Раздел III. Индивидуальные проявления
И особенности личности
Общее представление о личности.
Обзор
Проективная методика исследования личности. Опубликована С. Деллингер в 1989г.
Стимульный материал теста состоит из пяти геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг. Обследуемому предлагают «почувствовать свою форму» и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: «это - Я» (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения.
При интерпретации результатов автор предполагает исходить из символического значения формы используемых стимулов:
1. «Квадраты» - люди трудолюбивые, усердные, выносливые, ценят порядок, склонны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально сдержанны.
ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ ВИЗУАЛЫ
2. «Прямоугольники» - люди непоследовательные с непредсказуемыми поступками, их основным психическим состоянием является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.
ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ КИНЕСТЕТИКИ (временно!!!)
3. «Треугольники» - люди, рожденные, чтобы быть лидерами: они энергичны, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, достигают их.
ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ ВИЗУАЛЫ
4. «Зигзаги» - люди-творцы с развитой интуицией, доминирующий стиль мышления - синтетический, они устремлены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью.
ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ КИНЕСТЕТИКИ-ВИЗУАЛЫ
5. «Круги» - люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, их высшая ценность - люди, их благополучие.
ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ АУДИАЛЫ-КИНЕСТЕТИКИ
Психогеометрия - уникальная практическая система анализа личности, которая позволяет:
1) мгновенно определить форму или тип, (хотя здесь есть различия) личности интересующего Вас человека и, естественно, Вашу собственную форму;
2) дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке;
3) составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях. Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%!)
Инструкция.
«Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: это - "Я"! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами».
Первая фигура – является основной фигурой или субъективной формой испытуемого. Она дает возможность определить главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.
Остальные четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию поведения испытуемого.
Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для итспытуемого наибольшие трудности.
Бланк к тесту «Психогеометрический тест»
Ф.И.О. _________________________________________________________________дата_________
1 2 3 4 5
Краткая психологическая характеристика основных типов личности
Квадрат
Если Вашей основной формой оказался Квадрат, то вы — неутомимый труженик! Квадраты — коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.
Мыслительный анализ — сильная сторона Квадрата. Квадраты скорее "вычисляют" результат, чем догадываются о нем. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям.
Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Он постоянно "упорядочивает", организует людей и вещи вокруг себя.
Минусы. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. Рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат неэффективно действует в аморфной ситуации.
Треугольник
Эта форма символизирует лидерство и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Они, как и их родственники — Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются "левополушарными" мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредотачиваются на главном, на сути проблемы. Треугольник — это уверенный человек, постоянно соперничающий, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле — это установка на победу, выигрыш, успех! Они весьма успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует достижению главных целей, и впитывают, как губка, полезную информацию.
Главное отрицательное качество "треугольной" формы: сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы свою остроту.
Прямоугольник
Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут "носить" остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это — люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения.
Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.
Наиболее характерные черты Прямоугольников — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня! Если внимательно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он примеряет в течение всего периода одежду других форм: "треугольную", "круглую" и т.д. Прямоугольникам общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.
Позитивные качества— любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и... смелость! Оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. "Прямоугольность" — всего лишь стадия. Она пройдет!
Круг
Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди, их благополучие. Круг — самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т.е. стабилизирует группу.
Круги — самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Естественно, что люди тянутся к Кругам. Круги великолепно "читают" людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги "болеют" за свой коллектив, но, как правило, они слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса. В силу их направленности скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать "твердую" позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно круг уступит первым. Круги не отличаются решительностью, слабы в "политических играх" и часто не могут подать себя и свою "команду" должным образом. Однако в одном Круги проявляют завидную твердость. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.
Круг — это нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с Кругом, скорее относятся к "правополушарным" мыслителям. Правополушарное мышление—более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами, с пропуском отдельных звеньев. Главные черты их стиля мышления — ориентация на ценности, оценки, чувства и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг — прирожденный психолог.
Зигзаг
Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если Вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то Вы скорее всего истинный "правополушарный" мыслитель, инакомыслящий.
Итак, Вам свойственна образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая последовательная дедукция — это не Ваш стиль. Поэтому многим линейным, "левополушарным" трудно понять Зигзагов. "Правополушарное" мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить гармоничные образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.
Доминирующим стилем мышления Зигзага чаше всего является синтетический стиль. Комбинирование различных, несходных идей и поиск на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится Зигзагам. Зигзаги не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот — заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, "снимается". Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся. Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Они также хотят быть независимыми от других в своей работе, устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них также реален, как мир вещей для остальных, они неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень экспрессивны ("режут правду в глаза"), что часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же, они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца.
Лев Семенович Выготский
(1896 – 1934)
Возрастная периодизация Л.С. Выготского | ||||
Период | Годы | Ведущая деятельность | Новообразование | Социальная ситуация развития |
Кризис новорожденности | 0-2 мес. | |||
Младенчество | 2 мес.-1 | эмоциональное общение ребенка со взрослым | ходьба, первое слово | Освоение норм отношений между людьми |
Кризис 1 года | ||||
Раннее детство | 1-3 | предметная деятельность | «внешнее Я сам» | Усвоение способов деятельности с предметами |
Кризис 3 лет | ||||
Дошкольный возраст | 3-6(7) | ролевая игра | произвольность поведения | Освоение социальных норм, взаимо- отношений между людьми |
Кризис 7 лет | ||||
Младший школьный возраст | 7-12 | учебная деятельность | произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта | Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности. |
Кризис 13 лет | ||||
Средний школьный возраст, подросток | 10(11) - 14(15) | интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности | чувство «взрослости», возникновение представление о себе «не как о ребенке» | Освоение норм и отношений между людьми |
Кризис 17 лет | ||||
Старший школьник (ранняя юность) | 14(15) - 16(17) | учебно-профессиональная деятельность | профессиональное и личностное самоопределение | Освоение профессиональных знаний, умений |
Возрастная периодизация Эльконона Д.Б.
Эльконин Даниил Борисович — советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии „ведущая деятельность“. Разрабатывал психологические проблемы игры, формирования личности ребенка.
Периодизация:
1 период – младенчество (от рождения до 1 года). Ведущая деятельность – непосредственно эмоциональное общение, личностное общение со взрослым внутри которого ребенок учится предметным действиям.
2 период – раннее детство (от 1года до 3 лет).
Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, внутри которой ребенок сотрудничает со взрослым в освоении новых видов деятельности.
3 период – дошкольное детство (от 3 до 6 лет).
Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, внутри которой ребенок ориентируется в самых общих смыслах человеческой деятельности, например, семейной и профессиональной.
4 период – младший школьный возраст (от 7 до 10 лет).
Ведущая деятельность – учеба. Дети осваивают правила и способы учебных действий. В процессе усвоения развиваются также и мотивы познавательной деятельности.
5 период – подростковый возраст (от 10 до 15 лет).
Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Воспроизводя межличностные отношения, которые существуют в мире взрослых людей, подростки принимают или отвергают их.
6 период – ранняя юность (от 15 до 17 лет).
Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. В этот период происходит освоение профессиональных навыков и умений.
Возрастная периодизация Эльконона Д.Б. | |||
Период | Годы | Ведущая деятельность | Новообразование и социальное развитие |
младенчество | 0-1 | эмоциональное общение ребенка со взрослым | личностное общение со взрослым внутри которого ребенок учится предметным действиям |
раннее детство | 1-3 | предметно-манипулятивная | ребенок сотрудничает со взрослым в освоении новых видов деятельности |
дошкольное детство | 3-6 | сюжетно-ролевая игра | ориентируется в самых общих смыслах человеческой деятельности, например, семейной и профессиональной |
младший школьный возраст | 7-10 | учеба | Дети осваивают правила и способы учебных действий. В процессе усвоения развиваются также и мотивы познавательной деятельности. |
подростковый возраст | 10-15 | общение со сверстниками | Воспроизводя межличностные отношения, которые существуют в мире взрослых людей, подростки принимают или отвергают их. |
ранняя юность | 15-17 | учебно-профессиональная деятельность | освоение профессиональных навыков и умений |
Даниил Борисович
Эльконин
(1904 - 1984)
Возрастная периодизация Э. Эриксона
Эриксон, Эрик Гомбургер - американский психолог и психотерапевт, один из основателей эгопсихологии, автор одной из первых психологических теорий жизненного цикла, создатель психоисторической модели социального познания.
Весь жизненный путь, по Эриксону, включает в себя восемь стадий, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может благоприятно или неблагоприятно разрешаться для будущего развития. Человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований. Каждый кризис содержит и позитивный, и негативный компонент. Если конфликт разрешен удовлетворительно (т.е. на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент - это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Если конфликт остается неразрешенным, то этим наносится вред и встраивается негативный компонент. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии более адаптивной и зрелой личностью. Все 8 стадий в психологической теории Эриксона представлены в следующей таблице:Периоды:
1. Рождение - 1 год Доверие – недоверие к миру.
2. 1-3 год Автономия – стыд и сомнение.
3. 3-6 лет Инициатива – чувство вины.
4. 6-12 лет Трудолюбие – неполноценность.
5. 12-19 лет Становление индивидуальности (идентичности) – ролевое смешение.
6. 20-25 лет Интимность – одиночество.
7. 26-64 года Производительность – стагнация.
8. 65 лет - смерть Умиротворение - отчаяние.
1. Доверие – недоверие к миру. Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы.
Чувство доверия связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Причиной кризиса является ненадежность, несостоятельность и отвергание ею ребенка. Это способствует появлению у ребенка психосоциальной установки страха, подозрительности опасений за свое благополучие. Также чувство недоверия, по мнению Эриксона,может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности (например, возобновляет прерванную карьеру, рожает следующего ребенка). В результате положительного разрешения конфликта приобретается надежда.
2. Автономия – стыд и сомнение. Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегания чувства стыда, сомнения и унижения. Удовлетворительное разрешение психосоциального конфликта на этой стадии зависит от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. В то же время родители, по Эриксону, должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, чего они сами сделать еще не в состоянии. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие.
3. Инициатива – чувство вины. В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задачи и приобретения новых навыков; похвала является наградой за успехи. Также у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние животные и, возможно, братья и сестры). Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что их жизнь имеет для них цель. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не тормозят фантазию ребенка. Эриксон указывает на то, что дети на данной стадии начинают идентифицировать себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы. Чувство вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно. Появлению чувства вины также способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. Такие дети бояться постоять за себя, они обычно ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.
4. Трудолюбие – неполноценность. У детей развивается чувство трудолюбия, когда они будут постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе.Опасность этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе среди сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше (т.е. приобретаются установки по отношению к учителям и учению). Для Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности – уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.
5. Становление индивидуальности (идентичности) – ролевое смешение. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, музыканты, студенты, спортсмены) и собрать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и
будущего, которое логически следует из него. В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента. Первое: у индивида должен сформироваться образ себя, сложившейся в прошлом и смыкающейся с будущим. Второе: людям нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. Третье: люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие должно подтверждаться опытом межличностного общения через обратную связь. Ролевое смешение характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование.
Многие подростки испытывают чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности.
Эриксон подчеркивал, что жизнь – это постоянные изменения. Благополучное разрешение проблем на одной жизненной стадии не дает гарантии, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем. Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности – это верность. Она представляет собой способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества.
6. Интимность – одиночество. Эта стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период ухаживания, раннего брака начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получениепрофессии и «устройство». Эриксон под «интимностью» понимает, прежде всего, сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, родителям и другим близким людям. Но для того, чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у него было определенное осознание того, кто он и что собой представляет. Главная опасность на этой стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума. Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие (работодатель-работник) и устанавливать поверхностные контакты (клубы здоровья).Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.
7. Производительность – стагнация. Каждый взрослый, по утверждению Эриксона, должен или отвернуть, или принять мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры. Таким образом, продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Основной темойпсихосоциального развития личности является забота о будущем благополучии человечества. Те взрослые, кому не удается стать продуктивным, постепенно переходят в состояние поглощенности собой. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям.
8. Умиротворение - отчаяние. Последняя стадия завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий его развития. Умиротворение проистекает из способности человека оглядеть всю прошлую жизнь (брак, дети, внуки, карьера, социальные отношения) и смиренно, нотвердо сказать «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. На закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала и искать какие-то новые пути. Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у негодующих и раздраженных пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.
Эриксон, Эрик Гомбургер
(1902 – 1994)
Возрастная периодизация
Проблема возрастной периодизации психического развития чрезвычайно трудная и важная как для науки, так и для педагогической практики. В современной психологии популярны периодизации психического развития раскрывающие закономерности становления интеллекта, а другая - личности ребенка. На каждом возрастном отрезке происходят имения как физиологические, так и психические и личностные. Наиболее яркие возрастные этапы – это мл. школьный возраст, подросток и юношество.
Младший школьный возраст – 6-10 лет. Смена деятельности – от игры к учебе. Смена лидера: учитель становиться авторитетом для ребенка, роль родителей уменьшается. Выполняют требования учителя, не вступают с ним в споры, доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя. Неравномерная адаптация к школьной жизни. На базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Повышенная восприимчивость. Подражательность заключается в том, что ученики повторяют рассуждения учителя, товарищей.
Психологическое развитие и формирование личности подростковом возрасте – 10-12 лет – 14-16 лет. У девочек наступает раньше. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов часто кроются в отсутствии ярких интересов у окружающих подростка взрослых.
Потребности: в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым. Конфликты и трудности подростка в общении со взрослыми. Сдвиг в развитии самосознания: у подростка начинает формироваться позиция взрослого человека,
В этот период интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности. Заниженная самооценка.
Неустойчивая Я-концепция - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств; самооценку.
Становление личности в ранней юности – 14-16 лет – 20-22 лет. Социальный статус юношества неоднороден (одни еще учатся, другие уже пошли работать). Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств (опека родителей отсутствует или нет). Главная социальная задача этого возраста - выбор профессии.
Характерно автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.
Задание: Анализ периодизаций (кратко о каждой). Записать выводы (на ваш взгляд какая периодизация самая точная и почему). Объем 1 стр
Этапы:
1 период развития – сенсомоторный (дети знакомятся с миром в основном посредством ощущений – рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.
2 период – конкретных операций, включает в себя две стадии: дооперационную и операционную. Первая стадия – дооперационная, характерна для возраста от 2 до 6 лет. На второй стадии – операционной (от 7 до 12 лет) дети начинают использовать в мышлении логику, классифицировать объекты по нескольким признакам.
3 период – формальных операций, от 12 лет или чуть позже. Мышление подростка развивается настолько, что он в состоянии оперировать абстрактными понятиями, не опирающимися на наглядные образы. Подростки не только в состоянии думать и рассуждать о свободе, любви, справедливости; они могут строить свои умозаключения и выдвигать гипотезы, рассуждать по аналогии и метафорически, обобщать и анализировать свой опыт.
Иными словами, возрастная психологическая характеристика ребенка определяется не отдельными присущими ему особенностями, а различным на каждом возрастном этапе строением его личности.
Каждый возрастной период имеет свою особую ценность, свой потенциал развития, свое значение в обеспечении перехода на следующий возрастной этап. Можно ускорить и интенсифицировать прохождение тех или иных этапов развития, но нельзя миновать ни один из них без ущерба для психического склада, личности в целом.
Жан Пиаже
(1896 - 1980)
ЗУН
Знания - результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории). Фиксируется в знаках естественных и искусственных языков. Различают обыденное и научное.
Знания о той области действительности, в которой она осуществляется или будет осуществляться, необходимы человеку. Но знания не существуют ради знания. Они теснейшим образом связаны с нашими действиями. Когда мы сталкиваемся с незнакомым предметом, то прежде всего стремимся получить знание о том, как с ним действовать. На основе полученных знаний можно уметь что-то делать, но еще не владеть навыками выполнения этого дела. Так, к концу первого класса ученики уже знают, как писать, умеют писать, но еще не овладевают навыком письма. Умения и навыки связаны между собой. Для формирования умения важно понимать, что требуется, и знать способ действия.
В одних случаях умения могут предшествовать формированию навыков, в других - являются результатом дальнейшего развития деятельности. Например, нередко ученик, имеющий навык чтения, не умеет еще выразительно читать. Умение выразительно читать вырабатывается на основе приобретенного навыка чтения. Причем умение может появиться и без большого числа повторений. Умения основаны на знаниях и навыках.
Умение - это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях, сознательное применение имеющихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях.
Умение образуется только в деятельности. Для того чтобы приобрести умение плавать, нужно идти в воду, тренироваться плавать. Рабочие умения образуются только в соответствующей работе.
Навыки - это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Навыки необходимы в любой работе и деятельности человека. Каждая профессия предполагает определенные навыки, которые дают возможность действовать быстро и уверенно и достигать лучших результатов с минимальными затратами энергии.
Автоматизированными называются такие действия, которые в результате многих повторений перестают нами осознаваться. Мы пишем, не думая, как писать ту или иную букву. Но было время, когда каждый из нас учился писать, старательно выводил каждый элемент буквы.
Навык - это способ выполнения действий. Автоматизированный характер навыков означает, что не все внимание человека принимает участие в выполнении деятельности, часть его освобождается для другой деятельности, для улучшения качества деятельности. Так, опытный специалист лучше работает и меньше устает, чем начинающий работник.
Навык - это только компонент деятельности, а не сама деятельность. Деятельность же в целом всегда является ясно осознаваемой и целенаправленной.
Навыки не только облегчают труд, но и открывают возможности для творческой работы. Например, ученик пишет сочинение, - он думает о содержании, а не следит за техникой написания каждого слова.
Выделяют следующие виды навыков:
1. двигательные - ходьба, бег, спортивные навыки, письмо и пр.;
2. мыслительные (интеллектуальные) - чтение, вычисление, доказательство теорем, чтение чертежей, заучивание и пр.;
3. сенсорные, связанные с восприятием (различения оттенков цветов, слуховые различения и пр.);
4. навыки поведения (уступать место, благодарить).
От навыков следует отличать привычки.
Привы́чка — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности, которые «побуждают совершать какие-нибудь действия, поступки». При формировании привычки неоднократно выполняется какое-либо действие, чрезвычайно важное значение имеет вызываемый самим осуществлением этого действия приятный эмоциональный тон, так как оно является «усвоенным…, которое стало автоматическим и совершается без усилий»
Привычки тоже являются автоматическими действиями. Но если навык - это умение, возможность произвести то или иное действие без особого контроля сознания, то привычка - это потребность произвести соответствующее действие. Навык позволяет успешно выполнять какую-либо деятельность, а привычка побуждает человека заниматься этой деятельностью. Удовлетворение потребности связано с чувством удовольствия. Поэтому выполнение привычных действий вызывает у нас положительные эмоции, а невозможность делать то, к чему мы привыкли, сопровождается неприятными чувствами. Привычки так же многообразны, как и навыки: профессиональные привычки, моральные, гигиенические, эстетические, учебные, культурного поведения и другие привычки бывают как полезные, так и вредные.
Вредные привычки
1. Профессиональная деформация личности
Когда человек начинает воспринимать окружающий мир через призму своей профессии, его профессиональные компетенции становятся доминирующими в повседневном поведении и перерастают в привычки. Ему очень сложно отвлечься и переключиться на другую деятельность. «Например, рекрутер при знакомстве с человеком в обычной жизни может непроизвольно проводить собеседование, а корректор — автоматически проверять ошибки в тексте книги, которую он читает, музыкант чистоту нот, актер – правильность речи. Профессиональная деформация опасна, когда профессиональные компетенции доминируют в поведении человека, стираются границы между личностью и функцией, которую он выполняет. Человек перестает примерять на себя различные социальные роли и полностью отождествляет себя со своей должностью. Это чревато выгоранием, усталостью, проблемами в отношениях с близкими людьми, разочарованиями. Если с работой что-то случится, будет очень сложно адаптироваться к жизни.
2. Привычка не доводить дело до конца
Это происходит, когда человек невнятно понимает цель — либо ее не объяснили, либо он ее не понял, либо не замотивирован на ее исполнение. Чем лучше понимаешь цель, тем быстрее к ней придешь». Должна быть налажена система мотивации, затрагивающая и такой вопрос, как соблюдение сроков сдачи работы.
3. Перекладывать вину на других
Должны быть четко прописаны должностные инструкции для каждого сотрудника, чтобы он понимал, за какие функции отвечает лично он. Тогда многие вопросы отпадут сами собой.
4. Переключение внимания
Общение с коллегой, партнером, клиентом будет только тогда эффективным, когда вы уделите ему искреннее внимание. Нельзя допускать общение по телефону, если вы уже с кем-либо разговариваете.
5. Комфорт вместо счастья
Когда человек стремится заниматься только тем, что, по его мнению, принесет ему бóльшую выгоду, а не тем, чем ему нравится заниматься. Например, человеку нравится заниматься фотографией, но он думает, что никогда не заработает на этом хорошие деньги, которые обеспечат ему достойную жизнь. Работает в другой сфере, достигает успехов, но он несчастлив от того, что делает. По-настоящему успешны только те, кто занимается тем, что им нравится, что они любят. Если ты лучший в своей сфере, то будешь зарабатывать хорошие деньги. А лучшим можешь стать только тогда, когда занимаешься тем, что тебе нравится.
Профилактика данной вредной привычки — выявление своих талантов, склонностей и поиск мест их реализации. Профессиональная направленность определяется в 16-17 лет. Часто будущую специализацию подросток выбирает неосознанно: под влиянием друзей, родителей, моды, общественного мнения. Если пять лет потрачено на обучение, то, по его мнению, глупо бросать все и идти в другую сферу. Становится жаль потраченного времени. Такие люди, не реализуясь профессионально, живут по привычке.
Вредная привычка: алкоголь
Алкоголь разрушает иммунную систему, ткани и органы и особенно деструктивно влияет на кору головного мозга. Он постепенно вызывает замедление работы мозга и отмирание его клеток. Алкоголь сокращает жизненный цикл на 10-15 лет.
Вредная привычка: курение
Никотин портит структуру ногтей, цвет и крепость зубов, влияет на цвет кожи и силу волос. Обычно курильщика легко определить по желтоватому цвету кожи, налёту на зубах и всегда неприятному запаху изо рта, даже если он курил давно и пользуется жвачкой и освежителями для рта. Дело в том, что курение негативно влияет на выделение секретов желудка, из-за чего он постепенно начинает гнить.
У курильщиков к старости сосуды становятся неэластичными и хрупкими. Никотин вызывает повышение кровеносного давления. Курильщики более подвержены инфарктам, язве желудка и стенокардии. Также «традиционной» болезнью курильщиков считается хронический бронхит. Смола главным образом бьёт по ресничному эпителию и затрудняет защиту дыхательных путей, из-за чего курильщики тяжело переносят любые болезни, связанные с горлом, лёгкими и бронхами.
Вредная привычка: наркотики
Наркотические вещества любого вида вызывают наибольшее привыкание и наносят самый тяжелый вред организму. То есть, если для того, чтобы бросить курить и пить зачастую достаточно силы воли, то для победы над наркотической зависимостью нередко требуется помощь специалиста. Наркотики вызывают бессонницу и при этом постоянное состояние сонливости, бледность, заторможенность реакции, частое чихание и заложенный нос. В первую очередь наркотики поражают мозг человека и психику, из-за чего «завязать» наркоману гораздо тяжелее. Кокаинщики живут не больше четырёх лет. Те, кто прочно сидит на ЛСД теряют ощущение реальности. Конопля отупляет до состояния овоща за 3-4 года. Поклонники морфина спустя 2-3 месяца регулярного употребления теряют интерес ко всему и перестают за собой следить, превращаясь в бомжей.
Самое печальное то, что вредные привычки человека наносят вред, не только себе, но и окружающим их людей. Пьяные за рулём, буйные от любого вида опьянения, бестактные люди, обрекающие окружающих на роль пассивных курильщиков, безответственные родители, плодящие больных и недоразвитых детей. Это не просто те, кто сознательно шагает в могилу, но и те, кто тянет за собой многих других.
Как бороться с вредными привычками?Спорт как альтернатива вредным привычкам. Вредные привычки это самое настоящее зло. Занимайтесь спортом, отказывайтесь от вредных привычек и ведите здоровый образ жизни.
Цель не избавиться от привычки, а сформировать взамен нее новую — хорошую — привычку. Привычку можно разложить на стимул, само поведение и вознаграждение — и именно вознаграждение учит наш мозг фиксировать это поведение, делать его привычным. Склонны переедать — это успокаивает и снимает тревожность. Возможно, медитация, занятие йогой или прогулка в парке. Помните, что для смены привычки требуется в среднем 21 день: будьте терпеливы и заручитесь поддержкой ваших близких.
Выявляйте свои привычки! Если они мешают вам быть эффективными в профессиональном плане, меняйте свой шаблон поведения.
Профессиональные привычки
1. Доброжелательность и радушие. (для актеров, певцов, организаторы праздников, педагоги). Доброта подкупает людей, располагает их друг к другу. Чтобы вызвать расположение зрителя, надо показать ему искреннюю заинтересованность именно в его присутствии. Поэтому для облегчения контакта с заказчиком следует умело использовать различные средства общения: мимику, жесты и даже позы. Для овладения необходима длительная тренировка в постановке голоса, отработке жестов и т. д. Своим обликом вызывать к себе уважение со стороны посетителей.
2. Приветливость, вежливость. (для актеров, певцов, организаторы праздников, педагоги). Вызывает чувство симпатии к нему. Вежливость -это своего рода амортизатор между несхожими характерами, привычками, взглядами. Нельзя допускать фамильярность.
3. Сдержанность, тактичность (для актеров, певцов, дизайнеры организаторы праздников, педагоги).. Сдержанность - это умение контролировать свое настроение и чувства. Работникам никогда не следует принимать на свой счет неприветливое поведение посетителей. Работник должен оставаться невозмутимым, сохранять профессиональный настрой.Тактичный работник сможет оказать услугу клиентам, не подчеркивая их промахов. Он заботится не только о справедливости тех или иных высказываний, но и о их форме. Такой работник умеет почувствовать настроение заказчика, особенности его личности и выбрать наилучшую тактику обслуживания.
4. Забота о чести своего коллектива. Бывают случаи, когда работник лично не виноват в ошибочных действиях своих коллег и не желает брать на себя эту ошибку. Начинается обсуждение чьих-то неправильных действий. Следует принести извинение от лица всего коллектива.
5. Умение пользоваться улыбкой. Улыбка - символ высокой профессиональной культуры работника. Улыбка способна успокоить даже возбужденного посетителя. Она служит своего рода предложением доверительных отношений.
6. У некоторых певцов есть привычка сосать перед выступлением леденцы, которые якобы смягчают горло или ликвидируют охриплость, возникшую от простуды или от волнения, особенно злоупотребляют леденцами от болезни горла, которые продаются в аптеке. В первую очередь это становится психологической зависимостью, и певец не может выходить на сцену или петь на репетиции без так называемого допинга. Это говорит о неуверенности в себе как в профессиональном певце, и следует избавляться от этой привычки, так как леденцы раздражают слизистую оболочку глотки, вызывают ещё большее отделение мокроты, что в свою очередь может ещё больше увеличить охриплость.
7. Дизайнеры, художники – мыть Кисточки сразу же после окончания работы. Ведение папки, куда складываются все оконченные и незавершенные работы. Быть может, через некоторое время захочется вернуться к написанию какого-либо шедевра.
8. Для актеров привычка – узнавать что то новое. Упражняйтесь в красноречии дома, стоя перед зеркалом, посещайте всевозможные курсы по пластике, хореографии, актерскому мастерству, которые просто созданы для вашего роста и развития.
9. Хореографы никогда не должны опаздовать на репетиции. Впрочем, как и другие
Рассмотренные требования профессионального поведения выполняют роль ориентиров в различных ситуациях обслуживания. Для того чтобы эти требования вошли в плоть и кровь работника, стали его второй натурой, недостаточно "голого" знания этих требований и даже желания следовать им. Как нельзя на берегу научиться плавать, так нельзя и постигнуть секреты профессионального поведения без выполнения соответствующих упражнений. Цель этих упражнений - выработать представление об образе идеального работника. По мере профессионального развития работник должен приближаться к этому образу (эталону). В качестве такого эталона может служить работник, который в своей деятельности выполняет все положения кодекса работника.
Задание: Написать эссе «Мои вредные привычки и как я с ними борюсь», «Мои профессиональные привычки».
Понятие темперамента.
Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент - свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.
Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.
Психологи выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность. Активность - это особенности темпа, ритма деятельности, скорость и сила протекания психических процессов, степень подвижности, быстрота или замедленность реакций. Эмоциональность выражается в различных переживаниях человека и характеризуется различной степенью, быстротой возникновения и силой эмоций, эмоциональной впечатлительностью.
Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил концепцию темперамента. Он учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, какая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречески «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холерического, меланхолического и флегматического. Сам термин «темперамент» в переводе с латинского означает «надлежащее соотношение частей». Дав в общем правильное описание основных темпераментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования.
Темперамент и общение
Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а следовательно, в значительной степени определяет психологическую совместимость или несовместимость людей.B.C. Мерлин, крупный отечественный психолог, специально изучающий динамические характеристики психики человека, писал: «Представьте себе две реки: одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены... Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенности течения психической жизни разных людей)». Здесь представлено, что обе реки - бурная и спокойная - текут порознь, независимо друг от друга. Но в обычной, повседневной жизни - в семье, на работе, во время занятий в институте, в компании друзей и т.д. происходит слияние самых различных «потоков» психической жизни разных людей, порождающее всплеск эмоций, водопады и водовороты в человеческих отношениях, поскольку каждый из «потоков» в общем русле стремится сохранить свою самоценность и самобытность. Отсюда ясно, насколько важно каждому из нас знать особенности своего темперамента и темпераментов других и учитывать слабые и сильные стороны друг друга в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений.
Задание: Проанализировать тесты на темперамент (методики А. Белова, Айзенка)
ТЕСТ «ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТА» (А.БЕЛОВ)
Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента.
ИНСТРУКЦИЯ: «Внимательно прочитайте перечень свойств и поставьте знак (+), если считаете, что это свойство Вам присуще, и знак (–) – если оно у Вас отсутствует.
В сомнительных случаях ничего не ставьте».
ОБРАБОТКА
Подсчитать количество плюсов по каждой карточке отдельно и общее количество плюсов.
Степень выраженности каждого типа темперамента у человека подсчитывается по следующим формулам:
X=Ax/A*100% (холерик)
С=Aс/A*100% (сангвиник)
Ф=Aф/A*100% (флегматик)
М=Aм/A*100% (меланхолик)
Формула темперамента (ФТ).
Фт=Х+С+Ф+М, где:
Фт – формула темперамента
X – холерический темперамент
С – сангвинический темперамент
Ф – флегматический темперамент
М – меланхолический темперамент
А – общее число плюсов по всем карточкам
АХ – число плюсов в карточке 1 «паспорт» холерика;
АС – число плюсов в карточке 2 «паспорт» сангвиника;
АФ – число плюсов в карточке 3 «паспорт» флегматика;
АМ – число плюсов в карточке 4 «паспорт» меланхолика.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Если, например, в конечном виде «формула темперамента» приобретает такой вид:ФТ = 35%Х + 30%С + 14%Ф+21%МЭто значит, что данный темперамент на 35% - холерический, 30% - сангвинический, 14% - флегматический и 21% - меланхолический.Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является доминирующим, если 30–39%, то качества данного типа выражены достаточно ярко, если 20–29%, то качества данного типа выражены средне,
если 10–19%, то качества данного темперамента выражены в малой степени
Карточка 1 Х 1. Неусидчивость, суетливость. 2. Невыдержанность, вспыльчивость. 3. Нетерпеливость 4. Резкость и прямолинейность в отношениях с людьми. 5. Решительность и инициативность. 6. Упрямство. 7. Находчивость в споре. 8. Неритмичность в работе. 9. Склонность к риску. 10. Незлопамятность, необидчивость. 11. Быстрота и страстность речи. 12. Неуравновешенность и склонность к горячности. 13. Нетерпимость к недостаткам. 14. Агрессивность забияки. 15. Выразительность мимики. 16. Способность быстро действовать и решать. 17. Неустанное стремление к новому. 18. Обладание резкими, порывистыми движениями. 19. Настойчивость в достижении поставленной цели. 20. Склонность к резкой смене настроения. | Карточка 2 С 1. Жизнерадостность. 2. Энергичность и деловитость. 3. Недоведение начатого дела до конца. 4. Склонность переоценивать себя. 5. Способность быстро схватывать новое. 6. Неустойчивость в интересах и склонностях. 7. Легкое переживание неудачи и неприятностей. 8. Легкое приспособление к разным обстоятельствам. 9. Увлеченность любым делом. 10. Быстрое остывание, когда дело перестает интересовать. 11. Быстрое включение в новую работу и переключение с одного вида работы на другой. 12. Тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой. 13. Общительность и отзывчивость, не скованность в общении с другими людьми. 14. Выносливость и работоспособность. 15. Громкая, быстрая, отчетливая речь. 16. Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации. 17. Обладание всегда добрым настроением. 18. Быстрое засыпание и пробуждение. 19. Частая несобранность, поспешность в решениях. 20. Склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаясь. |
Карточка 3 Ф 1. Спокойствие и хладнокровие. 2. Последовательность и обстоятельность в делах. 3. Осторожность и рассудительность. 4. Умение ждать. 5. Молчаливость, нежелание болтать по пустякам. 6. Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики. 7. Сдержанность и терпеливость. 8. Доведение начатого дела до конца. 9. Умение применять свои силы в дело (не растрачивать их по пустякам). 10. Строгое придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе. 11. Легкое сдерживание порывов. 12. Маловосприимчивость к одобрению и порицанию. 13. Незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес. 14. Постоянство в своих отношениях и интересах. 15. Медленное вовлечение в работу и переключение с одного вида работы на другой. 16. Ровность в отношении со всеми. 17. Аккуратность и порядок во всем. 18. Трудное приспособление к новой обстановке. 19. Обладание выдержкой. 20. Постепенное схождение с новыми людьми. | Карточка 4 М 1. Стеснительность и застенчивость. 2. Растерянность в новой обстановке. 3. Затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми. 4. Неверие в свои силы. 5. Легкое перенесение одиночества. 6. Чувство подавленности и растерянности при неудачах. 7. Склонность уходить в себя. 8. Быстрая утомляемость. 9. Обладание тихой речью, иногда снижающейся до шепота. 10. Невольное приспособление к характеру собеседника. 11. Впечатлительность до слезливости. 12. Чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию. 13. Предъявление высоких требований к себе и окружающим. 14. Склонность к подозрительности, мнительности. 15. Беспечная чувствительность и легкая ранимость. 16. Чрезмерная обидчивость. 17. Скрытность и необщительность, нежелание делиться своими мыслями. 18. Малоактивность и робость. 19. Безропотность и покорность. 20. Стремление вызвать сочувствие и помощь окружающих. |
Тип темперамента - теста Айзенка.
Инструкция: ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:
1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение?
2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?
3. Считаете ли вы себя человеком безобидным?
4. Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений?
5. Вы обдумываете свои дела, предпочитаете подождать, прежде чем
действовать?
6. Вы всегда сдерживаете свои обещания, не считаясь с тем, что вам это невыгодно?
7. Часто у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Вообще вы действуете и говорите быстро, не задерживаясь для обдумывания?
9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы «несчастный» человек, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
10.Верно ли, что вы почти на все могли решиться, если дело пошло на спор?
11.Вы смущаетесь, когда хотите завязать разговор с симпатичным незнакомцем (незнакомкой)?
12.Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?
13.Часто ли бывают случаи, когда вам хочется остаться в одиночестве?
14.Часто ли вас терзают мысли о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?
15.Предпочитаете ли вы книги встречам с людьми?
16.Верно ли, что вас довольно легко задеть?
17.Вы любите часто бывать в компаниях?
18.Бывают ли у вас часто такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие люди?
19.Верно ли, что вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?
20.Предпочитаете ли вы иметь не много приятелей (подруг), но зато особенно близких вам?
21.Вы много мечтаете?
22.Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?
23.Часто ли вас терзает чувство вины?
24.Все ли ваши привычки хороши и желательны?
25.Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
26.Можно ли сказать про вас, что ваши нервы часто натянуты до предела?
27.Вы слывете за человека веселого и живого?
28.После того, как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?
29.Вы обычно чувствуете себя спокойно, когда находитесь в компании?
30.Бывает ли, что вы передаете слухи?
31.Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?
32.Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете прочитать об этом в книге, чем спросить у друзей?
33.Бывает ли у вас сильное сердцебиение?
34.Нравится ли вам работа, которая требует пристального внимания?
35.Бывают ли у вас приступы дрожи?
36.Если бы вы знали, что никогда сказанное вами не будет раскрыто, вы бы всегда высказывались в духе общепринятого?
37.Вам неприятно бывать в компании, где подшучивают друг над другом?
38.Вы раздражительны?
39.Вам нравится работа, которая требует быстроты действий?
40.Верно ли, что вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41.Вы медлительны и неторопливы в движениях?
42.Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
43.Часто ли вам снятся кошмары?
44.Верно ли, что вы так любите поговорить, что иногда не упустите удобный случай побеседовать с незнакомым человеком?
45.Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
46.Вы чувствовали себя несчастным, если бы долго не могли видеться со своими знакомыми?
47.Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
48.Среди людей, которых вы знаете, есть такие, которые вам явно не нравятся?
49.Можете ли вы сказать о себе, что вы уверенный в себе человек?
50.Вас легко задеть, если покритиковать ваши недостатки или недостатки вашей работы?
51.Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
52.Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53.Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию?
54.Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55.Вы беспокоитесь о своем здоровье?
56.Вы любите подшучивать над другими?
57.Страдаете ли вы от бессонницы?
Обработка результатов осуществляется по трем шкалам: экстравертность «Э», нейротизм «Н», лживость (искренность ответа на данный тест) «Л».
За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл по каждому параметру.
«Э» — «да» 1, 3, 8, 10, 17, 22, 25, 27, 39,44, 49, 53, 56
«нет» 5, 13, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41,46, 51.
«Н» — «да» 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19,21,23,26,28,31,33,35,38,40, 43,45,47,50,52,55,57.
«Л» — «да» 6, 24, 36, «нет» 12, 18, 30,42, 48, 54.
Количество баллов складывается. Если по шкале «Л» (лжи) вы набрали больше 5 баллов, то, скорее всего, вы склонны к преувеличению своих качеств, соответственно результаты не отражают действительность.
ХОЛЕРИК — «Э» > 12, «Н» > 12
САНГВИНИК — «Э» > 12, «Н» < 12
ФЛЕГМАТИК — «Э» < 12, «Н» < 12
МЕЛАНХОЛИК — «Э» < 12, «Н» > 12
Если ваш результат равен 12, то у вас смешанный тип темперамента.
Ступени волевого действия
Свои потребности человек удовлетворяет с помощью определенной деятельности, которая состоит из разнообразных действий. Воля проявляется в действиях и поступках человека. Однако не каждое действие является волевым.
Виды действий:
Импульсивное (непроизвольное) действие ведет к удовлетворению непосредственной потребности без сознательной цели и усилия воли, а также без учета возможных последствий. Импульсивными являются протягивание руки ребенка к игрушке или удар, нанесенный в порыве гнева.
Привычные действия совершаются также без особого усилия воли, на основании уже усвоенного стереотипа поведения. Привычными действиями являются приветствие, умывание по утрам, выполнение обычных производственных заданий и пр.
Волевое действие имеет следующие ступени (или структуру).
Первая ступень - постановка цели, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. Цели человек ставит для того, чтобы удовлетворять свои потребности. При этом он взвешивает многие мотивы, которые могут соответствовать или не соответствовать цели. Происходит так называемая «борьба» мотивов.
Если мотив и цель совпадают, то требуется ничтожное усилие воли. Для того чтобы в жаркую погоду пойти купаться или начать читать давно разыскиваемую книгу, не требуется серьезного усилия воли. Определение цели заканчивается принятием решения - действовать так, а не иначе и действие реализуется.
Следующей ступенью волевого действия является мысленное планирование - как и с помощью каких средств добиться поставленной цели. При выборе средств также могут иметь место серьезная борьба и конфликт мотивов. Для того чтобы студенту хорошо сдать экзамен, можно либо все хорошо выучить, либо приготовить шпаргалку, либо понадеяться списать у сокурсника. При выборе средств неизбежно приходится считаться с действующими в обществе нормами поведения. Недопустимо исходить из принципа «цель оправдывает средства», т.е. для достижения цели все средства хороши.
Последней ступенью в волевом действии является исполнение, совершение действия. На этой ступени человек сталкивается не только с внутренними трудностями, как при конфликте мотивов, но и с разнообразными внешними трудностями, которые препятствуют достижению цели. Именно на этой ступени и выявляется сила или слабость воли человека. Хорошие планы недорого стоят, если их не претворять в жизнь.
Мы уже говорили, что иногда достижение цели не представляет трудности и не требует усилий, но чаще всего это все-таки связано с преодолением трудностей и препятствий.
Трудности и препятствия бывают двух видов - внешние и внутренние. Внешние препятствия не зависят от человека, это внешние помехи, противодействия других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зависят от самого человека: это нежелание делать то, что нужно, наличие противоположных побуждений, пассивность человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха, чувство ложного самолюбия и т.д.
Воля человека и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам, насколько является хозяином самого себя.
Люди со слабо развитой волей не проявляют настойчивости, решительности, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более общественно значимых, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности. Они нередко отступают даже перед незначительными трудностями и проблемами.
Существуют специальные приемы, которые тренируют силу воли.
1. Регулярно, как можно чаще выполняйте упражнения на самоконтроль – чистите зубы другой рукой, постарайтесь не употреблять какое-то любимое слово, не сутультесь.
2. Старайтесь тратить свою силу воли только в нужных случаях.
3. Правильно питайтесь для того, чтобы ваша сила воли не иссякла. Полезны длинные углеводы – это могут быть каши или мюсли, они быстро освобождают энергию. Если впереди у вас принятие очень важного решения, выпейте сладкий чай.
4. Никогда не откладывайте важные решения на вечер – в это время ваша сила воли уже успела истощиться дневными заботами. Лучше всего все важно сделать с утра.
Задание: Тест на силу воли
Перед вами тест на определение силы воли. В нем пятнадцать вопросов. Вы можете ответить «да», за что получите два балла, «Бывает» - один балл, «нет» - 0 баллов. На каждый ответ сразу же ставьте баллы в зависимости от того, как вы ответили.
Текст опросника
1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам не интересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?
2. Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?
3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?
4. Если вам прописана диета, сможете ли преодолеть все кулинарные соблазны?
5. Найдете ли силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?
6. Останетесь ли на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
7. Быстро ли отвечаете на письма?
8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
9. Будете ли принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?
10. Сдержите ли данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот? Являетесь ли вы человеком слова?
11. Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?
12. Строго ли придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
13. Относитесь ли неодобрительно к библиотечным задолжникам?
14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы? Так ли это?
15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?
Теперь нужно подсчитать количество набранных баллов.
Если ваш показатель от нуля до двенадцати, то у вас довольно слабая сила воли. Вам нравится делать то, что легче и интереснее, поэтому вы не пытаетесь проявить силу воли и сделать что-то нужное наперекор своим желаниям. Вы относитесь к обязанностям спустя рукава, и очень часто именно это становится главной причиной различных неприятностей, которые случаются с вами.
В том случае, если показатель от тринадцати до двадцати одного, результата – ваша сила воли средняя. Как только на вашем пути появляются препятствия, вы начинаете его преодолевать. Но в том случае, если это препятствие можно обойти, вы делаете это. С неприятной работой вы справитесь, хотя нехотя. В общем, по доброй воле вы не возьмете на себя лишние обязательства.
Ваш результат от двадцати двух до тридцати? Это значит, что вас можно поздравить – у вас большая сила воли. С вами можно идти в разведку – вы не подведете. Вам не страшны новые поручения, а также дела и задачи, которые другим покажутся трудными и непреодолимыми.
Раздел III. Индивидуальные проявления
И особенности личности
Дата: 2019-02-18, просмотров: 489.