Потребности и мотивы как основная побудительная сила личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Потребности - источник активности личности, они заставляют человека активно действовать.

Что такое потребность? Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности. Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к поиску предмета ее удовлетворения, к совершению деятельности. Сама деятельность состоит в изыскании способов и средств, которые могли бы удовлетворить потребность, а также в самих действиях, при которых эта потребность удовлетворяется.

Потребности оказывают влияние на чувства, мышление и волю человека. Удовлетворение потребностей вызывает приятное чувство, неудовлетворенная потребность вызывает неприятное чувство. Для удовлетворения потребностей человек ищет определенные пути и средства - это активизирует его мышление. Усилием воли человек в состоянии преодолевать трудности на пути достижения цели, удовлетворения своих потребностей.

Виды потребностей

Потребности человека разнообразны. Выделяют потребности естественные (природные) и социальные.

Естественные потребности являются врожденными, но к моменту рождения они еще окончательно не сформированы и развиваются в течение всей жизни. Эти потребности важны, потому что предназначены для сохранения как отдельного человека, так и всего вида. Если человек не сможет удовлетворять свои потребности в пище и дыхании, он погибнет. Сексуальная потребность и потребность в потомстве обеспечивают сохранение вида. Потребность в деятельности, в активности побуждает человека двигаться и действовать, ориентироваться в окружающей жизни, вступать с ней во взаимодействие. На потребности в деятельности основывается так называемый сенсорный голод - глаза «хотят» видеть и уши «хотят» слышать.

К числу социальных относятся: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, в активном участии в общественной жизни, культурные потребности, потребность в труде. Так, потребность в общении заставляет нас взаимодействовать с другими людьми, эстетические потребности - слушать музыку, ходить в театр, посещать музеи и пр.

Не всегда человек дает себе отчет в том, почему он действует именно так. В этом случае мы говорим о неосознанных потребностях.

Нравственные потребности побуждают человека вести себя согласно нравственным нормам, принятым в обществе. Важной нравственной потребностью является потребность в труде, на этом основывается вся человеческая жизнь.

Потребности человека обусловлены особенностями его воспитания в широком смысле слова, т.е. приобщения к миру человеческой культуры, как предметной, материальной (материальные потребности), так и духовной (духовные потребности). Если у ребенка или у взрослого человека возникли определенные потребности, то он всегда стремится к их удовлетворению.

Способ удовлетворения потребностей:

1. Импульсивный

2. Волевой

Потребности можно удовлетворять импульсивно (безвольно) или с помощью воли. При импульсивном удовлетворении потребностей человек не думает о последствиях, не раздумывает перед действием. Таким образом, часто удовлетворяют свои потребности дети. При волевом удовлетворении потребностей человек действует сознательно, согласно здравому смыслу и правилам общественной жизни. Таким образом, потребность, или переживаемая человеком нужда в чем-либо побуждает человека к деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Этот предмет потребности есть действительный мотив деятельности человека.

Мотив - это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется деятельность. Иными словами, предмет потребности есть мотив деятельности. На основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы различных деятельностей. Точно так же одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям. Мотивы деятельности человека проистекают из различных его потребностей и интересов, которые формируются у него в процессе жизни и поэтому чрезвычайно многообразны.

Дата: 2019-02-18, просмотров: 342.