Природное, социальное, духовное как факторы развития человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) Природные особенности являются важными факторами, но не движущими силами формирования личности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание - продукт общественного бытия человека. Чем сложнее по своему психическому строению образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей.
Природные особенности обусловливают разные пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное. Ни одна врожденная особенность не является нейтральной, так как она социализируется, пронизывается личностным отношением (например, карликовость, хромота и т.п.). Роль природных факторов неодинакова на разных возрастных этапах: чем меньше возраст, тем в большей мере природные особенности сказываются на формировании личности.

Окружающая человека социальная среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации обучения и воспитания), так и непреднамеренно.

2) В многообразии литературы, посвященной вопросам формирования личности человека и ее развития, можно встретить различные подходы. К примеру, Л.П. Буева в предисловии к книге Л. Николова «Структуры человеческой деятельности» подчеркивает необходимость изучения механизма «обмена деятельности индивидов, как сложного общественно организованного и направляемого процесса». Третьи исследователи применяют понятие «механизм» к характеристике общения личности с другими индивидами, с обществом в процессе и по поводу ее деятельности, при этом они исходят из двойственной социально-индивидуальной природы человека и противоречий этой природы11.
Так, Я. Рейковски считает сущность социального механизма формирования и развития личности самоидентичность людей. В свою очередь, в основе формирования самоидентичности находятся два главных механизма: индивидуализации и идентификации. Развитие «Я — концепта» включает когнитивное различие между «Я» и «не Я» (как факта отделения от других социальных и физических существ), а также идентификацию с различными объектами внешнего, или социального мира, т.е. признание тождественности собственной сущности или близкого сходства с ними.

В таком подходе предполагается, что личность формируется на основе процессов индивидуализации и идентификации, причем не имеет значения как понимается сама личность — как нечто самодостаточное или как части некоего целого. Следует считаться с тем, что одни культурные традиции, например, семейные способствуют индивидуализации, другие — идентификации. Именно с этими процессами социального формирования личности связаны индивидуалистическая и коллективистическая ориентации, которые могут сосуществовать в сознании одного человека. Здесь обнаруживается одна любопытная закономерность — чем менее развита индивидуализация, тем более преобладает социальная идентификация и наоборот.

социальные факторы:
- культура сообщества, в котором родился.
- развитость родителей,
- влияние значимых взрослых (учителя, бабушки-дедушки, другие родственники и знакомые)
- язык и чтение,
- музыка, и т. д.
на развивающуюся личность оказывают воздействие очень многие факторы.

 

3) Духовным фактором развития является и трудовая деятельность, если в ней реализуются духовные потребности и ценности личности. Как отмечает К.В. Макарова, мотивация трудовой деятельности может привести человека в определенное духовное состояние и влиять на качество способностей [1]. Духовные ценности определяют личностную точку зрения на цель, содержание и результаты труда, способствуют формированию личностного смысла. Искусство тоже может являться духовным фактором развития, т.к. оно представляет собой деятельность по освоению личностного смысла различными средствами. Если переживания людей при восприятии произведений искусства совпадают с направленностью переживаний автора, то они могут влиять на качество проявляемой духовной способности.
Личностно-смысловые духовные факторы, в ее трактовке, обеспечивая оценку и выбор формы поведения, характеризуют внутренний мир человека. К ним относятся: моральное сознание, поступок, совесть и эмоциональные переживания.
В трактовке И.В. Михалец , факторы развития духовно-нравственных отношений делятся на две основные группы – внутренние (потребность личности в общении, самопознании и самосовершенствовании; интерес к своему внутреннему миру, к личностному своеобразию, опыту, знаниям, интеллекту других людей) и внешние (психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений) факторы развития [2].
Очевидно, что обозначенные факторы обладают вариативностью воздействия на каждого конкретного человека. Возможностями по их оптимизации обладает педагогическое воздействие.
Рассматривая систему образовательных воздействий, классики педагогики выделяли в ее составе приоритетность именно духовно-нравственного развития личности. Согласно позиции К.Д. Ушинского, влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы разными познаниями и разъяснение каждому его личных интересов. П.Ф. Каптерев был убежден, что прогресс в знаниях и умственном развитии без прогресса в добрых нравах, духовности и нравственности есть регресс. И.А. Ильин отстаивал мысль о том, что образование в отрыве от духа, совести, веры и характера не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный и бессовестный, безверный и бесхарактерный начинает злоупотреблять. В.А. Сухомлинский считал нравственно-духовное развитие системообразующим фактором образования.

 

 















Дата: 2019-02-19, просмотров: 488.