“Человек вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена” (Русский философ А.Ф. Лосев).
Прежде всего, под человеком философии принято понимать представителя вида "гомо сапиенс", который является высшей ступенью в развитии всех известных науке живых существ на нашей планете.
Человек — это существо разумное и универсально-деятельное, субъект истории и культуры, способный к бесконечному совершенствованию и развитию.
Можно сказать, что деятельное начало и является сущностью (внутренним ядром) человека и поэтому он нередко определяется также как "гомо фабер" —"человек умелый", "мастер". Деятельность — это исток и основное содержание человеческой жизни, благодаря которому раздвигается горизонт бытия человека, и его жизнь наполняется многогранной полнотой.
По природе своей человек обладает многими качествами, природными и социальными. Весьма важной характеристикой человека является разумность, которая дает ему громадные преимущества перед всеми иными живыми существами и колоссальные возможности для своей деятельности. Столь же существенной характеристикой человека выступает труд, т.е. способность к предметно-практической деятельности, к активному преобразованию окружающей природы с помощью специальных орудий.
Человеку присущ коллективный образ жизни, сообща с другими людьми. Только в рамках совместной деятельности он и сможет формировать и развивать свои качества и способности. Кроме названных нами выше, человек обладает также и рядом иных качеств (свойств). В частности, люди умеют создавать орудия труда и постоянно их совершенствовать. Они руководствуются простейшими нормами нравственности как регуляторами собственных взаимоотношений. Люди действуют в основном сознательно, со знанием дела. Всякий человек имеет собственные потребности и интересы, идеалы и цели деятельности и преследует их в своих действиях. В этом и проявляется его сущность.
Вопрос о смысле жизни человека — это вопрос об основном содержании его существования в мире.
Это, говоря словами Ф.М.Достоевского, вопрос о том, для чего человеку жить и к чему стремиться. Смысложизненный вопрос пронизывает собой всю историю философской мысли начиная с ее ранних форм (буддизм в Древней Индии, учения Сократа, Эпикура). Глубокое осмысление этого вопроса содержится в русской философии и художественной литературе (Н.А.Бердяев, Л.Н. Толстой, Ф.М.Достоевский). Как жить? к чему стремиться? что делать? — все это есть "вечные" и "проклятые" вопросы человеческого существования. Можно жить, например, как древний Диоген, ведя предельно простой (аскетический) образ жизни и отказывая себе в земных радостях. Но можно жить, стремясь к наслаждениям и радостям и находя в этом счастье как особого рода состояние души. Можно жить лишь для себя, но ведь можно и делать добро другим людям: Чем же и как жить человеку?
Живя по своему усмотрению и самобытно, каждому из нас все же нельзя забывать о своей принадлежности к великому Космосу. Ведь все мы его дети, и стремление прожить в этом мире без соучастия в его судьбе неминуемо будет вести к краху личности, к деградации и духовной смерти человека. На смысложизненный вопрос надо ответить так, чтобы не прожить свою жизнь зря, впустую, без заметного следа в ней. Ведь жизнь всем нам дается, говоря словами известного литературного героя, всего лишь один раз. Жить, созидая Добро и творя тем самым саму Жизнь,—вот в чем состоит подлинное призвание человекаи его великая героическая миссия, порученная ему Судьбой, и только это Дело может наполнить жизнь человека подлинным смыслом. "Самое короткое выражение смысла жизни, — писал Л.Н. Толстой, — такое: мир движется, совершенствуется; задача человека — участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему". "Каждому поколению, — говорил в 1957 г. в своей Нобелевской речи французский писатель А.Камю,—свойственно считать себя призванным переделать мир. Мое, однако, уже знает, что мир оно не переделает. Но его задача, быть может, более значительна. Она состоит в том, чтобы помешать миру исчезнуть". Помешать Миру исчезнуть,—кто еще, кроме Человека, сможет выполнить столь великую и благородную задачу?
Как видим, для исследования человека как многомерного явления в философской антропологии применяются различные понятия. С их помощью раскрывается и мир внутренний (душа, сознание), и мир внешний (деятельность человека в мире). Образно говоря, человек — это точка, в которой пересекаются противоположности (природное и культурное, свобода и несвобода, взлет и падение). "Человек — это живое противоречие", — гласит философская антропология, и это положение вряд ли' следует ставить под сомнение.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 334.