Психологические процессы
1)Познавательные: ощущение, восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь.
2)Эмоциональные: стресс, эмоции, чувства, аффекты.
3)Волевые: борьба мотивов, принятие решение, постановка цели.
9) Психоанализ - это метод, который помогает человеку понять самого себя.
10) Бихевиоризм (поведенческая) – направление в психологии, центрированное на изучении поведенческих реакций и их детерминант.
11) Гуманистическая психология - ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека.
12) Методические исследования
13) Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.
14) Методика - это, как правило, некий готовый "рецепт", алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.
15) Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
16) Виды наблюдения: явное, скрытое, включенное, невключенное, внешнее и интроспекция(внутреннее)
· Явное наблюдение происходит, когда человек, участвующий в эксперименте знает, о том, что за ним смотрят.
· Скрытое осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективно может применяться при изучении поведения испытуемых в свободное времяпрепровождение. В этой ситуации можно выявить интересы и увлечения отдельных лиц, микрогруппы по интересам, неформальных лидеров.
· включенное - наблюдение за некоторой социальной общностью, являясь при этом ее членом.
· Невключенное - информацию об изучаемой группе, не включаясь в ход событий и не становясь членом этой группы.
· Внешнее - это некий взгляд «со стороны» на социальное явление или процесс.
· Интерспекция - наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.
17) Опрос – метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
18) Виды опроса: устный, свободный, письменный, стандартизированный:
· Устный - Необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением человека. «-» - большие затраты времени.
· Письменный «+» - можно опросить большее количество людей.
«-» - невозможно заранее учесть реакции отвечающих.
· Свободный - разновидность письменного или устного опроса. Перечень вопросов и возможных ответов не ограничен.
· Стандартизированный - определено чёткими рамками и задачами, ведётся по определённой предварительно подготовленной программе.
19) Тест - специализированный метод психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.
20) Виды : тест –опросник, тест-задание, проективный тест (проекция)
· Тест-опросник – система продуманных, тщательно проделанных и проверенных на надёжность вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
· Тест-задание – предполагает оценку психики и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемому предлагается серия заданий, по итогам выполнения которых, судят по наличию или отсутствию, или степени развития у него качеств.
· Проективные тесты – в основе этих тесов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, в особенности недостатки, человек склонен приписывать другим людям. (примеры тестов: «дом», «дерево», «человек»).
21) Эксперимент – способ сбора фактов специально организованных или обычных условиях .
22) Виды эксперимента: лабораторный, естественный
· Естественный - проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.
· Лабораторный - проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора.
23) Моделирование - применяется в том случае, когда проведение теста эксперимента теста затруднено или сложно. (Техническое, логическое, математические, кибернетическое).-
24) Виды: математический, логическое и кибернетическое - это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал.
Математическое моделирование — это процесс построения и изучения математических моделей.
25) Ощущение - это процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира при их непосредственном контакте.
26) Виды рецепторов : дистантные, контактные, проприоцептивные, экстероцептивные, интероцептивные
· Экстероцептивные, отражающие свойства и явления внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела.
· Дистантные рецепторы - рецептор, воспринимающий раздражения, источник которых находится на некотором расстоянии от организма.
· Контактные рецепторы - рецепторы, передающие раздражения при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами или веществами. Это тактильные, температурные, болевые, вкусовые и обонятельные
· Интероцептивные рецепторы - во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов.
· Проприорецептивные рецепторы - располагаются в мышцах и связках и дают информацию о движении нашего тела и его положении.
27) Виды ощущения : тактильные, обонятельный, зрительный, слуховой, вкусовой, двигательный
· Тактильные ощущения — форма кожной чувствительности, обусловленная работой рецепторов кожи.
· Обонятельные - ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе.
· Зрительные - ощущения света и цвета.
· Слуховые характеризуются высотой, тембром, голосом
· Вкусовые.
28) Абсолютный верхний порог – max величина внешних раздражителей, на которых анализ реагирует соответствующему раздражению. Абсолютный нижний порог – min величина раздражителя вызывающего раздражения, ощущения.
29) Чувствительность – зависит от порогов ощущения. Способность к ощущению
30) Латентный период – при воздействии раздражения на анализатор ответная реакция возникает не сразу , а через некоторое время
31) Спец. Свойства ощущений : сенсибилизация, адаптация, синестезия
· Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений.
· Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения характерного для другого анализатора
· Сенсорная адаптация – изменение чувствительности, происходящая вследствие приспособлений органов чувств.
32) Восприятие - это целостное субъективное психическое отражение предметов или явлений окружающей действительности отражения человека окружающего мира.
33) Свойства восприятия: контактность, предметность, целостность, обобщенность, осмысленность, апперцепция
· Константность – способность воспринимать предметы постоянным по различным параметрам не зависимо от физических условий.
· Предметность – способность воспринимать мир не в виде набора, а в форме отдельных предметов обладающих свойствами.
· Целостность – способность мысленно достраивать объект представленных непониманием набора элементов.
· Обобщенность - собирательность, суммарность, типичность, схематичность, синтетичность.
· Осмысленность – понимание сущности предмета.
· Апперцепция – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека
34) Восприятие времени — образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность.
Восприятие пространства — способность человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира.
Восприятие движения - это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве.
Формы мышления:
· понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии.
· суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.
· умозаключение (дедукция и индукция) - серия логических связанных высказываний, из которых выводятся новое знание.
· Индукция – это такое умозаключение, в котором общее заключение выводится из частных посылок или конкретных случаев.
· Дедукция – это умозаключение позволяющее получить частный вывод на основании общих положений.
46) Операции мышления:
· анализ - это мысленное разделение объекта на составляющие его элементы. Он позволяет лучше понять предмет или явление.
· синтез – соединение компонентов, на котором был рассчитан объект.
· обобщение - мысленное выделение общего в предметах и явления действительности. Может быть много объектов.
· абстрагирование — мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них.
· сравнение - это мысленное сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними
· классификация - мысленное распределение предметов и явлений по какому-либо основанию в зависимости от их сходства и различия друг с другом.
· конкретизация - мысленный переход от обобщенного к единичному отдельному. Данная операция обратная обобщению.
Виды мышления:
· Наглядно-деятельное - актуализируется при решении практических действии.
· Предметное - восприятие предметов, наши манипуляции с ними и определение принадлежности к той или иной структуре.
· Наглядно – образное - совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.
· Словесно – логическое - это вид мышления, помогающий человеку анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая предмет, ситуацию, явление, как со своей точки зрения, так и с других точек зрения.
· предметное
· психологическое
· Продуктивное - возникновение в сознании человека идеи, новой для него самого. Связано с открытием принципиально нового, с генерацией творческих идей.
· непродуктивное
· Репродуктивное - основано на решении задач по известной схеме. Нового знания при этом не создаётся.
· Психологически – репродуктивное - на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
48) Воображение - психологический процесс создания новых субъективных образов на основе преобразования имеющихся в личном опыте.
49) Виды воображения:
· непроизвольное – соотношение воображаемых образов без участия воли.
· произвольное - человек по собственному желанию усилием воли создаёт новые образы.
· творческое - самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых; реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
50) Способы создания образов:
· агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предмета.
· типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Или с тетради - приём обобщения множества родственных объектов с цель выделить в них общих, повторных признаков и воплощающих их в новый образ.
· аналогия - создание нового по сходству с известным.
· акцентирование - субъективное выделение каких – то характерных для объекта качеств.
· придача - объекту придаются чаще всего мистические качества или функции.
· перемещение - субъективное помещение объекта в новой ситуации, которой он некогда не был, не может быть вообще или никогда не видел.
· гиперболизация - субъективное преувеличение (приуменьшение) размерах объекта или явления или количества его отдельных частей и элементов.
51) Интеллект - это интегративная функция психики, заключающая в себе все познавательные способности человека. Это способность человека целенаправленно действовать, рационально мыслить и достигать определенных результатов.
52) Виды интеллекта:
(по Р.Стернбергу)
- Вербальный интеллект (запас слов, умений)
- Способность решать проблемы
- Практический интеллект (умение адаптироваться к окружающей обстановке).
Потенциальный интеллект – это совокупность врожденных способностей, которые используются индивидуумом для решения проблем адаптации к окружающей среде.
«Кристаллический» интеллект образуется именно при решении этих проблем и требует развития одних способностей за счёт других, а также приобретение конкретных навыков.
Хебб (1974) с несколько иных позиций выдвигает представление об интеллекте А и В.
- Интеллект А – это потенциал, который создаётся в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных особенностей личности.
- Что касается интеллекта В, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой.
1. творческий интеллект - подразумевает способность мыслить неординарно, быть оригинальным и, когда это необходимо, думать "не как все".
2. личностный интеллект - проявляется в том, насколько хорошо вы знаете себя, и ваша удовлетворенность собой.
3. социальный интеллект - это ваша способность использовать все другие виды интеллекта для того, чтобы создавать и поддерживать хорошие отношения с другими людьми.
4. духовный интеллект - представляет собой часть некой огромной системы и открывает перед нами "картину мира".
5. физический интеллект - это гармоничнее развитое человеческом теле и мозг. Танцоры, актеры, хирурги, все, кто используют свое тело, также тем или иным образом применяют этот интеллект.
6. чувственный интеллект - предполагает способность пользоваться всеми пятью физическими чувствами (плюс "шестое чувство" - интуиция) в полную меру их потрясающей силы.
7. математический интеллект- это способность вашего мозга "жонглировать" "алфавитом" чисел
8. пространственный интеллект- это способность понимать взаимосвязи различных фигур и предметов в пространстве.
9. речевой интеллект- это способность выучить язык, писать и говорить на нем. основан на вашей способности, используя все буквы алфавита, составлять из них слова, фразы, предложения, параграфы и главы и т д .
53) Тест на интеллект – тест Векслера, где находится коэффициент IQ
54) Сознание - это особое личностное образование, позволяющее человеку отделять открывающуюся ему субъективную картину объективного мира от самого этого мира и ощущать её как часть самого себя.
Виды ПЗМ:
· отрицание – это игнорирование потенциальной тревожной информации, уклонение от нее, проявляется как невнимательность чел. к тому, что может его травмировать. Чел. НЕ: видит, слышит, воспринимает.
· вытеснение – блокирование неприятной ИНФО при ее выводе из памяти в сознание, проявляется как забывчивость.
· Регрессия – это перевод поведения в ранние низшие детские формы, т.е. возвращение к более ранним стадиям развития собственного я. Регрессия включается в тот момент, когда человек не выдерживает ответственности, которые на него возлагают взрослые формы поведения;
· замещение – неосознаваемый перенос действий с недоступного объекта на доступный.
· рационализация – осознание и использование в мышлении только той части, благодаря которой собственное поведение выглядит как хорошо контролируемое объективное обстоятельство.
· проекция – неосознаваемый перенос собственных неприемлемых чувств. желаний на другое лицо или приписывание др. того в чем сам не можешь себе признаться.
· сублимация – переориентация сексуального и агрессивного потенциала человека реализация, которых входит в конфликт с личностными и социальными нормами в приемлемые формы общественной и творческой деятельности.
· отчуждение - изоляция внутри сознания человека травмирующего фактора, при этом нарушается связь между содержанием неприятной информации и ее эмоциональной оценкой
· компенсация-
· реактивное образование - отказ, замена на противоположное, т.к. наши моральные нормы нам мешают.
62) Эмоция – это особые психические явления, которые содержат в себе объективную оценку значимости для человека всевозможных событий, предметов, явлений, и людей в форме переживаний.
63) Предмет эмоции - это любое значимое для человека событие (явление), в связи с которым и по поводу которого возникает эмоциональное переживание.
64) Окраска эмоции - качественная характеристика, которая придаёт неповторимость каждому переживанию.
65) Знак эмоции - является субъективным показателем полезности или вредности. В зависимости от знака различают: положительные, отрицательные, нейтральные или двойственные эмоции.
66) Интенсивность эмоции - количественная характеристика, количественная характеристика.
Она определяется двумя факторами:
1. Степень неудовлетворённости соответствующей потребности;
2. Степень неожиданности обстоятельств, влияющих на её удовлетворение.
66) Длительность эмоции - переменная характеристика. Зависит от продолжительности контакта человека с эмоциональной ситуацией и от времени, которого потребность находится в состоянии неуд.
67) Настроение – более или менее одинаковое эмоциональное переживание на определенном отрезке времени.
68) Страсть – очень продолжительное эмоциональное состояние растянутое на многие дни, недели, годы с участием волевого компонента.
69) Аффект – бурное кратковременное выражение эмоций с двигательным возбуждением.
Эмоций по Изарду:
· Интерес – переживается как чувство захваченности и любопытства по отношению к чему-то и к кому-то. Возникает желание исследовать, узнать, расширить свой кругозор.
· Радость – возникает в ситуации реализации основных значимых потребностей и возможностей человека. Переживается как состояние удовольствия, как чувство удовлетворенности собой, другими людьми и окружающим миром
· Гнев – возникает в ответ на препятствие достижения человеком страстно желаемых жизненных целей.
· Страдание - состояние унылости, пассивности, одиночества, депрессии (горе).
· Стыд – возникает, когда человек обнаруживает не соответствие поступков, взглядов, мыслей, желаний, отношений, социальный характеристик, разделяемых или самыми с нравственно – этическими нормами.
· Гордость - возникает когда человек находится на высоте нравственно этических требований, самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности.
· Отвращение – возникает по отношению к объектам, людям в значимой степени не соответствии нравственно – эстетических требований субъекта.
· Призрение – возникает в отношении людей, когда личные качества не соответствуют нравственным требованиям субъекта.
· Вина – возникает когда человек осознаёт ответственность за какой либо ущерб, страдание, неудобства других людей.
· Страх – возникает в ситуациях опасности, угрозы физическому или личностному существованию человека.
71) Чувства – устойчивые эмоционально окрашенные личностные образования, в которых выражается отношение человека к кому или чему-либо.
Содержанием чувств: может быть конкретный человек, социальные группы, общности, государства, Родина, Бог, знания, предметы культуры и т.д. В соответствии с содержание выделяют нравственные чувства, патриотические чувства, эстетические чувства, интеллектуальные.
Сила чувств
Устойчивость чувств
75) Стресс - особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. Или: Состояние повышенного нервного напряжения, вызванное каким-л. сильным воздействием
76) Дистресс - это такое психическое состояние (или психический процесс), когда у человека постоянно (или на какой-то период времени) происходит сбой равновесия между требованиями, которые предъявляет жизнь, и ресурсами личности.
Стадии стресса по Селье (3)
78) Потребность – субъективно переживаемое состояние нужды в чем-либо, побуждающее человека к соответствующей активности.
79) Эмоциональная окраска потребности -субъективно переживаемое состояние нужды в чем-либо.
81) Предмет потребности составляют те факторы, объекты или условия, в которых нуждается человек для своего благополучного социального бытия. (Пищевые продукты, информация, комфорт, уважение, красота). Предметы потребности могут быть вещественными, духовными, функциональными.
80) Способ удовлетворения потребности – система специальных приемов и действий, приводящих к насыщению.
81) Иерархия потребности по Маслоу:
1-физиологические потребности (пища, секс)
2-потребность безопасности (стабильность, защита, порядок)
3-потребность принадлежности и любви (общение)
4-потребность признания, которая выражается в потребности самоуважения (достижения, личностный рост)
5-потребность к самоактуализации (реализация собственного потенциала)
82) Мотив – непосредственное побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направление. Мотив можно определить также как желательное состояние, к которому человек стремится и представление о котором складывается под влиянием текущей потребности.
83) Мотивация – это побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющие ее начало, направленность и уровень активности поведения человека.
Структура волевого акта
88) Личность – это конкретный человек, взятый в системе его Личность занимает определенное положение в обществе и выполняет определенную общественную роль.
89) Индивид – каждый человек представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности. Индивид характеризует понятие человека, как носителя определенных биологических свойств.
90) Индивидуальность – это личность в ее своеобразии, оригинальность личности, какая либо главенствующая особенность личности, делающие ее непохожей на окружающих.
91) Задатки – анатомо - физиологические и психические свойства, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладения деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически определенной деятельностью. Под задатками понимают первичную природную основу способности еще не развитую , но дающее знать при первых пробах деятельности.
92) Способности - это возможности человека в тех или иных видах деятельности. Это скорость преобразования знаний, навыков умений.
Характер и его виды
95) Темперамент (виды темперамента) – подлежащее соотношение черты – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психики (темп, быстрота, ритм, интенсивность).
Виды: холерический(желчь), сангвистический(кровь), флегматический(слизь), мелонхолический (черная желчь)
Сангвиник – сильный, уравновешанный, подвижный
Холерик – сильный, неуравновешанный, подвижный
Флегматик – сильный, уравновешанный, малоподвижный
Меланхолик – слабый, неуравновешанный, слабоподвижный
96) Направленность личности – система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.
97) Форма направленности: влечение, желание, интересы, мировоззрение, убеждение, идеалы, склонности.
Мировоззрение – это высший регулятор, поведения на его основе складывается нравственный идеал.
Убеждение – это глубокая и обоснованная вера человека принципы и идеалы к которым он следует в жизни.
Виды малых групп
Малые группы делятся на условные и реальные, на формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные.
· Условные группы – группы объединенные по какому-то общему признаку (возраст, пол и т.д.).
· Реальные группы – группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Делятся на естественные (реально существующие в обществе) и лабораторные (созданные в интересах научного изучения).
· Формальные группы – группы, которые имеют официально заданную извне структуру.
· Неформальные группы – группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.
· Слаборазвитые группы – группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.
· Высокоразвитые группы – это группы давно созданные, отличающиеся единством цели и общих интересов, высокоразвитая система отношений, организации и их сплоченности.
· Диффузные группы – это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.
· Референтные (эталонные) группы – это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.
· Нереферентные – это группы членства – это группы, в которых люди реально включены и трудятся.
113) Иерархия членов группы
114) Конфликты в группе
Лидер, руководитель
· Руководитель – это официальное лицо, реализующее функции управления в малой группе, что обусловлено формально-правовым аспектом его власти в группе, а с другой стороны рядом психологических факторов, определяющих его авторитетность: организаторский и мотивационный потенциал, привлекательность личности руководителя для членов группы и стиль управления.
· Лидер – это лицо, завоевавшее авторитет и право на влияние на других членов малой группы. Лидер осуществляет систему предпочитаемых другими людьми целей и ценностей. Выступает их непосредственных проводником в жизни. Быть последней инстанцией.
Стили руководства
· Демократический характеризуется привлечением большинства членов группы к обсуждению основных вопросов и проблем, принятию определенных решений, расширением взаимного контроля и другой деятельности. Этот стиль развивает общительность и доверительность взаимоотношений.
· Авторитарный – чрезмерное повышение роли руководства. Руководитель сам решает все вопросы, при этом он может учитывать, а может и нет. Исключает разъяснение и убеждение и сводится к требованиям. Порождает враждебность, покорность, зависть, недоверие.
· Либеральный характерен для руководителей, которые не вмешиваются в деятельность и взаимоотношения членов малой группы, предоставляя самим решать свои проблемы. Не требуют ответственности за невыполнение задач малой группы. Низкая продуктивность и качество работы. Этот стиль приемлем в творческих коллективах.
117) Педагогика – это наука и практика обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития. Педагогика – совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека.
Отрасли педагогики
· Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста (тесно связана с медициной, физиологией и психологией);
· Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития формирования личности детей дошкольного возраста. Она разрабатывает теоретические основы и технологию воспитания дошкольников в государственных и негосударственных учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных полных и неполных семей;
· Педагогика школы является базой для построения вузовской подготовки, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма;
· Педагогика профессионально-технического образования – отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.
· Педагогика высшей школы обусловлена фактором потенциала. Будущих специалистов обучают представители, имеющие высшую квалификацию;
· Производственная педагогика изучает: 1. закономерности обучения работающих; 2. переориентацию на новые средства производства; 3. повышение квалификации работающих; 4. переориентацию на новые профессии;
· Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.
· Педагогика «третьего возраста» разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится на стадии становления;
· Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические образования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенное преступление (тесно связано с юриспруденцией и правоведением);
· Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.
119) Методы исследования педагогики – это методы, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют наблюдение, эксперимент, тестирование, опросные методы и социологические методы.
Метод наблюдения – смысл метода состоит в непосредственном и опосредованном восприятии, изучаемых педагогических процессов наблюдателем. Методы наблюдения бывают:
Тестирование:
Осуществляется на тщательно отобранных, стандартизированных вопросах и задачах со шкалами для выделения индивидуальных различий испытуемых в виде тестов:
- Тесты для выявления успеваемости учащихся;
- Тесты для выявления профессиональной предрасположенности;
- Тесты для выявления уровня интеллекта;
- Тесты для выявления креативности.
Опросные методы просты в совеем применении и помогают за короткое время получить практическую полную картину:
- Беседа;
- Интервьюирование;
- Анкетирование.
Эксперимент. Педагогический эксперимент – это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель. По масштабу эксперименты бывают глобальные и локальные. Глобальные охватывают значительно
Воспитание, виды воспитания
Воспитание – это один из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностные ориентации воспитуемого.
Виды:
· Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальные способности человека. Предполагает развитие памяти, мышления, силы воли.
· Нравственное воспитание – основа – этика.
· Трудовой
· Физический
· эстетический
121) Обучение – это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
122) Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.
123) Образование- понимается как ценность развивающегося человека и общества; процесс обучения и воспитания человека; результат процесса обучения и воспитания
124) Педагогический процесс – процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем.
125) Дидактика – это образы педагогической науки разрабатывающие теорию обучения и образования. Объект исследования – процесс обучения во всем его объеме и многообразии.
Психологические процессы
1)Познавательные: ощущение, восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь.
2)Эмоциональные: стресс, эмоции, чувства, аффекты.
3)Волевые: борьба мотивов, принятие решение, постановка цели.
9) Психоанализ - это метод, который помогает человеку понять самого себя.
10) Бихевиоризм (поведенческая) – направление в психологии, центрированное на изучении поведенческих реакций и их детерминант.
11) Гуманистическая психология - ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека.
12) Методические исследования
13) Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.
14) Методика - это, как правило, некий готовый "рецепт", алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.
15) Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
16) Виды наблюдения: явное, скрытое, включенное, невключенное, внешнее и интроспекция(внутреннее)
· Явное наблюдение происходит, когда человек, участвующий в эксперименте знает, о том, что за ним смотрят.
· Скрытое осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективно может применяться при изучении поведения испытуемых в свободное времяпрепровождение. В этой ситуации можно выявить интересы и увлечения отдельных лиц, микрогруппы по интересам, неформальных лидеров.
· включенное - наблюдение за некоторой социальной общностью, являясь при этом ее членом.
· Невключенное - информацию об изучаемой группе, не включаясь в ход событий и не становясь членом этой группы.
· Внешнее - это некий взгляд «со стороны» на социальное явление или процесс.
· Интерспекция - наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.
17) Опрос – метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
18) Виды опроса: устный, свободный, письменный, стандартизированный:
· Устный - Необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением человека. «-» - большие затраты времени.
· Письменный «+» - можно опросить большее количество людей.
«-» - невозможно заранее учесть реакции отвечающих.
· Свободный - разновидность письменного или устного опроса. Перечень вопросов и возможных ответов не ограничен.
· Стандартизированный - определено чёткими рамками и задачами, ведётся по определённой предварительно подготовленной программе.
19) Тест - специализированный метод психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.
20) Виды : тест –опросник, тест-задание, проективный тест (проекция)
· Тест-опросник – система продуманных, тщательно проделанных и проверенных на надёжность вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
· Тест-задание – предполагает оценку психики и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемому предлагается серия заданий, по итогам выполнения которых, судят по наличию или отсутствию, или степени развития у него качеств.
· Проективные тесты – в основе этих тесов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, в особенности недостатки, человек склонен приписывать другим людям. (примеры тестов: «дом», «дерево», «человек»).
21) Эксперимент – способ сбора фактов специально организованных или обычных условиях .
22) Виды эксперимента: лабораторный, естественный
· Естественный - проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.
· Лабораторный - проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора.
23) Моделирование - применяется в том случае, когда проведение теста эксперимента теста затруднено или сложно. (Техническое, логическое, математические, кибернетическое).-
24) Виды: математический, логическое и кибернетическое - это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал.
Математическое моделирование — это процесс построения и изучения математических моделей.
25) Ощущение - это процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира при их непосредственном контакте.
26) Виды рецепторов : дистантные, контактные, проприоцептивные, экстероцептивные, интероцептивные
· Экстероцептивные, отражающие свойства и явления внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела.
· Дистантные рецепторы - рецептор, воспринимающий раздражения, источник которых находится на некотором расстоянии от организма.
· Контактные рецепторы - рецепторы, передающие раздражения при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами или веществами. Это тактильные, температурные, болевые, вкусовые и обонятельные
· Интероцептивные рецепторы - во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов.
· Проприорецептивные рецепторы - располагаются в мышцах и связках и дают информацию о движении нашего тела и его положении.
27) Виды ощущения : тактильные, обонятельный, зрительный, слуховой, вкусовой, двигательный
· Тактильные ощущения — форма кожной чувствительности, обусловленная работой рецепторов кожи.
· Обонятельные - ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе.
· Зрительные - ощущения света и цвета.
· Слуховые характеризуются высотой, тембром, голосом
· Вкусовые.
28) Абсолютный верхний порог – max величина внешних раздражителей, на которых анализ реагирует соответствующему раздражению. Абсолютный нижний порог – min величина раздражителя вызывающего раздражения, ощущения.
29) Чувствительность – зависит от порогов ощущения. Способность к ощущению
30) Латентный период – при воздействии раздражения на анализатор ответная реакция возникает не сразу , а через некоторое время
31) Спец. Свойства ощущений : сенсибилизация, адаптация, синестезия
· Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений.
· Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения характерного для другого анализатора
· Сенсорная адаптация – изменение чувствительности, происходящая вследствие приспособлений органов чувств.
32) Восприятие - это целостное субъективное психическое отражение предметов или явлений окружающей действительности отражения человека окружающего мира.
33) Свойства восприятия: контактность, предметность, целостность, обобщенность, осмысленность, апперцепция
· Константность – способность воспринимать предметы постоянным по различным параметрам не зависимо от физических условий.
· Предметность – способность воспринимать мир не в виде набора, а в форме отдельных предметов обладающих свойствами.
· Целостность – способность мысленно достраивать объект представленных непониманием набора элементов.
· Обобщенность - собирательность, суммарность, типичность, схематичность, синтетичность.
· Осмысленность – понимание сущности предмета.
· Апперцепция – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека
34) Восприятие времени — образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность.
Восприятие пространства — способность человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира.
Восприятие движения - это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве.
Адекватное и неакдеватное восприятие (иллюзия)
Иллюзия – искажение реально существующего предмета или явления, (мнимое восприятие и восприятие без объекта.)
36) Виды иллюзий: физиологические, физические, психологические
· Физические — связаны с действующими в мире объективными законами физики (например, оптическая иллюзия: целая ложка, частично погруженная в стакан с водой, воспринимается как надломленная).
· Физиологические — связаны с особенностями периферических или центральных звеньев анализаторов (органов чувств) человека (например, если несколько раз поднять одновременно обеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару предметов одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был более легкий, покажется более тяжелым, чем предмет, находящийся в другой руке)
37) Внимание – выделение, выбор актуальных, личносто значимых сигналов - глубоко личностный процесс, за ним всегда стоят потребности мотивы цели установки в желаниях эмоциях и чувствах.
38) Виды внимания :произвольное, непроизвольное, послепроизвольное
· Непроизвольное внимание не связано с участием воли, и может возникать под воздействием силы раздражителя, его новизны, контрастности, эмоциональной окраски, интереса к данному объекту.
· Произвольное внимание подчинено воле человека, это процесс удержания внимания на чём-либо или ком-либо и переключение его с одного объекта на другой, которое осуществляется преднамеренно. Не врожденное, а социальное, в отличие от непроизвольного внимания. Возникает у детей на протяжении младшего школьного возраста.
· Послепроизвольное внимание возникает в тот момент, когда первоначально не вызывающая непосредственного интереса деятельность, для выполнения которой было задействовано произвольное внимание, по мере углубления в неё захватывает и увлекает человека. Это внимание связано с сознательными задачами и целями.
39) Свойства внимания: концентрация, объем, устойчивость, распределение, переключаемость.
· Концентрация — это способность человеческой психики удерживать внимание на каком-либо объекте в течение продолжительного отрезка времени.
· Объём – определяется количеством объектов, которых человек может одновременно удерживать в зоне повышенного внимания.
· Устойчивость – длительное время сохраняется внимание, на каком – либо объекте не отвлекаясь.
· Распределение – способность человека одновременно выполняет несколько действий, рассредоточивать внимание между ними, контролировать несколько неравносимых объектов, не теряя ни одного из них из поля внимания.
· Переключаемость – процесс преднамеренного переключение внимания с 1 объекта на другой.
40) Память - это запоминание, сохранение и воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности.
41) Процессы памяти: сохранение, запоминание, воспроизведение, забывание
· Сохранение – это процесс удержание полученного жизненного опыта.
· Запоминание – процесс фиксирования информации предоставляемой в форме ощущений субъективных образов, мыслей , эмоциональных переживаний, движений.
· Воспроизведение – процесс памяти в результате, которого происходит актуализация о закреплении ранее содержания психики путём извлечения из долговременной памяти и перехода в оперативную.
· Забывание – процесс освобождения человека от ненужного жизни опыта.
42) Виды памяти : двигательное, эмоциональное, образное, словесно-логическая, непроизвольное, произвольное, предметная, психологическое, мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная
· Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных по сложности движений.
· Эмоциональная память связана с запоминанием переживаний. Эта память может быть причиной эмоциогенных заболеваний. Имеет большое значение в общении.
· Образная память обеспечивает запоминание, сохранение и воспроизведение субъективных образов ранее воспринятых предметов и явлений. Различают:
-зрительную
-слуховую
-осязательную
-обонятельную
-слуховую
· Словесно-логическая проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей. Она формируется в процессе обучения и воспитания и существует только у человека, возникает на основе других видов памяти. В младшем школьном возрасте.
· Непроизвольная память характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит информацию автоматически, не ставя сознательной цели запомнить или вспомнить.
· Произвольная память связана с сознательной целью что-то запомнить и воспроизвести, и требует специальных волевых усилий.
· Предметная память - направлена на субъективное запечатление окружающего предметного мира.
· Психологическая память – это запоминание, сохранение и воспроизведение людей и их индивидуальности. Она играет большую роль в личностном понимании.
· Мгновенная память - память, рассчитанная на очень короткое по времени сохранение в голове человека следов воспринятого материала (действует, как правило, только во время самого процесса восприятия).
· Кратковременная память — вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации.
· Оперативная память – вид памяти человека, где время хранения информации составляет от нескольких секунд до нескольких дней.
· Долговременная память - вид памяти человека и животных, характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 226.