Краткие методические указания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ»

Кафедра криминологии

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Врио первого заместителя

начальника Московского

университета  МВД России

им. В.Я. Кикотя

полковник полиции

 

____________О.В. Зиборов

«___» _____________ 2017 г.

 

ПРАКТИКУМ

По криминологии

 

для курсантов (слушателей) очной формы обучения,

обучающихся по специальности

40.05.02 Правоохранительная деятельность

специализация - оперативно-розыскная деятельность; узкая специализация: деятельность оперуполномоченного уголовного розыска;

специализация: административная деятельность; узкая специализация: деятельность участкового уполномоченного полиции

 

 

 

Москва - 2017

 

Практикум по дисциплине «Криминология»: Учебно-методическое пособие для курсантов (слушателей) очной формы обучения, обучающимся по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», специализация - оперативно-розыскная деятельность; узкая специализация: деятельность оперуполномоченного уголовного розыска; специализация: административная деятельность; узкая специализация: деятельность участкового уполномоченного полиции специализация

Практикум по дисциплине «Криминология» составлен в соответствии с требованиями третьего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программы дисциплины «Криминология», рекомендованной для организации учебного процесса в ВУЗах МВД России.

 

 

Автор: Баранов Александр Александрович, к.ю.н., доцент, полковник полиции

 

 

Рецензенты:

 

1. Ст. преподаватель кафедры социологии и политологии, полковник полиции

Моисеев А.Б.

 

2. Доцент кафедры криминалистики, к.ю.н., доцент, полковник полиции Савина Л.А.

 

Практикум по дисциплине «Криминология» обсужден и одобрен:

 

на заседании кафедры криминологии

« 31 » августа 2017 г. Протокол № 1.

 

на заседании методического совета Университета

«  15  »  сентября 2017 г. Протокол № 1.

 

 

Содержание

 

Краткие методические указания…………………………………………………4

Тема 1. Понятие криминологии как науки, ее история, предмет, задачи, функции………………………………………………………………………………….6

Тема 2. Преступность и ее основные характеристики…………………………6

Тема 3. Детерминанты преступности……………………………………………7

Тема 4. Личность преступника……………………………………………..……8

Тема 5. Механизм индивидуального преступного поведения………………..10

Тема 6. Основы виктимологии…………………………………………………..12

Тема 7. Предупреждение преступлений…………………………………………13

Тема 8. Организация и проведение криминологического исследования…….13

Тема 9. Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности……………………………………………………………………....14

Тема 10. Криминология преступности несовершеннолетних………………. .15

Тема 11. Криминология рецидивной и профессиональной преступности….16

Тема 12. Криминология насильственной преступности………………………17

Тема 13. Криминология организованной преступности………………………19

Тема 14. Криминология терроризма и экстремизма……………………….....19

Тема 15. Криминология преступлений коррупционной направленности…..19

Тема 16. Криминологические особенности коррупционных преступлений в органах внутренних дел………………………………………………………….....20

Тема 17. Криминология преступности в сфере экономики……………………20

Тема 18. Криминология преступности в мегаполисах………………………..21

Тема 19. Криминология преступности мигрантов…………………………...21

Тема 20. Криминология неосторожной преступности…………………………22

Тема 21. Криминология преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств……………………………………………………………….22

Тема 22. Криминология преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия…………………………………………………………………………………23

Тема 23. Международное сотрудничество в предупреждении преступности.24

Литература………………………………………………………………………....25

Приложение 1……………………………………………………………………..26

Приложение 2……………………………………………………………………..27

 

 

Тема 1. Понятие криминологии как науки, ее история,

                              предмет, задачи, функции

Задание № 1

Покажите на конкретных примерах значение криминологии для практической деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел.

Тема 2.  Преступность и ее основные характеристики.

 

Задание № 2

Задание № 3

В городе N проживает (на 1 января отчетного года) мужчин в возрасте уголовной ответственности (т.е. старше 14 лет) 125 тыс. человек. Из них: 1) 14-20 лет - 20 тыс. чел.; 2) 21-40 лет -55 тыс. чел. 3) 41 и старше - 50 тыс. чел.

В отчетном году выявлено преступников - 350 человек. Из них в возрасте: 1) 14-20 лет - 100 лиц; 2) 21-40 - 200 лиц; 3) 41 и старше - 50 лиц.

Рассчитайте коэффициент криминальности (пораженности) каждого из трех возрастных слоев населения.

Задание № 4

Укажите, какие из приведенных ниже преступлений обладают степенью латентности (высокой, средней и низкой), и объясните почему:

- дача и получение взятки;

- изнасилования;

- мошенничество;

- кража;

- хулиганство;

- вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий;

- убийство.

 

Задание № 5

Ранжируйте по значимости ниже перечисленные факторы преступности и аргументируйте свою позицию:

1. отступление от норм социальной справедливости в различных сферах общественной жизни;

2. обострение межнациональных отношений;

3. негативное воздействие «массовой культуры» через средства массовой информации;

4. изменения уголовного законодательства и правоприменительной практики;

5. усиление миграционных процессов;

6. изменение половозрастного состава населения;

7. изменение форм и отношений собственности;

8. сокращение расходов на учреждения культуры;

9. эффективность правоохранительной деятельности, проявляющейся в показателях раскрываемости преступлений;

10. изменение уровня потребления алкоголя;

11. рост психологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций;

12. ослабление семейных связей, рост числа разводов;

13. усиление социальной напряженности;

14. усиление социального и иного неравенства между людьми;

15. дефекты организационно-управленческой деятельности органов власти и управления, бюрократизации государственного аппарата;

16. изменение структуры и характера производства, безработица;

17. обесценивание денежных накоплений населения, инфляция.

 

Задание № 6

Объясните, каким образом обстоятельства, перечисленные в задании №5 могут повлиять на преступность в целом, на отдельные ее структурные части и совершение конкретных преступлений.

 

Задание № 7

Укажите, какие факторы определяют тенденции и перспективы преступности в России в современных условиях.

 

Задание № 8

Укажите, в каких из перечисленных ниже явлениях необходимо искать причины конкретного преступления, а в каких – причины преступности в целом:

- индивидуальные особенности личности преступника;

- социальные, экономические, психологические явления и процессы, свойственные данному обществу

- социально-экономические противоречия;

- конкретно-исторические противоречия развития нашего общества;

- конкретная жизненная ситуация.

Обоснуйте свой ответ.

Задание № 9

Раскройте, в чем заключается общественная опасность личности преступника.

 

Задание № 10

Определите, какие из перечисленных психофизиологических особенностей преступников относят к числу факторов, детерминирующих преступность, какие служат благоприятным фоном антиобщественного поведения, а какие являются нейтральными:

А) унаследованные или приобретенные физические или психические дефекты;

Б) физические травмы, полученные в результате несчастного случая или заболевания;

В) врожденные или приобретенные психические нарушения (слабоумие, психопатия);

Г) умственные и психосоматические расстройства (психозы, психоневрозы);

Д) патологии, связанные с половыми извращениями, алкоголизмом, наркоманией;

Е) низкий интеллектуальный уровень, умственная ограниченность, невежество, наивность;

Ж) гормональные аномалии, связанные с повышенной сексуальностью, импотенцией.

 

Задание № 11

Причиной совершения конкретного преступления выступает направленность личности, оказывающая определяющее влияние на другие элементы структуры личности преступника. Раскройте характер их антиобщественной направленности в сравнении с аналогичными элементами структуры личности законопослушного гражданина, используя следующие характеристики: нравственные качества, ценностные ориентации, стремление личности, ее социальные позиции, связи, интересы, потребности, наклонности, привычки.

Задание № 12

В целях изучения криминологической классификации пре­ступников ознакомьтесь с нижеперечисленными справками по уго­ловным делам и определите в каждом случае тип преступника в соот­ветствии с классификацией, принятой в криминологии.

1. Р., 48 лет, по специальности шофер, образование среднее, женат, имеет двоих детей, ранее судим за нарушение правил дорож­ного движения и эксплуатации транспортных средств, приговорен к пяти годам лишения свободы. Преступление совершил в результате грубого нарушения Правил дорожного движения (наезд со смертель­ным исходом при обгоне транспортного средства на участке автомо­бильной трассы, где обгон запрещен). Потерпевшему оказал первую доврачебную помощь, а затем доставил его в больницу. На следствии и в суде чистосердечно раскаялся в совершенном преступлении. Во время отбывания наказания в колонии оказывал материальную по­мощь сыну погибшего, обучавшемуся в институте. Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания (освобожден ус­ловно-досрочно как доказавший свое исправление примерным пове­дением и честным отношением к труду) возвратился в семью, на прежнее место жительства и работы. Характеризуется по работе по­ложительно. Во второй раз привлечен к уголовной ответственности за причинение смерти по неосторожности, которое совершил при сле­дующих обстоятельствах: домой возвратился раньше обычного, и за­стал в квартире жену с ее сослуживцем Ф. за распитием спиртных напитков. Снял со стены заряженное охотничье ружье, взвел курки и держа ружье в руках, предложил последнему уйти. Открывая дверь, ударил ее прикладом, в результате чего произошел выстрел и Ф. по­лучил смертельное ранение.

2. Л., 32 лет, ранее судимый за хулиганство и мелкое хищение, женат, работает разнорабочим в строительной организации. Характе­ризуется отрицательно: опаздывает на работу, употребляет спиртные напитки в рабочее время, оказывает отрицательное влияние на моло­дых рабочих. По месту жительства характеризуется отрицательно: пьяница, воспитанием детей не занимается, свободное время прово­дит у пивной палатки в компании подобных ему лиц, злоупотреб­ляющих спиртными напитками. Состоит на учете в психоневрологи­ческом диспансере как хронический алкоголик.

По характеру общительный, вспыльчивый, безвольный, зави­стливый. В характеристике из колонии, где Л. отбывал наказание, указывается, что он не встал на путь исправления, систематически нарушал режим, работал плохо, книг и газет не читал. Преступление совершил при следующих обстоятельствах.

Л. вместе с приятелями распивал спиртные напитки. После то­го как все было выпито, приятели предложили ему сходить в магазин и купить еще спиртного. Л. идти в магазин отказался. В ответ на на­стойчивые требования вспылил и ударил одного из приятелей бутыл­кой по голове, отчего тот, не приходя в сознание, скончался.

3. П., 27 лет, женат, имеет двоих детей, по специальности электрик 4-го разряда, работает на мебельной фабрике. По работе ха­рактеризуется в основном положительно, учится в среднем специаль­ном учебном заведении.

После сдачи экзаменов однокурсники пригласили его "отметить" переход на третий курс. Согласившись с предложением товарищей, П. выпил около ста граммов водки.

Принимавший участие в выпивке С, приятель П., опьянел и П., поскольку он был относительно трезвым, было поручено доста­вить С. домой. Доведя пьяного С. до дома, П. ключом, который взял из его кармана, открыл дверь квартиры, раздел его, положил на кро­вать и, воспользовавшись тем, что дома никого не было, похитил из шкафа мужской костюм и деньги, которые нашел там же. Украденный костюм П. продал.

 

Задание № 13

          Укажите, какие признаки и свойства личности из приведенного перечня могут свидетельствовать о потенциальной готовности данного человека к совершению преступления?

Повышенная возбудимость; бодрое, повышенное настроение; вспыльчивость, непоседливость; слабая эмоциональная возбудимость; неуверенность в себе; подавленность и растерянность при неудачах; невыразительность речи; возбужденное состояние; терпеливость; неряшливость; умения владеть собой; эгоизм; жадность; беспринципность; лживость; жестокость; бескультурье; интеллектуальность; коллективизм; зависть; злобность.

 

Задание № 14

Люди в аналогичных ситуация ведут себя по-разному. Объясните, в чем разница между мотивом и причиной человеческого поведения, какова их взаимосвязь в генезисе преступного поведения?

Задание № 15

Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу В. и дай­те аргументированные ответы на следующие вопросы:

1. Какие обстоятельства жизни В. могли оказать неблаго­приятное влияние на его нравственное формирование?

2. Каковы характеристики ситуаций совершенных В. престу­плений (первой кражи, разбойного нападения, применение насилия в отношении представителя власти) и роль в совершении каждого из этих преступлений личностных свойств В. и ситуаций совершения преступлений?

3. На какие положительные черты личности В. и особенно­сти его биографии можно опереться в индивидуальной профилакти­ческой работе с ним?

В., находясь в нетрезвом состоянии, направлялся на стадион. Около кассы стадиона он увидел, как сотрудник полиции пытается задержать Д., совершившего хулиганские действия. В., подойдя к группе граждан, наблюдавших за происходящим, услышал, как кто-то из них произнес: "Надо бы помочь". С криком: "А что! Попробуем!" В. набросился на полицейского, сбил его с ног, нанес несколько уда­ров, причинив его здоровью вред средней тяжести. Вместе с Д. они бросились бежать, но были задержаны нарядом полиции. При задер­жании оказали сопротивление. Среди участников и очевидцев проис­шествия знакомых В. не было. Гражданин, который сказал: "Надо бы помочь", был установлен и пояснил, что он имел в виду необходи­мость оказания помощи сотруднику полиции в задержании хулигана. Эти объяснения признаны убедительными, и уголовное преследова­ние в отношении данного гражданина прекращено.

В., 32 лет, образование 8 классов, специальности нет, работал грузчиком транспортного цеха машиностроительного завода, холост. Ранее дважды судим: за квартирную кражу и разбой. Первое преступ­ление совершил в 18-летнем возрасте, после того, как ушел из дома, где происходили постоянные ссоры и драки между родителями. Отец - инвалид, злостный пьяница, мать вела антиобщественный образ жизни, привлекалась к ответственности за различные правонаруше­ния. После ухода из дома В. попал в компанию опытных воров. По его собственному признанию, участвовал в совершении не менее 10 краж, однако был осужден только за одну из них. В колонии дал от­кровенные показания об остальных совершенных им преступлениях. Объясняя свой поступок, заявил: "Начальник отряда душевный и справедливый человек был. Перед таким таиться нельзя".

Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания "хотел жить честно", возвратился домой, но там было все "по-старому", даже еще хуже. Поселился у приятеля, потом у сожи­тельницы. Поступил на работу  грузчиком. Перед этим, имея навыки радиолюбителя, пытался устроиться в радиомас­терскую, однако не был принят ввиду отсутствия документов, под­тверждающих наличие этой специальности. На работе за уголовное прошлое никто В. не упрекал. В свободное время В. как болельщик посещал стадион, ипподром, играл в домино, смотрел телевизионные передачи (в основном спортивные и развлекательные). Спиртными напитками не злоупотреблял, лиц с антиобщественной направленно­стью поведения сторонился.

Случай свел В. с соучастником по делу о кражах, который приобщил его к потреблению наркотиков. Сам В. по этому поводу пояснил: "Вначале просто было интересно попробовать, а затем неза­метно втянулся".

Вскоре они вдвоем в уединенной части парка совершили раз­бойное нападение на пьяного. Угрожая ножом, отобрали у него коше­лек и избили. Отбывая наказание за это преступление, В., проявил себя как злостный нарушитель режима, отказывался работать, потреблял наркотики и их суррогаты, играл в карты, не подчинялся требованиям представителей администрации, проявляя по отношению к ним оз­лобленность.

Освободившись из мест лишения свободы, В. после соответ­ствующего лечения перестал потреблять наркотики. Пытался возоб­новить совместную жизнь с прежней сожительницей, однако получил отказ. Проживал с матерью, отец к этому времени умер. Свободное время проводил в основном в компании ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, злоупотреблял спиртными напитками. Привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. За время, прошедшее после освобождения В. из колонии до совершения им последнего преступления (7 месяцев), участковым уполномоченным полиции были проведены две беседы с В. (одна - при решении вопро­са о его регистрации, вторая - после отбытия административного аре­ста за мелкое хулиганство). Других профилактических мероприятий в отношении него не проводилось.

В беседе с научным сотрудником В. заявил, что считает себя ''пропащим человеком", никаких перспектив в жизни не видит, озлоб­лен на мать, сожительницу, сотрудников полиции.

Отвечая на вопрос о том, было ли страшно идти на первую кражу и не мучила ли его потом совесть, В. заявил: "Трудно сказать, какая она первая была. С тех пор, как себя помню, помаленьку тащил все, что "плохо лежит, а когда связался с ворами, даже понравилось, что стал "работать" не по мелочам, а по-настоящему".

По последнему делу была проведена судебно-психиатрическая экспертиза. В заключении эксперта отмечено наличие у В. признаков психопатизации личности (повышенная реактивность, недостаток са­мообладания, плохая приспосабливаемость к условиям среды), а так­же констатирована черепно-мозговая травма, полученная им в 17-летнем возрасте.

Тема 6. Основы виктимологии

Задание № 16

Подготовьте рекомендации родителям, как уменьшить виктимность детей.

Задание № 17

Проведите исследование по выявлению виктимологических факторов с учетом особенностей места своего жительства (район, квартал, домовладение). Обозначьте из них наиболее влияющие на криминогенную обстановку. Отобразите полученные результаты в виде схемы взаимодействия (противодействия) виктимных и антивиктимных факторов, которую должны учитывать органы внутренних дел в профилактике преступлений. Обоснуйте возможность уменьшения проявления виктимных факторов в результате предлагаемых антивиктимных мер.

 

Задание № 18

Разработайте текст обращения органов внутренних дел к гражданам по защите своего имущества от преступного посягательства в общественном транспорте.

 

Задание № 19

Раскройте меры виктимологической профилактики, которые могли бы быть эффективны в отношении краж:

- квартирных;

- карманных.

 

Задание № 20

Проанализируйте и раскройте возможности семьи как субъекта воздействия на преступность.

Задание № 21

Раскройте, в чем заключаются принципы справедливости и гуманности при организации предупредительной деятельности.

Задание № 22

Определите значение индивидуальной профилактики и укажите, что будет способствовать повышению ее эффективности.

 

Задание № 23

Составьте программу криминологического исследования по заданию преподавателя. При составлении программы необходимо исходить из того, что она представляет собой организационно- научный документ, в котором отражены основные параметры соответствующего исследования. Составляемая обучаемым программа должна обеспечить проведение реального криминологического исследования на заданную тему.

Программа предусматривает подробное, четкое, завершенное изложение следующих вопросов:

1. Методологические вопросы:

1.1 Обоснование проблемы:

под проблемой понимается поставленная самой практикой борьбы с преступностью противоречивая или не ясная ситуация.

1.2 Цель исследования:

цель определяется исходя из необходимости вооружения руководство органов внутренних дел надежными данными, помогающими выявить пути и средства решения наиболее важных, узловых проблем борьбы с преступностью, проверить и оценить отдачу от каждого из применяемых средств, форм и методов правоохранительной и правоприменительной деятельности.

1.3 Объект исследования:

Объект криминологического исследования – это те явления и процессы, на которые направлен познавательный поиск.

1.4 Предмет исследования:

Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающиеся в ней противоречия) и подлежат изучению.

1.5 Логический анализ основных понятий:

Логический анализ понятий предполагает точное, всестороннее объяснение понятий, фигурирующих в определении предмета исследования, их содержания и структуры и на этой основе уяснение соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии.

1.6 Гипотезы исследования:

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое нужно подтвердить или опровергнуть.

Гипотезы бывают основными и дополнительными.

При определении гипотез необходимо иметь в виду, что они формулируются однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий. При этом не исключается возможность наличия противоречащих гипотез.

1.7 Задачи исследования:

Формулируются в соответствии с целями и гипотезами исследования, различаясь при этом на основные и дополнительные. Основные задачи включают в себя поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы?

2. Методические вопросы:

Задание № 24

На основе разработанной программы криминологического исследования подготовьте необходимый для ее проведения инструментарий – анкеты опросные листы, планы анализа документов, сценарий наблюдения и т.д.

 

 

Тема 9. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

Задание № 25

В городе Москва планируется провести в ближайший год крупное международное спортивное мероприятие. Определите, какие виды криминологических прогнозов следует выполнить, чтобы быть готовым к возможным осложнениям криминогенной ситуации.

 

Задание № 26

Определите, какую информацию необходимо брать для составления прогноза поведения лица, освободившегося из колонии после отбывания наказания за кражу.

Задание № 27

Оперативный дежурный пригласил в дежурную часть инспектора ПДН Сергееву Н.В., где передал ей для дальнейшего разбирательства несовершеннолетнего Сомова Э. (17 лет), доставленного в дежурную часть нарядом полиции из магазина «Мартин» и вручил Сергеевой Н.В. материал, собранный по заявлению директора этого магазина о привлечении Сомова Э. к ответственности за кражу кондитерских изделий на сумму 985 рублей 40 копеек.

Несовершеннолетний Сомов Э. является круглой сиротой и воспитывается в детском доме № 3. В своем объяснении Сомов Э. указал, что взять кондитерские изделия из магазина предложил ему бывший воспитанник детского дома, 18-летний Иванов К., сказав при этом Сомову Э., что ему за это ничего не будет, так как он несовершеннолетний.

1. Определите обстоятельства, которые должны быть учтены при организации воспитательных мероприятий с несовершеннолетним, формы правовоспитательной работы, наиболее целесообразные в данном случае, и круг лиц, которых следует привлечь к этой работе.

2. Составьте календарный план профилактических мероприятий, необходимых для индивидуальной профилактики в отношении несовершеннолетнего Сомова Э.

3. Используя признаки, значимые для определения вероятности совершения преступления, сделайте прогноз о его будущем поведении.

 

Задание № 28

Изучите материалы на несовершеннолетнего У. и выполните следующие задания:

1. Используя признаки, значимые для определения вероятности совершения преступления, сделайте прогноз о будущем поведении У.

2. Составьте план профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетнего У.

В процессе индивидуальной работы с несовершеннолетним У. были получены материалы, характеризующие его образ жизни, пове­дение, отношение к труду.

Из характеристики с места работы У. стало известно, что он работает на заводе железобетонных изделий в качестве разнорабоче­го. К труду относится удовлетворительно, в общественной жизни уча­стия не принимает, пассивен, имели место опоздания на работу без уважительных причин. На воспитательные меры реагирует болезнен­но, считает, что к нему проявляют излишнее внимание, как к ранее судимому.

Из характеристики по месту жительства У. известно лишь то, что он часто бывает в нетрезвом виде, поддерживает связь с ребятами сомнительного поведения, на замечания взрослых обычно не реагиру­ет, сквернословит. Из бесед участкового оперуполномоченного с его родителями можно сделать следующий вывод: взаимоотношения родителей с сы­ном не налажены, взаимопонимание отсутствует; после работы он надолго уходит из дома, приходит поздно, к просьбам матери оста­вить компанию ребят, заняться делом, учебой относится безразлично, но явной грубости по отношению к ней не проявляет.

Из источников оперуполномоченного уголовного розыска ста­ло известно, что У. является лидером неформальной группы, состоя­щей из несовершеннолетних, в прошлом судимых, вернувшихся из спецшколы и состоящих на учете полиции. Объединение группы со­стоялось на почве нездоровых интересов, в частности выпивок. Есть непроверенные данные, указывающие на совершение этой группой мелких краж и других правонарушений.

При проверке по ИЦ ГУВД г.Москвы было установлено, что У. ранее привлекался к административной ответственности за распи­тие спиртных напитков. Штраф был наложен начальником отдела внутренних дел. После этого подобных проступков У. не совершал.

Задание № 29

Г., будучи осужден за кражу и отбывая наказание в колонии, совершил хулиганство и при этом применил насилие, опасное для жизни и здоровья, по отношению к сотруднику места лишения свобо­ды. За эти преступления Г. был осужден к лишению свободы.

Укажите, какие виды рецидива имеют место в описанном слу­чае.

Задание № 30

29 мая 2016 г. в отдел внутренних дел поступило сообщение из исправительной колонии о предстоящем освобождении и прибытии на территорию обслуживания С, осужденного по ч.1 ст. 111 УК РФ к 6 годам лишения свободы. 1 июня 2016 года на имя на­чальника отдела внутренних дел из колонии поступило письмо с просьбой оказать содействие в трудоустройстве С. в котором указы­валось на необходимость быстрого решения данного вопроса, по­скольку 10 июня освобожденный должен прибыть на территорию об­служивания отдела внутренних дел. На основании письма начальник отдела дал указание участковому уполномоченному инспектору оказать содействие в трудоустройстве С. после прибытия освобожденного.

Из материала на С. следовало, что он 1951 г. рождения, уро­женец г. Новгорода, образование среднее, до второго осуждения ра­ботал водителем автобуса. За время отбывания наказания добросове­стным отношением к труду не отличался, к мероприятиям воспита­тельного характера относился пассивно, участия в самодеятельных организациях осужденных не принимал.

После прибытия к месту жительства он обратился в отдел внутренних дел с просьбой оказать ему содействие в трудоустройстве, поскольку на прежнее место работы его не приняли. Участковый ин­спектор, пригласив его на беседу, выяснил, где ему хотелось бы рабо­тать. В течение недели С. был прописан по-прежнему месту житель­ства и трудоустроен на автобазу слесарем.

10 июня на очередной беседе участковый уполномоченный полиции дал положительную оценку С, сказав, что он хорошо работает, пре­тензий к нему по работе нет. В семье бывают ссоры, но, как выразил­ся С, это бывает во всех семьях.

14 августа на имя начальника отдела от директора автобазы поступило сообщение о том, что С. систематически не является на работу без уважительных причин, употребляет спиртные напитки на рабочем месте, 13 августа учинил драку после очередной выпивки.

22 августа от жены С. поступило заявление о том, что ее муж продолжает пьянствовать, установил связи с ранее судимыми прияте­лями, ведущими антиобщественный образ жизни. После работы часто не является домой, а когда возвращается - устраивает скандалы, вос­питанием сына не занимается. На следующий день С. был задержан за совершение мелкого хулиганства.

1. Определите перечень документов, необходимых для орга­низации и осуществления профилактической работы с С.

2. Разработайте перечень специально-криминологических и индивидуальных профилактических мер, необходимых для прове­дения в отношении С.

Задание № 31

Гр. Орлов, являясь членом общества охотников и рыболовов, имел в своем владении охотничьи ружья: гладкоствольные «Зауэр», ИЖ – 54 и полуавтоматический нарезной карабин «Вепрь». Вернувшись примерно в 20 час. 30 мин., 10 августа 2013 г., с охоты домой, Орлов предупредил жену о том, что он некоторое время собирается отдохнуть и ушел спать. Однако, жена, посчитав, что Орлову, прежде чем отдыхать необходимо сделать несколько неотложных дел - разбудила мужа и стала настойчиво требовать помочь ей по дому. На почве этого, Орлов в результате возникшего скандала с женой схватил еще не разобранное охотничье ружье и произвел выстрел в жену. В результате жена получила тяжелое огнестрельное ранение картечью грудной клетки и легких. После длительного лечения (были удалены правая грудь и часть легкого) она была признана инвалидом I группы. Орлов был задержан органами полиции. В ходе расследования уголовного дела, возбужденного по ч. 1 ст. 111 УК РФ следователь установил, что в семье Орловых в течение последних пяти лет очень часто возникали ссоры и скандалы между супругами на почве частого употребления Орловым спиртных напитков, чрезмерным его увлечением охотой и рыбалкой, отказом помогать в хозяйстве жене, самоустранением от воспитания детей. Опрошенные соседи подтвердили факты частых скандалов в семье Орловых и сообщили, что им неоднократно приходилось вызывать наряд полиции, т.к. такие скандалы длились довольно долго, были очень бурными и беспокоили в ночное время. Сам Орлов на следствии показал, что действительно в последние время у них с женой семейная жизнь не складывалась из-за несовместимости жизненных интересов. Он подозревал, что жена в его отсутствие стала изменять с другими мужчинами, настроила против него детей. Убивать жену Орлов не хотел, только «пугнуть», однако забыл, что в стволе оставался после охоты патрон.

1. К какому типу насильственных преступников относится Орлов?

2. Охарактеризуйте причины и условия (в т.ч. недостатки в деятельности сотрудников ОВД) способствующие совершению данного преступления?

3. Предложите комплекс профилактических мероприятий, способствующий предупреждению подобных преступлений в будущем.

 

Задание № 32

 Вечером, 02 сентября 2013 года около 21 часа возле одного из передвижных ларьков «Тонар», торгующих в микрорайоне продуктами, сигаретами и пивом собралась группа молодежи в количестве пяти человек - (Ярошев Иван – 17 лет и его брат Ярослав – 19 лет; Драпкин Борис – 18 лет; Острога Казимир – 19 лет; Беспечная Евдокия – 17 лет), которые долгое время распивали пиво и принесенные (как они в последствии пояснили) с собой спиртные напитки, при этом стали вести себя все более вызывающе, беспричинно приставали к прохожим, допускали оскорбительные выражения в их адрес и около 23.00 часов, остановив двух незнакомых подростков – Железнова Петра и Чугунова Павла (обоим по 16 лет) попросили «взаймы» 200 рублей для покупки пива.

Когда подростки ответили, что у них нет при себе денег, братья Ярошевы и Острога Казимир стали сначала оскорблять подростков грубой нецензурной бранью, а когда те постарались уйти принялись избивать их. Однако, Железнов и Чугунов, активно занимаясь спортом (оба посещали хоккейную секцию) стали оказывать активное сопротивление. Увидев это, Драпкин Борис ударил Чугунова по голове пустой бутылкой из-под пива, от чего тот упал и потерял сознание (в последствии Чугунов в течение месяца проходил курс стационарного лечения в больнице и проведенная судебно-медицинская экспертиза установила, что ему был причинен вред здоровью средней тяжести - ЗЧМТ - сотрясение головного мозга). Оказавшиеся очевидцами жильцы ближайшего дома вызвали наряд милиции, который задержал Ярошевых, Острогу, Драпкина и Беспечную. При задержании, нарядом милиции был также осмотрен торговый ларек где был обнаружен ящик с 12 бутылками водки, при этом продавец ларька заявил, что купил водку для личных бытовых нужд. В отношении задержанных было возбуждено уголовное дело по ст. 213 УК РФ. В характеризующих материалах уголовного дела содержались сведения о том, что братьям Ярошевым и Остроге Казимиру в мае 2011 г. уже назначено условное осуждение за совершение преступления по ч.2 ст.213 УК РФ. Беспечная – воспитывается в неполной семье, состоит на учете в ПДН за совершение административных правонарушений, связанных с распитием спиртных напитков, мелким хулиганством, склона к уходам из дома. Также по данным следствия Драпкин Борис воспитывается в полной семье, занимается в кружке художественного свиста, у школе успевает на «хорошо», является лидером школьной вокальной группы «Молодость». В представленной школьной характеристике в целом характеризуется положительно, однако отмечаются такие недостатки в характере как эгоизм, высокомерие, пренебрежение мнением одноклассников. На вопрос, почему нанес удар бутылкой, ответил, что товарищи попросили о помощи, и он помог.

 

1. Какие основные факторы (условия) способствовали совершению данного преступления?

2. Какие меры индивидуальной профилактики можно предложить для предупреждения преступлений в дальнейшем со стороны задержанных лиц.?

Задание № 33

Определите отличительные признаки организованной пре­ступности, ее виды, уровни и структуру.

Задание № 34

Раскройте и покажите на примерах связь организованной пре­ступности с «теневой экономикой» и коррупцией.

Задание № 35

Охарактеризуйте общественную опасность  террористической и экстремистской деятельности.

Задание № 36

Сформулируйте основные задачи органов внутренних дел по противодействию  террористической и экстремистской деятельности.

Задание № 37

33-летняя жительница столицы Маринина А.А. за денежное вознаграждение зарегистрировала у себя в квартире, расположенной на Саянской улице, 12 иностранных граждан, уроженцев одного из государств СНГ и Средней Азии, заведомо зная, что проживать они там не будут. Участковые уполномоченные полиции Богучаров А.Н. и Виноградов Л.Н. в районе Ивановское выявили факт незаконного проживания иностранных граждан на территории РФ. Маринина А.А., зная, что в отношении нее должно быть возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 3223 УК РФ (фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации), предложила участковым уполномоченным полиции Богучарову А.Н. и Виноградову Л.Н. взятку в размере 50 000 рублей за его сокрытие информации о том, что она фиктивно зарегистрировала в своей квартире иностранных гражданин. Сотрудники полиции от взятки отказались.

Определите причины и условия, которые могли способствовать совершению данному правонарушению.

Проанализировав данную ситуацию, необходимо дать аргументированный ответ на вопрос: какие действия в данном случае должны предпринять участковый уполномоченный полиции Богучаров А.Н. и Виноградов Л.Н. после отказа от взятки?

Задание № 38

Участковый ОМВД России по району Ясенево лейтенант полиции Сидоркин Е.Н. выявил очередную «резиновую» квартиру: 37-летний житель столицы Выгодин Р.А. за денежное вознаграждение незаконно зарегистрировал в своей квартире, расположенной на Тарусской улице, 11 иностранных граждан, уроженцев Средней Азии, заведомо зная, что проживать они там не будут. Сидоркин Е.Н. сообщил Выгодину Р.А., что по данному факту должно быть возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 3223 УК РФ (Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации), однако, он готов скрыть данное преступление за денежное вознаграждение на сумму 30 000 рублей.

Проанализировав сложившуюся ситуацию необходимо дать аргументированный ответ на вопрос: какие меры, необходимо предпринять для предупреждения коррупции среди сотрудников ОВД.

 

Задание № 39

На территории, обслуживаемой отделом внутренних дел, в ис­текшем году наблюдалось резкое увеличение числа квартирных краж. Сложившееся положение, как выяснилось в процессе проведения опе­ративно-розыскных и следственных мероприятий по уголовным де­лам, возбужденным по этим преступлениям, возникло в результате:

- недостаточного учета в дислокации постов и маршрутов пат­рульно-постовой службы полиции, специфики жилого сектора мик­рорайона, где в основном совершались квартирные кражи;

- слабого взаимодействия различных служб и подразделений
органов внутренних дел по предупреждению данного вида преступле­ний;

- отсутствия необходимого опыта работы у участкового уполномоченного  полиции, обслуживающего данный микрорайон;

- упущений и недостатков в правовой пропаганде и информи­ровании населения о преступлениях, совершенных в микрорайоне;

- наличия недостатков в работе сотрудников уголовного розы­ска.

Многие из ранее судимых лиц на момент совершения краж нигде не работали, пьянствовали, надзор за ними осуществлялся фор­мально. Среди граждан, совершивших кражи, было много лиц без оп­ределенного места жительства и рода занятий.

На основании анализа обстоятельств, способствующих увеличению квартирных краж, разработайте план мероприятий, направлен­ных на профилактику квартирных краж, выделив разделы общей и индивидуальной профилактики.


Задание № 40

Укажите специфические особенности преступности в мегаполисах. Назовите сферы жизнедеятельности мегаполисов наиболее подвержены криминальному воздействию.

 

Задание№ 41

Определите основные факторы, детерминирующие преступность в мегаполисах.

Задание № 42

Участковый уполномоченный полиции ОМВД России по району Коптево г. Москвы старший лейтенант полиции Чипрасов А.А. при отработке жилого сектора, на закрепленном за ним административном участке, обнаружил в фойе подъездов одного из домов, в производственно-техническом помещении (колясочной) трёх женщин, напоминающих по своей внешности выходцев из Средней Азии. На его просьбу показать документы, удостоверяющие личность данных женщин, те заявили, что они сёстры, гражданки Республики Таджикистан, работают здесь консьержами, а их паспорта находятся у брата Азима, который приедет через 5 дней.

Проанализировав данную ситуацию, необходимо дать аргументированный ответ на вопрос: какие действия в данном случае должен предпринять участковый уполномоченный полиции старший лейтенант полиции Чипрасов А.А.?

Разработайте комплекс мер, по предупреждению и пресечению преступлений, совершаемых в сфере миграционного законодательства

 

Задание № 43

Охарактеризуйте особенности преступности мигрантов в Москве по основным криминологическим показателям (состояние, структура, динамика).

 

Задание №44

В ходе проведения оперативно-профилактических мероприятий по пресечению нарушений миграционного законодательства сотрудниками службы участковых уполномоченных полиции ОМВД России по Лискинскому району Добродеевым С.К. и Ильиным Д.В. выявлены факты фиктивной постановки на учет иностранных граждан.

Установлено, что 36-летний предприниматель Гирин В.В., проживающий в г. Лиски, поставил на миграционный учет 30 граждан, прибывших из различных республик ближнего зарубежья и Средней Азии без намерения предоставить помещение для фактического проживания. Дом, расположенный на хуторе Никольский, имеет площадь около 30 квадратных метров и не пригоден для жизни. Данные мигранты, по предварительной информации, заняты на строительных объектах, расположенных не на территории Воронежской области.

Проанализировав сложившуюся ситуацию необходимо разработать комплекс мер, направленных на предупреждение и пресечение преступлений, совершаемых в сфере миграционного законодательства.

Составьте календарный план профилактических мероприятий по недопущению подобных ситуаций в будущем (на обслуживаемой территории).

Задание № 45

Назовите основные нравственно-психологические черты, ха­рактерные для лиц, совершающих преступления по неосторожности.

Задание № 46

Назовите субъектов профилактики преступлений, совершае­мых по неосторожности, и дайте краткую характеристику основных направлений их деятельности.

Задание № 47

Изучите нижеприведенную справку, проанализируйте изложенные в ней обстоятельства, дайте им оценку и составьте план мероприятий по общей и индивидуальной профилактике преступлений, совершаемых на почве пьянства и наркомании.

Справка

В процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, расследования преступлений, анализа обстановки в регионе выявлены следующие обстоятельства:

1. За истекший год на обслуживаемой отделом внутренних дел территории заметно увеличилось количество преступлений, совер­шаемых нетрезвыми лицами и лицами в состоянии наркотического возбуждения, в особенности несовершеннолетними.

2. Борьба с пьянством, наркоманией, в том числе пропаганда здорового образа жизни, организована неудовлетворительно.

3. Дислокация постов и маршрутов патрульно-постовой служ­бы полиции не учитывала в необходимой мере расположения мест торговли спиртными напитками, баров, кафе, ресторанов и т.д.

4. Обследование работы расположенных в микрорайоне строительных профессиональных колледжей вскрыло следующие упу­щения в воспитательной работе среди учащихся:

а)    учащиеся за последний год совершили ряд различных пре­ступлений, некоторые из них администрацией были скрыты, в том числе кражи из раздевалок, хулиганство, нарушения общественного порядка;

б)   установлен ряд фактов распития спиртных напитков уча­щимися в период производственной практики;

в)    установлены факты приобретения и немедицинского упот­ребления учащимися наркотических средств;

г)    постоянно нарушаются режим и требования внутреннего распорядка в строительном профессиональном колледже № 3. Из-за халатного отношения коменданта к своим обязанностям здание дан­ного колледжа порой остается открытым, были отмечены случаи про­никновения в него посторонних лиц.

5. При проверке режима хранения наркотикосодержащих ле­карств и порядка их отпуска гражданам в ряде аптек было установле­но, что данные препараты хранятся в необорудованном для этого мес­те и вскрыты факты их отпуска без рецепта врача и по поддельным рецептам.

Задание № 48

Участковый уполномоченный полиции отдела МВД России по району Кунцево г. Москвы капитан полиции Миронов К.П. 10 сентября 2017 года в 19 час. 30 мин., осуществляя профилактический обход закрепленного за ним административного участка в целях осуществления контроля за условиями хранения владельцами гражданского, служебного и наградного оружия и боеприпасов к нему, проверил гражданина Зарубина Л.В., зарегистрированного по месту жительства по адресу: г. Москва, ул. Бобруйская, д. 32, корп. 3, кв. 98, являющегося владельцем нарезного охотничьего карабина.

В ходе проверки участковым уполномоченным полиции было установлено, что охотничий карабин Барс 4-1, кал. 5,6 x 39, № 12345678, год выпуска 2008, хранится с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, однако разрешение РОХ № 7654321, выданное на имя Зарубина Л.В. отделом МВД России по району Кунцево г. Москвы 10 августа 2012 года и действительное до 10 августа 2017 года, просрочено. В ходе проверки были найдены 12 патронов от пистолета Макарова, происхождение которой гражданин Зарубин Л.В. объяснить не смог.

1. Определите причины и условия, которые могли способствовать совершению данному правонарушению.

2. Проанализировав данную ситуацию, необходимо разработать комплекс мер, направленных на предупреждение преступлений и правонарушений, связанных с незаконным хранением, нарушением правил и условий хранения владельцами гражданского, служебного и наградного оружия и боеприпасов к нему.

3. Составьте календарный план профилактических мероприятий по недопущению подобных ситуаций в будущем (на обслуживаемой территории).

 

Задание № 49

1. Определите, что включает в себя понятие - правовые основы международного сотрудничества в области предупреждения преступности.  Укажите международные правовые акты в области предупреждения преступности.

2. Дайте краткую сравнительную характеристику состояния и тенденций развития преступности в различных странах мира. Перечислите мировые, региональные и национальные тенденции формирования и развития преступности.

Задание № 50

1. Раскройте систему международных организаций, а также национальных органов, которые осуществляют международное сотрудничество в области предупреждения преступности.

2. Раскройте использование возможностей ООН в области предупреждения международной преступности

3. Укажите основные формы и направления международного сотрудничества в предупреждении преступности.

Рекомендуемая литература:

1. Криминология: Учебник / Аванесов Г.А., Иншаков С.М., Лебедев С.Я., Эриашвили Н.Д. / Под ред. Г.А. Аванесова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

2. Криминология: Учебник /Эминов В.Е., Мацкевич И.М, Королева М.В. / Под ред. В.Е. Эминова. М., Проспект, 2015.

3. Криминология : учебник для аспирантов / под ред. И. М. Мацкевича. — М.: Норма : ИНФРА-М, 2017.

4. Антонян Ю.М., Эриашвили Н.Д. Криминология и административная юрисдикция полиции. Учебное пособие для вузов - 2 изд. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

5. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии. соч. в 2-х т. М., 2012.

6. Лунеев В. В. Криминология: учебник / В. В. Лунеев. – Москва: Юрайт, 2014.

7. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. Учебник – 3 изд. / Под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева М., 2017.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

« МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ»

 

Кафедра криминологии

 

 

ПРАКТИКУМ

ДИСЦИПЛИНА «КРИМИНОЛОГИЯ»

 

 

Выполнил:

курсант _______________________________

_____________________________

(№ группы, курс, факультет)

_____________________________

(подпись)                      (Ф.И.О)

 

 

Ведущий преподаватель __________________________________ (ученая степень, ученое звание, должность, специальное звание) __________________________________ (Подпись)                   (Ф.И.О.)
  Оценка _____________________  

 

Москва 2017

Приложение 2

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ»

Кафедра криминологии

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Врио первого заместителя

начальника Московского

университета  МВД России

им. В.Я. Кикотя

полковник полиции

 

____________О.В. Зиборов

«___» _____________ 2017 г.

 

ПРАКТИКУМ

По криминологии

 

для курсантов (слушателей) очной формы обучения,

обучающихся по специальности

40.05.02 Правоохранительная деятельность

специализация - оперативно-розыскная деятельность; узкая специализация: деятельность оперуполномоченного уголовного розыска;

специализация: административная деятельность; узкая специализация: деятельность участкового уполномоченного полиции

 

 

 

Москва - 2017

 

Практикум по дисциплине «Криминология»: Учебно-методическое пособие для курсантов (слушателей) очной формы обучения, обучающимся по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», специализация - оперативно-розыскная деятельность; узкая специализация: деятельность оперуполномоченного уголовного розыска; специализация: административная деятельность; узкая специализация: деятельность участкового уполномоченного полиции специализация

Практикум по дисциплине «Криминология» составлен в соответствии с требованиями третьего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программы дисциплины «Криминология», рекомендованной для организации учебного процесса в ВУЗах МВД России.

 

 

Автор: Баранов Александр Александрович, к.ю.н., доцент, полковник полиции

 

 

Рецензенты:

 

1. Ст. преподаватель кафедры социологии и политологии, полковник полиции

Моисеев А.Б.

 

2. Доцент кафедры криминалистики, к.ю.н., доцент, полковник полиции Савина Л.А.

 

Практикум по дисциплине «Криминология» обсужден и одобрен:

 

на заседании кафедры криминологии

« 31 » августа 2017 г. Протокол № 1.

 

на заседании методического совета Университета

«  15  »  сентября 2017 г. Протокол № 1.

 

 

Содержание

 

Краткие методические указания…………………………………………………4

Тема 1. Понятие криминологии как науки, ее история, предмет, задачи, функции………………………………………………………………………………….6

Тема 2. Преступность и ее основные характеристики…………………………6

Тема 3. Детерминанты преступности……………………………………………7

Тема 4. Личность преступника……………………………………………..……8

Тема 5. Механизм индивидуального преступного поведения………………..10

Тема 6. Основы виктимологии…………………………………………………..12

Тема 7. Предупреждение преступлений…………………………………………13

Тема 8. Организация и проведение криминологического исследования…….13

Тема 9. Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности……………………………………………………………………....14

Тема 10. Криминология преступности несовершеннолетних………………. .15

Тема 11. Криминология рецидивной и профессиональной преступности….16

Тема 12. Криминология насильственной преступности………………………17

Тема 13. Криминология организованной преступности………………………19

Тема 14. Криминология терроризма и экстремизма……………………….....19

Тема 15. Криминология преступлений коррупционной направленности…..19

Тема 16. Криминологические особенности коррупционных преступлений в органах внутренних дел………………………………………………………….....20

Тема 17. Криминология преступности в сфере экономики……………………20

Тема 18. Криминология преступности в мегаполисах………………………..21

Тема 19. Криминология преступности мигрантов…………………………...21

Тема 20. Криминология неосторожной преступности…………………………22

Тема 21. Криминология преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств……………………………………………………………….22

Тема 22. Криминология преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия…………………………………………………………………………………23

Тема 23. Международное сотрудничество в предупреждении преступности.24

Литература………………………………………………………………………....25

Приложение 1……………………………………………………………………..26

Приложение 2……………………………………………………………………..27

 

 

Краткие методические указания

Данный практикум предназначен для курсантов и слушателей Московского университета МВД России при изучении курса «Криминология».

Задания практикума составлены в соответствии с программой и тематическим планом курса «Криминология» по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность».

Практикум предназначен для самостоятельного выполнения курсантами практических работ, предусмотренных планом семинарских и практических занятий по курсу «Криминология».

Основными целями практикума по криминологии являются:

▪ организация самостоятельной работы обучающихся по углубленному изучению дисциплины;

▪ формирование практических умений и навыков применения теоретических знаний в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел;

▪ реализация компетентного подхода к обучению.

Основная задача практикума – формирование научно обоснованного подхода к проблеме преступности, необходимого для наиболее эффективного воздействия на нее путем сочетания уголовно-правовых и иных мер в отношении лиц, совершивших преступления; активной деятельности, направленной на устранение причин и условий преступности.

В результате изучения дисциплины, для подтверждения обладания общекультурными и профессиональными компетенциями, обучающийся должен:

знать:

 криминологическую характеристику отдельных видов преступлений; природу преступности и её основные характеристики и детерминанты, особенности лиц, совершивших преступления; механизм индивидуального преступного поведения; криминологическую характеристику отдельных видов преступности; организационно-правовые средства предупреждения и профилактики правонарушений и обеспечения криминологической безопасности; источники получения информации; направленность криминологических исследований; основные этапы и уровни криминологического исследования; виды и сроки планирования; методы криминологического прогнозирования.

уметь:

- выявлять обстоятельства, способствующие преступности; своевременно предупреждать готовящиеся преступления; совершенствовать работу по выявлению уже оконченных преступлений; учитывать особенности личности преступников и совершаемых ими преступлений; правильно определить наиболее эффективные пути и средства их индивидуального исправления; противодействовать коррупционным проявлениям в служебной деятельности.

 - организовать криминологическое исследование; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике преступлений и иных правонарушений; составить программу и план исследования; оформить результаты криминологического исследования.

владеть (иметь навыки):

-  применения средств предупреждения и профилактики правонарушений; навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям в служебном коллективе.

-  планирования, проведения, учета и оценки результатов прикладных криминологических и статистических исследований; анализа информации о преступности, негативных социальных явлений, связанных с преступностью; оценки криминологической ситуации на определенной территории или объекте.

Практикум согласно Положению «Об организации выполнения практикумов в Московском университете МВД России» выполняется за счет времени, отводимого на самостоятельную работу обучающихся. 

Последовательность выполнения заданий должна соответствовать порядку прохождения изучения дисциплины.

 Ответы на задания выполняются обучающимися на отдельных листах бумаги формата А-4 с последующим брошюрованием.

Текущий контроль за ходом выполнения практикума осуществляется на протяжении всего периода работы над ним. Выполненный практикум (часть практикума) сдается в установленные сроки на проверку ведущему преподавателю после завершения изучения соответствующей темы (раздела) дисциплины.

Итоговый контроль за результатами выполнения практикума осуществляется в конце семестра в соответствии с установленными кафедрой сроками, которые согласуются с факультетом в начале семестра.

По результатам проверки выполненного практикума выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено».

Если в практикуме имеются отдельные недостатки, он может быть возвращен обучающемуся на частичную доработку без выставления оценки с указанием срока представления его на повторную проверку.

При получении оценки «не зачтено» практикум должен быть переработан полностью с учетом высказанных замечаний и представлен на повторную проверку в сроки, установленные преподавателем.

Проверка практикумов должна быть завершена не позже, чем за неделю до начала промежуточной аттестации. Обучающиеся, не получившие положительную оценку по результатам выполнения практикума к промежуточной сессии по данной дисциплине не допускаются.

Оценка за практикум выставляется ведущим преподавателем на титульном листе работы, в зачётную книжку обучающегося и в экзаменационную (зачётную) ведомость. Экзаменационная (зачетная) ведомость возвращается на факультет не позже, чем за неделю до начала промежуточной аттестации.

После проверки практикум сдается на кафедру криминологии.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 430.