Само понятие "всемирность" выражает познавательный принцип предельности. Оно позволяет очертить предел осмысления множественности фактов в рамках достигнутого на каждый данный момент понимания прошлого и судеб человечества.
И. Кант в работе "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" так определил философский смысл понятия "всемирная история", нашедший выражение в девяти положениях.
"1) Все природные задатки живого существа предназначены для совершенного и целесообразного развития".
"2) Природные задатки человека (как единственного разумного существа на Земле), направленные на применение его разума, развиваются полностью не в индивиде, а в роде".
"3) Природа хотела, чтобы человек все то, что находится за пределами механического устройства его животного существования, всецело произвел из себя и заслужил только то счастье или совершенство, которое он сам создает свободно от инстинкта, своим собственным разумом".
"4) Средство, которым природа пользуется для того, чтобы осуществить развитие всех задатков людей, —это антагонизм их в обществе, поскольку он в конце концов становится причиной их законосообразного порядка. Под антагонизмом я разумею здесь недоброжелательную общительность людей, т.е. их склонность вступать в общение, связанную, однако, с всеобщим сопротивлением, которое угрожает обществу разъединением".
"5) Величайшая проблема для человеческого рода, разрешить которую его вынуждает природа, —достижение всеобщего правового гражданского общества". Это такое общество, в котором совместимы свобода каждого со свободой других, являющаяся условием развития всех задатков человека, заложенных природой.
"6) Это проблема трудная и позднее всех решается человеческим родом".
"7) Проблема создания совершенного гражданского устройства зависит от проблемы установления законосообразных отношений между государствами и без решения этой проблемы не может быть решена".
"8) Историю человеческого рода в целом можно рассматривать как выполнение тайного плана природы — осуществить внутренне и для этой цели также внешне совершенное государственное устройство как единственное состояние, в котором она может полностью развить все задатки, вложенные ею в человечество".
"9) Попытка философов разработать всемирную историю согласно плану природы, направленному на совершенное гражданское объединение человеческого рода, должна рассматриваться как возможная и даже как содействующая этой цели природы. Правда, писать историю, исходя из идеи о том, каким должен быть обычный ход вещей, если бы он совершался сообразно некоторым разумным целям, представляется странным и нелепым намерением; кажется, что с такой целью можно создать только роман Если, однако, мы вправе допустить, что природа даже в проявлениях человеческой свободы действует не без плана и конечной цели, то эта идея могла бы стать весьма полезной; хотя мы теперь слишком близоруки для того, чтобы проникнуть взором в тайный механизм ее устройства, но, руководствуясь этой идеей, мы могли бы беспорядочный агрегат человеческих поступков, по крайней мере в целом, представить как систему".
Важно!
Сегодня человечество переживает глубочайший кризис в своей истории. Эта кризисность не просто субъективное ощущение людей, особенно в современной России. И она связана вовсе не с тем внешним хронологическим обстоятельством, что это конец века, тысячелетия. Специалисты выделяют от двух-трех до десятка неотложнейших задач, от решения которых зависит в прямом смысле жизнь всего мирового сообщества. Речь идет о проблемах окружающей среды как единственных условиях данной человеку жизни. А здесь налицо и угроза экологической катастрофы, сырьевой кризис (а его последствия очень тесно связаны с геополитическими интересами стран, с попытками нового передела мира, в том числе и военной угрозой, с глубокими социальными противоречиями, вызванными растущей неравномерностью и поляризацией развития стран мира), медико-биологические и социальные проблемы выживания человека (проблемы здоровья, жизни). Необходимо достичь согласованности интересов, поскольку примирить или подчинить все еще разные интересы как народов, так и правительств пока означает новый виток социальной напряженности. Эта проблема усугубляется духовным кризисом, выраженным в отсутствии новых и крушении былых идеалов. Эпоха постмодерна — эпоха попытки прорыва в иную реальность; нужно выработать у людей смелость увидеть мир "здесь и теперь", чтобы, проанализировав и оценив ситуацию, сметь надеяться, что "завтра" тоже состоится.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 467.