Если проект предпринимательский, а не благотворительный, значит он должен предлагать рынку качественный и востребованный продукт или услугу. Эти продукты и услуги, должны иметь понятные категории покупателей и быть конкурентоспособны по цене со своими рыночными аналогами.
В проектах, обеспечивающих трудоустройство социально-незащищенных групп, продуктом может быть что угодно. Например, у «Шоколада на меду» - вкуснейший шоколад с кусочками фруктов, у СоссоBelle - мед с ягодками, у Простых вещей – керамика ручной работы.
В проектах, обеспечивающих продвижение на рынок продукцию социально-незащищенных групп населения или социальных предпринимателей, продуктом является удобная система покупки и быстрая доставка покупателю предлагаемой продукции. Например, проект BuySocial.me – интернет-магазин продукции социальных предпринимателей и благотворительных фондов, где помимо товаров, вы «покупаете» историю каждого продукта и ощущение значимости своего вклада в развитие социального предпринимательства.
В проектах, предлагающих товары и услуги для социально-незащищенных групп населения, продуктом собственно является основной продукт / услуга проекта. В данном случае важно оценить, действительно ли данный продукт / услуга вносит вклад в решение реальной проблемы людей, либо это очередной вариант отвлечения внимания и развлечения. Например, Моторика предлагает людям функциональные протезы рук, которые в значительной степени снимают их ограничения.
Критерий «Технологичность»
Под словом «технологичность» в данном случае понимается широкий спектр технологий: от производственных (технологии процессов обработки или переработки материалов для получения продукции с заданными свойствами) до социальных (поиск и вовлечение в трудовую деятельность людей, обеспечение их адаптации к участию в экономической деятельности).
В проектах, предлагающих высокотехнологичные товары и услуги конечным потребителям, базовой является производственная технология, которая включает описание различных производственных процессов, требования к исходным материалам и многое другое.
В случае с другими типами проектов, технологичность не столь очевидна, но ее важно определить, потому что именно наличие технологии позволяет говорить о возможности масштабирования проекта, а значит и о его потенциале решить социальную проблему в целом в городе, в регионе, в стране или в мире. Например, проект Specialisterne (Дания) заявляет в качестве своей цели создание в мире 1 млн рабочих мест для взрослых аутистов – это число рабочих мест, достаточное для того, чтобы каждый взрослый аутист, который хочет работать и может оказывать консалтинговые услуги в сфере IT и телекоммуникациях, мог найти достойную работе.
В идеале социальная технология, также как и производственная, должна быть описана и являться ноу-хау бизнеса, но в случае российских проектов это встречается крайне редко.
Для оценки технологичности проектов важно расспросить предпринимателя о технологии производства продукции (производственная технология) или о технологии работы с его целевой аудиторией (социальная технология). Во втором случае, ключевыми вопросами при изучении проектов, обеспечивающих трудоустройство, могут быть следующие:
- в чем специфика вашей целевой группы;
- как вы ищите и отбираете людей из своей целевой аудитории для работы в вашем проекте: есть ли критерии отбора, которые учитывают особенности целевой группы;
- как проводите обучение целевой группы для работы в вашем проекте; могут ли ваши работники в последствии трудоустроиться на других производствах, при каких условиях;
- предусмотрены ли проектом специальные мероприятия, направленные на снижение рисков, связанных с вовлечением в проект людей вашей целевой группы.
Например, основой проекта «Delency Street Foundation» (США) по реабилитации бывших заключенных является технология образовательной коммуны, которая характеризуется несколькими ключевыми принципами:
- Проживание в коммуне и ограничение коммуникации с внешним миром (резиденты коммуны в первые годы не могут выходить за пределы коммуны без сопровождения).
- Наращивание социальных навыков: от навыка заниматься личной гигиеной до умения брать на себя ответственность за себя и своих близких. При этом уровень ответственности у человека возрастает по мере его эмоционального взросления.
- Получение профессии: получение профессии в 3-х из 12-ти типов бизнеса, принадлежащих фонду. При этом в каждом типе бизнеса человек изучает все детали профессии на каждой из позиций – от вышибалы до управляющего рестораном.
- Участие в обучении и передаче навыков другим членам коммуны: в коммуне нет профессиональных учителей или коучей; процесс обучения строится в виде передачи одних резидентов коммуны других своих знаний и навыков. Если вы умеете читать, вы будете учить читать тех, кто не умеет это делать. Если вы доросли до управляющего рестораном, вам нужно подготовить себе замену в этом бизнесе их числа «подрастающих» членов коммуны.
- Сопровождаемое проживание в открытом сообществе в переходный период: процесс перехода к жизни в обществе медленный и постепенный. Сначала резидент находит работу за пределами коммуны, начинает зарабатывать и откладывать деньги на покупку/аренду собственного жилья. При этом он продолжает жить в коммуне, которая полностью его обеспечивает. После переезда в собственное жилье, бывший резидент может посещать групповые занятия в коммуне, может обращаться за помощью и психологической поддержкой к руководителям коммуны. Это позволяет снизить риски срывов и возврата к преступному прошлому.
В основе социально-предпринимательского проекта должна лежать технология (производственной, социальной). Однако на практике далеко не все российские социальные предприниматели осознают значимость технологий и вкладываются в их доработку и описание.
Отсутствие технологии не значит, что проект не является социально-предпринимательским. Это, как правило, означает, что у проекта есть ограничения по масштабированию, и он вряд ли сможет внести в перспективе значительный вклад в развитие общества.
Критерий «Масштабность»
Масштабность – это значительный социальный вклад проекта. Масштабность – это возможность решения проблемы целевой аудитории в целом.
В настоящий момент большинство российских социальных предпринимателей находятся в начале своего пути, их проекты незначительны по объему.
При оценке данного критерия очень важно оценить амбиции автора проекта: готов ли он заниматься развитием своего бизнеса, оформлять франшизы или открывать новые офисы в других территориях, или он счастлив с тем, что имеет сейчас и не планирует двигаться дальше.
Безусловно, наиболее интересно общаться с амбициозными людьми, ведь именно они являются / становятся реальными лидерами социальных изменений.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 220.