Римский исторический рельеф
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Интерес к подробному рассказу. В эпоху республики на римский исторический рельеф большое влияние оказывают греческие тенденции. Алтарь Домиция Агинабарба, 36-32г: один из ранних образцов общественного монумента, Скопас Младший. Интересна 2я тема –перепись по имущественному цензу (жертвоприношение перед цензон?, Лувр). По стилю и технике сильно отличается от Посейдона и Амфитриты. Скучный, нудный, пластически невыразительный, но доскональное изображение того, что, где и как происходит. Рельеф ограничен: пилястра, но фигура наползает на нее (желание показать объем). Задник трактуется как стена, объемы не уходят в глубину, зафиксированы. Рассказ о действии распадается на разные части (принцип дискретности). Важен принцип изокефалии, но около алтаря (центр) фигура выпадает из общего плана (выпадает из общей системы повествования, на него не обращают внимания, получается, что это и есть тот самый Марс, на поле которого происходит церемония, и которому потом будут приносить дары). Жертвенные животные намного большего размера. Мавзолей Эврисака, 30г: вверху помещен фриз с изображением последовательности работы пекаря, точная последовательность.

В эпоху империи (Август) единая традиция, обращение к классицизму, все прославляет императора.

Триумфальная арка Августа в городе Сузи, 8г: на одном из Альпийский перевалов, ее можно отнести к концу Республики. Прокламация не военных подвигов, а договоренности. Алтарь Мира, 13-9: на длинных сторонах реальное шествие на Марсовом поле (север –сенаторы, юг –император с семьей). Арка Тита, 1в, взятие Иерусалима: 1пр, прославляла Флавиев, переход от войны к миру. Декор не перегружает архитектуру (в пазухах арок, замковый камень, свод, фризы, внутренняя часть пилонов). Скупое, продуманное решение: выделение массивного цоколя со скромными членениями. На 2яр архитектурная декорация, гладкая стена, прорезана прямоугольными нишами. Замковый камень –Фортуна. Полуколонны большого ордера, внутри пилястры малого. В своде кессоны, центральный кессон –ниша, там апофеоз Тита. В пазухах крылатые Виктории (не несут конструктивного значения, скульптура не превалирует). Наверху бронзовая квадрига. Арка из мрамора, восстановленные части из травертина. Надпись: сенат и римский народ посвятили эту арку Божественному Титу. Торжествует принцип иллюзионизма (Триумф идет через эту арку, он же украшает арку), рельеф нельзя увидеть в состоянии покоя, всегда из ракурса. Рельефы имеют четкую архитектурную декорацию. Фризовая композиция, последовательность рассказа, выбираются ключевые эпизоды. Справа колесница и Тит, слева сама процессия (ситуация обыденности, просто солдаты, несущие трофеи из Иерусалима). В центре рельеф выступает, по краям он приближается к стене. Рома ведет за уздцы триумфальную колесницу. Помещены божества, которые выделяются из толпы солдат, но равны фигуре императора. Крылья Виктории уходят в глубину. Триумфальная процессия уходит в изображенную триумфальную арку, то есть процессия бесконечна. На фризе другая ситуация. Здесь воплощение идеи триумфа со всеми деталями персонажами, солдатами. Рассказ обо всем триумфе, опоясывает всю арку (а в пилонах рассказ ключевых моментов). Колонна Траяна, 113. Рельефы арки Траяна в Бенвенто: известняк, облицованный мрамором. Фриз – триумф Траяна после Дакии. Со внутренней стороны внутренняя политика (открытие дороги, снабжение продовольствием), снаружи –внешняя (смотреть по кругу). В центре кессонированного свода Виктория увенчивает Траяна венком. Триумфальная колонна Антонина Пия, 161: на Марсовом поле, осталась только база. На главном рельефе –апофеоз, важно не изображение Антонина и Фаустины, а именно идея апофеоза (главное место занимает фигура гения); нарушается симметрия, четкость –желание найти новые художественные выразительные возможности. Переход от жизнеподобия к символичности. На боковой стороне парад из пехотинцев и всадников. Нет единой линии земли и единой линии горизонта. Нескончаемый парад, выделяют каждую фигуру, пропорции сознательно искажены, под каждым человеком полочка (свой уровень земли), показывается не движение, а идея движения. Явное нарушение принципов классического искусства находится в пределах общего развития классического искусства. Повышенная пластичность, но она сводится к схеме. На фоне гладкая поверхность, к ней приставляются фигурки, она не воспринимается как воздух.

Колонна Марка Аврелия. На Марсовом Поле, есть фуст. Против германцев (172-173), против сарматов (174-175). Сюжеты также неравнозначны. Коммод доводил кампанию 175г, но его изображения там нет (нарушение принципа достоверности ради идеи прославления). Тоже опоясывающий свиток, тоже система, разделяющая отдельные зоны (но все это подчеркнуто). Высота фриза меньше, чем в колонне Траяна, количество людей больше, почти нет пейзажных фонов, та же точка зрения, очень высокий рельеф, тоже была раскрашена. Много огромных аллегорических персонажей, побеждает не сила римского оружия, а внешнее вмешательство. Сохраняется идея триумфа и славы, но более трагический рассказ. Эволюция в стороны большей эмоциональной напряженности. Стесненность композиции. Повышается значение кровавых сцен (казни), их количественно больше, стояла статуя Марка Аврелия (сейчас стоит Павел, с мечом).

Арка Септимия Серева, скульптура преобладает над архитектурой, начинает разрушать образ. Главное внимание на огромное панно, расположенное на главной фасадной стороне. Панно связано с военной кампанией Севера (на востоке в Месопотамии), изображено взятие крупных месопотамских городов. Взятие Селеуса –возвращает нас к триумфальным картинам, принцип дотошности и картографичности. Действие начинается в нижнем левом и завершается в верхнем правом углу. Сцены разбиты на отдельные регистры, но нет внятной последовательной композиции, подчеркивается символическая составляющая, вырабатывается новый естественный язык. Нарушения идут для создания художественного впечатления. Ящекообразный рельеф, пространство не изображается, а дается художественными средствами.

Саркофаг Людовизи, с3в, Национальны музей Рима. Сцена сражения. Вообще ситуация сражения, а не конкретного. Идея смерти, распространяющейся везде. Нет фона, все в фигурах, чуть-чуть выделена фигура правителя. Фигуры вытянуты на переднюю плоскость, высокий рельеф.

Арка Константина, 312-315: побеждает языческого противника, ставит Триумфальную арку (связана с языческими традициями), делает власть легитимной и апеллирует к римским язычникам. Обилие декорации, рельефы прошлых построек (пленные даки от Траяна, круглые медальоны от Адриана, рельефы из построек Марка Аврелия, рельефы главной арки из построек Траяна). Арка включает Константина в систему истории и славы Рима, прославляет и державу, и императора. От себя добавляет исторические рельефы (его победа над Макценцием) фриз над аркой.

Рельефы Флавиев: тондовые композиции, перенесены на арку Константина (не известно откуда). Характеризуют личность Адриана в разных проявлениях: ученый, охота (очень порицалась современниками), жертвоприношение Аполлону (тондовая композиция, подчеркнутая симметричная композиция, сцена показана в пейзажном окружении (углубление показа человека, эмоций)).

Арка Агентариев (частная), 204г. На правом пилоне Септимий Север и Юлия Домна, совершающие жертвоприношение. Одеяния –самостоятельные объемы, пространство не имеет глубины, задняя поверхность – плоскость. Объем фигур распластан, растягивается по плоскости. На другом пилоне рельеф с Каракаллом и Геттой, после смерти Гетты, его изображение стерто.

Живопись эпохи Республики.

Материал очень ограничен. Упускаем монументальный характер живописи, так как из стены вырезали куски. Интерьер римского дома представлял собой музей, важен принцип иллюзионизма (подобия). Римская декорация – всегда некая декорация (римский бетон), наложенная на архитектурную систему. Повествовательность (то же видели на рельефных композициях).

Фреска из базилики Геркуланума, 60е-70е г н.э. Тесей-освободитель. Трактовка опирается на греческое понимание, фигура приближена к переднему плану, занимает все пространство, почти не понимаем где все происходит. Нет конкретики изображение, нет подробного изображения. Тема апофеоза, прославления героя. Совершенен по художественной форме.

В другой фреске на ту е тему уже другое восприятие. Повествовательность есть –желание показать, что произошло до описываемого события, включается архитектурный пейзаж. Ключевой эпизод включен в контекст.

Триумфальные картины. До нас они не дошли. У Мантенья (Триумф Цезаря) на заднем плане видно, как во время триумфа несут такие картины. Еще известны по литературным сведениям. Картины всегда связаны с триумфом, проносятся во время шествия, потом выставляются в каком то памятном месте. Первое упоминание о них –н 3в до н.э. Такие картины практически не характерны для греческого искусства. Триумфальная картина в римском сознании воспринимается как точное воспроизведение событий. То есть важен принцип предельного жизни подобия. Часто эти картинные рассказы сопровождались аллегорическими изображениями, важно жизнеподобие рассказа.

Памятники декорации условно делятся на 4 Помпеянских стиля:

Первые два относятся в периоду Республики.

· 200-100/80г до н.э. 1й Помпеянский стиль.

Имитация мраморной декорации, причем в стене были реальные углубления. Такие примеры известны и в греческом искусстве. Как правило греки изображали только горизонтальные мраморные плиты (горизонтальное членение), римляне вводят и вертикальное членение (декорация тектонична, живопись не только украшает, но и организовывает), возникают карнизы, зона цоколя (часто были сделаны в конкретном объеме). Памятники еще нейтральны относительно стены, организуют плоскость. Декорация дома самнита. Дом Саллюстия в Помпеях.

· 100/80г – 20/15г до н.э. 2й Помпеянский стиль.

Радикально меняется система монументально-декоративного убранства интерьера. Стена еще украшается «мрамором», возникают и некоторые архитектурные членения. Дом Грифонов, Рим, на Палатинском холме. Сохраняет и элементы 1 и намечающиеся элементы 2го (позже был включен в ансамбль другого дома). Включается архитектурная декорация, уподобляет стену дома сложным архитектурным формам, эффект подчеркнутого натурализма. Стена лишена плоскостности, имеет некоторые прорывы в пространстве за собой. Интерьер лишается определенности и ограниченности. Важна связь живописи с развитием архитектуры, сознательно усложняется декорация, для того, чтобы сделать пространство более развитым. В это время и архитектура усложняется.

Вилла Фания Финистра в Боско-Реале. Содрали со стены, воссоздана комната. Вся стена расчленена на отдельные композиции с помощью иллюзорной архитектурной декорации, уподобляющейся реальной архитектуры (большой и малый ордера). Сознательно подчеркивается мотив портика, сквозь который мы смотрим на «реальный» пейзаж. Как правило реальный пейзаж, видимый из-за окна, совпадал с нарисованным пейзажем. Каждая стена самодостаточна. Каждый из элементов пейзажа четко отделяется один от другого.

Есть сознательная драматизация изображения. В частном доме мы видим декорация театрального зала. Театрализация загородного быта крайне важна. Декорация обязательно соответствует назначению здания и функции помещения. Между темами есть перекличка, декорации перекликаются, но это не копия, в некоторых нюансах они всегда разнятся.

Вилла Мистерий. Декорация предназначена для этого конкретного архитектурного интерьера. Не известно, подражали ли грекам. Скорее всего, здесь посвящение новенькой в Диониссийскую мистерию.

Дом на Исквилинском холме в Риме, сейчас в музее Ватикана. История путешествий Одиссея (из 10 книги), приезд Одиссея в страну листригонов, Аид, и Церцея. Наиболее драматичные сюжеты. Пейзажи имеют один фон, но мы смотрим на них сквозь архитектурный глубокий портик. Возникает пейзажная декорация. Пейзажная композиция трактуется через те эмоции, которые характерны для персонажей. Нападение листригонов на спутников Одиссея – волнующийся пейзаж. То есть пейзаж разъясняет то, что нарисовано.

Фреска «Альдобрандинская свадьба» (Ватикан). Брачная церемония (девушка и 2-3 богини подготавливают ее?). Тона мягкие. Центр –ложе, там сидит взволнованная невеста, ее успокаивает Афродита, у изголовья ждет Гименей, в ногах, облокотившись, стоит Харита с флаконом благовоний в руке. 

Живописная традиция овладевает основными жанрам.

Архитектура эпохи Августа.

Официальная ситуация –тема умиротворения, стабильности. Художественная традиция стала следствием политики Августа, его личных вкусов, а не следствие эволюции. За идеал принимается некий образец из искусства прошлого (впервые в художественной традиции) –греческой классики. Копия –уменьшение живой силы оригинала, отсюда холодность работ. Архитектура меняет традиционный материал (травертин/кирпич – > бетон, облицованный мрамором). Некоторые здания Август построил от чужого имени, призывал граждан тоже строить. Заказчик определяет свое произведение. Политика Августа давала единство архитектуры. Включил в заботу о городе граждан, а не только государство. Он не только строил город заново, но и устраивал его функционирование. Вымостил одну дорогу, остальные отдал триумфаторам, чтобы они вымостили их на деньги от побед. Восстанавливал старые сакральные постройки. Не позволял ни в какой провинции возводить храм только себе; всегда посвящение было еще и Риму (Августу и Роме). Храмов Августу в столице не строили. Отстроил Форум Романум, Марсово Поле. Функция Марсова поля отпадает, так как раньше там собиралось ополчение, а к периоду Августа римская армия уже стала наемной.

Строительство Агриппы тоже пропогандистский характер. Главное внимание на общественные сооружение. Есть отдельные стилистические линии. Последовательный традиционализм –старые типологии, материалы (строгая, суровая, травертин –основной строительный материал, главное –общественные строения). Порто Тибуртино, 5г до н.э. сюда входила Виа Тибуртина (Аква Марция и Аква Юлия в этом месте пересекали дорогу, два водопровода подняли над воротами). Подчеркивается архивольт, импост, выделяется замковый камень, верхнее часть очень объемна –большая напряженности и атектоничность (так как туда подняли трубы водопровода), сейчас по сторонам еще 2 большие башни. Общественные термы –продолжение республиканских, но другие идеи. У ансамбля правильный регулярный план, симметричное построение, большая логика в расположении внутренних помещения (от фригидария до кольдария). Центрический план, перекрытый куполом. Термы Агриппы связаны с «базиликой Нептуна», построена при Агриппе, перестроена при Адриане. Имела перекрытия центрального нефа с помощью крестового перекрытия. Крестовые своды опираются на пилоны, находящиеся внутри стены, там где пяты крестового свода –архитектурного ордера (используется свободно стоящая колонна, связанная раскрепованым антаблементом). Театр Марцелла, 44-17г до н.э., на Марсовом поле, потом идет овощной рынок. Начат еще при Цезаре, Август выделил свои деньги, но строит от имении сына своей сестры Октавии, Марцелла. Окончательно сформулирована идея римского театра. Все на субструкциях, независимо от ландшафта, 3яр. Возможно с 2х сторон от сцены располагались святилища (Карменты, древняя богиня); ширина театрона и скены одинаковы, как и высота. Был перекрыт стропильными сооружениями (была крыша). Театр –замкнутый объем со внутренним пространством. Снаружи ордерная аркада, но она оформляется не один ярус, а поставлена одна на другую. Ордерная система украшает криволинейный фасад. Каждый из ярусов чуть-чуть отступает от нижнего –система уступов. Ордер облегчается (дорический-ионический-коринфские пилястры). Травертин, Август сознательно придерживался римских традиционных республиканских ценностей. Протяженный фасад украшается одним и тем же элементом (фасад унылый и однообразный, но за счет упругой и экспрессивной стены появляется новое звучание). Римская архитектура овладевает криволинейными планами. Внутри все перекрыто цилиндрическими сводами, во втором ярусе встречаются крестовые. Аудитория Мецената. Благоустраивает Искливинский холм, строит ряд построек, насаживает сады и др. одна из построек –Аудитория, предназначена для театральных выступлений (публичных чтений). По сути –продолжение типологии базилики. Прямоугольный план, цилиндрические и полусферическое перекрытие у экседры. Ниши в стенах декорированы пейзажными сложными композициями во 2м Помпеянском стиле.

Есть еще синтетическая традиция: Форум Августа, 2г освящение. Основная тема –судебная власть. О храме Марса Ультора (Мстителя) он дал обет до битвы при Филиппах (разбил легионы тираноубийц). Здесь сенат решал о воинах и триумфах, сюда победители приносили свою добычу и тд. Август примыкает к традиции прославления Марса и Венеры (супружеская пара), таким образом прославляет и свое божественное происхождение (род Юлиев восходит к Венере), там же прославляется и его жена Ливия. К храму подводят портики, выделяется размерами, высотой подиума, декорацией. Нюансы говорят о том, что архитектура идет дальше. По бокам площади есть две экседры, завершающиеся нишами, которые прикрыты колоннами. Появляется еще одна ось, она подчеркивает храм. В экседрах находились статуи в триумфальном облачении от Энея до Юлия (чтобы граждане побуждали своих правителей брать пример с прославленных предков). Форум обнесен стеной, отгораживается от пространства города, возникает интерьерное понимание площади, стоящей внутри города. Весь форум сделан из мрамора разных пород. Караксий мрамор –храм Марса; остальные части из разноцветного мрамора. Внешняя стена сделана из травертина (во-первых, пожарная безопасность, во-вторых, следование традиции). План форума несколько скошенный (не совсем правильный). В отличие от Юлия Цезаря, который покупал земли под свой Форум, Август изменил правильную форму форума, но не забирал участки у жителей. Стена –дополнительный контраст простоты и суровости и изобилия. По двум сторонам от храма были поставлены триумфальные арки Германику и Друзу, еще была поставлена статуя Божественного Августа (но это все уже после смерти Августа). Портики, которые подводили к храму 2яр, но они ниже, чем ордерное решение храма. Нижний ярус –ордерное решение, верхний –кариатиды (форма берется из портика Эрехтейона). Подиум, алтарь по главной оси, центральный интерколумний чуть шире боковых, в экседре-апсиде статуя Марса (это довольно традиционно). Между экседрой и стеной есть пространство, для предохранения экседры от сырости. Декорация ордерных форм восходит к греческой. Внутри храма капители с пегасами вместо валют. Экседры открываются только тогда, когда мы стоим напротив них, так как они перекрыты портиками. То есть форум кажется правильным в плане, потом мы видим экседры; со стороны экседры-алтаря стена не ровная, а несколько уступами.

Завершение базилики Юлия, реставрация базилики Эмилия, завершение храма Божественного Юлия, Курия (и еще что-то). Он прокламировал республику, возвращались все старые культы, политика направлена на семью, возвращение морали.

Сакральная архитектура –большой консерватизм планов и пространственных решений сочетался с новыми материалами. На Палатине святилище Аполлону (36-28г до н.э.), там жил он сам и его жена; к храму присоединил портики с латинской и греческой библиотеками. Храм из каракского мрамора (ярко белый), все остальное из нумедийского мрамора (желтоватый).

Храм Божественного Юлия, традиционные формы. На Форуме Романуме, то место, где толпой сложен погребальный костер Цезарю. Расположение храма выполняет градообразующую функция, смотрит на Табуларий; между Табуларием и храмом Юлия стоят ростры (которые Август сюда перенес). По типологии –простиль с выделенной осевой композицией, с глубоким пронаосом и так далее. Но интересно решена передняя часть: входы с двух сторон от алтаря, который расположен на уровне земли посередине. Алтарь –в экседре которая глубиной уходит в подиум; фасад храма еще дополнительно украшался рострами.

Храм Каспера и Полокса на форуме Романум (реставрируется Тиберием, 7г до н.э. -6г н.э.). Рядом с базиликой Юлия и храмом Весты. Совмещение римской традиции и греческого вкуса. Периптер с римским вкусом, глубокий пронаос, впереди статуи Кастора и Полокса, на подиуме могли выступать ораторы (то есть храм участвовал в политической жизни).

Храм Конкордий (Согласия). Святилище в 366г, Марк Фурий Камилл, в честь объединения римского народа (конец войны патрициев и плебеями). В 200х храм. В 121г восстановили храм (тогда же победили Гракхов). Типология необычная (храм Вейова на Капитолии) целла перпендикулярна портику и фронтоны. Храм был общественным музеем. Здесь в полной мере реализовал себя Августовский классицизм.

На изгибе Виа Сакра триумфальная арка Августа (Кастора и Полокса, храм Божественного Юлия, дальше улица идет уже напрямую к Капитолию). Арка не сохранилась. 3 пролета, совместились пропилеи и триумфальная арка (центр –арка, по бокам –греческие пропилеи). Центральный пролет выше и шире.

Перестроен из Портика Метелла портик Октавии (сестра) на Марсовом Поле. Портик Октавии и театр Марцелла расположены рядом. Внутри прямоугольника храм Юпитера и храм Юноны; туда вели пропилеи.

Дом Ливии, напротив дом Августа (бетон, конкрет, цилиндрические своды), уже городская типология.

Погребальная архитектура.

Мавзолей Августа на Марсовом поле. Тумулис Юлиорум (тумулус семьи Юлиюв). За образец этрусский тумулус (внешне), по сути тумулусом не является. Сложный каркас –с центре бетонное основание (столб), к которому примыкают субструкции, составленные из сводов и арок (постепенно они уменьшаются к верху –пирамидальный принцип). Вход отмечен небольшим портиком, с одной стороны. По одной из реконструкций, он был наверху засажен деревьями. Один из ранних памятников, который декорирован опусом ретикулатум.

В частных гробницах господствует обращение к тумулусам (гробница Горациев и Куриациев). К концу республики нарастает индивидуальность, это уже не общественный человек, а индивид. Гробницы становятся помпезными, главное –прославление человека. Увеличивается по вертикали; увеличивается надземная часть.

Гробница Цецилии Метеллы, 30г до н.э. (жена Марка Красса, сына Красса, цезарианца). Расположена на Виа Аппия, на одном из высотных мест. Объем и масса, имеющие четкую структуру: параллелепипед, цилиндр, конус. В бетон вставлены блоки травертина, бетон и фасад облицованы травертином. Написано: Целилии Метеллы, дочери Кратика, жене Красса (прославляет еще ее отца и мужа). В декорации фестоны и другие знаки триумфа. Имеет внутреннее пространство. Внутри конус. Гробница Булочника Ирисака (ваи Пренестина, виа Лабикана). Она уже была раньше. Трансформация тумулуса. Меняется декорация – это уже не ордерная декорация, а какие то полуцилиндры и круглые углубления (форма печи или чана).

Гробница Гая Цестия,18-12г до н.э. Отсылает нас к египетской теме. Вид пирамиды, нерасчлененный массив, фланкируется колонами с 4х сторон (они чуть отступаю). Контраст и внутреннее драматическое развитие.

Еще Алтарь Мира. Триумфальная арка Августа в Сузи: на одном из Альпийский перевалов, можно отнести к концу Республики. Прокламировал не военные подвиги, а договоренность. Август договорился с одним из альпийских племен, что римляне проводят дорогу в Галлию по их территории, а племя не мешает.

                                                                              15. Архитектура I века н.э.
Юлии-Клавдии (14-68г).

Типографическое и хронологическое единство на протяжении всей империи. Основное –бетон и мраморная декорация. Его использование весьма традиционно.

Тиберий (14-37г). Больше строил в провинции. По сути завершал постройки, начатые им при Августе. Продолжение и развитие идей Августа; с другой стороны –усиливается момент единоличной власти. Триумфальная арка Тиберия в честь победы Германика над германцами. На форуме Романуме напротив арки Августа, ничего не сохранилось, была связана с храмом Сатурна.Арка Германика и Друза, статуя Августа на форуме Романуме, тоже ничего не сохранилось. Почти в центре Рим строит лагерь преторианской гвардии. Прямоугольник, но скошенные углы, конкрет (бетон), облицованный кирпичом –новаторская техника. В северной части Палантина начал строить свой дворец, сохранился фундамент.

Калигула (37-41г). Главное масштабы. От построек мало что осталось, но были реализованы. Интерес к загородным резиденциям. Обратился к восточным культам (Митра, Осирис и др). Подземная базилика близ Виа Пренестино около порта Маждоре, сер 1в, для секты неопифагорейцев, стоит на периферии. По периметру глубоки траншеи, потом квадратные траншеи –туда монолитный бетон; цилиндрические своды и засыпали землей. То есть нет фасадов, чисто интерьерная архитектура. Базиликальное здание, предназначенное для религиозных нужд, 3 нефа четкая ритмическая организация (колонны), выделена главная ось и экседра-апсида. Святилище Сераписа (рядом с термами Агриппы). Типология подражательная, это не копирование египетского храма. Сложный криволинейный план (чем то похож на венец капелл). Обелиск на площади св Петра, перед Пантеоном, слоник Бернини (дальше стелла) и многое другое –это декорация серапинского святилища.

Клавдий (41-54). Строил мало и скромно, внимание уделял утилитарным постройкам. Дренаж Фуцинского озера, неудачен. Последовательный отказ от рафинированного холодного классицизма Августа, от помпезности Калигулы. Обращается к республиканской архитектуре. Использует пластические возможности старых материалов. Архитектура масштабна, драматична, «маньеризм или протобарокко». Восстановление акведука Агриппы (Аква Вирга). Травертин, грубая кладка, суровость (но нет строгости и ограниченности, характерной для республики). Порто Маджоре, 52г стояли на месте скрещения дорог и клавдиевых водопроводов Аква Клавдия и Аква Новас (рядом с гробницей булочника). Преувеличено драматизированных характер, намеренно увеличена слишком тяжелая верхняя часть. Масса большая, но проницаемая. Широко использует рустованные колонны и стены, и малюсенький антаблемент; а наверху своеобразный аттик (гладкий, ничем не украшен). По бокам большие пролеты для повозок, посередине небольшая арка для пешеходов, над ней еще одна функционально не нужная арка. Сознательный художественный прием грубости всего решения (а не незаконченность). В большом аттике 2 водопровода. В «пилонах» по бокам от больших въездов тоже арки, не функциональные, создавали ощущение проницаемости. Аква Клавдия. Логичность последовательность, целостность. Пластические моменты: выделение столба как опоры, сочетание криволинейных форм и четких. За модуль берут ширину водопровода. Порт в Остии. Вывел в море валы (оформил Гавань), при входе волнолом, на нем высоченная башня (подобная Александрийской), сверху Маяк.

Нерон (54-68). В 64г грандиозный пожар, работы по благоустройству, Рим более регулярный, благоустроенный. Начинает «римская архитектурная революция». Подводит итог тому, что сделано, начинает по-новому использовать конструкции и материалы. Использует каркасные конструкции, римская архитектура –криволинейных планов, внутреннего пространство (уже смотрит в архитектуру христианства, средних веков, возрождения). Строит очень много. Завершает застройку Марсова поля: Цирк Калигулы, амфитеатр. Термы Нерона рядом с термами Агриппы (Марсово поле). Либо при Нероне, Северы его декорировали, либо при Северах. Огромный ансамбль, обнесен стеной. Все «помывочные» по логике развития процесса, кольдарий получает центрический план, прикрывается куполом. Фригидарий –вытянутый прямоугольник с крестовыми сводами, опирающимися на столбы, декорированные колоннами. Ему принадлежала идея объединить огромные территории (часть Исквиринского холма, Палантин), так как ему как императору принадлежали куча дома и там, и там. Он построил, но здания сгорели в 64. Подиум храма Венеры и Ромы. Все монолитный бетон, помещения разные по плану, высоте, но объединены в единое внутреннее пространство, перекрываются разными сводчатыми перекрытиями (крестовые своды, купольные решения); всю конструкцию несут опоры, а не стены. Купол -8частный лотковый свод, превращающийся в купол. Тяжесть переходит на пилоны и на боковые помещения, перекрытые крестовыми сводами –сложная система передачи тяжести. Сознательно вставляется легкая ордерная декорация.

Нимфей (под перистильным двором будущего дворца Флавиев). Разные пространства, организованные в одно,различные водные источники. Нерон –последовательный грекофил. Темы живописной декорации 3ст (плоскостная, очень сложная живописная архитектура) связаны с диониссийскими мистериями и с греческими мифами. Деликатная, нежная, поэтичная живопись. Золотой дом: в центре города загородная резиденция (нелогично), были и леса, и озеро. Форум Романум стал вестибюлем. При входе огромная статуя, копирующая колоссы Родоса, но вместо лица Гелиоса, портрет Нерона. Огромный протяженный ансамбль, тип вилла маритима, помещения по принципу анфиладной композиции, криволинейные планы, октагональный зал (возможности бетона -8лотковый свод переходит в купол, в центре окулюс).

Флавии (68-96):

Веспансиан Флавий (69-79). Вынужден проводить продуманную политику, показать, что он ориентируется не на Нарона, а на предшественников (из провинции, может не знатный). Прославление своей династии через обращение к самому Августу. Все члены династии строили общественные сооружения на месте Золотого дома Нерона. Нерон изменил храм божественного Клавдия в Нимфеи –Веспансиан переделывает обратно. Почт квадратный характер, осевая композиция, уже есть 2 боковые пропилеи, дающие боковую поперечную ось. Храм представлял собой парк с греческими памятниками. На террасе, один из портиков ориентирован на место где было озеро Нерона, и на место, где Веспансиан строит амфитеатр. Субструкции террасы использовались как фонтаны. Форум Веспансиана (форум Мира). Есть и главные и поперечные оси, обнесен высокой стеной (интерьерное понимание ансамбля), портики по продольным осям. Ххрам не выделяется, фланкируется зданиями латинской и греческой библиотеками. Одна из внешних стен декорирована свободно стоящими колоннами, соединенными со стеной раскрепованым антаблементом. Перекличка с Алтарем Мира. Внутри сад, где куча награбленных вещей с Иудейской войны (форум не столько Веспансиана, сколько форум римского народа). Вход оформлен «пропилеями», соединяющими идеи славы, триумфа. Амфитеатр Флавиев (75-80).

Тит (79-81). Начинает создавать храм Божественного Веспансиана. Напротив храма Божественного Юлия, рядом с Табуларием. Периптр, но с римскими чертами (осевая композиция, фасадная ориентация). Преобладание растительного тяжелого орнамента («барочность» флавианской архитектуры), изображают атрибуты, связанные с деятельностью самого храма (а не отвлеченные предметы). Термы Тита (чуть севернее Колизея). Выделяется главный объем, большие зоны открытых дворов (палестры и перистили). Два кольдария, перекрыты крестовыми сводами. 

Домициан (81-96).При нем работает Рабирий. Император –активный строитель. Три типа построек: 1)завершение построек отца и брата. 2) реставрация храмовых построек (особенно Капитолий). 3) собственные. Арка Тита (81), 1пр. Проходной Форум (форум Нервы, он завершил). Связь между городом и ансамблями форумов. Рабирий вытягивает весь ансамбль в длину и оформляет его портиками; у самого выхода к городу экседра, обращенную к городу и спиной прижимающейся к экседре Августа. Портики со свободностоящими колоннами (раскреповка), богатая декорация; стоит храм Минервы (богини мудрости), уходит идея прославления династии. Раскреповка колонн очень сильная, плюс раскреповывается и большой аттик. Дворец Флавиев на Палатине (Рабирий, окончен в 92).

Архитектура внутреннего пространства. Стена ограничивает, имеет свою архитектурную значимость; своды разнообразны, дают продуманное понимание ансамбля внутреннего помещения. Были дома Августа и Ливии, проходной дворец Нерона, строил Тиберий (Палатин предрасположен для строительства дворца). Во дворце вестибюль перекрыт овальным куполом –вход во дворец императора –помещение, перекрытое овальным куполом. Во дворец попадаем с боковой части. Дальше сразу перистиль (как на Вилле Мистерий). Потом по переходам, по портикам, три помещения: базилика, тронный зал, ларарий. Связаны с разными проявлениями власти императора. Базилика –суд; ларарий –охранитель всего римского народа, тк император еще и верховный понтифик; тронный зал –власть, империй. У базилики конха, перекрытая куполом; в тронном зале экседра с троном, перекрыт полукуполом. И у базилики и у тронного зала выпуклые части с одной стороны, направлены вовнутрь дома. Напротив тронного зала самый выступающий портик –оттуда выходил император, эта же сторона является центральной, выходила на форум Романум. По вертикали линия –тронный зал –перистиль –триклиний (у которого тоже экседра, в том же направлении), фланкируется Нимфеями. В частной зоне тоже выделена осевая композиция –контраст, драматическая схема, эффект сюрприза (поэтому мы и называем эту архитектуру «барочной»). Сложная террасная композиция сохраняет осевую композицию. Перистиль, потом второй перистиль повыше, потом помещение (зал), потом понижение метров на 20, потом снова возвращаются к уровню второго перистильного двора. Завершает композицию еще один тронный зал, располагающийся в верхней точке экседры, которая открывается на цирк (император был в том зале, когда были представления в цирке). В монолитный бетон вплавлены арки (над квадратными проемами/нишами, то есть в самом массиве монолитной стены есть каркас, который разгружает нагрузку. Рядом примыкает стадий, по периметру огражден портиками; тоже образует ось, которая параллельна двум другим осям; он перпендикулярен Цирку, завершается огромной экседрой.

Конец 1в совпадает с правлением первого Антонина -Нервы (96-98).

Форум Нервы, заканчивает постройку Домициана, между форумом Августа и Храмом Мира Веспасиана. На форуме Нервы находился небольшой храм, посвященный Минерве. До наших дней сохранились лишь 2 гранитные колонны, часть стены и рельеф с изображением Минервы.

                                                                               16. Архитектура II века н.э.
Антонины (96-192).

Нерва (96-98).Из сенатской среды. Достраивает форум Домициана (Нервы, проходной).

Траян (98-117).Провинциал из Испании, солдат, мыслил огромными категориями. Архитектура –огромные масштабы. Завершается программа перестройки и благоустройства Рима. При нем Аполлодор из Дамаска (грек-сириец). Перестройка порта Остии. Регулярный план, использует возможности порта Клавдия, обстроен обилием складов, много святилищ (все связаны с восточными культами). Термы Траяна (104-109), четкая последовательность помещений. Форум Траяна (113), колонна Траяна (113).

Адриан (117-138). Новая концепция развития государства, невозможен дальнейший рост, желание остановиться, зафиксировать границу. Появилась тенденция ввода в римскую архитектуры некоторые провинциальные традиции, особенно восточные. Усложнение архитектурного языка (планов, пространства), больше креатива, драматизма, динамика. Развитие и завершение на взлете римской архитектурной революции. Раз Рим перестает разрастаться, надо укреплять стены и внутреннее положение. Такой же сакральный лимис строится по периметру всей империи (такой же как при строительстве дома). Ров, вал, стена с укреплениями – сложная система фортификаций. За границей стены – пакс романа – идея римского мира. Вал Адриана – поперек пересекает Британию. Пантеон (125), здесь завершилась архитектурная революция. Храм Венере и Роме, 135 (на месте вестибюля Золотого дома Нерона). И прославление Рима, и прославление императорской власти. Вход с одной стороны (обращен к Форуму Романуму), храм стоит в центре сакрального участка. Тип греческого периптера. Целлы перекрыты плоскими деревянным перекрытиями. Стоит на субструкциях, из монолитного бетона. Портики организовывали движение. Мавзолей Адриана и мост Элья, 135-140. Тибуртинская вилла (118-134), в Ниле утонул возлюбленный Адриана Антиной (много отсылок к Египту).

Антонин Пий, Марк Аврелий, Коммод (138-193). Ничего принципиально нового в архитектуре не происходит меняется ориентация – раньше большие ансамбли, сейчас от архитектуры общественной, внимание переключается на частную архитектуру. Второе – это создание больших храмовых комплексов в честь либо правящего императора, либо обожествленного умершего. Первый классицизм при Августе. При Антонинах второй классицизм (выражен больше в живописи). Храмовый комплекс Божественного Адриана на Марсовом поле, ок145г закончен (построен Пием), прямоугольный участок, по центру храм, типология периптера (классика). Но есть и последствия революции, перекрыт цилиндрическим сводом (а не стропильными перекрытиями как в храме Венеры и Ромы). Все равно целла сдвинута, большой пронаос. Очень высокий подиум. В декорации верность греческому вкусу: тонкая, продуманная, рафинированная. Вместе с тем, появляются восточные традиции: в декорации антаблемента используются пальметки, львиные головы. Продумана ритмическая организованность. Небольшие интерколумнии, тесно поставленные колонны – другой ритм. Храм божественных Антонина и Фаустины (Пий и жена) на форуме Романуме. Напротив храма Божественного Юлия, на Виа Сакра. Полностью опирается на италийскую традицию, коринфский простиль. Вытянутая продольная композиция, высокий подиум из туфа. Одна центральная лестница (не на весь фасад).

                                                              17. Архитектура III - начала IV века н.э.

Северы (193-235).

Септимий Север (193-211) африканец, солдат. Каракалла, еще кто-то, Александр Север (до 235 года). Потом идет кризис третьего века. Для архитектуры важно продолжение Адриановских традиций. Консолидация типологий, идей, стилей. Для него главное продолжать то, что сделано, а не идти даже. При нем масштабная реставрация (храм Веспасиана, форум Юлия, форум Мира (Веспансиана), Пантеон). При нем же создается мраморный план Рима (фиксация сделанного). Последовательно строят много терм: реставрация Нероновский, строительство Северовских, термы Каракалла (на окраине), термы Александра Севера. Термы Каракалла (216), сложный план, кольдарий центрический. Достраивается дворец Флавиев, строится дворец Северов и Термы, обслуживающие императоров. Перед дворцом была построена огромная декорация (Септизоний). Состоял из выступающих и отступающих частей, 4 этажа, украшен мраморами, на этажах расположены различные фонтаны. На форуме Романуме поставили триумфальную арку Септимия Севера, перекликается с аркой Тиберия, фланкируется рострами, стоит в углу площади, представляет собой декоративное решение. 3пр, пластичные раскреповки антаблемента. Декор занимает все плоскости поверхности. Внутри арки, в боковых пилонах тоже есть пролеты. Наиболее ключевые композиции в верхней части пилонов. Вытянутый пространный аттик, придавливающий композицию. В тексте многословия, которое не вписывается в аттик. Велабр – подъем на Палатинский холм от форума Баария (бычьего форума). Арка Аргентариев (арка в честь правящей династии частным заказчиком). Небольшая, есть идея триумфа, все пространство украшено декором, возобладание декора над логикой и структурой (даже пилястры углублены и покрыты рельефом). Дальше в Риме кризис, а мы уходим в Италию(Остия). В это время уже трансформировалась жилая архитектура в сторону инсул и новых видов вилл (2х башенная –Сета Бассы на виа Латина, пейзажная –Вальконтена на Брионских островах).

При Аврелиане (солдатский император) фиксирование границ Рима, вновь строит городские стены. Рим впервые начал обороняться. Таких же размеров Рим достиг только в 20 веке. Четкая ритмическая организация стены крепостными башнями, квадратные в плане, тесно стоят. Включаются пирамида Цестия, порто Остиенза (дорога в Остию), порто Маджоре, порто Тибуртина, Катор Претория. Порто Аппия (или порто Сан Себастиано) – городские ворота. При Аврелиане были чуть ниже, при Гонории, 4в, увеличены по высоте. Две башни, проездная часть, внутри ворот маленький двор; разные материалы (травертин и кирпич).

Диоклетиан (284-305). Принципат меняется на доминат. Единоличная власть, божественный характер. Термы на Квиринальском холме. Ориентация по сторонам света, много криволинейный решений (термы Каракалла и Траяна), экседры полукруглые и прямоугольные. На месте одной из экседр сейчас площадь Республики, то есть масштабы терм были просто гигантскими. Сами термы: стена изымается, по сути, это готический каркас, остальное – это огромные окна. Кольдарий не сохранился, только задняя ниша. Но он отказывается от привычной системы Каракалла. Крестовые своды, термальные окна. Потом переделывал Микеланджело, многое сохранил. Резиденция в Сплите (284-305).

Макценций (306-313) битва при Понто Мильо, он погибает. Храм Венеры и Ромы, перестраивает целлы (как интерьер Венеры родительницы или Марса Ультора). В главной апсиде конха, кессоны. Различные полихромные мраморы. До этого стропильные перекрытия. На виа Аппия строит себе резиденцию. Вилла не вписывается в привычные типологии, что продиктовано личным интересом. Там есть цирк (бетон сохраняется, но новый облицовочный материал – плинфа), мавзолей сыну Ромулу. Стена отделяет мавзолей от самой резиденции. Мавзолей на Виа Лата – подобен мавзолею Ромула, плановое решение почти полностью повторяет идею Пантеона, но в аттиковой зоне стены ротонды появляются оконные проемы. Храм Ромула на Форуме Романуме, рядом с боковым фасадом форума Мира. Центрическая постройка со сложным криволинейным портиком перед фасадом. Бронзовые двери храма сохранились в оригинале. Варварская пышность, но тонкая резьба (последний всплеск). Базилика Макценция и Константина. Завершение типологии базилики в рамках римской языческой традиции. Вытянутый прямоугольник. Вестибюль с нишами по сторонам – поперечная композиция, потом две колонны – и пропускают, и ограничивают. 3 нефа, завершает экседра. Центральный неф выше и шире. Центральный перекрыт крестовыми, боковые цилиндрическими сводами. Вестибюль ниже, уже, темнее и теснее. Связь между фригидарием и базиликой очевидна. Тоже используются термальные окна. Константин ставит поперечную экседру и еще один вход, обращенный на виа Сакра (а не на Колизей), нарушает логику развития пространства по главной оси. Стена как таковая отсутствует, там большие оконные проемы. В боковых нефах цилиндрические своды с кессонами, внутри каждого свода есть сквозные проходы.

Константин (312-337). Под знаменем Христа побеждает своего языческого противника, сразу ставит Триумфальную арку (связана с языческими традициями), делает свою власть легитимной и апеллирует к римским язычникам. 3пр, обилие декорации, она проницаема и организует движение. Строит ее из обломков и из рельефов из построек его предшественников (пленные от Траяна, круглые медальоны от Адриана, рельефы из построек Марка Аврелия, рельефы главной арки из построек Траяна). Арка включает Константина в систему истории и славы Рима, прославляет и державу, и самого императора. От себя добавляет исторические рельефы (его победа над Макценцием) фриз над аркой.

Термы Константина на Квиринальском холме, кольдарий от Каракаллы все остальное одинаково.

Храм «Минервы Медика» (Нимфей Лициниев Садов, павильон), к3-н4в. Центрическая постройка с осевой композицией и с вестибюлем. Торжество криволинейных планов. Контрастные формы (большое-маленькое, с-без декорации). Нижняя зона – система глубоких ниш, могут иметь оконные, дверные проемы или еще меньшие ниши, они не закрыты ордером. Во втором ярусе открытые окна. В основе каркас, 8лотковый свод. Мавзолей Елены (мать Константина). Центрическая постройка, идеи тумулусов, императорских мавзолеев.Мавзолей Констанции. Осевая композиция, есть ниши (украшают цоколи), только несколько ниш во всю высоту. Портик есть и внутри, из сдвоенных колонн, на которые опираются арочки (движение по периметру), также так на арочки опирается цилиндрический свод. Центрическая постройка. Колонны спарены и стоят друг за другом, благодаря чему при определенной точке зрения кажется, что там по одной колонне.

                                                                   19. Принципы римского градостроительства.
Рим без регулярной планировки. Римляне заимствовали сакральную традицию основания города у этрусков. Кто-то: римский город возник постепенно сам, другие: идея регулярного лагеря еще у греков. Полибий: римляне, опираясь на военный лагерь и на этрусков внесли еще большую ясность и четкое выделение главных осей. Прямоугольный план делится кардо (севера на юг) и докуманом (с востока на запад). Где кардо пересекает докуман, находится казна, святыни, место управления и так далее (как в лагере). В греческой гипподамовой системе гармонично сочетается природа и человеческое начало, а римское градостроение переделывает природу под себя.

Норба, к4в, частичная регулярная планировка. На холмах нерегулярная планировка, вокруг них все регулярно.

Коза, 273г, полностью регулярная планировка. Рим новую систему применял не к себе, а к тем городам, которые он заново отстраивал или к новым колониям.

Остия, у устья Тибра, порт Рима. 340-335г – основание города, маленький городок, 146г (падение Карфагена) –Италия вынуждена жить за счет привозного зерна (не может кормить себя), порт начинает отстраиваться, там большие склады.

Помпеи, в Кампании. Римским стал в н1в до н.э. Имеет принципы италийского регулярного плана, усиленные римским присутствием. Обнесен стеной, есть главные и второстепенные башни. 2 кардо (улица Меркурия и улица Стаби), 2 декуманума (Наланская улица, улица Изобилия). На пересечении Форум. Главный храм, торговые места, базилика (суд). Дорога гробниц, от города к Геркулануму, к вилле Мистерий. Законодательно запрещалось хоронить людей в границах города. Италийские типологии: ворота без укрепленной башни, один въезд больше, другой меньше (для пеших, всадников и повозок). Город подчиняется и городским воротам. Улицы ориентируются на важные составляющие городской застройки, пространство всегда организованно. У улиц продуманная социальная структура: мощеные с тротуарами, у некоторых тротуаров дурочки, к которым можно привязать лошадь. Есть пешеходные переходы (высокие камни), так как все отходы выбрасывались на улицу и вымывались дождями (но и эти камни поставлены так, чтобы могла проехать повозка). Есть общественные туалеты. Городская застройка разная, но не нарушает пространства города, ключевые постройки всегда выше.

386-200г. Второй этап, вводят новую строительную технику. Техника еще не совпала с архитектурной конструкцией, но она уже есть. Техника конкрет (римский бетон). Римляне выкладывали стену по опалубке, сохраняли облицовку. То есть конструктивно работает только бетонная стена, но архитектурная форма имеет наложенную декорацию (облицовку), которая не несет конструктивную функцию

Опус инсертум: облицовка камешками неправильной формы. Существовала дольше всего, иногда она еще покрывалась стуком, самая грубая. Существует точно со 2в до н.э.

Опус ретикулатум: сер 1в до н.э. театр Гнея Помпея в Риме, мавзолей Августа. Пирамидка сделана из туфа, ее мы загоняем в бетон, а на поверхности остается основание (получаются треугольнички или скорее ромбы).

Опус микстум: вместе с опусом ретикулатом, появляются ряды облицовки плинфой (уже расцвет империи).

Опус тестацеум: облицовка плинфой (Базилика Макценция и Константина).

Параллельно идет развитие арочно-сводчатой конструкции. В итоге, новые материал соединился с новым типом конструкции. Это и есть новаторство.

Принципов градостроительства касается Витрувий: 1кн, 4гл –выбор здоровой местности, дальше о закладке стен, башен, городских площадей. Греки более искусные мастера –города на не только удобных, но и красивых местах, вписывались в ландшафт; римляне безупречно решали градостроительную работу, но размещение, где удобно, а не где красиво.

Рим –нерегулярен, радиальная система улиц, расходившаяся от форума (их несколько). К границам города отводились театры, цирки, рынки; некрополи за пределом города.

Сначала выделялся центр, потом определялись кардо и декуманум, потом второстепенные параллельные улицы; въезды в город оформлены триумфальными арками (вроде первая арка у Августа).




Дата: 2019-02-25, просмотров: 312.