· Стиль противоборства – используется в том случае, когда собеседник не заинтересован в сотрудничестве, но способен на волевые решения. Он удовлетворяет собственные интересы в ущерб интересам других людей. Эффективен в том случае, когда человек обладает властью, когда его решения правильны.;
· Избегание – используется в случаях, когда проблема не столько важна для человека, когда он не прав, когда у человека не достаточно власти или когда он находится в безнадежном положении. Хорошо использовать данный стиль со сложными людьми, когда у человека нет оснований для продолжения сотрудничества, когда требуется отсрочка в решении;
· Уступка – тактика используется, если исход дела важен для другого человека, когда у него больше власти, когда он жале другого. Использовать можно для отсрочки решения, для смягчения конфликта и восстановления гармонии;
· Компромисс – обмен уступками, когда частично удовлетворяется желание обеих сторон. Никто не выигрывает и никто не проигрывает;
· Сотрудничество – совместное обсуждение проблемы и желаний. Это когда «мы» вместе против проблемы, когда выяснены все скрытые нужды партнера (самый эффективный стиль).
109) Стратегия поведения конфликта (2) :
· ориентации участников конфликта на собственные интересы
· ориентации участников конфликта на интересы противоположной стороны.
110) Группа – это реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (тоже в реальном процессе их жизнедеятельности). Группа – это определенная система деятельности, заданная в системе общественного разделения труда и поэтому сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через неё включена во всю систему общественных отношений.
111) Виды группы: малая, большая, диффузная, формальная, неформальная, открытая, закрытая, референтная, нереферентная, сплочение
· Большие группы представлены в социальной психологии как группы неорганизованные (толпа).
· Малая группа – это немногочисленная по составу, хорошо организованная самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью совместно с деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.
Виды малых групп
Малые группы делятся на условные и реальные, на формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные.
· Условные группы – группы объединенные по какому-то общему признаку (возраст, пол и т.д.).
· Реальные группы – группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Делятся на естественные (реально существующие в обществе) и лабораторные (созданные в интересах научного изучения).
· Формальные группы – группы, которые имеют официально заданную извне структуру.
· Неформальные группы – группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.
· Слаборазвитые группы – группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.
· Высокоразвитые группы – это группы давно созданные, отличающиеся единством цели и общих интересов, высокоразвитая система отношений, организации и их сплоченности.
· Диффузные группы – это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.
· Референтные (эталонные) группы – это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.
· Нереферентные – это группы членства – это группы, в которых люди реально включены и трудятся.
113) Иерархия членов группы
114) Конфликты в группе
Лидер, руководитель
· Руководитель – это официальное лицо, реализующее функции управления в малой группе, что обусловлено формально-правовым аспектом его власти в группе, а с другой стороны рядом психологических факторов, определяющих его авторитетность: организаторский и мотивационный потенциал, привлекательность личности руководителя для членов группы и стиль управления.
· Лидер – это лицо, завоевавшее авторитет и право на влияние на других членов малой группы. Лидер осуществляет систему предпочитаемых другими людьми целей и ценностей. Выступает их непосредственных проводником в жизни. Быть последней инстанцией.
Стили руководства
· Демократический характеризуется привлечением большинства членов группы к обсуждению основных вопросов и проблем, принятию определенных решений, расширением взаимного контроля и другой деятельности. Этот стиль развивает общительность и доверительность взаимоотношений.
· Авторитарный – чрезмерное повышение роли руководства. Руководитель сам решает все вопросы, при этом он может учитывать, а может и нет. Исключает разъяснение и убеждение и сводится к требованиям. Порождает враждебность, покорность, зависть, недоверие.
· Либеральный характерен для руководителей, которые не вмешиваются в деятельность и взаимоотношения членов малой группы, предоставляя самим решать свои проблемы. Не требуют ответственности за невыполнение задач малой группы. Низкая продуктивность и качество работы. Этот стиль приемлем в творческих коллективах.
117) Педагогика – это наука и практика обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития. Педагогика – совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека.
Отрасли педагогики
· Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста (тесно связана с медициной, физиологией и психологией);
· Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития формирования личности детей дошкольного возраста. Она разрабатывает теоретические основы и технологию воспитания дошкольников в государственных и негосударственных учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных полных и неполных семей;
· Педагогика школы является базой для построения вузовской подготовки, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма;
· Педагогика профессионально-технического образования – отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.
· Педагогика высшей школы обусловлена фактором потенциала. Будущих специалистов обучают представители, имеющие высшую квалификацию;
· Производственная педагогика изучает: 1. закономерности обучения работающих; 2. переориентацию на новые средства производства; 3. повышение квалификации работающих; 4. переориентацию на новые профессии;
· Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.
· Педагогика «третьего возраста» разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится на стадии становления;
· Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические образования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенное преступление (тесно связано с юриспруденцией и правоведением);
· Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.
119) Методы исследования педагогики – это методы, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют наблюдение, эксперимент, тестирование, опросные методы и социологические методы.
Метод наблюдения – смысл метода состоит в непосредственном и опосредованном восприятии, изучаемых педагогических процессов наблюдателем. Методы наблюдения бывают:
Тестирование:
Осуществляется на тщательно отобранных, стандартизированных вопросах и задачах со шкалами для выделения индивидуальных различий испытуемых в виде тестов:
- Тесты для выявления успеваемости учащихся;
- Тесты для выявления профессиональной предрасположенности;
- Тесты для выявления уровня интеллекта;
- Тесты для выявления креативности.
Опросные методы просты в совеем применении и помогают за короткое время получить практическую полную картину:
- Беседа;
- Интервьюирование;
- Анкетирование.
Эксперимент. Педагогический эксперимент – это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель. По масштабу эксперименты бывают глобальные и локальные. Глобальные охватывают значительно
Воспитание, виды воспитания
Воспитание – это один из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностные ориентации воспитуемого.
Виды:
· Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальные способности человека. Предполагает развитие памяти, мышления, силы воли.
· Нравственное воспитание – основа – этика.
· Трудовой
· Физический
· эстетический
121) Обучение – это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
122) Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.
123) Образование- понимается как ценность развивающегося человека и общества; процесс обучения и воспитания человека; результат процесса обучения и воспитания
124) Педагогический процесс – процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем.
125) Дидактика – это образы педагогической науки разрабатывающие теорию обучения и образования. Объект исследования – процесс обучения во всем его объеме и многообразии.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 211.