Архитектура римских провинций. Восточные провинции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сирия: сильны древне восточные традиции. Основной материал –тесаный камень. От египтян и финикиян архитектура заимствовала искусство каменной кладки из крупных блоков, концепции обширных архитектурных ансамблей; эллинизм принес ордер, которые в 1-2в приобрел римские черты. Ордер –используется свободнее, понимается не как канон, а как тема (где возможны вариации). 2-3в –расцвет строительства. Сирийские храмы: священный участок с несколькими храмами, у каждого почти всегда своя ограда; по антовым, простильным или перестильным схемам; на высоком подии, лестница с одного фасада, в глубине двора (совпадает с римской традицией). Культовая статуя у задней стены, но вместо апсиды, целла заканчивается поднятым на высокий подий адитоном, по центру и слева на него ведут лестницы, справа обычно дверь, ведущая в крипту. Храм в Хэссн-Солеймане, стоит в глубине двора, окружен стеной. Вход во двор –колонные портики, 3 проема, средний выделен, завершается полуциркульной аркой.

Ансамбль в Баальбеке (Гелиополь), 1-3в (при Северах). В долине между хребтами, район богат твердым известняком. Хотя строился долго, ансамбль един. Основа -3 храма: Большой, Малый и Круглый. Большой, 1в –доминанта, на 8-9м искусственная платформа, в глубине двора, 10 колонный псевдодиптер, небольшой интерколумний, частая расстановка. Перед Большим хром шестиугольный двор (оформлен 3х пролетным порталом), на который вели пропилеи (глубокий 12к портик, замыкался 2мя 2эт башнями, на пропилеи вела большая лестница, над средним пролетом антаблемент изгибался полукругом, над 6ю средними был треугольный фронтон –по монетам). Поперечные пропилеи –центрический 6-уг двор –большая площа, окруженная портиками перед храмом (в храме то же повторение: лестница, поперечный портик, поперечный пронаос, продольный интерьер, вместо экседру поднятый адитон). Рядом с этим двором –Малый, 2в, оси параллельны. По размерам равен Парфенону, но проигрывает Большому храму. 8к, в целе возможно сводчатое покрытие, ее стены расчленены коринфскими полуколоннами, в простенках ниши. По бокам адитона большие пилоны (его архитектура связана с архитектурой целы). Средний интерколумний увеличен. Круглыйхрам: из крупных камней насухо, купол тоже, подий с лестнице и 4к портиком, антаблемент дугообразный. В интерколумниях ниши, оформленные в виде раковин. Колонны далеко отступают и широко расставлены, поддерживают раскрепованный антаблемент (в виде вогнутых экседр; в плане поход на звездочку). Хотя весь ансамбль и схож с римской и провинциальной архитектурой, он стоит особняком (своеобразие облика, масштабы), эти стилистические изменения проявились в архитектуре поздней империи и Ближнего Востока.

Пальмира: город-оазис в Сирийской пустыне между Дамаском и Евфратом, перевалочный пункт на торговой дороге. Наибольшее возвышение в сер3в. «Колоннадные улицы», башнеобразные гробницы, храм Баала, 1-3в. 8к коринфский псевдопериптер, посередине огромного квадратного двора. Начат в 1в (задумавался как периптер со входом на короткой стороне, в процессе работы изменения). По концам целлы адитоны, поэтому вход на длинной стороне (смещен с поперечной оси храма, отмечен грандиозным порталом). Во 2-3в приподнятая площадка окружена стеной, со внутренней стороны перистиль, вход –пропилеи по оси храма.

Гробницы в Петре: декоративно обработанная поверхность скалы, внутри погребальная камера (небольшая).

Библиотека в Эфессе, 115, Траян: чисто декоративное применение ордера, зал(вход по длинной стороне), напротив входа апсида со статуей. Стены разделены на 2яр: нижняя колоннада поддерживала антресоли, рукописи в нишах.

Театр в Аспенде, 161-180, Марк Аврелий, Зенон: декоративное применение ордера. Использован склон холма, в другом типично римский. Верхний ярус мест увенчан портиком, под лоджиями сводчатые проходы для зрителей. Дверные проемы уменьшаются по мере удаления от середины.

Пропилеи в Дамаске, 1в: характерный пример применений арочного антаблемента.

                                               28. Архитектура римских провинций. Африканские провинции.
На территории Северной Африки несколько римских провинций. В отличие от завоеванных приморских областей (Утика, Карфаген, Утина и др), Нумидия в глубинной части на плодородных землях с развитым сельским хозяйством. Ее охранял 3й легион, при Веспансиане расквартирован в Тевесте (Траян дал ей статус колонии), Траян часть легиона перевел в Ламбезис (специально построен), также основал Тимгад (для ветеранов). Все три города связаны дорогой. Ламбезис и Тимгад –тип военных лагерей с традиционной регулярной планировкой, много общественных (арки, скульптурные монументы) и утилитарных (акведуки) построек.

Ламбезис, 2в, по сторонам от кардо и декуманума крытые портики. На пересечении Тетрапил, монументальное сооружение, архитектурное обозначение главного перекрестка, своеобразные пропилеи, ведущие на площадь. Форум окружен колоннадой. Город окружен стеной с укрепленными воротами и башнями.

Тимгад, 100г, основан Траяном. Разделение на 6 кварталов, в каждом 24 инсулы, на главных магистралях триумфальные арки. По мере развития Тимгад вышел за городские границы, распространился в западном направлении, где были воздвигнуты капитолий, термы, рынки, окруженные жилыми домами. Главная улица декуманум –продолжение дороги, соединявшей Тимгад с Ламбезисом и Тевестой, тротуары, крытые колоннады, замощена правильными каменными плитами. В западном конце этой улицы сохранились триумфальные ворота, воздвигнутые в честь Траяна после его смерти. Поперечное кардо от северных городских ворот к центру и форуму. Форум Тимгада – замкнутое небольшое пространство. На него выходили Базилика (торговые сделки, суд), курия, храм Фортуны. Южнее форума в 167г построен театр. Еще библиотека, много терм. За границами города эпохи Траяна возникли рынки, термы и Большой Капитолий (храм капитолийской триады: Юпитер, Юнона и Минерва), крупное сооружение на высоком подиуме, облицован дорогими породами местного мрамора. Арка Траяна: ю-з вход, построена после смерти Траяна, 3х пролетная. Крайние пролеты оформлены выступающими за плоскость стены колоннами, несущими антаблемент с раскрепованными фронтонами. По высоте и ширине выделяется средний. Акцентированы крайние пролеты (характерно для Афирики).

Лептис Магна, Ливия. Римляне реконструировали уже существовавший город. 2в –реконструкция гавани, форума, базилики и тд. Вместо столичного бетона с кирпичной облицовкой, здесь преобладает тесаная кладка (введение кирпича в конструкцию распространилось в 3в).Планировка форума и поставленная поперек 3х нефная базилика (по концам экседры подчеркивают поперечную ось) повторяют форум Траяна. Термы: симметричный план. Септимий Север родом из Лептис Магна. При Севере создается его арка, богаче отделываются старые здания, новый форум.

Египет, искусство. Здесь Фаюмские портреты, 1-3в. На тонких деревянных дощечках в технике энкаустики.


Искусство эпохи Августа.

За образец берется искусство Греции 5-4в, холодная рассудочность, ясность, покой. Менее творческий характер. Искусство Августа политизировано.

Алтарь Мир, 15-9г до н.э., на Виа Лакра (продолжение Виа Фламиния), по Марсову полю (уже есть мавзолей Августа).

Дом на Исквилинском холме в Риме (Ватикан), сохранилась живописная декорация, посвящена первым шагам римского государства (пастух, мужчине подносят двух близнецов). Тема интересовала и частных лиц. Путешествия Одиссея (нападение листригонов, Аид, Церцея), наиболее драматичные сюжеты, в пейзажном окружении (смотрим сквозь а/д ->пейзажная деклорация), пейзаж трактуется через человеческие эмоции.

Портреты Августовского периода: изображения римлян входят в общественные памятники (выходят за пределы частного употребления). Изображение отдельного человека носит общественный характер. Обращение к греческим традициям – идеализируются образы. Стилевая, формальная, типологическая стилизация (за образцы герои, победители). Композиции понятные, симметричные, спокойные, лица узнаваемые, но обобщенные и идеальные. Продолжается идея передачи внешнего сходства, но меняются акценты и понимание портрета. Республика – портреты четкие, застылые, суровые. Сейчас появляется взгляд в бок, в сторону, наклон головы, возникает физическое изображение, которое есть выражение движения души (есть эмоции, внутренний мир). Формируются типологии императорского портрета.

Статуя Августа в тоге, Национальный музей Рима, мрамор, 1в (тогатус – человек, одетый в тогу). Тога одета на голову, то есть он совершает жертвоприношение. Обращается к старой иконографии – тогатус, пластичность, ритмика складок указывают на греческие образцы. Фигура и голова делаются отдельно, голова вставляется в портрет, они обладают разной стилевой характеристикой. Холодная рассудочность

Император-воин, Ватикан, статуя Августа из виллы Ливии в Прима-Порте, копия грандиозной бронзовой статуи. На частной вилле правителей есть изображение Августа как общественного монумента. Стояла в нише – рассчитана на фасадную точку зрения. Рука типа в жесте Аве – ориентация на привычную римскую типологию такой статуи. На республиканскую иконографию накладывается новая идея имперской власти. Есть хиазм, подражание общеизвестной ситуации греческой пластики (подобен Дорифору). Для греков важна обнаженность (несет смысл славы и величия), римляне меняют ситуацию. Римлянин герой, когда он одет в кирасу, военные доспехи (одежды). Совмещаются важные моменты для Августовского классицизма. Доскональность римского искусства – есть кираса, на которой рельеф. При Крассе римляне проиграли и потеряли свои значки легионов. На доспехах изображено событие, когда Парфяне пришли с посольством к Августу, сказали, что они не имея с Римом никаких военных действий, просто проникнувшись величием Августа, возвращают Риму значки легионов. У ноги Амур на дельфине – атрибут Венеры.

Август в виде Юпитера из Кум, Эрмитаж. До пределов доведен идеал, холодный, пример идеального августовского классицизма. Рафинированный, тонкий классицизм. Сидит, полуобнажен, идея хиазма (левая нога и правая нога выдвинуты), в правой руке держава, на ней Ника, в левой –скипетр.

Был еще и четвертый тип – конный памятник. Та же система важна и для бюстов.

Возрастает роль женщины. Масса женских портретов. В мужских портретах продолжали идею императора, в женских, портретов императрицы.

Портрет Ливии, Эрмитаж, сохраняются республиканская сочность. Мрамор, молодой тип. На голове лавровый венок (у лба расходится). Портрет Ливии из Лувра, зрелый тип, базальт. Отвлеченность. Портрет Ливии из Национального музея Рима, мрамор, зрелый тип, глаза навыкате, на голове какой-то начес.

На ряду с классицизирующей составляющей, есть сохранение республиканских приемов и черт, но большая детализированность. Портрет жреца богини Исиды из Тибура, Римский Национальный. Перечисление всех черт, но есть и пластическая наполненность. Камея Августа из Вены, итог развития августовского искусства. Регистровая композиция, снизу римские воины воздвигают трофей (историческая тема триумфа и победы); в верху сидит император Август, он сидит среди богов, на него возлагают лавровый венок.

В живописи имеем дело с провинциальными памятниками и римскими, связанными с императорской семьей. Дом Ливии на Палатине, декорация таблинума –показательный 2й стиль, разработанная архитектурная декорация не вымышлена, а реальна; а/д совмещается с панно (разрывают стену, не картина, а реальный вид за окном). Копия Никея «Ио, Гермес, Аргос», иллюзионизм, а/д реальные масштабы; напротив триумф Галатеи.

Дом на правом берегу Тибра (на месте виллы Фарнезино), 30-35г, Марка Аргиппы, художник Селевк (грек), граница между 2м и 3м (15-62г н.э.) стилем. Архитектура начинает терять реалистический характер. 3й стиль: торжество плоскости стены, архитектура не реалистична, нарушены законы тектоники, декорация отрицает проломы в стене, усиливаются пространственные и иллюзионистические приемы. В «окошечке» воспитание младенца Диониса, «оконный проем» оформляется ордерным портиком с цоколем. Консоль держит мраморную картину (живописную картину на мраморе). Это помещение имело цилиндрически своды. На сводах развитая стуковая декорация. Умение и желание разбить композицию на отдельные сегменты, сцены обычно пейзажные, туда могут включаться мифологические персонажи, много тем, связанных с Египтом и востоком. Во второй спальне меняется колорит, больше элементов 3го стиля. В убранстве спальни эротические сюжеты. Возникает тема фестонов, но более декоративная. Есть нечто вроде фантастического пейзажа, но черный фон (игра, прихотливость, сложность). В коридоре стада, пастухи, театральные маски, статуи богов, гавани, корабли, море, портики и так далее. Культ разнообразия и вариативности.

Альдабрагинская свадьба (Ватикан) – уравновешенность в композиции, последовательность рассказа (августовский классицизм в живописи). Благодаря архитектурным формам, есть отдельные части фрески. Все более спокойно, ясно, естественно.

Вилла Ливии в Прима Порте. Прямоугольный вытянутый зал с одним входом на длинной стороне (подземное помещение, иппогей – подземный зал). Важны принципы иллюзионизма, ощущение, что мы в саду. Напротив входа декорация лавровой рощи, много моментов связывают декорацию с личной жизнью Августа, с его поступками, восприятием. Август построил виа Фламинию, вилла стоит на ней. Лавр – культ Аполлона, символ триумфа, спасение от молнии, связан с виллой и с ее здоровьем. Август боялся молний и солнечного света, боялся спать один, то есть подземное, затемненное помещение было его любимым. Август не любил больших помещений, виллы он любил скромные, украшал их рощами, а не статуями и картинами. Мы как бы находимся в беседки, то есть сначала на стене плетеная загородка с проемами (по осям), за первой оградой есть перспектива, а дальше мраморная ограда, по бокам она чуть отступает и там изображаются елочки, за оградой лавровая роща. Это изображение конкретной зелени. С одной стороны пиния (торцевая, находится в «экседре» мраморной стенки), напротив изображен дуб. Есть регулярная планировка в саду, деревья семантичны, декорация имеет прямое отношение к Августу. Декорация отражает личность заказчика. Наверху стуковая декорация.

Картины имеют разные жанры: мифологические (дом наказанного Амура в Помпеях), мифологическая тема лишается пафоса, подобна простой бытовой, помещается в великолепный пейзаж. Дом золотого браслета в Помпеях – садовая живопись. Портреты (девушка, пишущая письмо из Неаполитанского музея) – тондова композиция. Есть тип портрета на щите, на который помещается или живопись или скульптурная голова – идея прославления. Портрет воссоздает эмоцию человека, персонаж имеет изменчивый внутренний мир (а не прославление личности). Портрет Теренция Нео с женой, он был юристом, важен атрибут (свиток). Натюрморт, также носит сакральный смысл (так как часто изображен в ларарии, то есть является приношением ларам). Проходной дворец Нерона, есть гротески (термин используется, так как Нероновскую живопись находили в гротах, остатках Золотого дворца). Уход Патрокла в бой.

                                                                        30. Искусство I века н.э.
Юлии-Клавдии (14-68г):

Августовские традиции продолжаются, но искусство становится более разнообразным, не столь прямолинейным. Больше набирает силу внесение в спокойный язык элементов большей реалистичности и разнообразия композиции, возникает живописность, драматизм. Алтарь Благочестия (Милосердия), виа Фламиния, публичный монумент, стоял на Марсовом поле. Выполнял ту же функцию, что и алтарь Мира. Алтарь Магистратов из палаццо Канчелерия, 40е гг. Показывает церемонию римских магистратов в честь праздника гения Августа. Пластический язык, но другая ритмика. Возникает обращение к предшествующему республиканскому языку. Лица более грубые и мужиковатые. Портрет Клавдия в образе Юпитера, Ватикан(?). Вместо сидящей, стоящая статуя. Усложняется композиция, более сложный и драматичный хиазм. Еще сильнее контраст между идеализированной проработкой троса и драпировками. Портрет Калигулы (голова), 30-40е из Копенгагена. Понимание объема, трактовки лица – Август, но более реалистичен. Возникает движение, чуть повернута голова. Портрет Нерона из Римского национального музея. Усиливается моделировка объема, вновь обращение к эллинизму.

Живопись: Дом на Эсквилинском холме в Риме, сохранилась живописная декорация, посвящена первым шагам римского государства (пастух, мужчине подносят двух близнецов). Тема интересовала и частных лиц. Там же путешествия Одиссея. Мы имеет дело с римскими памятниками, связанными с императорской семьей. Дом Ливии на Палатине, декорация таблинума. Один из наиболее показательных памятников 2стиля. Разработана архитектурная декорация, но не вымышленная, а реалистичная. Архитектурная декорация совмещается с панно, которые разрывают пространство, это не просто картина, а вид, который мы можем видеть из окна. Это всегда мифологические сцены. Копия картины Никия, изображает Ио, Гермеса и Аргоса. В росписи глубинная архитектура, иллюзионизм, архитектурная декорации имеет реальные масштабы и пропорции, используются разные размеры ордеров, раскрепованый антаблемент. Напротив, триумф Галатеи. Дом на правом берегу Тибра (на месте виллы Фарнезино). Позднее дома Ливии, 30-35г, принадлежала Марку Аргиппе. Есть подпись художника Селевка, то есть греческий художник исполняет римскую монументальную декорацию. Здесь граница между 2м и 3м (15-62г н.э.) Помпеянским стилем. Архитектура начинает терять свой реалистический характер, меняется язык архитектурной декорации. 3й Помпеянский стиль: торжество плоскости стены, архитектура не реалистична, нарушены законы тектоники, декорация отрицает проломы в стене, усиливаются пространственные и иллюзионистические приемы. В «окошечке» воспитание младенца Диониса, «оконный проем» оформляется ордерным портиком с цоколем. Консоль держит мраморную картину (живописную картину на мраморе). Это помещение имело цилиндрически своды. На сводах развитая стуковая декорация. Умение и желание разбить композицию на отдельные сегменты, сцена обычно пейзажные, туда могут включаться мифологические персонажи, много тем, связанных с Египтом и востоком. Во второй спальне меняется колористическое решение, больше элементов 3го Помпеянского стиля. В убранстве спальни эротические сюжеты. Возникает тема фестонов, но более декоративная. Есть нечто вроде фантастического пейзажа, но черный фон (игра, прихотливость, сложность). В коридоре стада, пастухи, театральные маски, статуи богов, гавани, корабли, море, портики и так далее. Культ разнообразия и вариативности.Альдабрагинская свадьба, Ватикан – уравновешенность в композиции, последовательность рассказа (августовский классицизм в живописи). Благодаря архитектурным формам, есть отдельные части фрески. Все более спокойно, ясно, естественно. Вилла Ливии в Прима Порте. Прямоугольный вытянутый зал с одним входом на длинной стороне (подземное помещение). Важны принципы иллюзионизма, ощущение, что мы в саду. Напротив входа декорация лавровой рощи, много моментов связывают декорацию с личной жизнью Августа, с его поступками, восприятием. Мифологический жанр (дом наказанного Амура в Помпеях), мифологическая тема лишается пафоса, подобна простой бытовой, помещается в великолепный пейзаж. Дом золотого браслета в Помпеях – садовая живопись. Портреты (девушка, пишущая письмо из Неаполитанского музея) – тондова композиция. Есть тип портрета на щите, на который помещается или живопись или скульптурная голова – идея прославления. Портрет воссоздает эмоцию человека, персонаж имеет изменчивый внутренний мир (а не прославление личности).Портрет Теренция Нео с женой, он был юристом, важен атрибут (свиток). Натюрморт, также носит сакральный смысл (так как часто изображен в ларарии, то есть является приношением ларам). Проходной дворец Нерона, есть гротески (термин используется, так как Нероновскую живопись находили в гротах, остатках Золотого дворца). Уход Патрокла в бой.


Флавии(69-98).

Утверждение легитимности, значение, славных дел. Идея божественности императора, прославление носит более откровенный характер. Прославление с точки зрения военных триумфов. «Трофей Мария», на самом деле это трофей Домициана, скульптурный памятник, больше 4х метров. Несет идею славы и возвеличивания воинских подвигов. В отличие от Юлиев-Клавдиев, которые изживали классицизм, здесь к классицизму уже не обращаются. Обилие сочных деталей в большом количестве, интерес к драматическим эффектам, усиление контраста и экспрессии (искусство носит «барочные черты»). Трофей – это столб, на который вещались военные доспехи, который украшался военной атрибутикой. Рельеф сената и римского народа во время процессии из палаццо Канчелерии. Большой масштаб (6 Х 2). Меняется характер рельефа, трактовка рассказа, ритмическая организация. Интересует подробный рассказ, имеет внутреннюю дискретность но большая простонародность, сухость, ритмика сдержанная. Рассказ очень подробный, с обилием деталей, трактовки портретов, жестов. Не только движение вдоль поверхности, но и движение в глубину. Движение резкое, порывистое, динамичное (более пластически артикулированный, «барочный» эффект). Рельеф сильно выступает из плоскости изображения. Рельефы арки Тита. Интерес к монументальной форме, статуи громадный, сложное движение. В портрете изображение лица носит характер театральности, парадности, сознательного усиления экспрессии, желание войти в контакт со зрителем, убедить того в своем величии. Изменяется манера трактовки мрамора, есть контраст света и тени, полированной поверхности и поверхности не шлифованной. Широко используется бурав. Сохраняется две типологии: частный и общественный портрет. Портрет показывает эмоцию, перепад чувств, но и обогащает характерным подчеркиванием личности. В республиканском портрете человек полон собственной достойности. Флавианский портрет другой (да я мерзавец, да у меня неправильные черты лица, но я такой, какой я есть, и этим я великолепен). Важна сама неповторимость, а не моральная оценка. Это сильное искусство. Статуя Тита из собрания Римского музея. По типологии подобен Августовскому портрету (с вытянутой рукой), но более грубо. Нерва в виде Юпитера, сидит развалившись, подчеркивается значение атрибута. Портреты Веспансиана, из собрания Римского Национального музей – общественный, есть некая идеализация образа, концепция мудрого правителя, думающего о народе. Из собрания в Копенгагене – другая трактовка, графичен, улыбается. Частный портрет, здесь не надо себя приукрашивать. До последней минуты у него сохраняется ощущение насмешки и иронии (он сказал, что деньги не пахну; умирая, он сказал, увы, кажется, я становлюсь богом). Цецилий Юкунд, Национальный музей Неаполя, частный бронзовый портрет. Отчетливый натурализм образа, ничего не скрывается. Вибия Матида младшая (старшая сестра Сабины, жены Адриана). Видны возможности бурова. Шея не выдерживает тяжести прически (прям барокко в прическе), она наклоняется. Откровенная чувственность, когда свет падает, ее мочки уха пропускают свет. Цинизм барокко, позволяющий снижать высокое и возносить низкое.

Живопись: после землетрясения 62г в Помпеях центральная власть помогает, реставрационные работы. Художники приносят новые столичные вкусы. Возникает 4й Помпеянский стиль, сбирает в себя элементы 2го и 3го стилей. Интерес к пропорциональной архитектуры, к прорыву пространства (декорация очень пластична и драматична), но есть необязательность и прихотливость, сложность и экспрессия. Фигуры как бы выходят из дверей (сюжетные и пространственные эффекты). Обилие театральной декорации и тематики. Есть изображение театральной пьесы, а не изображение самого сюжета. Дом Веттиев. Помещение, выходящее в перистильный двор. Украшено копиями произведений греческих художников разных эпох и центров. Сюжетные композиции вписываются в интерьер. Вход – тема Приапа (плодородия дома). Атрий – желание рассказать о необычном (то есть амурчики занимаются не своим делом, а сельским хозяйством и играми). Левая композиция – младенец Геракл со змеями (Зевксис, 5в), смерть Пентфея (отказался участвовать в Диониссийских мистериях, мать и сестры растерзали, 5в), казнь Дирки (3в). На левой композиции мы входим и свет падает слева. Все три сюжета драматические. Рассказ в построении композиции тоже с лева направо (как мы двигаемся), рассказ не нарушает наше пребывание в пространство, развиваются вдоль передней плоскости, не дают взгляду уйти вглубь (слева к краю алтарь).

                                                                           31. Искусство II века н.э.
Антонины (96-192).

Траян (98-117): колонна Траяна (113), арка в Беневенте. Портрет: опять важна идея славы, ориентируется на республиканские идеалы (то, что понятно), строгость, порядочность, добродетели, окончательно сформулирована тема бюста. В 106г празднует 10л династии, искусство меняется на более сдержанное, но продуманное. Портрет Траяна из ГМИ, до 106г. сохраняется внутренняя изменчивость, динамика. Скупая проработка объемов, сухая трактовка волос. Портрет Траяна после. Мудрый государственный муж, обнаженный быст.

Адриан (117-138): грекофил, еще 1 всплеск классицизма. Интерес к классике и поиск новых тенденций (это ново), кризисные явления или новые средства выражения. Очень сильна личность императора. Адриан не был человеком цельного мировоззрения. Впервые в культуре не цельное мировоззрение, борение, метания (раздрай). Характерное восприятие –конец века, желание насаждать старое, но и понимание, что старое сохранить уже нельзя. В Риме много греческих философов, многие императоры издавали указы, изгоняющие философов, а сейчас в Риме очень много философов. Интерес к стоической философии, к научным мыслям, к физиогномии (через лицо раскрывают человека). Более пластическое понимание образа, насыщенность, проработка мрамора. Мода на философию –появляются борода и волосы (замечательные пластические возможности). Бурав стали использовать при Флавиях, здесь дальнейшее развитие (глав прям как живой). Интерес к внутреннему миру модели, глазное яблоко заводят чуть-чуть под верхнее веко (тогда человек погружен в самого себя, он думает и чувствует). Заложена экспрессия, пика достигнет у поздних Антонинов и в 3в. Интерес к восточным традициям. По-другому воспринимают мрамор – он уже не раскрашивается, проработка краски сохраняется в губах и волосах (большая жизненность и наполненность). Виппия Матльда Младшая (сестра Сабины, жены Адриана), Капитолийский музей, буравчик, похожа на барокко, стоит у окна, мочка уха пропускает свет. Портрет Адриана, 110е, римский национальный музей. Парадный императорский портрет, плащ и др, но есть детальная проработка лица. Портрет Адриана из Остии. Частный императорский портрет, в трактовки видим внимание к другим ценностям.Портрет жены Адриана, Сабины (Ватикан, в Лувре и Риме статуи). Элемент чувствительности, нежности, эмоциональности, затаенная грусть. Бюст Антиноя (любимец, который утонул), Эрмитаж. Венок из плюща –атлетические мистериии (венок темный).Тондовые рельефы Антонинов, перенесены на арку Константина (не известно откуда). Характеризуют личность Адриана в разных проявлениях: ученый, охота (очень порицалась современниками), жертвоприношение Аполлону (тондовая композиция, подчеркнутая симметричная композиция, сцена показана в пейзажном окружении (углубление показа человека, эмоций)). Триумфальная колонна Антонина Пия (база, идея апофеоза). Язык изменяется в сторону символичности. Саркофаг с мифом об Оресте (Рим). Берется мифологический сюжет, но обыгрываются темы борьбы, смерти, динамичные и драматичные. Здесь тема борьбы со смертью. Бурное движение, сильная пластика проработки объемов, сильные светотеневые эффекты, каждый пластический объем теряет свою самостоятельность (дробность и невыявленность темы рассказа, но появляется драматичность).

Портрет Антонина Пия из Палаццо Масимо (Римский национальный музей). В бровях четкая насыщенная пластически обработка. Контраст проработанного и «рыхлого» (волосы) мрамора. Момент эмоциональности, момент неопределенности состояния человеческого духа. Колонна Марка Аврелия (нарушение принципа достоверности ради идеи прославления, Коммода нет, хотя заканчивал кампанию). В портретах интерес к внутреннему миру, ощущение безысходности, пессимизм. Портрет Марка Аврелия из Лувра, стремление раскрыть внутренний мир, усиливаются пессимистические настроения. Конная статуя Марка Аврелия, считали, что это статуя Константина, поэтому сохранилась до наших дней. В трактовке головы показан думающий человек, человек-правитель, человек-философ. Коммод, Ваттикан, в данном случае выступает как сложная личность, думающий, эмоциональный (концепция, важная для эпохи); памятник раннего времени. Коммод, Капитолийский музей, уже не трактовка человека и его внутреннего мира, а знаковый и символический мотив. Представлен в образе Геракла, конкретный образ Геракла, держит в руке яблоки Гесперид, а бюст укреплен на державе (то есть портрет владыки всего мира), важна идея прославить, а не раскрыть человека. Портрет «Сириянки», сер 2в, из восточных провинций. Вписывается в общую идею портрета. Внимание к проработке волос, бровей и глаз. Но все таки это восточные традиции, которые накладываются на греческие. Глаза проработаны, но показаны чуть больше (увеличение части человеческого тело –характерно для востока). Глаза показывают, что она думает.

                                                               32. Искусство III - начала IV века н.э.
Северы (193-235).

Время кризиса, разрушается прежняя идеология, интерес к мистериям и культам. Многообразие философских и религиозных доктрин. На смену старым фамилиям приходят люди, лишенные принципов, нацеленное на получение успеха. Люди, из провинций и из самых низов. Лишены культуры (античной, рафинированной, проработанной). Так как кризис, много течений и традиций. Арка Септимия Серева, скульптура преобладает над архитектурой, начинает разрушать образ. Главное внимание в декорации на огромное панно, которое расположено на главной фасадной стороне. Панно связаны с военной кампанией Севера (на востоке в Месопотамии), изображено взятие крупных месопотамских городов. Взятие Селеуса –возвращает нас к триумфальным картинам, принцип дотошности и картографичности. Действие начинается в нижнем левом и завершается в верхнем правом углу. Сцены разбиты на отдельные регистры, но нет внятной последовательной композиции, подчеркивается символическая составляющая, вырабатывается новый естественный язык. Нарушения идут для создания художественного впечатления. Ящекообразный рельеф, пространство не изображается, а дается художественными средствами.Арка Агентариев (частная, посвящена правящей династии). На правом пилоне Септимий Север и Юлия Домна, совершающие жертвоприношение. Одеяния –самостоятельные объемы, пространство не имеет глубины, задняя поверхность – плоскость. Объем фигур распластан, растягивается по плоскости. На другом пилоне рельеф с Каракаллом и Геттой (их сын), после смерти Гетты, его изображение было стерто. Форум г. Лептис Магна. Построен при Септимии Севере (он оттуда происходил). В провинции почти прямая калька столичного памятника. Повторял форум императора Траяна. Переиначивание за счет переработка провинциальных традиций. Портрет Юлии Домны, глиптотека Мюнхена. Необычное понимание портретного образа. Большая отвлеченность и сухость. Волосы –уже не живая человеческая ткань, а тяжелая еле расчлененная шапка, самостоятельная и самодостаточная. Брови более схематичные, мрамор заглаживается, глаза увеличиваются. Каракалл из Рима и из Копенгагена. Ранний и более поздний портреты. Неприкрытая правдивость, полный отказ от идеализации. В республиканском портрете –это достоинство, здесь это грубая, обнаженная и сильная трактовка человека. Такой портрет полностью обнажает сущность во всей ее реальности. Гай Юлий Вин Максимин Фракиец, Капитолийский музей, 235-238г. Портрет одного из солдатский императоров. Ориентация на республиканские образцы. Но композиция сбита, невыявленность пластики, главное – выявить портретные черты. Это примитивно, грубо. Филипп Аравитянин, Эрмитаж. Правдивость, лишенная детализации, но в лице есть ощущение тревоги. Фронтальная фиксация, объем почти не проработан, на обобщенную ткань накладывается голова. Портрет Гордиана 3 (?). портрет на саркофаге Ацилиев, около 270х. принцип жизнеподобия уже не существенен, важна утрировка внутреннего мира. Глаза – главная цель (сильно увеличены). Живет идея, а не материальный объект. Саркофаг Людовизи, 3в. Сцена сражения. Вообще ситуация сражения, а не конкретного. Идея смерти, распространяющейся везде. Нет фона, все в фигурах, чуть-чуть выделена фигура правителя. Фигуры вытянуты на переднюю плоскость. Портрет Требониана Галла, 250е. бронза, Метрополитен. Идея героизма трактуется через обнаженную мужскую фигуру, пропорции нарушены. Главное – жест и лицо. Предельно натуралистическая обработка лица и отвлеченная тела (толстый с маленькой головой). Статуя Тетрархов, базилика Св. Марка в Венеции. Идея величия и единство Римской Империи, пластически не прорабатываются, важна мысль. Красный порфир, обрабатывается сложнее – он обобщен. Она обобщены, идея единство – четыре фигуры как бы слиты вместе.

Статуя Константина из базилики Макценция и Константина. Показывает изменение римского языка. Принцип жизнеподобия не господствует, важна идея.

36. Форум Траяна (Аполлодор Дамасский, 108-117, освящен в 113г).

Любой римский форум – центр экономической, социальной, политической жизни. При Цезаре наметился переворот – форум – прославление личности. На императорских форумах нет таберн. Траян сохраняет таберны (скорее рыночный комплекс), но уводит за границы форума. Последний императорский форум Рима, освящен в 113, самый крупный архитектурный ансамбль, занимает склон Квиринала, но тот не срезали, а обыграли; украшен трофеями дакской войны 106г (все говорит о военном триумфе). Подводит итог и открывает новые возможности. Ограничен высокой травертиновой стеной, вытянутая прямоугольная площадь, завершается зданием храма (И входная, и завершающая стены полукруглые). Поперечная ось появляется благодаря экседрам; в центре первой площади, на пересечении осей золоченая бронзовая конная статуя Траяна (есть заимствование идей, но живут они совсем по-разному). Вход – триумфальная арка, дальше вертикальная ось, но останавливается базиликой Ульпия (5нефов, за ней видна колонна Траяна, высокий подиум, двери входа не соответствуют дверям выхода, надо ее пересечь наискосок; на торцевых сторонах экседры, прикрытые колоннами). На других форумах не было базилики, с торцовых сторон полукруглые экседры, прикрыты колоннами. За базиликой малый перистильный двор, там колонна Траяна, вокруг 2 библиотеки (латинская и греческая). Потом еще 1 перистильный двор, завершается храмом божественного Траяна (строится после него). У базилики 3 входа, центральный шире, но мы все равно несколько останавливаемся (сбиваемся с пути). На фасадах библиотек балконы на 2м этаже, поднимаясь, прочитываем рельефы колонны. Все взято из старых построек, традиционно, но прочтение другое.

За форум вынесен многоярусный рыночный комплекс, занимающий часть склона. Примыкает к северо-восточному полукружию и повторяет форму экседры площади. С одной стороны огромная стена, которая ограждает форум, с другой узкая улица. Улицу можно увидеть только в ракурсе, она повторяла выступ экседры форума. Рынок состоит из двухярусных таберн внизу и здания «биржи». Таберна перекрывается цилиндрическим сводом, скрытым в квадратном портале с квадратным окошечком, на стене видна только разгрузочная арка (каркас вплавлен в систему бетона). Во втором снизу ярусе - арки с наложенным ордером. Сверху этих арок идет чередование разных по форме фронтонов (треугольных, полукрцглых). У композиции сложный ритм, перемежаются открытые и закрытые пространства. Угол завершается прямоугольной нишей. С боковых сторон полукруглые залы, перекрытые полукуполом. Сверху «биржа», стоит на перепаде высот. Снаружи видны мощные разгрузочные арки. Каркасная конструкция. Внутри в главном зале рынка применен трехпролетный крестовый свод (обширное открытое пространство). Площадь вымощена плитами цветного мрамора. Облицовка стен форума с внутренней стороны также была мраморной. Экседры были украшены позолоченными изображениями трофеев. В портиках площади, в храме и в базилике помещалось множество статуй. По сути, это ряд таберн, оформленный декоративной системой.

 

Сулла восстанавливает святилище Фортуны в Пренесте (перворожденной). Фортуна в это время становится одним из главных божеств в Пантеоне (переломные моменты). Он восстановил не только святилище, но и площадь городского форума. Неизвестно, были ли 2 ансамблю связаны вместе. На форуме храм, здание курии, базилика (2х нефная). Возникает еще один вопрос, какой именно храм был главным (какой был местом почитания Фортуны)? Тот, что на форуме или тот, который увенчивает ансамбль святилища (очень маленький). В нижней части города ансамбль строится по принципу террасного построения. В святилище широко использовалась техника бетона. Форум: окружают 2х ярусные портики. В восточной и западной пещерах, по сторонам от курии найдены две мозаики: экзотический момент (истории из жизни Нила). Базилика на форуме расположена на разных уровнях, с южной стороны 2х
                                            37. Святилище Фортуны Примигении в Пренесте (ок 80г до н.э.).

ярусные портики для прогулок (внизу тосканский, вверху коринфский ордера). С севера одноярусный портик и еще одна структура наподобие нефа (то же мы встречали в базилике Эмилия на форуме Романум), которая предохраняла базилику от разрушений, перекликается с осью всего святилища, они параллельны. Решение площади, портиков, окружающих базилику, перекличка осевых композиций говорят о том, что вполне возможно, что два ансамблю были созданы как одно целое.

Ансамбль святилища на семи террасах. Издалека мы видим огромную архитектурную композицию, идея по городу, мы его не видим и постоянно поднимаемся (не видим цели). Когда мы, наконец, видим памятник, то не видим его целиком. Три террасы –основание. Находясь на 2й террасе, видим основание 3й (сложена из огромных глыб нерегулярной кладки). С центра 2й террасы, видим нечто, напоминающее мотив триумфальной арки. Благодаря мощному основанию третьей террасы, создаются идеи о природном начале, тектоники. На третьей террасе видно, что была не 1, а две триумфальные арки (сверху, уже), что усиливает осевую направленность. На 4ю террасу ведут пандусы (треугольный характер придает движение), крытые сверху. Пандусы узкие, тенистые, внутри украшен рядами колонн, но там, где два пандуса сходятся вместе пустое открытое пространство (видим свет в конце тоннеля и идем к нему). У основания пандусов (в пятах) были площадки на которых располагались статуи Юпитера и Юноны (с разных сторон) –они как бы образуют две стороны треугольника. Третьей вершиной было место соединения пандусов (открытое пространство) или скорее видневшееся вдали храмовое святилище со скульптурой Фортуны. Вообще иконография Фортуны очень редка, она обычно изображается сидящей, а на коленях у нее два близнеца: Юпитер и Юнона. На 4й террасе мы, наконец, полностью видим святилище. Но мы нарушаем логику движения, потому что идем направо, вдоль террасы к раке вдоль рядов таберн (дорика). Рака находится рядом/в полукруглом, вогнутом портике, перекрытом криволинейным цилиндрическим сводом (новинка римской архитектуре), причем там также есть наложенные ордерные декорации. В этой экседре сознательное усиление сложности: массивная субструкция опирается на легкий портик. Еще Цицерон написал, что в этом месте основали святилище Фортуны, потому что были даны жребии: как раз рака и еще олива, которая стала истекать медом (на ее месте сам храм). Под лестницей есть криптопортик (опус инсертум), он усложняется понимание ансамбля, вообще всегда присутствуют перпендикулярные нашему движению элементы. Снова возвращаемся на главную ось (лестница). Поднимаемся на 5ю террасу, здесь нет ничего сложного, просто ряды таберн с коринфской декорацией (чередование с простенками). 6я терраса представляет из себя большую прямоугольную площадь, окруженную портиками (2яр коринфские), П-образная в плане. Все завершается театроном, где нет здания скены (все представляющиеся здесь мистерии происходили на огромной 6й террасе). Элемент пирамидальной композиции: на 4й террасе два криволинейных портика (один с ракой), театрон тоже завершает огромнейший криволинейный портик. В основании театрона тоже перпендикулярный криптопортик, которые как бы желает нас увести от основного пути следования. Использован бетон, который работает, а не просто является костной массой. Когда мы шли с низу, мы не видим куда мы идем. Сверху тоже самое, не видим всего ансамбля: 6я терраса как бы является краем перед обрывом, однако мы уже все прошли и поэтому храним память.

Это одно из первых зданий, в котором с необычайным блеском раскрывается стремление римского зодчества к грандиозным ансамблево-пространственным решениям. Завершалось небольшим круглым храмом. Вместо храмового святилища была построена загородная резиденция Колоны-Барберини (но основная идея сохранена).

С севера отвесная поверхность скалы скрыта за красиво декорированным двухэтажным фасадом.

38. Пантеон (125г).

Храм всех богов (Пантеон). Стоит на месте Пантеона Агриппы на Марсовом поле (рядом термы Агриппы), строительство связывают с Аполлодором Дамасским, при Адриане. На фасаде написано, Марк Агриппа сделал, с тем, чтобы прославить своего предшественника. Цилиндрическая постройка, перекрытая куполом. Использовались все традиции, но постройка новаторская. Традиционно: сакральный участок с храмом в конце (еще у этрусков); портики, ведущие к храму; разница в масштабе между портиком и храмом; осевая композиция (благодаря триумфальной арке); фронтальная ориентация. Перед пантеоном находился прямоугольный мощеный двор, окруженный портиками с пропилеями на оси портика храма и триумфальной аркой посередине. Когда входим, виден только традиционный портик. Глубокий пронаос, по сути, в переходе есть 3 целлы, одна из которых «разрастается» и принимает цилиндрическую форму, становится главной целлой. Четкое трехчастное деление. Портик – переход – ротонда. На фасаде портика тоже трехчастное деление. Портик – переход-аттик – ротонда (с внешней стороны). Сочетание прямоугольного пронаоса и ротонды – самый неприятный момент, очень острый угол, но когда он строился это было не видно (закрыто). Ротонда с куполом – единая монолитная система. У нижней зоны наполнение бетона травертиновой крошкой, у верхней – пемзы и туфа (идея тектоники и облегчения). Сакральность переносится с внешнего фасада внутрь. Есть пилоны, различные по рисунку ниши (вынимают массу бетона из стены). Над каждой из ниш в бетонной массе вплавлены разгрузочные арки (там их несколько). Монолитно-сводчатая система с ясным работающим каркасом. Каркас возникает и в самой опоре. На фасаде трехчастное деление. Ротонда разбита на три яруса. Получается, что купол со всеми разгрузочными арками опирается на нижнюю часть (купол опирается на стены), внешняя стена погашает распор купола (внутри тоже имеет каркас), а не несет его (третий ярус –это аттик, кажется, будто купол на него опирается). Наверху купол сначала отливается ступеньками – усиливается погашение бокового распора. В портике снаружи 2 ниши («экседры»), там статуи Агриппы и Адриана. Система фронтон – аттик – купол. Ниша показывает глубину стены, ее пластику и ее светотень. 8колонный портик (трехпролетный в глубину), 2р по 4к, делят на три части. Внутри 7 ниш (4 прямоугольных, 3 полуциркульных), посвящен Юпитеру и 7 планетарным богам (все они космологические, связаны с Юпитером, заполняют ниши). Нижний ярус украшен колоннами и пилястрами коринфского ордера, верхний представляет собой как бы аттик и расчленен пилястрами из цветного мрамора. Внутри мраморные полы, почти полностью сохранилась полихромная мраморная отделка. У них сложная орнаментика, благодаря движению, видим там тему круга и квадрата. Над входом (переходом к ротонде), тема арки (полуциркульный сводик с кессоанми). Плоская декорация боковой стены и насыщенная декорация портала. Центральный интерколумний больше. Портал имеет трапециевидную форму. Напротив входа большая открытая ниша с конхой. Там располагалась статуя Юпитера. Все ниши, кроме центральной, прикрыты ордером, благодаря чему пространство остается единым. Идея роста присутствует, идея убывания ярусов (уменьшается и пластика). Часть второго яруса была переделана в 17 веке. В куполе кессоны трапециевидные (дают движение), они своим рисунком облегчают рост купола (облегчают его и физически). Вся архитектура построена ради внутреннего сложноорганизованного пространства, которое предельно символично. Купол и кессоны были украшены бронзовой золоченой декорацией. Это образ мироздания и образ римской империи (пакс романа). Высота пантеона равна его диаметру, мы находимся внутри шара. Единственный источник света – солнечный свет из окулюса (9м), который отражается благодаря медным золоченым деталям. Римская архитектурная революция завершилась. Пантеон построен из кирпича и бетона. Толщина стен — 6,2 м. Внутри стен имеются пустоты для облегчения их веса. Для прочности стен и правильного распределения сил тяжести и распора применена строго продуманная система больших и малых кирпичных арок и поперечных перемычек, придающих жесткость стенам. Купол по конструкции подобен стене и сложен из горизонтальных слоев бетона, прослоенного большими двухфутовыми кирпичами. Опорная стена и нижняя часть купола пронизаны пустотами и снабжены кирпичными арками, которые образуют целую систему и позволяют равномерно загрузить опорные части. Кессоны (5р, потом гладкая стена) расчленяют поверхность и облегчают вес купола, их перспективное сокращение зрительно увеличивает его высоту.

Введение портика в центрическом сооружении искания еще в республиканском храме В на Ларго Аржентино. Развитие купольного строения связано с архитектурой нимфеев и терм. В Пантеоне впервые цилиндрический купольный объем приобрел самостоятельное значение. Идея ротонды с окулюсом заимствована из терм Меркурия в Баях, переработана, затем вернулась в термы Каракалла.
 

39. Колизей (75-80г).

Веспансиан (69-79) из провинций, пришел к власти благодаря поддержки армии; продуманная политика, показывал, что ориентируется не на Нерона, а на предшественников. Политика прославления своей династии и обращение к Августу (напрямую, а не ко всей его династии). Все сооружения Флавии строили общественные на месте дома Нерона. Колизей стоит на месте Золотого дома Нерона (при входе была колоссальная статуя, но вместо лица Гелиоса, лицо Нерона, поэтому и Колизей), между форумом Романумом и построенным позже храмом Венеры и Ромы. Еще на месте дворца термы Тита и Траяна. Овальная в плане форма, на 56тыс зрителей. Архитектурная система построена на применении кирпично-бетонных субструкций, поддерживающих облицованные мрамором зрительские места. Снаружи – трех ярусная система, основанная на применении ячейки (криволинейная форма –нет однообразия). Тосканский-ионический-коринфский (на 4м высокий аттик и пилястры). 188х156 снаружи, 85х54 арена. Постепенно разворачивается стена, окованная травертином. Колизей строится на месте озера Нерона. Завершили постройку сыновья.

Связан с предшествующим ансамблем, с входом на Виа Сакра. Короткая сторона ориентируется на форум Романум. Ритм организации фасадов тоже подводит к ансамблю форума. Каркас состоит из 560 пилонов, связанных 80ю радиальными стенками и переходами, цилиндрическими сводами (все из бетона). В местах соединений разнонаправленных цилиндрических сводов –крестовые своды. Так как овал –две оси, архитектурно выделены. Основной материал травертин (основной в оформлении, традиции). Визуально работает не арка, наложенная декорация. Каждый ярус чуть отступает от предыдущего. Пропорции по золотому сечению. На 1м этаже нет цоколя (позволяет свободно зайти), на втором есть, на третьем еще выше (между аркой, иллюзионистический эффект перспективы, хотя ордер един). В верхней зоне окна, прямоугольные, показывают легкость массива. Все открытые арки функциональны. Деталь: работающая арка, опирающаяся на столб, выделенный импост, но он не выступает за плоскость; антаблемент, но перекличка капители 1го и 2го дает рост (визуальный, не останавливает вертикаль), выделен архивольт. На «аттике» есть кронштейны, на них натягивался тент, которые мог закрывать внутреннее пространство. Архитектура организует движение. Сначала там устраивались еще и навмаи –водные сражения, потом внизу построили ипподеи (люди, животные). Была стуковая и мраморная декорация внутри –богатейшая. Сравнение Колизея с амфитеатром в Помпеях показывает путь, пройденный в отношении планировки и конструкции, композиции фасадов и внутренних частей. Соединение отдельных частей, лишенное органического единства в помпейском амфитеатре, заменилось в Колизее стройной системой, в которой экономно использована площадь, композиционные части жестко подчинены архитектурному целому. Наружная стена из травертиновых квадров; в верхней части из двух слоев: наружного (травертин) и внутреннего (бетон). Внутри 80 арочных входов, система кольцевых и радиальных переходов (возможность быстрой эвакуации). Мало сохранился внутри. По реконструкциям вокруг арены высокий подий, там несколько рядов мраморных привилегированных кресел, дальше 2 или 3 открытых яруса, завершался кольцевой колоннадой (поддерживала крышу). То есть либо 4, либо 5 ярусов мест для зрителей. В арках 2 и 3 этажей статуи (декорировали проемы и превращали пролеты в окна). Детали не отличаются утонченностью (например, в волютах ионического ордера, есть не доработанность). По сравнению с ранними памятниками (театр Марцелла), появляется профилированный архивольт (приближает архаду к решению триумфальных арок).

                                                                               40. Вилла Адриана в Тибуре (135-140).

Отдельным частям дал названия провинций и местностей. Но это не точные копии, а только названия (ощущение игры). Ликей –место, где учил Аристотель. Академия – учил Платон, Каноп, Каней, Темпейская долина (Фессалия), Пайкиле (впечатление от росписной стои), зона Золотой площади (пьяццо д’оро), Пританей и др. Также сделал подземное царство. Как пантеон есть космос, так и вилла есть космос (по разнообразию земель, и по устройству, где есть небо и подземное царство). В плане абсолютная хаотичность, но внутри на самом деле четкая структура. Образец пейзажной или живописной виллы (вписана, но и создает его). Была вписана в рельеф местности, но все продумано. Вход ориентирован на Рим, расположен в самой нижней точке (не видим ничего из того, что выше нас, отсюда неожиданность). Все связано дорожками на земле и криптопортиками под землей. Вилла расположена чуть в стороне от Тибура. Обычно они располагали виллы на возвышенностях. Эта вилла стояла на равнине. Адриан нашел то, что важно для виллы –уединение (на холме уже было много вилл). То есть он жил в популярном месте и в то же время, в уединении. Иллюзия естественности. Распадается на 4зоны: Академия, Пайкиле, Каноп, Большие перистили. Еще зона Пьяццо Д’оро.

Пайкиле – отсылка к картинной галерее Афин. Открытая площадка, поднята на 3эт сводчатые субструкции. Огромный портик, римский бетон, ориентация по сторонам света. Место для прогулок, в центре бассейн. Тема воды, ветра, отражения. Облицована опусом микстумом (ретикулятум и кирпич). Внутри стены разгрузочные арки (принцип каркаса). С востока –небольшой стадион (там группами помещений, осями подчинены Пойкиле). Росписи Полигнота.

«Морской театр» (уединенный кабинет для ученых занятий). Центрический план со сложной организацией внутреннего пространства. Один главный вход, вообще можно зайти с трех сторон. Окружен высокой стеной. По периметру идет круглый портик. Между портиком и кабинетом круглый бассейн – ордер, отражающийся в воде (незыблемость ордера и возможность его исчезновения). Мы вынуждены войти и пройти по портику, чтобы попасть на два мостика, поэтому мы видим здание в ракурсных точек зрения. Центрический криволинейный план. Драматичность эффектов, контраст массы стены и деликатность внутренних решений. Весь кабинет состоит из взаимопроникаемых пространств.

Пьйццо доро. Приемный зал, наивысшая платформа, перистильный двор приближен к квадрату. Сложные эффекты как всего ансамбля, так и составляющих его частей. По оси еще был бассейн, к вестибюлю должны были подниматься. В вестибюле 8ми лотковый свод, опора на каркас, стена живет (есть ниши: сквозные – вход и выход и монолитные). Главное здание: навстречу движению выступает криволинейный портик. Эффект взаимопроникающих пространств (изгибается, выгибается; выступ – уступ) –ведет в Нимфеи (?). С с-з примыкали императорские покои и 2 библиотеки.

Каноп (Серапейон). Расположен между двух холмов, долину еще и углубили. Святилище бога Сераписа на севере Египта, рядом с Александрией. По типу это Нимфей. Наиболее эффектное использование принципа контрастности, необязательности. Склоны по сторонам и плоскость воды. Источник воды окружен портиками. С одной стороны портик нормальный (на всю длины), с другой стороны всего 4 коры еще 2 фигуры. На самом верху водопад (по приданиям, Нил берет начало из водопада), внутри Нимфея прямое течение (Нил), потом широкое устье (как место, где Нил впадает в Средиземное море), потом, когда вода уже представлена просто бассейном – это Италия. Вот и получается, что вилла – это космос. С противоположного «водопаду» конца криволинейный портик, в котором находятся аллегории римских рек.

                                                                              41. Дворец Диоклетиана в Сплите (305г).

1-вестибюль, 2-перестиль, 3-галерея, морской фасад,4-4хколонный портик?, 5-храм Зевса, 6-Мавзолей, 7-кардо, 8-декуманум.

До того, как ушел в частную жизнь, построил себе загородную резиденцию в Сполато (Сплит). Вилла и загородная резиденция, отгорожена стеной с башнями (теряется связь с природой, из 15 сохранились 3). Новая семантика императорского дворца. С одной стороны открыта на море (по сути, пейзажная вилла). Выделены кардо и декуманум, делили виллу на 2ч. С одной стороны хозяйственные постройки, после декуманума частные постройки. Кардо отмечен портиками, которые лишились своего назначения, проницаемости, на 2/3 заложены (организован парадный подход ко дворцу). В одном месте размыкается стена, которая ведет в мавзолей Диоклетиана. С другой стороны по одной горизонтальной оси храм Зевса (уравнивание в правах бога и императора). Сторона, выходящая к морю: две башни (2х башенная вилла), связанные стеной, которая украшена. Арка недоделыш (изогнутый антаблемент характерный для востока) и колонна, опирающаяся на консоль, не несущая ничего – полностью аттектоничная структура. Развитая декорация на верху, не имеющая опоры, более спокойная стена внизу (аналог нашего аркатурно-колончатого пояса). Оформление северных ворот совпадает с оформлением южной стены – идея проницаемости. Мавзолей – центрическое пространство, развитие идеи Пантеона с нишами, внутри сыерическая форма, снаружи восьмигранная. Фасад дворца приподнят, главный вход оформлен аркой, 4х портик оформлен изогнутым антаблементом, над ним фронтон – идея того, что перед нами храмовое сакральное здание. После входа вестибюль – перекрытый куполом центрический зал. На главной оси дворца находился парадный круглый вестибюль с 4 нишами. Протяженный открытый церемониальный (Перестиль) зал имел выход на открытую южную галерею к морю. В средней части галерея, имела лестницу к выходу на пристань. В каждой из четырех стен Перистиля были ворота, называвшиеся Золотыми, Серебряными, Бронзовыми и Железными (богиня Победы над въездом).

Новым архитектурным мотивом явилось применение во дворце Диоклетиана аркады на колоннах (на морском фасаде), а не на столбах. Этот тип аркады был широко использован в архитектуре последующих эпох.




Дата: 2019-02-25, просмотров: 257.