Просто о сложном
Как подготовить лекцию для школьников о социальном предпринимательстве
1. Просто о сложном: три ключевых вопроса. 3
2. Немного теории о социальном предпринимательстве. 4
3. Социальные предприниматели в мире: примеры.. 7
4. Социальные предприниматели в России: примеры.. 16
5. Российское законодательство о социальном предпринимательстве. 16
6. Как подготовить лекцию о социальном предпринимательстве. 17
Просто о сложном: три ключевых вопроса
Почему «социальное предпринимательство»?
Социальное предпринимательство – вид предпринимательства, которое ставит перед собой задачу менять к лучшему жизни отдельных людей и общества в целом, используя при этом бизнес-инструменты и модели.
Социальное предпринимательство – новая парадигма бизнеса, который в качестве своего приоритета ставит достижение социально-значимых целей.
Мы, Агентство социальных инвестиций и инноваций, и наши вузы – партнеры Костромской государственный университет, Российский университет кооперации, Южный федеральный университет ______________________ считаем, что очень важно, чтобы о социальном предпринимательстве узнало как можно больше людей.
Это поможет социальным предпринимателям:
Найти покупателей: люди во всем мире в первую очередь покупают товары и услуги у социально-ответственных компаний.
Найти партнеров, инвесторов, спонсоров: социальное предпринимательство – сложный бизнес, помимо решения бизнес – задач нужно удерживать социальную модель проекта. Очень важно, чтобы люди понимали преимущества и риски социального предпринимательства и были готовы включаться в такие проекты.
Найти сотрудников и волонтеров: поиск кадров – проблема для любого бизнеса. Еще более ощутима она в социальном предпринимательстве, поскольку помимо профессиональных навыков здесь важно найти людей, которые разделяют ценности социальных предпринимателей и увлечены их идеями.
И еще знакомство с концепцией социального предпринимательства может вдохновить людей (сегодняшних школьников, студентов и/или их родителей) на открытие собственного социально-ответственного бизнеса. А это значит, что социальных предпринимателей в наших городах и селах станет больше и, что социальные проблемы, которые государством признаны нерешаемыми, могут быть решены.
Немного теории о социальном предпринимательстве
Чтобы понять, кто такие социальные предприниматели, и в чем отличие их деятельности от классического бизнеса, посмотрите фильм «Цирк «Бабочек» - короткометражный фильм с Ником Вуйчичем в главной роли (http://thebutterflycircus.com).
В фильме показаны две модели организации цирка:
Первая – классический цирк времен Великой депрессии с «шоу уродов», где на показ выставляют физические недостатки людей, и посетители платят за то, чтобы посмотреть, посмеяться над «уродами», радуясь, что у них самих нет таких проблем.
Вторая – цирк Мендоса, который прославляет человеческую силу и мужество, помогает зрителям поверить в то, что каждый человек может преодолеть свои ограничения и достичь невозможного. Участники труппы Мендоса – люди со сложной судьбой, но цирк помог им поверить в себя и стать счастливыми.
Цирк Мендоса – это яркий пример социального предпринимательства, которое помогает людям со сложной судьбой и/или физическими ограничениями изменить свою жизнь к лучшему, найти возможности для самореализации и стать экономически независимыми. При этом Цирк Мендоса – это коммерческий проект, который предлагает рынку качественный и востребованный продукт (цирковое представление), доходы от которого обеспечивают финансовую стабильность бизнеса.
Основные черты социально-предпринимательских проектов
Технологичность проектов
Одной из ключевых характеристик является технологичность проектов. В основе бизнес-процессов лежат отработанные технологии работы с целевыми аудиториями, которые позволяют использовать их сильные стороны для производства конкурентных товаров и услуг и нивелировать влияние их слабых сторон, наличие которых отличает данные целевые аудитории от обычных людей.
Наличие продуманной концепции работы с целевыми аудиториями, основанной на знании ее сильных и слабых сторон, позволяют не только разработать продаваемый продукт, но и обеспечить эффективное достижение целей проектов.
Масштабность деятельности
Социальные предприниматели амбициозны: они ставят своей задачей решать социальные проблемы общества в целом, а не просто улучшить жизнь нескольких людей.
«Социальные предприниматели — это лица, которые предлагают инновационные решения наиболее актуальных проблем общества, они амбициозны и настойчивы, поднимают важные социальные вопросы и предлагают новые идеи, ведущие к масштабным изменениям»[1]. Так говорит Ашока (Ashoka) – международная организация, поддерживающая социальных предпринимателей.
Таблица 2.
Анализ примеров международных социально-предпринимательских проектов
Фонд Деленси Стрит | Специалисты | Кива Микрофинанс | Хлеб прямо из печи | Диалоги в темноте | |
Целевая аудитория | Бывшие заключенные | Взрослые люди с расстройствами аутистического спектра | Предприниматели в развивающихся странах | Женщины - иммигрантки | Незрячие люди |
Рыночный продукт / услуга | Услуги кафе, ресторанов, транспортных компаний, продажа елок и сувенирной продукции | Услуги по тестированию продукции (IT, телекоммуникации) | «Опыт инвестора» - возможность попробовать себя в роли инвестора без значительных затрат и рисков | Свежий хлеб | Тренинги, экскурсии |
Масштабность | Более 18 000 успешных выпускников за 40 лет | Офисы в 13 странах мира. Цель – создать 1 млн рабочих мест для аутистов | 81 страна, 3,1 млн заемщиков, объем выданных займов 1,25 трлн долларов США. | Ежегодно тренинги проходят около 50 участниц, через инкубатор проходят около 100 бизнесов | Проект реализуется более чем в 41 стране, более 9 млн посетителей за период существования |
Технологичность | Технология построения образовательной коммуны | Технология отбора – 6-ти месячная школа, технология индивидуального сопровождения работников | Технология работы с региональными партнерами, технологическая платформа для привлечения займов | Технология организации тренингов, технология работы инкубатора | Технология подготовки тренеров и экскурсоводов, технология организации пространств для тренингов, тренинговые технологии |
Работа с обществом по повышению толерантности | Фонд активно взаимодействует с окружающими коммуну местными сообществами, проводя совместные праздники и иные мероприятия. Кафе, рестораны и другие бизнесы фонда также вносят вклад в изменение отношения жителей городов к участникам программы. | Работа с персоналом нанимающей аутиста компании, проведение большой просветительской работы | Каждое объявление о займе сопровождается трогательной истории о предпринимателе. Также инвестор имеет возможность следить за успехом предпринимателя, в которого он инвестировал. | Знакомство жителей Нью-Йорка с кулинарными традициями разных стран меняет их отношение к жителям этих стран. Также развитие толерантности происходит при посещении пекарни и знакомстве с ее работницами. | Тренинги и экскурсии в темноте знакомят обычных людей с миром незрячих людей и дают им понять, что отсутствие одного из органов чувств не делает человека хуже. |
Использование различных организационно-правовых форм | Деленси Стрит – некоммерческая организация (фонд). Однако все стажировочные площадки – бизнес-структуры, которые зарабатывают деньги для содержания коммун. | Специалисты – фонд. Данных о создании коммерческих компаний нет. | Кива – некоммерческая организация. Региональные партнеры могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями. | Хлеб из печи – корпорация. | Нет данных |
Использование различных источников финансирования | Основной доход – коммерческая деятельность учрежденных фондом бизнесов, однако фонд получает частные пожертвования и спонсорские средства. | Доходы от консалтинговых услуг по тестированию продукции, гранты, пожертвования | Плата инвесторов за возможность инвестирования (15% от суммы займа предпринимателю), гранты, пожертвования | Доходы от продажи хлеба, гранты, пожертвования | Доходы тренингов, экскурсий, гранты, пожертвования |
4. Социальные предприниматели в России: примеры
Что должна включать лекция?
Лекция должна содержать:
- теоретическую часть, объясняющую смысл социального предпринимательства и его отличие от других видов предпринимательской деятельности,
- описание примера конкретного социального предпринимателя, проживающего в регионе расположения вуза – партнера.
В качестве наглядных материалов можно использовать видеоматериалы, фотографии, инфографику: все, что поможет сделать рассказ интересным, ярким, запоминающимся.
Важно:
Изучая списки победителей федеральных конкурсов и рекомендации организаций инфраструктуры поддержки, нужно помнить о том, что не все предприниматели в этих реестрах соответствуют критериям, перечисленным в данных методических рекомендациях. В России нет утвержденных критериев отнесения к социальным предпринимателям, поэтому каждая организация самостоятельно формирует собственную позицию.
Для лекции в рамках проекта «Просто о сложном» важно выбрать примеры проектов, соответствующие концепции, изложенной в настоящих Методических рекомендациях.
Критерий «Технологичность»
Под словом «технологичность» в данном случае понимается широкий спектр технологий: от производственных (технологии процессов обработки или переработки материалов для получения продукции с заданными свойствами) до социальных (поиск и вовлечение в трудовую деятельность людей, обеспечение их адаптации к участию в экономической деятельности).
В проектах, предлагающих высокотехнологичные товары и услуги конечным потребителям, базовой является производственная технология, которая включает описание различных производственных процессов, требования к исходным материалам и многое другое.
В случае с другими типами проектов, технологичность не столь очевидна, но ее важно определить, потому что именно наличие технологии позволяет говорить о возможности масштабирования проекта, а значит и о его потенциале решить социальную проблему в целом в городе, в регионе, в стране или в мире. Например, проект Specialisterne (Дания) заявляет в качестве своей цели создание в мире 1 млн рабочих мест для взрослых аутистов – это число рабочих мест, достаточное для того, чтобы каждый взрослый аутист, который хочет работать и может оказывать консалтинговые услуги в сфере IT и телекоммуникациях, мог найти достойную работе.
В идеале социальная технология, также как и производственная, должна быть описана и являться ноу-хау бизнеса, но в случае российских проектов это встречается крайне редко.
Для оценки технологичности проектов важно расспросить предпринимателя о технологии производства продукции (производственная технология) или о технологии работы с его целевой аудиторией (социальная технология). Во втором случае, ключевыми вопросами при изучении проектов, обеспечивающих трудоустройство, могут быть следующие:
- в чем специфика вашей целевой группы;
- как вы ищите и отбираете людей из своей целевой аудитории для работы в вашем проекте: есть ли критерии отбора, которые учитывают особенности целевой группы;
- как проводите обучение целевой группы для работы в вашем проекте; могут ли ваши работники в последствии трудоустроиться на других производствах, при каких условиях;
- предусмотрены ли проектом специальные мероприятия, направленные на снижение рисков, связанных с вовлечением в проект людей вашей целевой группы.
Например, основой проекта «Delency Street Foundation» (США) по реабилитации бывших заключенных является технология образовательной коммуны, которая характеризуется несколькими ключевыми принципами:
- Проживание в коммуне и ограничение коммуникации с внешним миром (резиденты коммуны в первые годы не могут выходить за пределы коммуны без сопровождения).
- Наращивание социальных навыков: от навыка заниматься личной гигиеной до умения брать на себя ответственность за себя и своих близких. При этом уровень ответственности у человека возрастает по мере его эмоционального взросления.
- Получение профессии: получение профессии в 3-х из 12-ти типов бизнеса, принадлежащих фонду. При этом в каждом типе бизнеса человек изучает все детали профессии на каждой из позиций – от вышибалы до управляющего рестораном.
- Участие в обучении и передаче навыков другим членам коммуны: в коммуне нет профессиональных учителей или коучей; процесс обучения строится в виде передачи одних резидентов коммуны других своих знаний и навыков. Если вы умеете читать, вы будете учить читать тех, кто не умеет это делать. Если вы доросли до управляющего рестораном, вам нужно подготовить себе замену в этом бизнесе их числа «подрастающих» членов коммуны.
- Сопровождаемое проживание в открытом сообществе в переходный период: процесс перехода к жизни в обществе медленный и постепенный. Сначала резидент находит работу за пределами коммуны, начинает зарабатывать и откладывать деньги на покупку/аренду собственного жилья. При этом он продолжает жить в коммуне, которая полностью его обеспечивает. После переезда в собственное жилье, бывший резидент может посещать групповые занятия в коммуне, может обращаться за помощью и психологической поддержкой к руководителям коммуны. Это позволяет снизить риски срывов и возврата к преступному прошлому.
В основе социально-предпринимательского проекта должна лежать технология (производственной, социальной). Однако на практике далеко не все российские социальные предприниматели осознают значимость технологий и вкладываются в их доработку и описание.
Отсутствие технологии не значит, что проект не является социально-предпринимательским. Это, как правило, означает, что у проекта есть ограничения по масштабированию, и он вряд ли сможет внести в перспективе значительный вклад в развитие общества.
Критерий «Масштабность»
Масштабность – это значительный социальный вклад проекта. Масштабность – это возможность решения проблемы целевой аудитории в целом.
В настоящий момент большинство российских социальных предпринимателей находятся в начале своего пути, их проекты незначительны по объему.
При оценке данного критерия очень важно оценить амбиции автора проекта: готов ли он заниматься развитием своего бизнеса, оформлять франшизы или открывать новые офисы в других территориях, или он счастлив с тем, что имеет сейчас и не планирует двигаться дальше.
Безусловно, наиболее интересно общаться с амбициозными людьми, ведь именно они являются / становятся реальными лидерами социальных изменений.
Безусловно, отсутствие целенаправленной работы социального предпринимателя с местным сообществом по повышению толератности к его целевой аудитории, не делает его проект менее значимым. Однако это влияет на масштабность и социальный вклад проекта.
Для целей настоящего проекта желательно найти проекты, которые имеют доходы от продажи товаров и услуг, которые полностью покрывают операционные расходы организации. В этом случае мы можем говорить о финансово-устойчивом социально-предпринимательском проекте.
Для привлечения различных источников доходов и оптимизации расходов предприятия социальные предприниматели часто используют несколько организационно-правовых форм.
Форма коммерческой организации (индивидуальный предприниматель, общество с ограниченной ответственностью) позволяет свободно заниматься продажей товаров и услуг (у некоммерческих организаций есть ограничения на занятие предпринимательской деятельностью).
Форма некоммерческой организации (автономная некоммерческая организация, фонд) позволяет привлекать благотворительные средства и труд волонтеров для достижения социальных целей проекта.
Как проводить интервью?
Проведение интервью состоит из нескольких этапов.
Этап 1. Знакомство
Несмотря на то, что вы рассказывали о себе, договариваясь с предпринимателем, в начале интервью важно еще рассказать о том, кто вы такой, с какой целью попросили о встрече, каким образом будут использованы полученные вами материалы. Также на этом этапе можно попросить разрешения производить запись разговора на диктофон, чтобы не упустить детали беседы при подготовке материалов о проекте.
Также в рамках знакомства можно попросить предпринимателя в целом рассказать о проекте. Этот рассказ даст вам возможность понять, насколько ваше впечатление о проекте, которое сложилось в результате изучения информации из открытых источников верно.
Этап 2. Ответы на вопросы
Если после рассказа предпринимателя о себе, у вас остались вопросы из ранее запланированного списка, или появились новые, пришло время их задать. Это позволит уточнить детали и получить интересные цифры и факты для вашего выступления.
Этап 4. Завершение интервью
По завершению интервью нужно поблагодарить предпринимателя за уделенное время, рассказать о своем впечатлении от его деятельности, а также договориться о том, нужно ли с ним согласовывать материалы вашей лекции, которые будут касаться непосредственно его проекта.
Просто о сложном
Как подготовить лекцию для школьников о социальном предпринимательстве
1. Просто о сложном: три ключевых вопроса. 3
2. Немного теории о социальном предпринимательстве. 4
3. Социальные предприниматели в мире: примеры.. 7
4. Социальные предприниматели в России: примеры.. 16
5. Российское законодательство о социальном предпринимательстве. 16
6. Как подготовить лекцию о социальном предпринимательстве. 17
Просто о сложном: три ключевых вопроса
Дата: 2019-02-25, просмотров: 226.