Самосознание личности, «Я-концепция»

Для самого человека, субъективно, личность - это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем себе отчет в своих поступках.

Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием. Самосознание личности начинает формироваться очень рано. Оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, когда он направляет действия на самого себя. Постепенно он начинает осознавать себя как причину происходящих вокруг него и с ним событий. Начинает осознавать себя как субъекта собственных действий и поступков. Понимать свои потребности, желания. Он стремится выразить себя через собственные действия («Я сам!»). С этим связан так называемый кризис трех лет. Важное влияние на развитие самосознания оказывает исполнение роли в играх, когда ребенок начинает четко отличать себя от исполняемой им в игре роли. В 6-7 лет происходит еще один существенный сдвиг в самосознании - ребенок начинает смотреть на себя как бы со стороны, представлять, как он выглядит в глазах окружающих. Он смущается и от этого «кривляется». Недаром этот период носит название «кризиса непосредственности».

Существенный сдвиг в развитии самосознания происходит в подростковом и юношеском возрастах. Человек начинает целенаправленно думать о себе, ставить перед собой вопросы «Кто Я? Какой Я? Кем мне быть? Каким мне быть? В чем смысл моей жизни? Могу ли Я уважать себя и за что?», т.е. думать о себе как о личности. Не случайно подростковый и юношеский возраст называют возрастом второго рождения личности, личности как периода открытия «Я» для самого себя. Ведь, думая о себе, мы крайне редко бываем нейтральны, мы всегда каким-то образом относимся к себе. Эти представления реализуются в поведении, отношениях с другими людьми, в том, чего следует ждать от себя в будущем.

Думая о себе, человек крайне редко бывает нейтрален, он всегда каким-то образом относится к себе. Поэтому мысли о себе всегда эмоционально окрашены и часто содержат оценку себя, отдельных сторон своей личности, деятельности. Мнение человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях относительно того, чего следует ждать от себя в будущем.

Они создают основу устойчивого личностного образования - «Я-концепции». «Я-концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя. Она существует не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне, отражая неосознанные, представленные только в переживании установки человека по отношению к себе.

В понятии самооценка, как видно из самого названия, на первый план выходит именно оценочный компонент.

Самооценка - оценка личностью себя в целом (общая самооценка) и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношений с другими людьми (частные, или парциальные самооценки). Самооценка может быть устойчивой, т.е. сохраняться в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и неустойчивой.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. уровнем трудности целей, которые человек ставит перед собой и определяющее, какие достижения он будет воспринимать как неудачу, а какие - как успех. Уровень притязаний основывается на самооценке, сохранение которой стало для человека потребностью.

В этих случаях можно говорить и об адекватности самооценки. Самооценка является адекватной, если она соответствует реальной успешности человека в какой-либо деятельности. Неадекватной самооценка бывает в тех случаях, когда она не соответствует успешности человека. Неадекватная самооценка может быть завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их). И неадекватно завышенная, и неадекватно заниженная самооценка - сильный тормоз и общего развития, и успешности в какой-либо деятельности.

Поведенческий аспект «Я-концепции» обеспечивает и возможность саморазвития, творения себя.

                                 «Сверх-Я»

 

      «Я-оно»                                                «Я-эго»

В процессе жизни человек меняется. Он меняет свои взгляды, представления, ценности, изменяет «Я-концепцию». Иногда это происходит незаметно для самого человека, естественно, иногда требует от него серьезной работы над собой. Такие изменения обычно осознаются или могут быть осознаны при самоанализе.

Однако бывают случаи, когда то, что происходит с человеком, настолько травмирует его, что он неосознанно отвергает этот новый опыт, новую беспокоящую информацию или так перерабатывает ее, что она становится менее или совсем не травмирующей. Это осуществляется за счет неосознаваемых регуляторных психологических механизмов. Действие таких механизмов осуществляется помимо сознания, помимо воли человека. Для того чтобы распознать наличие у себя таких механизмов, как правило, требуется длительная, углубленная психологическая работа.

Такие механизмы «охраняют» психику, «защищают» ее от непосильной нагрузки. Поэтому они получили название механизмов психологической защиты. Они были впервые открыты 3. Фрейдом.

Описан и изучен целый ряд защитных механизмов. Укажем лишь на некоторые из них. Самым первым был открыт механизм вытеснения. В этом случае неприемлемые для человека, травмирующие его переживания, обстоятельства, сведения как бы исчезают из сознания. Вытеснение лежит в основе забывания.

Еще один распространенный защитный механизм - проекция. В этом случае те качества, намерения, чувства, которые есть у человека, но по каким-то причинам неприемлемы для него, приписываются другому. Так, недолюбливая кого-то и желая кому-то зла, человек с помощью механизма проекции начинает искренне думать, что именно тот замышляет против него что-то недоброе.

В других случаях для защиты те или иные качества или переживания заменяются диаметрально противоположными. Например, скупой человек считает себя чрезмерно щедрым, а самоуверенный и даже нахальный - робким и беззащитным.

 Задание. Определить свой уровень «Я-концепция», нарисовать схематично

 

 

ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ

Обзор

Проективная методика исследования личности. Опубликована С. Деллингер в 1989г.

Стимульный материал теста состоит из пяти геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг. Обследуемому предлагают «почувствовать свою форму» и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: «это - Я» (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения.

При интерпретации результатов автор предполагает исходить из символического значения формы используемых стимулов:

1. «Квадраты» - люди трудолюбивые, усердные, выносливые, ценят порядок, склонны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально сдержанны.

ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ ВИЗУАЛЫ

2. «Прямоугольники» - люди непоследовательные с непредсказуемыми поступками, их основным психическим состоянием является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ КИНЕСТЕТИКИ (временно!!!)

3. «Треугольники» - люди, рожденные, чтобы быть лидерами: они энергичны, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, достигают их.

ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ ВИЗУАЛЫ

4. «Зигзаги» - люди-творцы с развитой интуицией, доминирующий стиль мышления - синтетический, они устремлены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью.

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ КИНЕСТЕТИКИ-ВИЗУАЛЫ

5. «Круги» - люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, их высшая ценность - люди, их благополучие.

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ АУДИАЛЫ-КИНЕСТЕТИКИ

 

Психогеометрия - уникальная практическая система анализа личности, которая позволяет:

1) мгновенно определить форму или тип, (хотя здесь есть различия) личности интересующего Вас человека и, естественно, Вашу собственную форму;

2) дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке;

3) составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях. Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%!)

Инструкция.

«Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: это - "Я"! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами».

Первая фигура – является основной фигурой или субъективной формой испытуемого. Она дает возможность определить главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

Остальные четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию поведения испытуемого.

Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для итспытуемого наибольшие трудности.

 Бланк к тесту «Психогеометрический тест»

Ф.И.О. _________________________________________________________________дата_________

 


 

  1                   2                       3                            4                                5

 


Дата: 2019-02-18, просмотров: 43.