1. Чем сильнее мотивация, тем выше эффективность работы памяти.
2. положительные эмоции способствую припоминанию, а отрицательные препятствуют.
3. редкие и странные явления запоминаются лучше.
Закономерности памяти:
· Специальные приёмы заучивания
· Процесс запоминания находится в прямой зависимости от числа повторений
· Эффект края (лучше запоминается начало и конец)
· Темпы запоминания информации всегда ограничены (информация должна дозироваться не только по объёму, но и по времени)
· Психическое состояние, индивидуальных особенностей, времени суток и т.п.
44) Мышление - это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отображения действительности в её наиболее существенных признаках и взаимосвязях.
Формы мышления:
· понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии.
· суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.
· умозаключение (дедукция и индукция) - серия логических связанных высказываний, из которых выводятся новое знание.
· Индукция – это такое умозаключение, в котором общее заключение выводится из частных посылок или конкретных случаев.
· Дедукция – это умозаключение позволяющее получить частный вывод на основании общих положений.
46) Операции мышления:
· анализ - это мысленное разделение объекта на составляющие его элементы. Он позволяет лучше понять предмет или явление.
· синтез – соединение компонентов, на котором был рассчитан объект.
· обобщение - мысленное выделение общего в предметах и явления действительности. Может быть много объектов.
· абстрагирование — мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них.
· сравнение - это мысленное сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними
· классификация - мысленное распределение предметов и явлений по какому-либо основанию в зависимости от их сходства и различия друг с другом.
· конкретизация - мысленный переход от обобщенного к единичному отдельному. Данная операция обратная обобщению.
Виды мышления:
· Наглядно-деятельное - актуализируется при решении практических действии.
· Предметное - восприятие предметов, наши манипуляции с ними и определение принадлежности к той или иной структуре.
· Наглядно – образное - совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.
· Словесно – логическое - это вид мышления, помогающий человеку анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая предмет, ситуацию, явление, как со своей точки зрения, так и с других точек зрения.
· предметное
· психологическое
· Продуктивное - возникновение в сознании человека идеи, новой для него самого. Связано с открытием принципиально нового, с генерацией творческих идей.
· непродуктивное
· Репродуктивное - основано на решении задач по известной схеме. Нового знания при этом не создаётся.
· Психологически – репродуктивное - на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
48) Воображение - психологический процесс создания новых субъективных образов на основе преобразования имеющихся в личном опыте.
49) Виды воображения:
· непроизвольное – соотношение воображаемых образов без участия воли.
· произвольное - человек по собственному желанию усилием воли создаёт новые образы.
· творческое - самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых; реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
50) Способы создания образов:
· агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предмета.
· типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Или с тетради - приём обобщения множества родственных объектов с цель выделить в них общих, повторных признаков и воплощающих их в новый образ.
· аналогия - создание нового по сходству с известным.
· акцентирование - субъективное выделение каких – то характерных для объекта качеств.
· придача - объекту придаются чаще всего мистические качества или функции.
· перемещение - субъективное помещение объекта в новой ситуации, которой он некогда не был, не может быть вообще или никогда не видел.
· гиперболизация - субъективное преувеличение (приуменьшение) размерах объекта или явления или количества его отдельных частей и элементов.
51) Интеллект - это интегративная функция психики, заключающая в себе все познавательные способности человека. Это способность человека целенаправленно действовать, рационально мыслить и достигать определенных результатов.
52) Виды интеллекта:
(по Р.Стернбергу)
- Вербальный интеллект (запас слов, умений)
- Способность решать проблемы
- Практический интеллект (умение адаптироваться к окружающей обстановке).
Потенциальный интеллект – это совокупность врожденных способностей, которые используются индивидуумом для решения проблем адаптации к окружающей среде.
«Кристаллический» интеллект образуется именно при решении этих проблем и требует развития одних способностей за счёт других, а также приобретение конкретных навыков.
Хебб (1974) с несколько иных позиций выдвигает представление об интеллекте А и В.
- Интеллект А – это потенциал, который создаётся в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных особенностей личности.
- Что касается интеллекта В, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой.
1. творческий интеллект - подразумевает способность мыслить неординарно, быть оригинальным и, когда это необходимо, думать "не как все".
2. личностный интеллект - проявляется в том, насколько хорошо вы знаете себя, и ваша удовлетворенность собой.
3. социальный интеллект - это ваша способность использовать все другие виды интеллекта для того, чтобы создавать и поддерживать хорошие отношения с другими людьми.
4. духовный интеллект - представляет собой часть некой огромной системы и открывает перед нами "картину мира".
5. физический интеллект - это гармоничнее развитое человеческом теле и мозг. Танцоры, актеры, хирурги, все, кто используют свое тело, также тем или иным образом применяют этот интеллект.
6. чувственный интеллект - предполагает способность пользоваться всеми пятью физическими чувствами (плюс "шестое чувство" - интуиция) в полную меру их потрясающей силы.
7. математический интеллект- это способность вашего мозга "жонглировать" "алфавитом" чисел
8. пространственный интеллект- это способность понимать взаимосвязи различных фигур и предметов в пространстве.
9. речевой интеллект- это способность выучить язык, писать и говорить на нем. основан на вашей способности, используя все буквы алфавита, составлять из них слова, фразы, предложения, параграфы и главы и т д .
53) Тест на интеллект – тест Векслера, где находится коэффициент IQ
54) Сознание - это особое личностное образование, позволяющее человеку отделять открывающуюся ему субъективную картину объективного мира от самого этого мира и ощущать её как часть самого себя.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 222.