РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Маркетинг-менеджмент
Вариативная часть
Программа магистратуры
Направление подготовки (специальность)
38.04.02 Менеджмент
Программа подготовки: «Маркетинговое управление»
Квалификация
магистр
Разработчик (составитель): д.э.н., зав. кафедрой | Е.И. Янгирова |
Уфа 2018 г.
Составитель / составители: ______________________________
Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ___________________ протокол от «_____» ________________ 20__ г. № _____
Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу дисциплины, утверждены на заседании кафедры ____________________________________________________,
протокол № ____ от «____» ____________ 20 _ г.
Заведующий кафедрой ___________________/ _____________Ф.И.О/
Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу дисциплины, утверждены на заседании кафедры ____________________________________________________,
протокол № ____ от «____» ____________ 20 _ г.
Заведующий кафедрой ___________________/ _____________Ф.И.О/
Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу дисциплины, утверждены на заседании кафедры ____________________________________________________,
протокол № ____ от «____» ____________ 20 _ г.
Заведующий кафедрой ___________________/ _____________Ф.И.О/
Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу дисциплины, утверждены на заседании кафедры ____________________________________________________,
протокол № ____ от «____» ____________ 20 _ г.
Заведующий кафедрой ___________________/ _____________Ф.И.О/
Список документов и материалов
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 4
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.. 5
3. Содержание рабочей программы (объем дисциплины, типы и виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся) 6
4. Фонд оценочных средств по дисциплине. 14
4.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 14
4.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 20
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 34
5.1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 52
5.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и программного обеспечения, необходимых для освоения дисциплины.. 53
6. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 54
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:
Результаты обучения | Формируемая компетенция (с указанием кода) | Примеча-ние | |
Знания
| 1. Знать: основные положения и термины в области менеджмента и маркетинга; иметь представление о тенденциях, характерных для управленческой деятельности и маркетинга | ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | |
2. Знать: принципы разработки корпоративной стратегии, программ организационного развития и изменений и обеспечения их реализации; сущностно-содержательные характеристики корпоративной стратегии и теоретические аспекты организационного развития | ПК-2 способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию | ||
3. Знать: особенности функционирования рынков в глобальной среде; методические основы стратегического анализа поведения экономических агентов; деятельность и особенности поведения экономических агентов | ПК-5 владение методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде | ||
Умения | 1. Уметь: применять общенаучные приемы анализа и синтеза при решении прикладных задач управления | ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | |
2. Уметь: проводить анализ внешней и внутренней среды организации | ПК-2 способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию | ||
3. Уметь: анализировать тенденции в поведении экономических агентов и в изменениях состояния рынков | ПК-5 владение методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде | ||
Владе-ния (навыки / опыт деятельности) | 1. Владеть: навыками самостоятельного приобретения новых знаний в сфере профессиональной деятельности; навыками, позволяющими осуществлять эффективное управление маркетингом в соответствии с современными международными требованиями к данному виду деятельности | ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | |
2. Владеть: методикой проведения научных исследований в сфере инновационного менеджмента, а также методикой формирования стратегий маркетинга инноваций, методами инновационного маркетинга | ПК-2 способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию | ||
3. Владеть: методами и моделями анализа маркетинговой информации о поведении агентов и рынков в глобальной среде. | ПК-5 владение методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде |
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Маркетинг-менеджмент» относится к вариативнойой части.
Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре.
При заочной форме обучения дисциплина преподается в установочную и зимнюю сессию на 1 курсе.
Для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в рамках изучения следующих дисциплин: «Управленческая экономика», «Экономическая оценка инвестиций». Дисциплина «Маркетинг-менеджмент» является предшествующей и наиболее значимой для таких дисциплин, как «Технологии маркетинговых исследований», «Маркетинговое планирование», «Управление интегрированными маркетинговыми коммуникациями», «Кросс-культурный маркетинг», «Интернет-маркетинг» научный семинар «Научные исследования в маркетинге: методы, современная проблематика и организация»
Дисциплина «Маркетинг-менеджмент» является необходимой для успешного прохождения практики и государственной итоговой аттестации.
3. Содержание рабочей программы (объем дисциплины, типы и виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
дисциплины «Маркетинг-менеджмент»
на 1 семестр
очной формы обучения
Рабочую программу осуществляют:
Лекции: д.э.н., доц., зав. кафедрой Е.И. Янгирова
Практические занятия: д.э.н., доц., зав. кафедрой Е.И. Янгирова
Вид работы | Объем дисциплины |
Общая трудоемкость дисциплины (ЗЕТ / часов) | 3/108 |
Учебных часов на контактную работу с преподавателем: | |
лекций | 10 |
практических/ семинарских | - |
лабораторных | 16 |
других (групповая, индивидуальная консультация и иные виды учебной деятельности, предусматривающие работу обучающихся с преподавателем) | 1,2 |
Учебных часов на самостоятельную работу обучающихся (СР) | 44,8 |
Учебных часов на подготовку к экзамену/зачету/дифференцированному зачету (Контроль) | 36 |
Форма(ы) контроля:
Экзамен 1 семестр
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов: лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа и трудоемкость (в часах) | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (номера из списка) | Задания по самостоятельной работе студентов | Форма текущего контроля успеваемости (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.) | ||||
Всего | ЛК | ПР/СЕМ | ЛР | СРС, ФКР, Контроль | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Модуль 1. Маркетинг-менеджмент как фундамент успешного бизнеса. Организация и контроль маркетинга на предприятии | |||||||||
1. | Тема 1. Маркетинг-менеджмент и результативность бизнеса 1. Концепция маркетинг-менеджмента организации. Модели бизнеса. 2. Маркетинг и новые модели управления портфелем продуктов. Центральные маркетинговые категории. 3. Результативность бизнеса и маркетинга. Метрики маркетинговых результатов. | 14 | 3 | 2 | 9 | 1,2,3,4 | Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 1, конспекты, рефераты | Проверка ответов на вопросы самоконтроля, решение кейсов | |
2. | Тема 2. Организация службы маркетинга на предприятии. Контроллинг и мониторинг в маркетинге 1. Общая характеристика службы маркетинга. 2. Структуры службы управления маркетингом. 3. Контроллинг и мониторинг в маркетинге. | 15 | 2 | 4 | 9 | 1,2,3,4 | Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2, конспекты, рефераты | Проверка ответов на вопросы самоконтроля, решение кейсов | |
Модуль 2. Разработка маркетинговых решений | |||||||||
3. | Тема 3. Стратегические маркетинговые решения 1. Сегментирование и позиционирование как основа формирования маркетинговых стратегий. 2. Стратегическое планирование на корпоративном и дивизиональном уровнях. 3. Стратегическое планирование на уровне стратегических бизнес-единиц. 4. Сущность и содержание маркетингового плана. 5. Оценка эффективности плана маркетинга | 14,8 | 2 | 4 | 8,8 | 1,2,3,4 | Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 3, конспекты, рефераты | Проверка ответов на вопросы самоконтроля, решение кейсов | |
4. | Тема 4. Управление маркетинговыми исследованиями 1. Субъекты маркетинговых исследований. Требования к исследователям. 2. Этапы маркетинговых исследований. 3. Виды информации. Методы получения информации. | 13 | 2 | 2 | 9 | 1,2,3,4 | Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 4, конспекты, рефераты | Проверка ответов на вопросы самоконтроля, решение кейсов | |
5. | Тема 5. Управление предложением ценности 1. Экономическая ценность продукта. Факторы формирования ценности товара для потребителя. 2. Процесс разработки и продвижения новой продукции. Коммерциализация рыночного запуска продуктовых инноваций. 3. Брендинг: определение, сущность, составляющие. Управление портфелем брендов. 4. Стратегическое управление ценообразованием. | 14 | 1 | 4 | 9 | 1,2,3,4 | Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 5, конспекты, рефераты | Проверка ответов на вопросы самоконтроля, решение лабораторной работы | |
ФКР | 1,2 | 1,2 | |||||||
Экзамен | 36 | 36 | |||||||
Всего часов: | 108 | 10 | - | 16 | 82 |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
дисциплины «Маркетинг-менеджмент»
на 1 семестр
заочной формы обучения
Рабочую программу осуществляют:
Лекции: д.э.н., доц., зав. кафедрой Е.И. Янгирова
Практические занятия: д.э.н., доц., зав. кафедрой Е.И. Янгирова
Вид работы | Объем дисциплины |
Общая трудоемкость дисциплины (ЗЕТ / часов) | 3/108 |
Учебных часов на контактную работу с преподавателем: | |
лекций | 4 |
практических/ семинарских | 2 |
лабораторных | 8 |
других (групповая, индивидуальная консультация и иные виды учебной деятельности, предусматривающие работу обучающихся с преподавателем) | 1,2 |
Учебных часов на самостоятельную работу обучающихся (СРС) | 83,8 |
Учебных часов на подготовку к экзамену/зачету/дифференцированному зачету (Контроль) | 9 |
Форма(ы) контроля:
Экзамен 1 семестр
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов: лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа и трудоемкость (в часах) | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (номера из списка) | Задания по самостоятельной работе студентов | Форма текущего контроля успеваемости (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.) | ||||
Всего | ЛК | ПР/СЕМ | ЛР | СРС, ФКР, Контроль | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Модуль 1. Маркетинг-менеджмент как фундамент успешного бизнеса. Организация и контроль маркетинга на предприятии | |||||||||
1. | Тема 1. Маркетинг-менеджмент и результативность бизнеса 4. Концепция маркетинг-менеджмента организации. Модели бизнеса. 5. Маркетинг и новые модели управления портфелем продуктов. Центральные маркетинговые категории. 6. Результативность бизнеса и маркетинга. Метрики маркетинговых результатов. | 19 | 1 | 2 | - | 16 | 1,2,3,4 | Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 1, конспекты, рефераты | Проверка ответов на вопросы самоконтроля, решение кейсов |
2. | Тема 2. Организация службы маркетинга на предприятии. Контроллинг и мониторинг в маркетинге 1. Общая характеристика службы маркетинга. 2. Структуры службы управления маркетингом. 3. Контроллинг и мониторинг в маркетинге. | 21 | 1 | 2 | 18 | 1,2,3,4 | Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2, конспекты, рефераты | Проверка ответов на вопросы самоконтроля, решение кейсов | |
Модуль 2. Разработка маркетинговых решений | |||||||||
3. | Тема 3. Стратегические маркетинговые решения 1. Сегментирование и позиционирование как основа формирования маркетинговых стратегий. 2. Стратегическое планирование на корпоративном и дивизиональном уровнях. 3. Стратегическое планирование на уровне стратегических бизнес-единиц. 4. Сущность и содержание маркетингового плана. 5. Оценка эффективности плана маркетинга | 20,8 | 1 | 2 | 17,8 | 1,2,3,4 | Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 3, конспекты, рефераты | Проверка ответов на вопросы самоконтроля, решение кейсов | |
4. | Тема 4. Управление маркетинговыми исследованиями 1. Субъекты маркетинговых исследований. Требования к исследователям. 2. Этапы маркетинговых исследований. 3. Виды информации. Методы получения информации. | 18 | - | 2 | 16 | 1,2,3,4 | Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 4, конспекты, рефераты | Проверка ответов на вопросы самоконтроля, решение кейсов | |
5. | Тема 5. Управление предложением ценности 1. Экономическая ценность продукта. Факторы формирования ценности товара для потребителя. 2. Процесс разработки и продвижения новой продукции. Коммерциализация рыночного запуска продуктовых инноваций. 3. Брендинг: определение, сущность, составляющие. Управление портфелем брендов. 4. Стратегическое управление ценообразованием. | 18 | 1 | 2 | 16 | 1,2,3,4 | Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 5, конспекты, рефераты | Проверка ответов на вопросы самоконтроля, решение лабораторной работы | |
Экзамен | 9 | ||||||||
ФКР | 1,2 | ||||||||
Всего часов: | 108 | 4 | 2 | 8 | 94 |
4. Фонд оценочных средств по дисциплине
4.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
ОК-1 - способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
Планируемые результаты обучения
(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)
Планируемые результаты обучения
(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)
Планируемые результаты обучения
(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)
Экзаменационные билеты
Экзамен является оценочным средством для всех этапов освоения компетенций.
Структура экзаменационного билета:
Экзаменационный билет содержит 2 вопроса.
Примерные вопросы для экзамена:
2. Цель, задачи, принципы, функции концепции маркетинг-менеджмента.
3. Концепции маркетинга.
4. Критерии эффективности работы отдела маркетинговых исследований.
5. Содержание маркетинговых решений. Уровни принятия маркетинговых решений.
6. Стратегия и тактика управления маркетингом. Основные элементы операционного маркетинга.
7. Маркетинговое планирование и его место в системе планов предприятия.
8. Этапы стратегического планирования маркетинга.
9. Схемы стратегического анализа (матрицы), используемые для выбора стратегии развития предприятия. Содержание портфельных маркетинговых стратегий (матрица БКГ, Матрица McKinsey).
10. Матрица Ансоффа. Матрица внешних приобретений.
11. Система угроз по Портеру. Матрица конкуренции Майкла Портера.
12. Стратегии, следующие из взаимоотношений с лидером рынка. Стратегии для последователей лидера рынка.
13. Риск в бизнесе. Характер воздействия риска. Виды рисков.
14. Оптимизация рисковых действий фирмы на рынке. Оценка уровня риска.
15. Конкурентная среда, конкурентное преимущество. Качество как фактор конкурентоспособности продукта и предприятия.
16. Комплекс маркетинговых конкурентных стратегий.
17. Сегментирование рынка. Основные признаки, критерии и методы сегментирования рынка.
18. Этапы выбора целевого рынка.
19. Основные методы прогнозирования спроса.
20. Стратегия сегментации. Типы конкретных стратегий сегментации (концентрированная сегментация, ассортиментная сегментация, дифференцированная сегментация).
21. Процедура позиционирования. Роль комплекса маркетинга в сегментации и позиционировании.
22. Маркетинговый план. Проверка стратегического плана на устойчивость.
23. Система показателей качества маркетинга. Эффективность маркетинга. Принципы эффективности управления маркетингом.
24. Субъекты маркетинговых исследований. Обязанности лиц, участвующих в маркетинговых исследованиях. Формальные требования к исследователям — необходимые умения и навыки.
25. Основные организационные этапы маркетинговых исследований. Содержание маркетингового анализа.
26. Формы опроса. Схемы проведения опроса. Уровень стандартизации в опросе. Характеристика наблюдения и характеристика эксперимента.
27. Фазы анкетирования. Типы вопросов в анкетах. Характеристика открытых и полуоткрытых вопросов.
28. Характеристика панельного метода получения информации. Типы панелей.
29. Беседа и интервью. Дискуссионное интервью. Метод фокус-групп: элементы технологии применения метода, параметры фокус-групп.
30. Понятие экономической ценности продукта. Факторы формирования ценности товара для потребителя.
31. Процесс разработки и продвижения новой продукции.
32. Тестирование продуктовых инноваций. Коммерциализация рыночного запуска продуктовых инноваций.
33. Брендинг: определение и сущность, его отличие от обыденных торговых марок. Основные составляющие бренда.
34. Жизненный цикл бренда.
35. Управление портфелем брендов.
36. Ценовые стратегии фирм, продающих товары на растущих рынках.
37. Управление ценами в фазе зрелости товара, в фазе сжатия рынка.
40. Бизнес-инжиниринг применительно к маркетинговой деятельности предприятия.
41. Организация службы маркетинга. Назовите принципы организации службы маркетинга. Основные блоки в структуре маркетинговой службы.
42. Взаимосвязи маркетинговой функции с другими функциями предприятия. Виды деятельности, охватываемые службой маркетинга на предприятии.
43. Три подхода к построению службы маркетинга: функциональная, дивизиональная и матричная структура организации.
44. Содержание культуры маркетинговой деятельности.
45. Стиль управления маркетингом. Права и обязанности работников службы маркетинга на предприятии.
46. Управленческие должности в службе маркетинга. Требования, предъявляемые к профессиональным и личностным качествам маркетологов. Матрица принятия маркетинговых решений.
47. Маркетинговый контроль. Задачи контроля выполнения плана маркетинга. Формы контроля. Тематические направления контроля.
48. Контроллинг в маркетинге. Уровни контроллинга в системе управления маркетингом. Механизм контроллинга и его блоки.
49. Мониторинг в маркетинге. Объекты мониторинга. Содержание Интернет-мониторинга потребителей.
50. Организационные формы аудита маркетинговой деятельности. Направления маркетингового аудита.
Образец экзаменационного билета:
Башкирский государственный университет | Направление подготовки 38.04.02 «Менеджмент» |
Институт экономики, финансов и бизнеса | Программа подготовки: Маркетинговое управление |
Кафедра управления проектами и маркетинга | Дисциплина «Маркетинг-менеджмент» |
Экзаменационный билет № 1
Зав. кафедрой Е.И. Янгирова
Критерии оценки по дисциплине «Маркетинг-менеджмент»:
Оценка «отлично» выставляется, если магистрант свободно оперирует терминологическим аппаратом, свободно разбирается в разделах дисциплины, демонстрирует творческое отношение к предмету и знание учебной литературы.
Оценка «хорошо» выставляется, если магистрант хорошо владеет терминологическим аппаратом (допуская некоторые неточности), хорошо разбирается в темах и разделах дисциплины, проявляет трудолюбие в работе с учебной литературой.
Оценка «удовлетворительно» выставляется: при удовлетворительном оперировании основным терминологическим аппаратом дисциплины (допуская некоторые ошибки в ответе), при посредственном знании разделов и тем дисциплины, при слабом знании учебной литературы по дисциплине.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется: при отсутствии умения оперирования терминологическим аппаратом дисциплины, при отсутствии знаний по разделам и темам дисциплины, при отсутствии знаний учебной литературы по дисциплине.
Вопросы и задания для текущего контроля
Тема 1. Маркетинг-менеджмент и результативность бизнеса
1. Что понимается под маркетинг-менеджментом? Объясните отличия положений маркетинг-менеджмента от положений общей теории маркетинга.
2. Какая особенность бизнеса становится особенно важной для успеха компании при ее работе в недетерминированной системе? Раскройте основные достоинства бизнеса по модели «пойми и отреагируй».
3. В чем состоит разница между маркетинговыми ресурсами и маркетинговыми активами компании? Как вы думаете, почему в промышленности роль материальных активов существенно выше, чем в фармацевтическом бизнесе?
4. Сформулируйте цель, задачи, принципы, функции концепции маркетинг-менеджмента.
5. Охарактеризуйте тенденции развития современных концепций маркетинга. Что выступает причинами формирования в современном бизнесе гиперконкуренции?
6. В силу каких причин бизнесу потребовалось расширительное – холистическое – применение инструментов маркетинга? Охарактеризуйте компоненты холистического маркетинга.
7. Что представляют ценности для потребителя?
8. Объясните разницу между стратегией и тактикой управления маркетингом. Где и почему цена ошибки руководителя будет выше? Выскажите соображения по поводу расширения комплекса маркетинга.
9. Какие новые модели управления портфелем продуктов вам известны, опишите их.
10. Охарактеризуйте центральные маркетинговые категории.
11. Дайте определение понятия «экономичность» и приведите примеры показателей, позволяющих оценить результативность деятельности компании на рынке.
12. Объясните, каким образом разработка и измерение показателей результативности бизнеса способствует улучшению работы организации. Прокомментируйте следующее высказывание: «Успешность маркетинга – вещь иррациональная и интуитивная. Результативность маркетинга невозможно прогнозировать и, следовательно, невозможно использовать алгоритмы в управлении им».
13. Какие критерии эффективности работы отдела маркетинговых исследований вы можете назвать?
14. Вновь созданная фирма приглашает на работу маркетолога, и вы решили попробовать себя в качестве маркетолога. Подготовьте список должностных обязанностей, которые, по вашему мнению, целесообразно: а) выполнять на первом этапе; б) которые возможно присоединить к обязанностям позже, в) о которых можно говорить лишь в отдаленной перспективе.
15. Компания, занимающаяся разработкой специализированного программного обеспечения для банков, открывает новую вакансию – менеджер по управлению эффективностью маркетинга. Ключевые показатели результативности для других подразделений внедрены и успешно применяются. Вас пригласили на собеседование. Аргументированно расскажите, как вы видите свою работу в компании, какие задачи готовы решать и за какие результаты готовы взять на себя ответственность.
16. Отечественная компания, продукт которой находится па стадии насыщения, рассматривает возможность открытия вакансии «менеджер по программам лояльности». Какие функциональные задачи могут быть поставлены перед кандидатом и какие ключевые показатели эффективности данного рабочего места наиболее точно будут отражать степень их выполнения?
17. Перед маркетологами компании стоит задача увеличить спрос на выпускаемую и продукцию. Какая метрика маркетингового результата будет наиболее точно оценивать выполнение данной задачи? Какие опережающие показатели (драйверы) должны быть установлены, чтобы обеспечить выполнение предложенного вами показателя?
18. Подберите статью, посвященную современной проблематике результативности маркетинга в России, и сделайте ее критический анализ.
19. Заполните таблицу, указав в ней тактические и стратегические функции маркетинга применительно к его основным составляющим:
Тактический маркетинг | Стратегический маркетинг | |
Товар | ||
Рынок | ||
Сбыт | ||
Ценообразование |
Тема 2. Организация службы маркетинга на предприятии.
Контроллинг и мониторинг в маркетинге.
Проработать и обосновать основные вопросы темы:
1. Что понимается под организацией службы маркетинга? Назовите принципы организации службы маркетинга. Какие основные блоки в структуре маркетинговой службы вы знаете?
2. Охарактеризуйте три подхода к построению службы маркетинга. Дайте характеристику функциональной структуре службы маркетинга.
3. Охарактеризуйте товарно-функциональную, рыночно-функциональную структуру службы маркетинга.
4. В чем заключается командная структура службы маркетинга?
5. Опишите матричную структуру службы маркетинга.
6. Охарактеризуйте организацию управления нововведениями.
7. В чем состоит содержание культуры маркетинговой деятельности?
8. Что понимается под стилем управления маркетингом? Изложите содержание требований к сотрудникам службы маркетинга.
9. Назовите некоторые управленческие должности в службе маркетинга. Перечислите требования, предъявляемые к профессиональным и личностным качествам маркетологов. Матрица принятия маркетинговых решений.
10. Почему необходима и как может осуществляться деловая связь маркетинга с другими функциональными подразделениями компании?
11. Что понимается под контроллингом в маркетинге? Назовите уровни контроллинга в системе управления маркетингом.
12. Охарактеризуйте механизм контроллинга и его блоки. Поясните, как осуществляется функционирование логического блока в контроллинге.
13. Как понимать мониторинг в маркетинге? Назовите объекты мониторинга.
14. Охарактеризуйте содержание Интернет-мониторинга потребителей.
15. Дайте характеристику активным и пассивным Интернет-технологиям анализа потребителей.
16. Что мы понимаем под маркетинговым контролем? Что такое стратегический контроль? Перечислите некоторые тематические направления контроля.
Тема 3. Стратегические маркетинговые решения
Проработать и обосновать основные вопросы темы:
1. Как происходит стратегическое планирование на разных уровнях организации? Раскройте понятия «стратегический маркетинг» и «операционный маркетинг». Поясните основные элементы операционного маркетинга.
2. Раскройте основные этапы стратегического планирования маркетинга. Назовите «постулаты стратегического планирования».
3. Охарактеризуйте содержание развивающего и поддерживающего маркетинга.
4. Какие схемы стратегического анализа (матрицы) используются для выбора стратегии развития предприятия? Охарактеризуйте общее содержание портфельных маркетинговых стратегий (матрица БКГ, Матрица McKinsey).
5. Сколько и какие стратегии предполагает матрица Ансоффа?
6. Охарактеризуйте матрицу внешних приобретений.
7. Дайте характеристику системе угроз по Портеру. Охарактеризуйте матрицу конкуренции Майкла Портера.
8. Опишите стратегии, следующие из взаимоотношений с лидером рынка. Охарактеризуйте стратегии для последователей лидера рынка.
9. Риск в бизнесе. Охарактеризуйте рисковую ситуацию на рынке с позиций маркетолога. Характер воздействия риска.
10. Назовите виды известных вам рисков. Выскажите собственное мнение о формах проявления кредитного и инвестиционного риска при управлении маркетингом.
11. Оптимизация рисковых действий фирмы на рынке. Оценка уровня риска.
12. Конкурентная среда, конкурентное преимущество. Качество как фактор конкурентоспособности продукта и предприятия.
13. Комплекс маркетинговых конкурентных стратегий.
14. Раскройте понятие «сегментирование рынка». Назовите основные признаки, критерии и методы сегментирования рынка.
15. Что является объектом анализа привлекательности рынка? Из каких разделов состоит конъюнктурный обзор рынка?
16. Этапы выбора целевого рынка.
17. Охарактеризуйте основные методы прогнозирования спроса.
18. Стратегия сегментации. Типы конкретных стратегий сегментации (концентрированная сегментация, ассортиментная сегментация, дифференцированная сегментация).
19. Что включает в себя маркетинговый план? Что включает в себя проверка стратегического плана на устойчивость?
20. Охарактеризуйте систему показателей качества маркетинга. Что понимается под эффективностью маркетинга?
21. Назовите принципы эффективности управления маркетингом. Охарактеризуйте принцип стратегической интеграции, применяемый при исследовании эффективности маркетинга.
22. Каковы основные пути совершенствования маркетинга, ведущие к повышению его качества и эффективности?
23. В чем состоит содержание социальной эффективности маркетинга
Тема 4. Управление маркетинговыми исследованиями
Проработать и обосновать основные вопросы темы:
1. Кто является субъектом маркетинговых исследований? Дайте характеристику должности и обязанности лиц, участвующих в маркетинговых исследованиях.
2. Перечислите некоторые формальные требования к исследователям — необходимые умения и навыки. Назовите некоторые неформальные требования к исследователям.
3. Какие основные организационные этапы маркетинговых исследований вы знаете? Охарактеризуйте содержание маркетингового анализа.
4. Укажите виды информации по назначению, а также по регулярности поступления. Перечислите формы опроса. Какие схемы проведения опроса можно выделить? Какие формы опроса предполагают свободную схему проведения опроса?
5. Перечислите параметры, которыми характеризуются опросы. Что понимается под уровнем стандартизации в опросе?
6. Дайте определение и характеристику наблюдения. Дайте определение и характеристику эксперимента.
7. Дайте характеристику возможностям применения Интернет-сети для получения первичной и вторичной информации.
8. Назовите и охарактеризуйте фазы анкетирования. Перечислите типы вопросов в анкетах. Охарактеризуйте открытые и полуоткрытые вопросы.
9. В чем состоит содержание корреспондентского способа анкетного опроса? Охарактеризуйте структуру анкеты. Назовите не менее пяти рекомендаций, которых следует придерживаться при составлении анкеты.
10. Дайте характеристику панельного метода получения информации. Перечислите типы панелей и охарактеризуйте их. В чем проблема применения потребительских панелей. Относится ли панельное обследование к выборочному?
11. В чем сходство, особенности и отличия беседы и интервью? Дайте характеристику и определение беседы и интервью. Что понимается под дискуссионным интервью?
12. Дайте определение метода фокус-групп. Перечислите и охарактеризуйте не менее семи элементов технологии применения метода, а также параметры фокус-групп. Охарактеризуйте достоинства и недостатки метода фокус-групп.
13. Для решения каких задач маркетинга может применяться выборка? Что кроме расчета объема выборки и оценки ее точности может дать применение выборочного метода в маркетинге? Какие параметры задаются при расчете объема выборки?
Тема 5. Управление предложением ценности
Проработать и обосновать основные вопросы темы:
1.Понятие экономической ценности продукта. Факторы формирования ценности товара для потребителя.
2. Ценность как маркетинговый инструмент управления прибылью компании.
3. Процесс разработки и продвижения новой продукции: создание и отбор идей.
4. Разработка концепции новой продукции.
5. Тестирование продуктовых инноваций.
6. Коммерциализация рыночного запуска продуктовых инноваций.
7.Брендинг: определение и сущность, его отличие от обыденных торговых марок.
8. Основные составляющие бренда.
9. Бренд-аудит.
10. Жизненный цикл бренда.
11. Управление портфелем брендов.
12. Условия принятия ценовых решений при выводе на рынок новых товаров и работе на пионерных рынках.
13.Ценовые стратегии фирм, продающих товары на растущих рынках.
14. Управление ценами в фазе зрелости товара.
15. Формирование цен в фазе сжатия рынка.
Описание методики оценивания:
Критерии оценки ответов на контрольный вопрос
Критерии оценивания | Оценка |
Дан полный, развернутый, обоснованный ответ, в соответствии с правилом ТАП («тезис» - «аргумент» - «поддержка»): ответ содержит верный тезис или формулировку определения, логически верное обоснование, пример из практики, или описание решения в конкретной ситуации | Отлично |
Дан в целом верный ответ, однако один из элементов ТАП в структуре ответа отсутствует, неверен или противоречит верному ответу («тезису»): в логическом рассуждении наличествуют ошибки, противоречия | Хорошо |
Дан неполный ответ, два элемента ТАП в структуре ответа отсутствуют, пример из практики в конкретной ситуации отсутствует | Удовлетворительно |
Ответ отсутствует. | Неудовлетворительно |
Тематика рефератов (эссе)
1. Базовая и добавленная полезность. Рациональные и эмоциональные составляющие полезности товара.
2. Брэнд и торговая марка – сходство и отличия.
3. Внутренняя взаимосвязь и взаимозависимость инструментов маркетингового комплекса.
4. Интегрированные маркетинговые коммуникации.
5. Информационная деятельность в маркетинге.
6. Информационная деятельность и информационная индустрия как доминирующие факторы общественного прогресса и становления информационной цивилизации.
7. Информационное обеспечение стратегического планирования маркетинга.
8. Использование «психологических» методов при установлении конечных рыночных цен.
9. Коммуникационные наборы и инструменты маркетинговых коммуникаций.
10. Комплекс маркетинга как инструмент взаимодействия с целевым рынком.
11. Конкурентоспособность продукции.
12. Контроллинг и аудит маркетинговых решений.
13. Конфликты в каналах распределения и методы их разрешения.
14. Критерии и методы сегментации.
15. Маркетинг отношений.
16. Маркетинговая информационная система. Основные этапы проведения маркетинговых исследований.
17. Маркетинговые решения на корпоративном, функциональном и инструментальном уровнях.
18. Маркетинговые решения по выбору целевых сегментов рынка
19. Маркетинговые решения по обеспечению роста компании.
20. Маркетинговые решения по обоснованию конкурентных преимуществ компании на рынке.
21. Маркетинговые решения по позиционированию.
22. Маркетинговые решения по развитию стратегических направлений (структуры) бизнеса.
23. Маркетинговые функции каналов распределения. Обеспечение доступности товаров конечному потребителю.
24. Маркетинговый подход в деятельности фирмы.
25. Методика анализа внутренней и внешней маркетинговой среды.
26. Методика разработки плана маркетинга.
27. Методы оценки конкурентоспособности товаров.
28. Методы проведения маркетинговых исследований.
29. Мировая практика управления маркетингом на предприятии.
30. Модель интегрированных маркетинговых коммуникаций.
31. Организационные аспекты контроля маркетинга.
32. Организационные аспекты развития маркетинга.
33. Организация маркетинговой службы предприятия.
34. Основные этапы портфельного анализа. Стратегические хозяйственные единицы.
35. Основные этапы проведения стратегического анализа конкурентной среды.
36. Оценка эффективности маркетинговой программы.
37. Перспективы использования брэндинга в маркетинговых технологиях.
38. Позиционирование товара на рынке.
39. Разработка бюджета маркетинга.
40. Разработка маркетинговых стратегий деятельности предприятия
41. Разработка стратегического плана маркетинга на предприятии.
42. Распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом.
43. Роль стратегического маркетинга в рыночной системе хозяйства.
44. Современные концепции внутрифирменного управления.
45. Стратегии ценообразования.
46. Стратегическая маркетинговая программа. Разработка стратегии развития предприятия.
47. Управление каналами распределения.
48. Управление товарным ассортиментом.
49. Функциональные связи маркетинга в компании.
50. Целевые сегменты рынка как точка приложения маркетинговых усилий компании.
Критерии оценивания рефератов | Оценка |
Задание выполнено полностью: цель выполнения реферата успешно достигнута; основные понятия определены; работа выполнена в полном объёме. | 5 |
Задание выполнено: цель выполнения реферата достигнута; однако работа выполнена не в полном объёме. | 4 |
Задание выполнено частично: цель выполнения реферата не полностью достигнута, решены лишь отдельные задачи | 3 |
Задание не выполнено, цель выполнения реферата не достигнута. | 2 |
Темы лабораторных работ
Выбор контрольного задания студентом осуществляется самостоятельно по последней цифре его зачетной книжки на основе следующей таблицы.
Выбор заданий лабораторной работы
Последняя цифра зачетной книжки | Вариант задания | |
Номера теоретических вопросов | Номера практического задания | |
1 | 1, 11 | 1 |
2 | 2, 12 | 2 |
3 | 3, 13 | 3 |
4 | 4, 14 | 4 |
5 | 5, 15 | 5 |
6 | 6, 16 | 6 |
7 | 7, 17 | 7 |
8 | 8, 18 | 8 |
9 | 9, 19 | 9 |
0 | 10, 20 | 10 |
СПИСОК ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Теоретические вопросы
Практические задания
(выполняются на примере конкретной компании, отрасли, ситуации)
Задание 1.
Воспользуйтесь данными таблицы
Таблица 1- Показатели положения продукта на рынке в 2010-2012 гг.
№ п/п | Показатели | Метод расчета | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
1 | Объем продаж отрасли, тыс. шт. | 2 000 | 2 100 | 2 205 | |
2 | Доля рынка компании | 0,03 | 0,03 | 0,04 | |
3 | Средняя цена единицы продукции, руб. | 5 000 | 5500 | 6 000 | |
4 | Переменные издержки на единицу продукции, руб. | ||||
5 | Валовая прибыль на единицу продукции, руб. | 3-4 | 2 000 | 2 375 | 2 500 |
6 | Объем продаж компании, тыс. шт. | 1х2 | 1 500 | 1 575 | 2 205 |
7 | Объем реализации, тыс. руб. | 3х6 | 300 000 | 346 500 | 529 200 |
8 | Валовая прибыль, тыс. руб. | 5х6 | 120 000 | 149 625 | 220 500 |
9 | Накладные расходы, тыс. руб. | 50 000 | 50 000 | 87 500 | |
10 | Чистая прибыль, тыс. руб. | 8-9 | 70 000 | 99 625 | 133 000 |
11 | Расходы на рекламу и продвижение, тыс. руб. | 20 000 | 25 000 | 25 000 | |
12 | Расходы на сбыт и распределение, тыс. руб. | 17 500 | 25 000 | 27 500 | |
13 | Расходы на маркетинговые исследования, тыс. руб. | 2 500 | 3 000 | 3 750 | |
14 | Чистая операционная прибыль, тыс. руб. | 30 000 | 46 625 | 76 750 |
Оцените маркетинговую деятельность фирмы:
• дайте вашу оценку слабых и сильных сторон компании;
• постройте модель Бостонской консалтинговой группы для данной компании и дайте анализ тенденций изменения доли рынка в зависимости от объема продаж компании;
•дайте анализ пунктов с 10-го по 14-й включительно;
• проследите, какие расходы влияют на прибыль компании, и каким образом маркетинговая деятельность, по вашему мнению, может привести к сокращению или увеличению части расходов при условиях, что доли рынка компании составят в 2013 г. соответственно: а) 0,04; б) 0,042; в) 0,03;
• каким образом принцип управленческого риска может быть использован для оптимизации поведения фирмы на рынке.
Задание 2.
«Свежая вода» - оправданы ли меры по увеличению оборота компании на рынке?
(В данном случае НДС не учитывается)
Введение. Компания «Свежая вода» – компания, выпускающая минеральную воду, полностью заменила оборудование и сформировала новую систему управления. Ее основной рынок (70 %) составляет население небольшого города (население 1200 тыс. жителей). Остальная продукция реализуется в областях.
В основном минеральная вода реализуется через розничную продажу и через мелкооптовые предприятия. Ниже приведены некоторые данные потребления минеральной воды:
Таблица 2
Потребление | 1980 г. | 1990 г. | 2000 г. | 2005 г. | 2010 г. |
на душу | |||||
населения (в литрах) | |||||
45 | 68 | 76 | 69 | 80 |
Таблица 3-Объем продаж компании «Свежая вода» менялся так:
Продажи (в гектолитрах) | 1980 г. | 1990 г. | 2000 г. | 2005 г. | 2010 г. |
85 | 40 | 160 | 140 | 170 |
Компания Свежая вода сталкивается с конкуренцией со стороны:
Состав комплекса маркетинга
Продукт. Компания продает воду в пластиковых бутылках и бутылях под торговой маркой «Свежая вода». Важное значение имеет то, насколько известны марки в городе. По мнению экспертов, вода выпускаемая компанией «Свежая вода» сравнимо с водой высшего качества (категория А).
Цена. Цена пластиковой бутылки такая же, как и у крупных компаний, которые являются непосредственными конкурентами. Ниже представлены розничные цены:
Таблица 4
Категория | Емкость | Емкость |
500 мл | 1000 мл | |
А | 15 руб. | 80 руб. |
Б | 10 руб. | 60 руб. |
Оптовые цены на пластиковые бутыли емкостью 1000 мл:
Распределение. Распределение происходит по двум каналам:
Продвижение. Для продвижения товара на рынок используются различные инструменты. Ниже приведены данные, которые дают примерное представление об их значимости.
Таблица 5
Тара | Торговые представители | Стимулирование (скидки) | Обслуживание | Реклама |
Пластиковые бутылки | 2 | 2 | 2 | 2 |
Пластиковые бутыли | 2 | 5 | 1 | 3 |
1 - неважно, 3 - важно |
В связи с тем, что часть мощностей компании в последнее время остается свободной, менеджер по продукту Свежая вода обдумывает предложение, которое он собирается сделать руководству. Компания может оказаться одной из немногих, которая выпускает минеральную воду в пластиковых бутылях, предназначенных для индивидуального потребителя вместимостью 10000 мл. Затемненный толстый пластик защищает воду от вредных воздействий света, и вода может оставаться свежей в течение долгого времени.
Пустые бутыли могут использоваться повторно. Испытания показали, что это удачная форма упаковки и вкус воды в таких бутылях считается лучшим, чем вкус воды из обычной пластиковой бутылки. Открытая бутылка воды еще в течение месяца (30 дней) сохраняет свою свежесть.
Дополнительные сведения. Бутыли модно приобрести у компании, которая занимается производством пластиковой продукции по цене 250 руб. за 1 шт. при объеме партии 20 тыс. штук. Срок службы бочонка - 2 года при правильном использовании. В среднем бочонок можно наполнять 15 раз в год.
Постоянные затраты на наполнение, включающие расходы на зарплату, оборудование, помещение, в течение года составляет 5 млн. руб. Переменные расходы, связанные с заполнением 1 бутыли - 4 руб.
Годовой рекламный бюджет для стимулирования использования бутылей - 3 млн. руб. При установлении отпускной цены предприятие обычно добавляет 15 % к себестоимости воды.
Другие переменные расходы на гектолитр:
Вопросы и задания:
1. Определите долю рынка компании «Свежая вода» в городе.
2. Что можно предложить компании «Свежая Вода» для увеличения товарооборота?
3. Каким образом можно расширить товарную линейку компании «Свежая Вода»? Как вы считаете, какие способы продвижения можно предложить компании «Свежая Вода»?
4. Оцените целесообразность реализации проекта выпуска бутылей (определите рыночную долю в точке безубыточности).
5. Рассчитайте по какой цене можно было бы продавать бутыли с водой категории А?
6. Какое уникальное торговое предложение компания «Свежая Вода» можно использовать в стратегии позиционирования?
7. Назовите основных конкурентов компании на рынке, что нужно предпринять в первую очередь для увеличения доли рынка?
Задание 3.
Задание 4.
Вопросы для обсуждения
1. Оцените организационную и стратегическую модель «Офракома» в России. В чем ее преимущества и недостатки?
2. Какую организационную структуру можно предложить центральному офису «Офракома»?
Задание 5.
Анализ рынка
Рынок хлебопродуктов — один из самых неэластичных и к тому же самых емких рынков продуктов питания. В Великобритании, например, объем продаж достигает 30 млрд. фунтов стерлингов в год. Развитие рынка в России определяется микроэкономической тенденцией отставания темпов уменьшения покупательной способности рубля от темпов инфляции. Это обусловливает рост емкости российского рынка и проявляется в уменьшении покупательной способности иностранных валют на российском рынке.
За шесть лет паритет покупательной способности доллара США по потребительской корзине уменьшился в России в три раза. Прогнозируемая тенденция состоит в дальнейшем относительном росте покупательной способности рубля в четыре-пять раз в последующие пять-шесть лет, т.е. в увеличении платежеспособности спроса на одну треть (33%) в год. Поскольку емкость рынка в натуральном выражении хлебопродуктов ограничена, негибка и достаточно постоянна (неэластичный спрос на товар), рост платежеспособности не будет вести к увеличению количества приобретаемого товара, однако будет существенно меняться ассортимент хлебопродуктов: значительно расширяться за счет предложения более изысканных и более дорогих изделии (с 0,2 долл. США в настоящем до оценочного уровня 0,7 долл. через пять лет). Одновременно с расширением предложения ассортимента будет расти конкуренция со стороны уже существующих производителен качественных хлебопродуктов и вновь создаваемых предприятий. Так, уже 50% рынка качественного хлеба в Москве приходится на фирмы: «Австралийская пекарня», «Немецкая пекарня», «Швейцарская пекарня», «Монреальский хлеб», остальная доля — пекарня «Московский хлеб». Однако конкуренция не ощущается —пекарни работают на полных мощностях, и рынок высококачественного хлеба далек от насыщения. Из-за отсутствия конкуренции уровень цен на этом рынке несколько завышен. Например, «Московскому хлебу» из-за большого количества заказов в ноябре 1993 г. пришлось увеличить отпускные цены с 90 центов до 1 долл. 10 центов, что довело розничную цену до 1 долл. 55 центов. На этом примере можно проследить присущую российскому рынку специфику все поглощаемости. Часть потребителей предпочитает заплатить в десять раз большую цену за действительно качественный товар — индивидуально упакованный и уже нарезанный хлеб, соответствующий западным стандартам по вкусовым и потребительским характеристикам, чем приобретать традиционный местный батон. Отметим, что цена 1 долл. 50 центов в два-три раза превышает среднеевропейский уровень — 50-80 центов за 400-граммовый хлеб.
Сегмент рынка для такого хлеба состоит из потребителей с месячным доходом более 500 долл. США, регулярно совершающих покупки в валютных супермаркетах. Ориентировочный объем годовых продаж через системы «Бейкофф» в соответствия с планом установки самих систем из расчета 300 кг в день на одну систему составит: 900 т хлеба — через год, 3600 т — через два года, 9000 т — через три года, 27000 т — через пять лет. Или около 2 млн. долл. через, год около 7500000 долл. — через два года, около 20000000 долл. — через три года, около 60000000 долл. — через пять лет.
Из них 50% — оборот розничной сети, 50% — оборот начального производства замороженного теста.
Потенциальный рынок для оборудования «Бейкофф» в Москве состоит из 190 универмагов и гастрономов и 750 мелких булочных. По цене системы стандартной комплектации 50000 долл. годовой объем продаж составит 500000 долл. в первый год, 1500000долл. — за второй год, 3000000 долл. — за третий, 5000000 — за четвертый и пятый годы. Учитывая особенности российского рынка, продажи в течение первых двух лет планируются на условиях отсрочки полной выплаты стоимости оборудования на шесть месяцев. Ситуация осложняется характером приватизации в Москве, где торговые точки переходят в собственность трудовых коллективов, не имеющим доступа к банковским кредитам и не обладающих какими-либо существенными собственными средствами. Однако на первоначальном этапе планируется изучить возможность продавать оборудование фирмам или предпринимателям, которые будут строить свои отношения с собственником помещения на условиях аренды. Будет изучена возможность предоставления технического центра для осуществления предпродажного и гарантийного обслуживания систем «Бейкофф». Наряду с системами «Бейкофф» будут предложены к продаже средние, мелкие и мини-пекарни — также продукция МОНО. При успешном осуществлении проекта объем продажи улучшителя компанией ПЮРАТОС только для систем «Бейкофф» составит 180 т в год, или около 500000 марок. Общий объем первоначальных инвестиций составит 1,5-2 млн. долл. Срок окупаемости — около двух лет.
Вопросы и задания
1. Проанализируйте исходную информацию и сформулируйте мотивы и цели выхода фирм МОНО и ПЮРАТОС на российский рынок.
2. Как можно позиционировать систему «Бейкофф» на российском рынке? Каковы ее недостатки?
3. Охарактеризуйте целевые сегменты на российском рынке хлебопродуктов и систем «Бейкофф».
4. Разработайте ценовую и товарную стратегии для фирм МОНО и ПЮРАТОС на пятилетнюю перспективу.
Задание 6.
Стратегическое планирование на фирме "Сирс"
В конце 70-х годов корпорация "Сирс, Робак энд Компани" утратила свою конкурентоспособность и столкнулась с тем, что некоторые наблюдатели назвали "кризисом имиджа марки фирмы". Розничная торговля становилась зрелой отраслью и конкуренция была отчаянной. Покупатели тратили уменьшающуюся часть своего дохода на товары длительного пользования, такие как бытовые приборы и мебель, где "Сирс" занимала традиционно сильные позиции. Между тем, "Сирс" медленно реагировала на необходимость модернизировать ту часть своей деятельности, которая связана с товарами кратковременного пользования. Попытки подстегнуть продажи путем снижения цен привели к значительному росту объема продаж, на дало снижение прибыли. Согласно президенту фирмы "Сирс" Джерому Россу: "Если "Сирс" хотела выжить, не говоря уже о расширении, то мы должны были шевелиться быстрее. Пришло время оживить нашу торговую базу, улучшить прибыльность и перевести "Сирс" в новые развивающиеся отрасли, где можно было воспользоваться ее традиционно сильными сторонами". Наряду с некоторыми другими изменениями, руководство "Сирс" решило диверсифицировать деятельность фирмы и проникнуть в новые области предпринимательства. Одним из первых действий, предпринятых для поддержки новых усилий в направлении диверсификации, было создание корпоративного комитета по стратегическому планированию, в состав которого вошли руководители отделов торговли, страхования и недвижимого имущества. В начале обсуждений были большие разногласия относительно направления будущего развития компании. В то время как одни руководители считали, что компания должна остаться в своей традиционной отрасли - розничной торговле, - другие хотели расширения деятельности в перспективные быстроразвивающиеся отрасли, например, телесвязь и домашние развлекательные программы. Для выработки стратегии диверсификации, которую большинство членов комитета могли поддержать, комитет разработал систематический процесс изучения и оценки. Этот процесс предполагал изучение целых отраслей с целью выявления потенциальных возможностей их роста и прибыли и включал анализ того, как "Сирс" может внести в новое дело свои специфические сильные элементы - репутацию, маркетинг или финансовую мощь. Комитет определял ориентиры, относящиеся к величине отрасли, потенциальному объему продаж и прибыли, отрезку времени, необходимому, чтобы "Сирс" стал основным фактором. Кроме того, новый бизнес должен был ориентироваться на потребителя и быть таким, в котором имя и репутация "Сирс" стала бы конкурентным отличительным признаком. И наконец, этот бизнес должен быть чем-то, что может осуществляться на национальном уровне при помощи сотен магазинов розничной торговли, расположенных по всей стране. Именно эти систематические усилия привели к решению фирмы "Сирс" сосредоточиться на финансовых услугах для потребителей - то, что сейчас называется "Сирс Файненшл Нетуорк" (Финансовая Сеть "Сирс"). "Сирс" обладала многими признаками организации финансового обслуживания потребителей, благодаря своим 26 млн. активных счетов с расчетом по кредитным карточкам и входящей в ее состав фирме "Оллстейт Иншуранс Компани". Усилия комитета привели к приобретению "Дин Уиттер энд Колдуэлл Бэнкер" и к внедрению хорошо принятой клиентами каточке "Дискавер" - при этом используются каналы сбыта по магазинам.
Вопросы и задания:
1. Как ценности членов комитета стратегического планирования повлияли на их отношение к диверсификации?
2. Что руководством воспринимается как основные сильные стороны "Сирс"?
3. Судя по тексту, какую стратегическую альтернативу выбрала "Сирс"?
4. Что вы думаете относительно процесса, который используется комитетом стратегического планирования при разработке плана диверсификации?
Задание 7.
Задание 8.
Задание 10.
Потребитель всегда прав
Фирма Harris Queensway первоначально занималась торговлей коврами. В 1957 г. она владела лишь тремя магазинами в Лондоне. Дважды фирма принимала решения о диверсификации своей деятельности: в 1980 г. она приобрела компанию по продаже мебели, и это новое отделение через семь лет имело уже более четырехсот торговых точек; в 1986 г. Queensway приобрела фирму по продаже электротоваров и еще одну компанию, которая занималась торговлей мягкой мебелью. Прибыль фирмы Queensway стала стремительно расти, и если в 1986 г. она составила около 12 млн. ф. ст., то через год превысила 40 млн. ф. ст. Однако ухудшение экономической конъюнктуры, ставшее заметным уже в 1988 г., привело компанию к гибели: прибыль, полученная за три последних года, была сведена к нулю. Основатель компании, сделавший состояние на буме розничной торговли за последние несколько лет, покинул свое детище. Приобретения 1986 г. были проданы. Попытка восстановить компанию в 1990 г. провалилась. В этот период времени проблемы компании во многом зависели от сокращения расходов потребителей. В продажах мебели и ковров образовался застой, поскольку новые дорогие вещи большинство семей стало покупать лишь после износа старых.
Исследование показало, что цены на товары фирмы Queensway вполне сопоставимы с уровнем доходов потребителей. Но конкурирующие фирмы устанавливали более гибкие цены, предлагали разнообразные скидки, привлекательные кредиты, подкрепляемые интенсивным продвижением товаров.
Находясь в большом убытке, фирма Queensway не могла снижать цены для роста продаж. А это в свою очередь практически лишило ее ассигнований на коммуникационную политику и кредиты поставщикам, что их заметно насторожило. Было отмечено, что улучшение дизайна практически не влияет на уровень продаж, поэтому розничные торговцы уделяли основное внимание складам, состоянию продаж, количеству и качеству предоставляемых покупателям услуг. Философия компании — продавать то, что легко продается, была прямо противоположна современному маркетингу.
Отраслевые маркетинговые исследования покупателей ковров и мебели показали, что эти товары начинают привлекать внимание людей, когда они переезжают в новый дом. Это могут быть люди, впервые покупающие дом (новый или перестроенный). Обычно они располагают скромным бюджетом, выбирают небольшие комнаты и внимательно относятся к дизайну. Молодожены (или собирающиеся пожениться) предпочитают более просторные комнаты и дома большого размера, несмотря на скромный бюджет. Дизайн для них достаточно важен. Растущие семьи, которые покупают новый дом по необходимости, более состоятельны, предпочитают многокомнатные дома с садом. Для них главный приоритет — дети, а мебель — функциональное дополнение интерьера.
Категория потребителей «мы опять вдвоем» — дети уже покинули дом, возможности высокие, большое число просторных комнат, больше свободного времени — часто превращается в категорию «вновь уединившиеся», покупая квартиру или небольшой одноэтажный домик с верандой. При достаточно высоком доходе, маленьких комнатах, значительном количестве свободного времени они осознают, что с возрастом их доход будет уменьшаться.
Потребители попали под влияние фирм, которые в 80-е годы часто обновляли ассортимент. И когда фирма Queensway стала использовать тактику скидок с цен, не обеспечив наличие необходимого ассортимента товаров в хорошо обставленных магазинах с профессиональным обслуживанием, она отпугнула многих покупателей.
Компания игнорировала принципы маркетинга: она не консультировала покупателей и не изучала их предпочтения, а стремилась достигнуть роста продаж, изменяя цены. В 90-е годы в структуре компании не было и отдела маркетинга, так как с увольнением многих специалистов в трудные для фирмы времена он прекратил свое существование.
В конце 80-х годов предпочтение английских потребителей мебели и ковров характеризовалось следующими параметрами: качество и соответствующая его уровню цена, дизайн и имидж фирмы, долговечность, условие доставки, безопасность.
В период спада, когда спрос на ковры и мебель упал, фирма несколько изменила направленность: она пыталась завоевать сегмент покупателей со средним уровнем доходов и переориентировалась на торговлю со скидкой вдоль крупных магистралей. Вскоре торговля улучшилась, компания стала уделять внимание сервису, дизайну товара, работе с клиентами. Ее имидж компании для потребителей со средним уровнем дохода начал закрепляться. К сожалению, не хватило наличных средств для удовлетворения новых запросов универмагов, в результате чего изменился уровень предоставляемых ими услуг. Но покупателей смущало не только это: компания Queensway, предоставляющая скидки, перестала быть таковой.
Все это иллюстрирует проблему позиционирования, понимания потребителей и необходимости реакции на их поведение.
Вопросы и задания
1. Каковы целевые сегменты фирмы Queensway и ее соответствующее позиционирование?
2. Каким образом фирма стремилась охватить дополнительные сегменты?
3. Какие факторы в наибольшей степени влияли на принятие решения о покупке на данном рынке, и как использовала это компания для повышения эффективности своей деятельности?
4. Каким образом может быть изучено отношение покупателей к товарам конкурирующих фирм?
5. Предложите пути выхода компании из сложного положения.
Описание методики оценивания:
Критерии оценивания | Оценка |
Лабораторная работа подготовлена к выполнению, обучаемый знает цель лабораторной работы; задания решены без ошибок с первого раза, правильно выбраны решения заданий; правильно выполнены расчёты и даны обоснования, обучающийся понимает, что они значат; полно даны ответы на контрольные вопросы; отчёт оформлен аккуратно, сделаны выводы. | 5 |
Лабораторная работа подготовлена к выполнению, обучаемый знает цель лабораторной работы; задания решены с ошибками, потребовалась дополнительная помощь преподавателя, правильно выбраны методики решения заданий; расчёты выполнены с консультацией преподавателя; полно даны ответы на контрольные вопросы; отчёт оформлен аккуратно, сделаны выводы | 4 |
Лабораторная работа подготовлена к выполнению, обучаемый знает цель лабораторной работы; задания (кейсы) выполнены с ошибками, потребовалась дополнительная помощь преподавателя, правильно выбраны методики решения заданий; с ошибками выполнены расчёты, даже с консультацией преподавателя или обучающийся не может обосновать ответ; расчеты; даны ответы на контрольные вопросы | 3 |
Лабораторная работа подготовлена к выполнению, обучаемый не знает цель лабораторной работы; задачи (кейсы) решены с ошибками, потребовалась дополнительная помощь преподавателя, неверно выбраны методы решения задач; не выполнены расчёты; не даны ответы на устные контрольные вопросы; отчёт оформлен небрежно, выводы не сделаны | 2 |
Тестовые задания
Пример заданий для тестового контроля уровня усвоения учебного материала
Тестирование уровня усвоения основных понятий, концепций, теоретических моделей (10 тестовых вопросов, контрольное время 7 мин, 9-10 правильных ответов – «отлично», 7-8 – «хорошо», 5-6 – «удовлетворительно», до 4 – «неудовлетворительно»).
1) «Маркетинговое управление предприятием означает формирование нового образа мышления»
2) «Механизмом маркетингового управления является коммуникативная связь предприятия с рынком»
А. 1 и 2 – верно
Б. 1 – верно, 2 – неверно
В. 1 – неверно, 2 – верно
Г. 1 и 2 – неверно
2. Топ-менеджер по маркетингу обосновывает предложения по развитию одной из бизнес-единиц в общей структуре развития компании. В его распоряжении следующие данные:
В какой зоне матрицы БКГ находится данная бизнес-единица?
А. Звёзды
Б. Дойные коровы
В. Трудные дети
Г. Собаки
3. Автомобильный дилер рассматривает возможность расширения своей деятельности. Он должен сделать выбор между включением автомобильных аксессуаров в ассортимент своих товаров, а также оценить возможность продажи цветов, безалкогольных напитков и сигарет. Если воспользоваться матрицей Ансоффа, то дилер должен сделать выбор между:
А. Развитием продукта и диверсификацией
Б. Проникновением на рынок и развитием продукта
В. Интеграцией и развитием рынка
Г. Проникновением на рынок и развитием рынка
4. Вертикальная интеграция означает:
А. Поглощение конкурентов
Б. Гибкая политика цен
В. Расширение потенциального рынка
Г. Принятие предприятием предшествующей или последующей стадии производственной цепи
5. Менеджер по продукту имеет следующие данные о продажах своего продукта:
объем продажи 9500 изделий
постоянные издержки 23750 руб.
переменные издержки 1 руб. на изделие
отпускная цена производства 5,5 руб. за изделие (без НДС)
розничная цена 8,45 руб. за изделие (с учетом НДС).
Менеджер по продукту намерен снизить отпускную цену на 10% при условии, чтобы общая прибыль не уменьшилась, сколько изделий должно быть продано после снижения цены для того, чтобы общая прибыль осталась без изменений?
А. 13103
Б. 10823
В. 15797
Г. 10900
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Маркетинг-менеджмент
Вариативная часть
Программа магистратуры
Направление подготовки (специальность)
38.04.02 Менеджмент
Программа подготовки: «Маркетинговое управление»
Квалификация
магистр
Разработчик (составитель): д.э.н., зав. кафедрой | Е.И. Янгирова |
Уфа 2018 г.
Составитель / составители: ______________________________
Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ___________________ протокол от «_____» ________________ 20__ г. № _____
Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу дисциплины, утверждены на заседании кафедры ____________________________________________________,
протокол № ____ от «____» ____________ 20 _ г.
Заведующий кафедрой ___________________/ _____________Ф.И.О/
Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу дисциплины, утверждены на заседании кафедры ____________________________________________________,
протокол № ____ от «____» ____________ 20 _ г.
Заведующий кафедрой ___________________/ _____________Ф.И.О/
Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу дисциплины, утверждены на заседании кафедры ____________________________________________________,
протокол № ____ от «____» ____________ 20 _ г.
Заведующий кафедрой ___________________/ _____________Ф.И.О/
Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу дисциплины, утверждены на заседании кафедры ____________________________________________________,
протокол № ____ от «____» ____________ 20 _ г.
Заведующий кафедрой ___________________/ _____________Ф.И.О/
Список документов и материалов
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 4
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.. 5
3. Содержание рабочей программы (объем дисциплины, типы и виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся) 6
4. Фонд оценочных средств по дисциплине. 14
4.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 14
4.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 20
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 34
5.1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 52
5.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и программного обеспечения, необходимых для освоения дисциплины.. 53
6. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 54
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:
Результаты обучения | Формируемая компетенция (с указанием кода) | Примеча-ние | |
Знания
| 1. Знать: основные положения и термины в области менеджмента и маркетинга; иметь представление о тенденциях, характерных для управленческой деятельности и маркетинга | ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | |
2. Знать: принципы разработки корпоративной стратегии, программ организационного развития и изменений и обеспечения их реализации; сущностно-содержательные характеристики корпоративной стратегии и теоретические аспекты организационного развития | ПК-2 способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию | ||
3. Знать: особенности функционирования рынков в глобальной среде; методические основы стратегического анализа поведения экономических агентов; деятельность и особенности поведения экономических агентов | ПК-5 владение методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде | ||
Умения | 1. Уметь: применять общенаучные приемы анализа и синтеза при решении прикладных задач управления | ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | |
2. Уметь: проводить анализ внешней и внутренней среды организации | ПК-2 способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию | ||
3. Уметь: анализировать тенденции в поведении экономических агентов и в изменениях состояния рынков | ПК-5 владение методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде | ||
Владе-ния (навыки / опыт деятельности) | 1. Владеть: навыками самостоятельного приобретения новых знаний в сфере профессиональной деятельности; навыками, позволяющими осуществлять эффективное управление маркетингом в соответствии с современными международными требованиями к данному виду деятельности | ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | |
2. Владеть: методикой проведения научных исследований в сфере инновационного менеджмента, а также методикой формирования стратегий маркетинга инноваций, методами инновационного маркетинга | ПК-2 способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию | ||
3. Владеть: методами и моделями анализа маркетинговой информации о поведении агентов и рынков в глобальной среде. | ПК-5 владение методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде |
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Маркетинг-менеджмент» относится к вариативнойой части.
Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре.
При заочной форме обучения дисциплина преподается в установочную и зимнюю сессию на 1 курсе.
Для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в рамках изучения следующих дисциплин: «Управленческая экономика», «Экономическая оценка инвестиций». Дисциплина «Маркетинг-менеджмент» является предшествующей и наиболее значимой для таких дисциплин, как «Технологии маркетинговых исследований», «Маркетинговое планирование», «Управление интегрированными маркетинговыми коммуникациями», «Кросс-культурный маркетинг», «Интернет-маркетинг» научный семинар «Научные исследования в маркетинге: методы, современная проблематика и организация»
Дисциплина «Маркетинг-менеджмент» является необходимой для успешного прохождения практики и государственной итоговой аттестации.
3. Содержание рабочей программы (объем дисциплины, типы и виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
дисциплины «Маркетинг-менеджмент»
на 1 семестр
очной формы обучения
Рабочую программу осуществляют:
Лекции: д.э.н., доц., зав. кафедрой Е.И. Янгирова
Практические занятия: д.э.н., доц., зав. кафедрой Е.И. Янгирова
Вид работы | Объем дисциплины |
Общая трудоемкость дисциплины (ЗЕТ / часов) | 3/108 |
Учебных часов на контактную работу с преподавателем: | |
лекций | 10 |
практических/ семинарских | - |
лабораторных | 16 |
других (групповая, индивидуальная консультация и иные виды учебной деятельности, предусматривающие работу обучающихся с преподавателем) | 1,2 |
Учебных часов на самостоятельную работу обучающихся (СР) | 44,8 |
Учебных часов на подготовку к экзамену/зачету/дифференцированному зачету (Контроль) | 36 |
Форма(ы) контроля:
Экзамен 1 семестр
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов: лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа и трудоемкость (в часах) | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (номера из списка) | Задания по самостоятельной работе студентов | Форма текущего контроля успеваемости (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.) | ||||
Всего | ЛК | ПР/СЕМ | ЛР | СРС, ФКР, Контроль | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Модуль 1. Маркетинг-менеджмент как фундамент успешного бизнеса. Организация и контроль маркетинга на предприятии | |||||||||
1. | Тема 1. Маркетинг-менеджмент и результативность бизнеса 1. Концепция маркетинг-менеджмента организации. Модели бизнеса. 2. Маркетинг и новые модели управления портфелем продуктов. Центральные маркетинговые категории. 3. Результативность бизнеса и маркетинга. Метрики маркетинговых результатов. | 14 | 3 | 2 | 9 | 1,2,3,4 | Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 1, конспекты, рефераты | Проверка ответов на вопросы самоконтроля, решение кейсов | |
2. | Тема 2. Организация службы маркетинга на предприятии. Контроллинг и мониторинг в маркетинге 1. Общая характеристика службы маркетинга. 2. Структуры службы управления маркетингом. 3. Контроллинг и мониторинг в маркетинге. | 15 | 2 | 4 | 9 | 1,2,3,4 | Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2, конспекты, рефераты | Проверка ответов на вопросы самоконтроля, решение кейсов | |
Модуль 2. Разработка маркетинговых решений | |||||||||
3. | Тема 3. Стратегические маркетинговые решения 1. Сегментирование и позиционирование как основа формирования маркетинговых стратегий. 2. Стратегическое планирование на корпоративном и дивизиональном уровнях. 3. Стратегическое планирование на уровне стратегических бизнес-единиц. 4. Сущность и содержание маркетингового плана. 5. Оценка эффективности плана маркетинга | 14,8 | 2 | 4 | 8,8 | 1,2,3,4 | Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 3, конспекты, рефераты | Проверка ответов на вопросы самоконтроля, решение кейсов | |
4. | Тема 4. Управление маркетинговыми исследованиями 1. Субъекты маркетинговых исследований. Требования к исследователям. 2. Этапы маркетинговых исследований. 3. Виды информации. Методы получения информации. | 13 | 2 | 2 | 9 | 1,2,3,4 | Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 4, конспекты, рефераты | Проверка ответов на вопросы самоконтроля, решение кейсов | |
5. | Тема 5. Управление предложением ценности 1. Экономическая ценность продукта. Факторы формирования ценности товара для потребителя. 2. Процесс разработки и продвижения новой продукции. Коммерциализация рыночного запуска продуктовых инноваций. 3. Брендинг: определение, сущность, составляющие. Управление портфелем брендов. 4. Стратегическое управление ценообразованием. | 14 | 1 | 4 | 9 | 1,2,3,4 | Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 5, конспекты, рефераты | Проверка ответов на вопросы самоконтроля, решение лабораторной работы | |
ФКР | 1,2 | 1,2 | |||||||
Экзамен | 36 | 36 | |||||||
Всего часов: | 108 | 10 | - | 16 | 82 |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
дисциплины «Маркетинг-менеджмент»
на 1 семестр
заочной формы обучения
Рабочую программу осуществляют:
Лекции: д.э.н., доц., зав. кафедрой Е.И. Янгирова
Практические занятия: д.э.н., доц., зав. кафедрой Е.И. Янгирова
Вид работы | Объем дисциплины |
Общая трудоемкость дисциплины (ЗЕТ / часов) | 3/108 |
Учебных часов на контактную работу с преподавателем: | |
лекций | 4 |
практических/ семинарских | 2 |
лабораторных | 8 |
других (групповая, индивидуальная консультация и иные виды учебной деятельности, предусматривающие работу обучающихся с преподавателем) | 1,2 |
Учебных часов на самостоятельную работу обучающихся (СРС) | 83,8 |
Учебных часов на подготовку к экзамену/зачету/дифференцированному зачету (Контроль) | 9 |
Форма(ы) контроля:
Экзамен 1 семестр
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов: лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа и трудоемкость (в часах) | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (номера из списка) | Задания по самостоятельной работе студентов | Форма текущего контроля успеваемости (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.) | ||||
Всего | ЛК | ПР/СЕМ | ЛР | СРС, ФКР, Контроль | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Модуль 1. Маркетинг-менеджмент как фундамент успешного бизнеса. Организация и контроль маркетинга на предприятии | |||||||||
1. | Тема 1. Маркетинг-менеджмент и результативность бизнеса 4. Концепция маркетинг-менеджмента организации. Модели бизнеса. 5. Маркетинг и новые модели управления портфелем продуктов. Центральные маркетинговые категории. 6. Результативность бизнеса и маркетинга. Метрики маркетинговых результатов. | 19 | 1 | 2 | - | 16 | 1,2,3,4 | Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 1, конспекты, рефераты | Проверка ответов на вопросы самоконтроля, решение кейсов |
2. | Тема 2. Организация службы маркетинга на предприятии. Контроллинг и мониторинг в маркетинге 1. Общая характеристика службы маркетинга. 2. Структуры службы управления маркетингом. 3. Контроллинг и мониторинг в маркетинге. | 21 | 1 | 2 | 18 | 1,2,3,4 | Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2, конспекты, рефераты | Проверка ответов на вопросы самоконтроля, решение кейсов | |
Модуль 2. Разработка маркетинговых решений | |||||||||
3. | Тема 3. Стратегические маркетинговые решения 1. Сегментирование и позиционирование как основа формирования маркетинговых стратегий. 2. Стратегическое планирование на корпоративном и дивизиональном уровнях. 3. Стратегическое планирование на уровне стратегических бизнес-единиц. 4. Сущность и содержание маркетингового плана. 5. Оценка эффективности плана маркетинга | 20,8 | 1 | 2 | 17,8 | 1,2,3,4 | Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 3, конспекты, рефераты | Проверка ответов на вопросы самоконтроля, решение кейсов | |
4. | Тема 4. Управление маркетинговыми исследованиями 1. Субъекты маркетинговых исследований. Требования к исследователям. 2. Этапы маркетинговых исследований. 3. Виды информации. Методы получения информации. | 18 | - | 2 | 16 | 1,2,3,4 | Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 4, конспекты, рефераты | Проверка ответов на вопросы самоконтроля, решение кейсов | |
5. | Тема 5. Управление предложением ценности 1. Экономическая ценность продукта. Факторы формирования ценности товара для потребителя. 2. Процесс разработки и продвижения новой продукции. Коммерциализация рыночного запуска продуктовых инноваций. 3. Брендинг: определение, сущность, составляющие. Управление портфелем брендов. 4. Стратегическое управление ценообразованием. | 18 | 1 | 2 | 16 | 1,2,3,4 | Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 5, конспекты, рефераты | Проверка ответов на вопросы самоконтроля, решение лабораторной работы | |
Экзамен | 9 | ||||||||
ФКР | 1,2 | ||||||||
Всего часов: | 108 | 4 | 2 | 8 | 94 |
4. Фонд оценочных средств по дисциплине
4.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
ОК-1 - способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
Этап (уровень) освоения компетенции
Планируемые результаты обучения
(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)
Дата: 2019-02-25, просмотров: 332.