).

19. Что включает в себя маркетинговый план? Что включает в себя проверка стратегического плана на устойчивость?

20. Охарактеризуйте систему показателей качества маркетинга. Что понимается под эффективностью маркетинга?

21. Назовите принципы эффективности управления маркетингом. Охарактеризуйте принцип стратегической интеграции, применяемый при исследовании эффективности маркетинга.

22. Каковы основные пути совершенствования маркетинга, ведущие к повышению его качества и эффективности?

23. В чем состоит содержание социальной эффективности маркетинга

 

Тема 4. Управление маркетинговыми исследованиями

Проработать и обосновать основные вопросы темы:

1. Кто является субъектом маркетинговых исследований? Дайте характеристику должности и обязанности лиц, участвующих в маркетинговых исследованиях.

2. Перечислите некоторые формальные требования к исследователям — необходимые умения и навыки. Назовите некоторые неформальные требования к исследователям.

3. Какие основные организационные этапы маркетинговых исследований вы знаете? Охарактеризуйте содержание маркетингового анализа.

4. Укажите виды информации по назначению, а также по регулярности поступления. Перечислите формы опроса. Какие схемы проведения опроса можно выделить? Какие формы опроса предполагают свободную схему проведения опроса?

5. Перечислите параметры, которыми характеризуются опросы. Что понимается под уровнем стандартизации в опросе?

6. Дайте определение и характеристику наблюдения. Дайте определение и характеристику эксперимента.

7. Дайте характеристику возможностям применения Интернет-сети для получения первичной и вторичной информации.

8. Назовите и охарактеризуйте фазы анкетирования. Перечислите типы вопросов в анкетах. Охарактеризуйте открытые и полуоткрытые вопросы.

9. В чем состоит содержание корреспондентского способа анкетного опроса? Охарактеризуйте структуру анкеты. Назовите не менее пяти рекомендаций, которых следует придерживаться при составлении анкеты.

10. Дайте характеристику панельного метода получения информации. Перечислите типы панелей и охарактеризуйте их. В чем проблема применения потребительских панелей. Относится ли панельное обследование к выборочному?

11. В чем сходство, особенности и отличия беседы и интервью? Дайте характеристику и определение беседы и интервью. Что понимается под дискуссионным интервью?

12. Дайте определение метода фокус-групп. Перечислите и охарактеризуйте не менее семи элементов технологии применения метода, а также параметры фокус-групп. Охарактеризуйте достоинства и недостатки метода фокус-групп.

13. Для решения каких задач маркетинга может применяться выборка? Что кроме расчета объема выборки и оценки ее точности может дать применение выборочного метода в маркетинге? Какие параметры задаются при расчете объема выборки?

Тема 5. Управление предложением ценности

Проработать и обосновать основные вопросы темы:

1.Понятие экономической ценности продукта. Факторы формирования ценности товара для потребителя.

2. Ценность как маркетинговый инструмент управления прибылью компании.

3. Процесс разработки и продвижения новой продукции: создание и отбор идей.

4. Разработка концепции новой продукции.

5. Тестирование продуктовых инноваций.

6. Коммерциализация рыночного запуска продуктовых инноваций.

7.Брендинг: определение и сущность, его отличие от обыденных торговых марок.

8. Основные составляющие бренда.

9. Бренд-аудит.

10. Жизненный цикл бренда.

11. Управление портфелем брендов.

12. Условия принятия ценовых решений при выводе на рынок новых товаров и работе на пионерных рынках.

13.Ценовые стратегии фирм, продающих товары на растущих рынках.

14. Управление ценами в фазе зрелости товара.

15. Формирование цен в фазе сжатия рынка.

 

Описание методики оценивания:

Критерии оценки ответов на контрольный вопрос

Критерии оценивания Оценка
Дан полный, развернутый, обоснованный ответ, в соответствии с правилом ТАП («тезис» - «аргумент» - «поддержка»): ответ содержит верный тезис или формулировку определения, логически верное обоснование, пример из практики, или описание решения в конкретной ситуации Отлично
Дан в целом верный ответ, однако один из элементов ТАП в структуре ответа отсутствует, неверен или противоречит верному ответу («тезису»): в логическом рассуждении наличествуют ошибки, противоречия Хорошо
Дан неполный ответ, два элемента ТАП в структуре ответа отсутствуют, пример из практики в конкретной ситуации отсутствует Удовлетворительно
Ответ отсутствует. Неудовлетворительно

Тематика рефератов (эссе)

 

1. Базовая и добавленная полезность. Рациональные и эмоциональные составляющие полезности товара.

2. Брэнд и торговая марка – сходство и отличия.

3. Внутренняя взаимосвязь и взаимозависимость инструментов маркетингового комплекса.

4. Интегрированные маркетинговые коммуникации.

5. Информационная деятельность в маркетинге.

6. Информационная деятельность и информационная индустрия как доминирующие факторы общественного прогресса и становления информационной цивилизации.

7. Информационное обеспечение стратегического планирования маркетинга.

8. Использование «психологических» методов при установлении конечных рыночных цен.

9. Коммуникационные наборы и инструменты маркетинговых коммуникаций.

10. Комплекс маркетинга как инструмент взаимодействия с целевым рынком.

11. Конкурентоспособность продукции.

12. Контроллинг и аудит маркетинговых решений.

13. Конфликты в каналах распределения и методы их разрешения.

14. Критерии и методы сегментации.

15. Маркетинг отношений.

16. Маркетинговая информационная система. Основные этапы проведения маркетинговых исследований.

17. Маркетинговые решения на корпоративном, функциональном и инструментальном уровнях.

18. Маркетинговые решения по выбору целевых сегментов рынка

19. Маркетинговые решения по обеспечению роста компании.

20. Маркетинговые решения по обоснованию конкурентных преимуществ компании на рынке.

21. Маркетинговые решения по позиционированию.

22. Маркетинговые решения по развитию стратегических направлений (структуры) бизнеса.

23. Маркетинговые функции каналов распределения. Обеспечение доступности товаров конечному потребителю.

24. Маркетинговый подход в деятельности фирмы.

25. Методика анализа внутренней и внешней маркетинговой среды.

26. Методика разработки плана маркетинга.

27. Методы оценки конкурентоспособности товаров.

28. Методы проведения маркетинговых исследований.

29. Мировая практика управления маркетингом на предприятии.

30. Модель интегрированных маркетинговых коммуникаций.

31. Организационные аспекты контроля маркетинга.

32. Организационные аспекты развития маркетинга.

33. Организация маркетинговой службы предприятия.

34. Основные этапы портфельного анализа. Стратегические хозяйственные единицы.

35. Основные этапы проведения стратегического анализа конкурентной среды.

36. Оценка эффективности маркетинговой программы.

37. Перспективы использования брэндинга в маркетинговых технологиях.

38. Позиционирование товара на рынке.

39. Разработка бюджета маркетинга.

40. Разработка маркетинговых стратегий деятельности предприятия

41. Разработка стратегического плана маркетинга на предприятии.

42. Распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом.

43. Роль стратегического маркетинга в рыночной системе хозяйства.

44. Современные концепции внутрифирменного управления.

45. Стратегии ценообразования.

46. Стратегическая маркетинговая программа. Разработка стратегии развития предприятия.

47. Управление каналами распределения.

48. Управление товарным ассортиментом.

49. Функциональные связи маркетинга в компании.

50. Целевые сегменты рынка как точка приложения маркетинговых усилий компании.

 

Критерии оценивания рефератов Оценка
Задание выполнено полностью: цель выполнения реферата успешно достигнута; основные понятия определены; работа выполнена в полном объёме. 5
Задание выполнено: цель выполнения реферата достигнута; однако работа выполнена не в полном объёме. 4
Задание выполнено частично: цель выполнения реферата не полностью достигнута, решены лишь отдельные задачи 3
Задание не выполнено, цель выполнения реферата не достигнута. 2

 

 

Темы лабораторных работ

Выбор контрольного задания студентом осуществляется самостоятельно по последней цифре его зачетной книжки на основе следующей таблицы.

Выбор заданий лабораторной работы

Последняя цифра

зачетной книжки

Вариант задания

Номера теоретических вопросов Номера практического задания
1 1, 11 1
2 2, 12 2
3 3, 13 3
4 4, 14 4
5 5, 15 5
6 6, 16 6
7 7, 17 7
8 8, 18 8
9 9, 19 9
0 10, 20 10

 

СПИСОК ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ

Теоретические вопросы

  1. Содержание маркетинговых решений. Уровни принятия маркетинговых решений. Стратегия и тактика управления маркетингом. Основные элементы операционного маркетинга.
  2. Маркетинговое планирование и его место в системе планов предприятия. Этапы стратегического планирования маркетинга.
  3. Схемы стратегического анализа (матрицы), используемые для выбора стратегии развития предприятия. Содержание портфельных маркетинговых стратегий (матрица БКГ, Матрица McKinsey).
  4. Матрица Ансоффа. Матрица внешних приобретений. Система угроз по Портеру. Матрица конкуренции Майкла Портера.
  5. Риск в бизнесе. Характер воздействия риска. Виды рисков.
  6. Оптимизация рисковых действий фирмы на рынке. Оценка уровня риска.
  7. Сегментирование рынка. Основные признаки, критерии и методы сегментирования рынка.
  8. Стратегия сегментации. Типы конкретных стратегий сегментации (концентрированная сегментация, ассортиментная сегментация, дифференцированная сегментация).
  9. Маркетинговый план. Проверка стратегического плана на устойчивость.
  10. Система показателей качества маркетинга. Эффективность маркетинга. Принципы эффективности управления маркетингом.
  11. Субъекты маркетинговых исследований. Обязанности лиц, участвующих в маркетинговых исследованиях. Формальные требования к исследователям — необходимые умения и навыки.
  12. Основные организационные этапы маркетинговых исследований. Содержание маркетингового анализа.
  13. Процесс разработки и продвижения новой продукции. Тестирование продуктовых инноваций. Коммерциализация рыночного запуска продуктовых инноваций.
  14. Брендинг: определение и сущность, его отличие от обыденных торговых марок. Основные составляющие бренда.
  15. Жизненный цикл бренда. Управление портфелем брендов.
  16. Ценовые стратегии фирм, продающих товары на растущих рынках. Управление ценами в фазе зрелости товара, в фазе сжатия рынка.
  17. Методы определения чувствительности спроса к цене.
  18. Стратегии ассортиментного ценообразования. Преимущества и недостатки стимулирующего ценообразования.
  19. Три подхода к построению службы маркетинга: функциональная, дивизиональная и матричная структура организации.
  20. Управленческие должности в службе маркетинга. Требования, предъявляемые к профессиональным и личностным качествам маркетологов. Матрица принятия маркетинговых решений.

 

Практические задания

(выполняются на примере конкретной компании, отрасли, ситуации)

Задание 1.

Воспользуйтесь данными таблицы

Таблица 1- Показатели положения продукта на рынке в 2010-2012 гг.

№ п/п Показатели Метод расчета 2010 г. 2011 г. 2012 г.
1 Объем продаж отрасли, тыс. шт.   2 000 2 100 2 205
2 Доля рынка компании   0,03 0,03 0,04
3 Средняя цена единицы продукции, руб.   5 000 5500 6 000
4 Переменные издержки на единицу продукции, руб.        
5 Валовая прибыль на единицу продукции, руб. 3-4 2 000 2 375 2 500
6 Объем продаж компании, тыс. шт. 1х2 1 500 1 575 2 205
7 Объем реализации, тыс. руб. 3х6 300 000 346 500 529 200
8 Валовая прибыль, тыс. руб. 5х6 120 000 149 625 220 500
9 Накладные расходы, тыс. руб.   50 000 50 000 87 500
10 Чистая прибыль, тыс. руб. 8-9 70 000 99 625 133 000
11 Расходы на рекламу и продвижение, тыс. руб.   20 000 25 000 25 000
12 Расходы на сбыт и распределение, тыс. руб.   17 500 25 000 27 500
13 Расходы на маркетинговые исследования, тыс. руб.   2 500 3 000 3 750
14 Чистая операционная прибыль, тыс. руб.   30 000 46 625 76 750

Оцените маркетинговую деятельность фирмы:

• дайте вашу оценку слабых и сильных сторон компании;

• постройте модель Бостонской консалтинговой группы для данной компании и дайте анализ тенденций изменения доли рынка в зависимости от объема продаж компании;

•дайте анализ пунктов с 10-го по 14-й включительно;

• проследите, какие расходы влияют на прибыль компании, и каким образом маркетинговая деятельность, по вашему мнению, может привести к сокращению или увеличению части расходов при условиях, что доли рынка компании составят в 2013 г. соответственно: а) 0,04; б) 0,042; в) 0,03;

• каким образом принцип управленческого риска может быть использован для оптимизации поведения фирмы на рынке.

 

Задание 2.

«Свежая вода» - оправданы ли меры по увеличению оборота компании на рынке?

(В данном случае НДС не учитывается)

Введение. Компания «Свежая вода» – компания, выпускающая минеральную воду, полностью заменила оборудование и сформировала новую систему управления. Ее основной рынок (70 %) составляет население небольшого города (население 1200 тыс. жителей). Остальная продукция реализуется в областях.

В основном минеральная вода реализуется через розничную продажу и через мелкооптовые предприятия. Ниже приведены некоторые данные потребления минеральной воды:

 

Таблица 2

Потребление 1980 г. 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г.
на душу          
населения (в литрах)          
  45 68 76 69 80

 

Таблица 3-Объем продаж компании «Свежая вода» менялся так:

 

Продажи (в гектолитрах) 1980 г. 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г.
  85 40 160 140 170

Компания Свежая вода сталкивается с конкуренцией со стороны:

  • Крупных компаний, выпускающих минеральную воду, таких как Бон Аква и т.д.
  • Небольших компаний, которые недавно вышли на рынок, такие как Швейцарская вода.

Состав комплекса маркетинга

Продукт. Компания продает воду в пластиковых бутылках и бутылях под торговой маркой «Свежая вода». Важное значение имеет то, насколько известны марки в городе. По мнению экспертов, вода выпускаемая компанией «Свежая вода» сравнимо с водой высшего качества (категория А).

Цена. Цена пластиковой бутылки такая же, как и у крупных компаний, которые являются непосредственными конкурентами. Ниже представлены розничные цены:

Таблица 4

Категория Емкость Емкость
  500 мл 1000 мл
А 15 руб. 80 руб.
Б 10 руб. 60 руб.

Оптовые цены на пластиковые бутыли емкостью 1000 мл:

  • Категория А - 35 руб.
  • Категория Б - 25 руб.

Распределение. Распределение происходит по двум каналам:

  • Розничная торговля (магазины, супермаркеты и т.д.) - 70 % некоторые розничные торговцы покупают товар у оптовиков, остальные - непосредственно у компании «Свежая вода»
  • Мелкооптовые предприятия - 30 % Поставки осуществляются напрямую.

Продвижение. Для продвижения товара на рынок используются различные инструменты. Ниже приведены данные, которые дают примерное представление об их значимости.

 

Таблица 5

Тара Торговые представители Стимулирование (скидки) Обслуживание Реклама
Пластиковые бутылки 2 2 2 2
Пластиковые бутыли 2 5 1 3

1 - неважно, 3 - важно

В связи с тем, что часть мощностей компании в последнее время остается свободной, менеджер по продукту Свежая вода обдумывает предложение, которое он собирается сделать руководству. Компания может оказаться одной из немногих, которая выпускает минеральную воду в пластиковых бутылях, предназначенных для индивидуального потребителя вместимостью 10000 мл. Затемненный толстый пластик защищает воду от вредных воздействий света, и вода может оставаться свежей в течение долгого времени.

Пустые бутыли могут использоваться повторно. Испытания показали, что это удачная форма упаковки и вкус воды в таких бутылях считается лучшим, чем вкус воды из обычной пластиковой бутылки. Открытая бутылка воды еще в течение месяца (30 дней) сохраняет свою свежесть.

Дополнительные сведения. Бутыли модно приобрести у компании, которая занимается производством пластиковой продукции по цене 250 руб. за 1 шт. при объеме партии 20 тыс. штук. Срок службы бочонка - 2 года при правильном использовании. В среднем бочонок можно наполнять 15 раз в год.

Постоянные затраты на наполнение, включающие расходы на зарплату, оборудование, помещение, в течение года составляет 5 млн. руб. Переменные расходы, связанные с заполнением 1 бутыли - 4 руб.

Годовой рекламный бюджет для стимулирования использования бутылей - 3 млн. руб. При установлении отпускной цены предприятие обычно добавляет 15 % к себестоимости воды.

Другие переменные расходы на гектолитр:

  • Себестоимость воды категории А, включая налог 3600 руб.
  • Транспортировка 100 руб.
  • Расходы на продажу плюс обслуживание 130 руб.
  • Дополнительные расходы 180 руб.

Вопросы и задания:

1. Определите долю рынка компании «Свежая вода» в городе.

2. Что можно предложить компании «Свежая Вода» для увеличения товарооборота?

3. Каким образом можно расширить товарную линейку компании «Свежая Вода»? Как вы считаете, какие способы продвижения можно предложить компании «Свежая Вода»?

4. Оцените целесообразность реализации проекта выпуска бутылей (определите рыночную долю в точке безубыточности).

5. Рассчитайте по какой цене можно было бы продавать бутыли с водой категории А?

6. Какое уникальное торговое предложение компания «Свежая Вода» можно использовать в стратегии позиционирования?

7. Назовите основных конкурентов компании на рынке, что нужно предпринять в первую очередь для увеличения доли рынка?

 

 

Задание 3.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 266.