Просто о сложном: три ключевых вопроса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Просто о сложном

Как подготовить лекцию для школьников о социальном предпринимательстве

 

 


 

1. Просто о сложном: три ключевых вопроса. 3

2. Немного теории о социальном предпринимательстве. 4

3. Социальные предприниматели в мире: примеры.. 7

4. Социальные предприниматели в России: примеры.. 16

5. Российское законодательство о социальном предпринимательстве. 16

6. Как подготовить лекцию о социальном предпринимательстве. 17

 


 



Просто о сложном: три ключевых вопроса

 

Почему «социальное предпринимательство»?

Социальное предпринимательство – вид предпринимательства, которое ставит перед собой задачу менять к лучшему жизни отдельных людей и общества в целом, используя при этом бизнес-инструменты и модели.

Социальное предпринимательство – новая парадигма бизнеса, который в качестве своего приоритета ставит достижение социально-значимых целей.

Мы, Агентство социальных инвестиций и инноваций, и наши вузы – партнеры Костромской государственный университет, Российский университет кооперации, Южный федеральный университет ______________________ считаем, что очень важно, чтобы о социальном предпринимательстве узнало как можно больше людей.

Это поможет социальным предпринимателям:

Найти покупателей: люди во всем мире в первую очередь покупают товары и услуги у социально-ответственных компаний.

Найти партнеров, инвесторов, спонсоров: социальное предпринимательство – сложный бизнес, помимо решения бизнес – задач нужно удерживать социальную модель проекта. Очень важно, чтобы люди понимали преимущества и риски социального предпринимательства и были готовы включаться в такие проекты.

Найти сотрудников и волонтеров: поиск кадров – проблема для любого бизнеса. Еще более ощутима она в социальном предпринимательстве, поскольку помимо профессиональных навыков здесь важно найти людей, которые разделяют ценности социальных предпринимателей и увлечены их идеями.

И еще знакомство с концепцией социального предпринимательства может вдохновить людей (сегодняшних школьников, студентов и/или их родителей) на открытие собственного социально-ответственного бизнеса. А это значит, что социальных предпринимателей в наших городах и селах станет больше и, что социальные проблемы, которые государством признаны нерешаемыми, могут быть решены.

 

Немного теории о социальном предпринимательстве

 

Чтобы понять, кто такие социальные предприниматели, и в чем отличие их деятельности от классического бизнеса, посмотрите фильм «Цирк «Бабочек» - короткометражный фильм с Ником Вуйчичем в главной роли (http://thebutterflycircus.com).

В фильме показаны две модели организации цирка:

Первая – классический цирк времен Великой депрессии с «шоу уродов», где на показ выставляют физические недостатки людей, и посетители платят за то, чтобы посмотреть, посмеяться над «уродами», радуясь, что у них самих нет таких проблем.

Вторая – цирк Мендоса, который прославляет человеческую силу и мужество, помогает зрителям поверить в то, что каждый человек может преодолеть свои ограничения и достичь невозможного. Участники труппы Мендоса – люди со сложной судьбой, но цирк помог им поверить в себя и стать счастливыми.

Цирк Мендоса – это яркий пример социального предпринимательства, которое помогает людям со сложной судьбой и/или физическими ограничениями изменить свою жизнь к лучшему, найти возможности для самореализации и стать экономически независимыми. При этом Цирк Мендоса – это коммерческий проект, который предлагает рынку качественный и востребованный продукт (цирковое представление), доходы от которого обеспечивают финансовую стабильность бизнеса.

 

Основные черты социально-предпринимательских проектов

Технологичность проектов

Одной из ключевых характеристик является технологичность проектов. В основе бизнес-процессов лежат отработанные технологии работы с целевыми аудиториями, которые позволяют использовать их сильные стороны для производства конкурентных товаров и услуг и нивелировать влияние их слабых сторон, наличие которых отличает данные целевые аудитории от обычных людей.

Наличие продуманной концепции работы с целевыми аудиториями, основанной на знании ее сильных и слабых сторон, позволяют не только разработать продаваемый продукт, но и обеспечить эффективное достижение целей проектов.

 

Масштабность деятельности

Социальные предприниматели амбициозны: они ставят своей задачей решать социальные проблемы общества в целом, а не просто улучшить жизнь нескольких людей.

«Социальные предприниматели — это лица, которые предлагают инновационные решения наиболее актуальных проблем общества, они амбициозны и настойчивы, поднимают важные социальные вопросы и предлагают новые идеи, ведущие к масштабным изменениям»[1]. Так говорит Ашока (Ashoka) – международная организация, поддерживающая социальных предпринимателей.

 

Таблица 2.

Анализ примеров международных социально-предпринимательских проектов

  Фонд Деленси Стрит Специалисты Кива Микрофинанс Хлеб прямо из печи Диалоги в темноте
Целевая аудитория Бывшие заключенные Взрослые люди с расстройствами аутистического спектра Предприниматели в развивающихся странах Женщины - иммигрантки Незрячие люди
Рыночный продукт / услуга Услуги кафе, ресторанов, транспортных компаний, продажа елок и сувенирной продукции Услуги по тестированию продукции (IT, телекоммуникации) «Опыт инвестора» - возможность попробовать себя в роли инвестора без значительных затрат и рисков Свежий хлеб Тренинги, экскурсии
Масштабность Более 18 000 успешных выпускников за 40 лет Офисы в 13 странах мира. Цель – создать 1 млн рабочих мест для аутистов 81 страна, 3,1 млн заемщиков, объем выданных займов 1,25 трлн долларов США. Ежегодно тренинги проходят около 50 участниц, через инкубатор проходят около 100 бизнесов Проект реализуется более чем в 41 стране, более 9 млн посетителей за период существования
Технологичность Технология построения образовательной коммуны Технология отбора – 6-ти месячная школа, технология индивидуального сопровождения работников Технология работы с региональными партнерами, технологическая платформа для привлечения займов Технология организации тренингов, технология работы инкубатора Технология подготовки тренеров и экскурсоводов, технология организации пространств для тренингов, тренинговые технологии
Работа с обществом по повышению толерантности Фонд активно взаимодействует с окружающими коммуну местными сообществами, проводя совместные праздники и иные мероприятия. Кафе, рестораны и другие бизнесы фонда также вносят вклад в изменение отношения жителей городов к участникам программы. Работа с персоналом нанимающей аутиста компании, проведение большой просветительской работы  Каждое объявление о займе сопровождается трогательной истории о предпринимателе. Также инвестор имеет возможность следить за успехом предпринимателя, в которого он инвестировал. Знакомство жителей Нью-Йорка с кулинарными традициями разных стран меняет их отношение к жителям этих стран. Также развитие толерантности происходит при посещении пекарни и знакомстве с ее работницами. Тренинги и экскурсии в темноте знакомят обычных людей с миром незрячих людей и дают им понять, что отсутствие одного из органов чувств не делает человека хуже.
Использование различных организационно-правовых форм Деленси Стрит – некоммерческая организация (фонд). Однако все стажировочные площадки – бизнес-структуры, которые зарабатывают деньги для содержания коммун. Специалисты – фонд. Данных о создании коммерческих компаний нет. Кива – некоммерческая организация. Региональные партнеры могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Хлеб из печи – корпорация. Нет данных
Использование различных источников финансирования Основной доход – коммерческая деятельность учрежденных фондом бизнесов, однако фонд получает частные пожертвования и спонсорские средства. Доходы от консалтинговых услуг по тестированию продукции, гранты, пожертвования Плата инвесторов за возможность инвестирования (15% от суммы займа предпринимателю), гранты, пожертвования Доходы от продажи хлеба, гранты, пожертвования Доходы тренингов, экскурсий, гранты, пожертвования

 

 


 

4. Социальные предприниматели в России: примеры

 

 


Что должна включать лекция?

Лекция должна содержать:

- теоретическую часть, объясняющую смысл социального предпринимательства и его отличие от других видов предпринимательской деятельности,

- описание примера конкретного социального предпринимателя, проживающего в регионе расположения вуза – партнера.

В качестве наглядных материалов можно использовать видеоматериалы, фотографии, инфографику: все, что поможет сделать рассказ интересным, ярким, запоминающимся.

 

Важно:

Изучая списки победителей федеральных конкурсов и рекомендации организаций инфраструктуры поддержки, нужно помнить о том, что не все предприниматели в этих реестрах соответствуют критериям, перечисленным в данных методических рекомендациях. В России нет утвержденных критериев отнесения к социальным предпринимателям, поэтому каждая организация самостоятельно формирует собственную позицию.

Для лекции в рамках проекта «Просто о сложном» важно выбрать примеры проектов, соответствующие концепции, изложенной в настоящих Методических рекомендациях.

Критерий «Технологичность»

Под словом «технологичность» в данном случае понимается широкий спектр технологий: от производственных (технологии процессов обработки или переработки материалов для получения продукции с заданными свойствами) до социальных (поиск и вовлечение в трудовую деятельность людей, обеспечение их адаптации к участию в экономической деятельности).

В проектах, предлагающих высокотехнологичные товары и услуги конечным потребителям, базовой является производственная технология, которая включает описание различных производственных процессов, требования к исходным материалам и многое другое.

В случае с другими типами проектов, технологичность не столь очевидна, но ее важно определить, потому что именно наличие технологии позволяет говорить о возможности масштабирования проекта, а значит и о его потенциале решить социальную проблему в целом в городе, в регионе, в стране или в мире. Например, проект Specialisterne (Дания) заявляет в качестве своей цели создание в мире 1 млн рабочих мест для взрослых аутистов – это число рабочих мест, достаточное для того, чтобы каждый взрослый аутист, который хочет работать и может оказывать консалтинговые услуги в сфере IT и телекоммуникациях, мог найти достойную работе.

В идеале социальная технология, также как и производственная, должна быть описана и являться ноу-хау бизнеса, но в случае российских проектов это встречается крайне редко.

Для оценки технологичности проектов важно расспросить предпринимателя о технологии производства продукции (производственная технология) или о технологии работы с его целевой аудиторией (социальная технология). Во втором случае, ключевыми вопросами при изучении проектов, обеспечивающих трудоустройство, могут быть следующие:

- в чем специфика вашей целевой группы;

- как вы ищите и отбираете людей из своей целевой аудитории для работы в вашем проекте: есть ли критерии отбора, которые учитывают особенности целевой группы;

- как проводите обучение целевой группы для работы в вашем проекте; могут ли ваши работники в последствии трудоустроиться на других производствах, при каких условиях;

- предусмотрены ли проектом специальные мероприятия, направленные на снижение рисков, связанных с вовлечением в проект людей вашей целевой группы.

Например, основой проекта «Delency Street Foundation» (США) по реабилитации бывших заключенных является технология образовательной коммуны, которая характеризуется несколькими ключевыми принципами:

- Проживание в коммуне и ограничение коммуникации с внешним миром (резиденты коммуны в первые годы не могут выходить за пределы коммуны без сопровождения).

- Наращивание социальных навыков: от навыка заниматься личной гигиеной до умения брать на себя ответственность за себя и своих близких. При этом уровень ответственности у человека возрастает по мере его эмоционального взросления.

- Получение профессии: получение профессии в 3-х из 12-ти типов бизнеса, принадлежащих фонду. При этом в каждом типе бизнеса человек изучает все детали профессии на каждой из позиций – от вышибалы до управляющего рестораном.

- Участие в обучении и передаче навыков другим членам коммуны: в коммуне нет профессиональных учителей или коучей; процесс обучения строится в виде передачи одних резидентов коммуны других своих знаний и навыков. Если вы умеете читать, вы будете учить читать тех, кто не умеет это делать. Если вы доросли до управляющего рестораном, вам нужно подготовить себе замену в этом бизнесе их числа «подрастающих» членов коммуны.

- Сопровождаемое проживание в открытом сообществе в переходный период: процесс перехода к жизни в обществе медленный и постепенный. Сначала резидент находит работу за пределами коммуны, начинает зарабатывать и откладывать деньги на покупку/аренду собственного жилья. При этом он продолжает жить в коммуне, которая полностью его обеспечивает. После переезда в собственное жилье, бывший резидент может посещать групповые занятия в коммуне, может обращаться за помощью и психологической поддержкой к руководителям коммуны. Это позволяет снизить риски срывов и возврата к преступному прошлому.

 

В основе социально-предпринимательского проекта должна лежать технология (производственной, социальной). Однако на практике далеко не все российские социальные предприниматели осознают значимость технологий и вкладываются в их доработку и описание.

Отсутствие технологии не значит, что проект не является социально-предпринимательским. Это, как правило, означает, что у проекта есть ограничения по масштабированию, и он вряд ли сможет внести в перспективе значительный вклад в развитие общества.

 

Критерий «Масштабность»

Масштабность – это значительный социальный вклад проекта. Масштабность – это возможность решения проблемы целевой аудитории в целом.

В настоящий момент большинство российских социальных предпринимателей находятся в начале своего пути, их проекты незначительны по объему.

При оценке данного критерия очень важно оценить амбиции автора проекта: готов ли он заниматься развитием своего бизнеса, оформлять франшизы или открывать новые офисы в других территориях, или он счастлив с тем, что имеет сейчас и не планирует двигаться дальше.

Безусловно, наиболее интересно общаться с амбициозными людьми, ведь именно они являются / становятся реальными лидерами социальных изменений.

 

Безусловно, отсутствие целенаправленной работы социального предпринимателя с местным сообществом по повышению толератности к его целевой аудитории, не делает его проект менее значимым. Однако это влияет на масштабность и социальный вклад проекта.

Для целей настоящего проекта желательно найти проекты, которые имеют доходы от продажи товаров и услуг, которые полностью покрывают операционные расходы организации. В этом случае мы можем говорить о финансово-устойчивом социально-предпринимательском проекте.

 

Для привлечения различных источников доходов и оптимизации расходов предприятия социальные предприниматели часто используют несколько организационно-правовых форм.

Форма коммерческой организации (индивидуальный предприниматель, общество с ограниченной ответственностью) позволяет свободно заниматься продажей товаров и услуг (у некоммерческих организаций есть ограничения на занятие предпринимательской деятельностью).

Форма некоммерческой организации (автономная некоммерческая организация, фонд) позволяет привлекать благотворительные средства и труд волонтеров для достижения социальных целей проекта.

Как проводить интервью?

Проведение интервью состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Знакомство

Несмотря на то, что вы рассказывали о себе, договариваясь с предпринимателем, в начале интервью важно еще рассказать о том, кто вы такой, с какой целью попросили о встрече, каким образом будут использованы полученные вами материалы. Также на этом этапе можно попросить разрешения производить запись разговора на диктофон, чтобы не упустить детали беседы при подготовке материалов о проекте.

Также в рамках знакомства можно попросить предпринимателя в целом рассказать о проекте. Этот рассказ даст вам возможность понять, насколько ваше впечатление о проекте, которое сложилось в результате изучения информации из открытых источников верно.

Этап 2. Ответы на вопросы

Если после рассказа предпринимателя о себе, у вас остались вопросы из ранее запланированного списка, или появились новые, пришло время их задать. Это позволит уточнить детали и получить интересные цифры и факты для вашего выступления.

Этап 4. Завершение интервью

По завершению интервью нужно поблагодарить предпринимателя за уделенное время, рассказать о своем впечатлении от его деятельности, а также договориться о том, нужно ли с ним согласовывать материалы вашей лекции, которые будут касаться непосредственно его проекта.

 

Просто о сложном

Как подготовить лекцию для школьников о социальном предпринимательстве

 

 


 

1. Просто о сложном: три ключевых вопроса. 3

2. Немного теории о социальном предпринимательстве. 4

3. Социальные предприниматели в мире: примеры.. 7

4. Социальные предприниматели в России: примеры.. 16

5. Российское законодательство о социальном предпринимательстве. 16

6. Как подготовить лекцию о социальном предпринимательстве. 17

 


 



Просто о сложном: три ключевых вопроса

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 191.