Алтарь Мира (15-9г до н.э., Август)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Воздвигнут сенатом в честь триумфального возвращения Августа из Испании и Галлии в 13 г. до н э. Освящение алтаря ознаменовало собой наступление эпохи «римского мира» (Pax Romana). Стоял на Виа Лакра (продолжение Виа Фламиния), идет по Марсову полю, где уже есть мавзолей Августа. Парадная сторона обращена в сторону Марсова поля, другая – в сторону виа Лакта. Алтарь Мира – памятник полностью копийный, воспроизводит греческий (стоял на Афинском Акрополе), мрамор – материал, характерный для греков, а не для Рима, мастера тоже греки (греческая изокефалия). Самостоятельное здание без крыши, ограждало жертвенник, высокие стены, сквозные проходы с запада и востока. Рельефы были разделены на два яруса фризом с меандровым орнаментом, по краям рельефные панно (2яр) ограничены пилястрами коринфского ордера (те пилястры и на углах), внутри пилястр тоже орнаментальное заполнение, каждый рельеф самодостаточен. Программа и художественные средства свои, а не скопированы. Сочетание рельефных композиций, разных по жанру (исторические, мифологические, аллегорические) и по стилевому решению – последовательный эклектизм характерен для Рима. По всему периметру на нижней зоне развитой растительные орнамент и изображения животных. Орнамент очень рафинирован, но случайных изображений нет. В большей или меньшей степени они связаны с идеей прославления Августа, с величием. В верхней части скульптурные рельефы. Используются возможности мрамора, несколько планов, расстворяются в воздухе (задник как атмосфера, в отличие от алтаря Домиция Агенабарба, где задник –стена). Есть рама, однако она разрушается (выступают ноги), традиционная иллюзорность, момент острого угла, разрушающего переднюю плоскость (стопы мальчика, ларец, который один из мужчин держит в руках). Есть граница, но в самом краю показан архитектурный элемент, тогда получается, что фигура уходит куда-то вдаль, движение не останавливается, а будет продолжаться всегда.

Торцы: на западной стороне 2 мифологических события: прибытие Энея и воспитание Ромула и Рема. Левый рельеф западной стороны (торец), почти полностью исчез, миф об основании Рима, удается разглядеть изображение грота, где волчица вскормила Ромула и Рэма, частично сохранившиеся фигуры –возможно, пастух и Марс. К этому рельефу направляется процессия сенаторов. Правый рельеф западной стороны посвящен Энею (к его сыну Юлу возводят род Юлиев), обряд Луперкалий (луперк –волк), очищение, плодородие, древнейший. Пластические формы, элементы пейзажа (воздействие эллинистических образцов). К Энею подходят 2 жреца с венками, один тащит жертвенную свинью, другой держит кувшин и блюдо с плодами. Эней могуч, полуобнаженная грудь, на голову наброшена ткань, волосы низко опускаются на лоб, большая борода; склонил голову, снисходительно смотрит на жрецов. Есть главный герой, но есть и подробный рассказ (характерно для Рима, а не Греции). Несмотря на элементы пейзажа, нет атмосферы, все действие - на переднем плане. Правый рельеф восточной стороны: изображение богини Ромы, почти не сохранился. Левый рельеф восточной стороны: Теллус (местная богиня)в виде сидящей на троне красивой женщины с двумя младенцами на коленях и тучными животными у ног. Слева от Теллус на лебеде — женская фигура (Воздух), справа — на морском чудовище, (Вода). Программа рельефа – идея величия Августа, принесшего процветание и изобилие, являющегося наследником первых римлян. В изображении богинь важен не рассказ, а смысл. Рафинированный, проработанный, но отвлеченный идеальный классический язык. Для общего строя скульптуры характерна дробность (каждый персонаж воспринимается обособленно).

Бока: нашел отражение результат процесса формирования исторического рельефа. Нет монотонности, каждая фигура отлична. Разные положения: профиль, ¾, легкий наклон или поворот (часто фигура на зрителя, а лицо в профиль). Впереди важные персонажи. Южная стена –шествие Августа с семьей. Точное портретное сходство (у Агенобарба, где перепись по цензу нет портретов). 2/3 передней части отводится ликторам и жрецам Августа, 1/3 семье. Фигура Августа дошла фрагментарно. Рядом с Августом Агриппа, рукой отводит край тоги, ступни изображены как у греков в 5в (одна в профиль, другая на зрителя). Кто-то считает, что тут изокефалия, кто-то, что ее нет, в любом случае, вклиниваются дети. Образы более классические. Три четких плана и градация объемов, не как у Домиция Агенобарба.

Северная стена – шествие сенаторов (часть фриза в Лувре). Изображены самые влиятельные и из старых родов. 2-3 плана. Большинство голов отбиты, а тела повреждены. Длинные тоги, несут ларцы, плстика обогощенатем, тчо несут лавровые ветки. Это медленное продвижение. Передана атмосфера ранне императорского Рима с осторожностью и льстивой учтивостью. Образы более естественны.

Внутри самого алтаря проводится идея триумфа и славы. Есть разделение на верхнюю (фистоны) и нижнюю часть (изображение ограды). По поверхности цоколя жертвенника фриз с изображением аллегорических фигур, прославлявших Мир. На самом алтаре жрецы и весталки, более свободны, не перекрывают друг друга.

Здесь произошло окончательное становление исторического рельефа (собственно римский жанр).После падения империи алтарь затопило Тибром. Отдельные скульптурные рельефы попали на виллу Медичи, в Ватикан, в Уффици и в Лувр. Муссолини реконструировал Августа.

43. Колонна Траяна (Аполлодор Дамасский, 107-113г).

Из построек форума лучше всего сохранилась колонна Траяна (общая высота 38 м). Колонна, сложенная из круглых мраморных блоков, стоит на прямоугольном цоколе; покоящийся на ионической базе ствол колонны высотой в 27 м покрыт спиральной лентой рельефа, образующей 22 (23) витка; общая длина рельефа около 200 м, число изображенных на нем фигур — до 2500. На рельефе представлены походы Траяна 101 (80 композиций) и 105-106 (20комп) в Дакию. Наиболее совершенный показ сюжета в рамках римского исторического рельефа. Колонна заканчивается дорической капителью, над которой помещалась статуя Траяна (в 16в заменена статуей Петра с ключами). Внутри колонна полая; там винтовая лестница. В основании колонны были замурованы урны с прахом Траяна и его жены. Первой кампании уделено больше места. Композиции развивались последовательно, одна наследует другое. Принцип дискретности - отдельные сцены, сюжетно и ритмически связанные между собой. Выбор сюжетов такой же–ключевые эпизоды для риторического рассказа. Как все началось, сухопутные, конные войска, на реке и так далее. Видим и римлян, и даков. Внизу (база) арматура и тема трофеев – нет идеи рассказа. База колонны решена как триумфальный венок, по углам римские орлы. Идея развития триумфальной картины, подробности и тщательности рассказа, показан в реальной обстановке. Начинается – безлюдные варварские земли – мост Траяна, построенный через Дунай (Ап Дамасский), римские сторожевые укрепления и варварские холупы. Под мостом аллегорическая фигура Дуная, смотрит в сторону римлян –на их стороне. Для показа выбирается точка зрения с высоты птичьего полета. Все четко и структурно организовано. Рельефы низкие, дополнительно раскрашены. Начало движения: выступление Траяна перед солдатами. Фигура Траяна увеличена, выделена пространственно, между массой людей фигура вождя. Выступление Децибала, вождя даков (должна же быть оппозиция),битва на реке, битва в лесу, бегство даков. Депортация города (при захвате выселяли жителей). Библиотеки доходят до половины колонны. Большая часть этих рельефов позднее украшала триумфальную арку Константина. Вместо спокойного ясного рассказа бурная сцена. Более развитая сочная пластическая разработка, движение и вдоль, и в глубину. Выделяется центральный персонаж – Траян на коне. Более развитая, сложная динамичная структура. Траян на колоне изображен 90р. События хотели показать наиболее подробно –все предметы одинаково четки, одного масштаба (фигуры расположены друг над другом), резкий линейный контур. Возможно, рельефы высечены после сборки фуста (тк сопряжение барабанов незаметно). Присутствуют аллегорические фигуры: Дунай, Победа, Ночь (женщина, лицо закрыто покрывалом). Отдельные сцены отделены друг от друга вставками (дерево, угол здания, стоящий человек). Сцены показаны снизу вверх против часовой стрелки в хронологическом порядке. Использован метод сжатого повествования -1 солдат или штандарт может заменять подразделение, хижина –деревню, дерево –лес и тд.

Может сравниваться с колонной Марка Аврелия на Марсовом поле.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 286.