Тема 5. Механизм индивидуального преступного поведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание № 13

          Укажите, какие признаки и свойства личности из приведенного перечня могут свидетельствовать о потенциальной готовности данного человека к совершению преступления?

Повышенная возбудимость; бодрое, повышенное настроение; вспыльчивость, непоседливость; слабая эмоциональная возбудимость; неуверенность в себе; подавленность и растерянность при неудачах; невыразительность речи; возбужденное состояние; терпеливость; неряшливость; умения владеть собой; эгоизм; жадность; беспринципность; лживость; жестокость; бескультурье; интеллектуальность; коллективизм; зависть; злобность.

 

Задание № 14

Люди в аналогичных ситуация ведут себя по-разному. Объясните, в чем разница между мотивом и причиной человеческого поведения, какова их взаимосвязь в генезисе преступного поведения?

Задание № 15

Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу В. и дай­те аргументированные ответы на следующие вопросы:

1. Какие обстоятельства жизни В. могли оказать неблаго­приятное влияние на его нравственное формирование?

2. Каковы характеристики ситуаций совершенных В. престу­плений (первой кражи, разбойного нападения, применение насилия в отношении представителя власти) и роль в совершении каждого из этих преступлений личностных свойств В. и ситуаций совершения преступлений?

3. На какие положительные черты личности В. и особенно­сти его биографии можно опереться в индивидуальной профилакти­ческой работе с ним?

В., находясь в нетрезвом состоянии, направлялся на стадион. Около кассы стадиона он увидел, как сотрудник полиции пытается задержать Д., совершившего хулиганские действия. В., подойдя к группе граждан, наблюдавших за происходящим, услышал, как кто-то из них произнес: "Надо бы помочь". С криком: "А что! Попробуем!" В. набросился на полицейского, сбил его с ног, нанес несколько уда­ров, причинив его здоровью вред средней тяжести. Вместе с Д. они бросились бежать, но были задержаны нарядом полиции. При задер­жании оказали сопротивление. Среди участников и очевидцев проис­шествия знакомых В. не было. Гражданин, который сказал: "Надо бы помочь", был установлен и пояснил, что он имел в виду необходи­мость оказания помощи сотруднику полиции в задержании хулигана. Эти объяснения признаны убедительными, и уголовное преследова­ние в отношении данного гражданина прекращено.

В., 32 лет, образование 8 классов, специальности нет, работал грузчиком транспортного цеха машиностроительного завода, холост. Ранее дважды судим: за квартирную кражу и разбой. Первое преступ­ление совершил в 18-летнем возрасте, после того, как ушел из дома, где происходили постоянные ссоры и драки между родителями. Отец - инвалид, злостный пьяница, мать вела антиобщественный образ жизни, привлекалась к ответственности за различные правонаруше­ния. После ухода из дома В. попал в компанию опытных воров. По его собственному признанию, участвовал в совершении не менее 10 краж, однако был осужден только за одну из них. В колонии дал от­кровенные показания об остальных совершенных им преступлениях. Объясняя свой поступок, заявил: "Начальник отряда душевный и справедливый человек был. Перед таким таиться нельзя".

Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания "хотел жить честно", возвратился домой, но там было все "по-старому", даже еще хуже. Поселился у приятеля, потом у сожи­тельницы. Поступил на работу  грузчиком. Перед этим, имея навыки радиолюбителя, пытался устроиться в радиомас­терскую, однако не был принят ввиду отсутствия документов, под­тверждающих наличие этой специальности. На работе за уголовное прошлое никто В. не упрекал. В свободное время В. как болельщик посещал стадион, ипподром, играл в домино, смотрел телевизионные передачи (в основном спортивные и развлекательные). Спиртными напитками не злоупотреблял, лиц с антиобщественной направленно­стью поведения сторонился.

Случай свел В. с соучастником по делу о кражах, который приобщил его к потреблению наркотиков. Сам В. по этому поводу пояснил: "Вначале просто было интересно попробовать, а затем неза­метно втянулся".

Вскоре они вдвоем в уединенной части парка совершили раз­бойное нападение на пьяного. Угрожая ножом, отобрали у него коше­лек и избили. Отбывая наказание за это преступление, В., проявил себя как злостный нарушитель режима, отказывался работать, потреблял наркотики и их суррогаты, играл в карты, не подчинялся требованиям представителей администрации, проявляя по отношению к ним оз­лобленность.

Освободившись из мест лишения свободы, В. после соответ­ствующего лечения перестал потреблять наркотики. Пытался возоб­новить совместную жизнь с прежней сожительницей, однако получил отказ. Проживал с матерью, отец к этому времени умер. Свободное время проводил в основном в компании ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, злоупотреблял спиртными напитками. Привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. За время, прошедшее после освобождения В. из колонии до совершения им последнего преступления (7 месяцев), участковым уполномоченным полиции были проведены две беседы с В. (одна - при решении вопро­са о его регистрации, вторая - после отбытия административного аре­ста за мелкое хулиганство). Других профилактических мероприятий в отношении него не проводилось.

В беседе с научным сотрудником В. заявил, что считает себя ''пропащим человеком", никаких перспектив в жизни не видит, озлоб­лен на мать, сожительницу, сотрудников полиции.

Отвечая на вопрос о том, было ли страшно идти на первую кражу и не мучила ли его потом совесть, В. заявил: "Трудно сказать, какая она первая была. С тех пор, как себя помню, помаленьку тащил все, что "плохо лежит, а когда связался с ворами, даже понравилось, что стал "работать" не по мелочам, а по-настоящему".

По последнему делу была проведена судебно-психиатрическая экспертиза. В заключении эксперта отмечено наличие у В. признаков психопатизации личности (повышенная реактивность, недостаток са­мообладания, плохая приспосабливаемость к условиям среды), а так­же констатирована черепно-мозговая травма, полученная им в 17-летнем возрасте.

Тема 6. Основы виктимологии

Задание № 16

Подготовьте рекомендации родителям, как уменьшить виктимность детей.

Задание № 17

Проведите исследование по выявлению виктимологических факторов с учетом особенностей места своего жительства (район, квартал, домовладение). Обозначьте из них наиболее влияющие на криминогенную обстановку. Отобразите полученные результаты в виде схемы взаимодействия (противодействия) виктимных и антивиктимных факторов, которую должны учитывать органы внутренних дел в профилактике преступлений. Обоснуйте возможность уменьшения проявления виктимных факторов в результате предлагаемых антивиктимных мер.

 

Задание № 18

Разработайте текст обращения органов внутренних дел к гражданам по защите своего имущества от преступного посягательства в общественном транспорте.

 

Задание № 19

Раскройте меры виктимологической профилактики, которые могли бы быть эффективны в отношении краж:

- квартирных;

- карманных.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 499.