Эпизоды «Аустерлицкое сражение», «Бородинское сражение», «Ранение князя Андрея».
III Запись ОСК «Андрей Болконский»
Уроки 56-57 (124-125). Семья в романе «Война и мир»[24]
Цель: показать, что толстовский идеал — патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде».
Ход урока
Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь... с возможно-
стью делать добро людям.
Л. Н. Толстой
Вы, Лев Николаевич, один из тех людей, слова которых возвыша-
ют душу и делают слезы даже высокими и у которых хочется в мину-
ту горя заплакать и горячо поцеловать руку, как у родного отца.
И. Бунин
I . Вступительное слово учителя.
«Мой идеал — жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей», — это высказывание Л. Н. Толстого — гениального мыслителя, тонкого психолога, писателя-гуманиста. Правда и красота для Толстого-философа — синонимы. Правде жизни он учился у народа и природы. «Дерево умирает спокойно, честно и красиво. Красиво — потому что не лжет, не ломается, не боится, не жалеет». Правдоискательство — важнейшая, по мысли Толстого, черта народа. Народ ближе к природе, чище душой, нравственнее. Будучи сам в неустанном поиске истины, писатель считал: «Чтобы жить честно, надо пугаться, биться, ошибаться, опять начинать и бросать... И вечно бороться и мучиться». Что дурно, что хорошо? Для чего жить и что такое я? На эти вечные вопросы каждый должен ответить сам. Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот — родной дом, семья, ее традиции, уклад.
II. Беседа
— Какое выражение находят мысли о семье у Толстого — философа?
(Дневники писателя: «Еежли врожденных наклонностей человек не имеет, то ясно, что добро и зло зависят от воспитания, то ясно, что наука вообще и философия в особенности, на которую так нападет Руссо, не только не бесполезны, но даже необходимы, и не для одних Сократов, а для всех».
Если бы человек не желал, то и не было бы человека. Причины всякой деятельности есть желание».
«Желание к учебе, любознательность детей надо поощрять в раннем возрасте», «необходимо как можно раньше научить ребенка в семье довольствоваться малым», сделать нормой жизни принцип «больше давать, чем брать».
Да, роман «Война и мир» — отражение многогранности личности и широты мировоззрения самого писателя. Поэтому так много схожих черт находим мы и у любимых героев Толстого, прототипами которых были члены семьи самого писателя и Софьи Андреевны Берг. Постоянная работа души объединяет Пьера, Наташу, Андрея, Марью, Николая, роднит их, делает взаимоотношения между ними дружественными, «семейными».)
— Как отражается мысль семейная у Толстого — писателя в романе «Война и мир»?
Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью — с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Поэтому в центре романа — два семейства: Ростовых и Болконских. духовную общность всех членов семьи автор обозначает одним словом — Ростовы, а близость матери и дочери подчеркивает одним именем — Наталья. «У Ростовых были именинницы Натальи — мать и меньшая дочь...» Стоя на народной точке зрения, автор считает нравственным стержнем семьи мать, а высшей добродетелью женщины — святой долг материнства: «Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет 45, видимо, изнуренная детьми, которых у нее было 12 человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение». После смерти сына Пети и мужа Толстой называет ее старость «бессильной и бесцельной», заставит сначала духовно, а потом физически умереть: «Она сделала уж свое дело жизни». Мать — синоним мира семьи у Толстого, тот природный камертон, по которому будут проверять свою жизнь дети Ростовых: Наташа, Николай, Петя. Их объединит важное качество, заложенное в семье родителями: искренность, естественность. Ростов одинаково приветливо встречал всех гостей... милая или милый говорил всем без исключения, без малейших оттенков, как выше, так и ниже его стоявшим людям, он хохочет «звучным и басистым смехом», «смеясь, кричит...», Он — «сама распущенная доброта».
Ростовой — старшей тяжела чопорность гостей в день именин: «Замучили меня эти визиты». Та же простота будет и у детей Ростовых. Тончайший лирик, Толстой согреет особым теплом и светом появление детей на страницах романа: дети шумно вбегут в гостиную, внеся оживление, и «луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с молодым поколением», исчез вместе с ними. Лучатся, светятся глаза и у любимых героев Толстого, потому что (по народному представлению) глаза — зеркало души человека: «Глаза смотрят и говорят с вами». И жизнь души героев автор передает через лучезарность, сияние, блеск глаз.
— Сравните два варианта портрета Наташи и подумайте, почему Толстой отказался от первого.
Наборная рукопись: Черноглазая с большим ртом, некрасивая но живая девочка, с своими детскими, открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими, быстрыми ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она, быстрая, грациозная, и, видимо, не привыкшая к гостиной, подбежала к матери и, не обращая внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся личико в кружевах материной мантильи и засмеялась.
Первый вариант: Все черты ее были неправильны, глаза узки, лоб мал, нос хорош, но нижняя часть лица, подбородок и рот так велики и губы так несоразмерны толсты, что, рассмотрев ее, нельзя было понять, почему она так нравится. Она еще носила открытые лифы и коротенькие юбки. Детские ножки ее в кружевных панталончиках и открытых башмачках содрогнулись, она, как козочка, легкая, тоненькая, грациозная, подскочила к матери, обняла ее, спрятала лицо в ее кружевах и разразилась таким смехом, что все захохотали.
— Для Толстого — писателя глаза человека — окно в его душу. Покажите это на двух — трех примерах.
(Глаза Марьи лучатся, прекрасным становится лицо: «как будто лучи теплого света выходили» из глаз, «глаза эти делались привлекательнее красоты». В минуты глубокого волнения лицо озаряется у любимых героев Толстого светом глаз: Марья «всегда хорошела, когда плакала». Лучатся глаза, оживляется лицо Андрея в салоне Шерер при виде Пьера, сияющими глазами смотрит Наташа на мир, сияют восторгом глаза Николая, когда поет Наташа. Бездуховность, пустота жизни, по Толстому, напротив, гасят блеск глаз, делают лицо безжизненной маской: бездушная красавица Элен — «красивая статуя» с застывшей улыбкой — блестит и сияет всем, кроме глаз: «блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов», «успокаивалась в сияющей улыбке». У красивой Веры — холодное лицо, спокойное, которое улыбка делает неприятным». «Спокойное и красивое лицо у Бориса Друбецкого, в красавце Берге все «как-то уж очень правильно», а глаз — словно нет.)
«Нет красоты там, где нет правды» — скажет Толстой, и мы будем свидетелями превращения некрасивой Марьи в красавицу в семейных сценах, увидим полное перевоплощение Наташи в присутствии любимых ею людей. Мы посмотрим на лицо Элен и вместе с автором удивимся, что при всей схожести черт лицо красавицы Элен будет точно таким же, как у ее брата — Ипполита.
— Что же делает красивыми любимых героев Толстого?
(Красота Наташи и Марьи — от душевной переполненности, которую вполне поймут Андрей, Пьер, Николай. В день своих именин и ее матери Наташа, «смеясь и краснея», приглашает Пьера на танец; «Смотрите на папа, — закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленям головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале», «расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись». Петя, «зажмурившись, трясся от беззвучного смеха». У Николая «во всем лице выражались стремительность и восторженность». За именинным столом «Соня и толстый Петя прятались от смеха». Наташа громко спрашивает о мороженом, «вперед уверенная, что ее выходка будет принята хорошо», «кричит смело и капризно — весело». Увидев плачущую Соню, «Наташа заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала». Эпитеты, данные Наташе, подтверждаются: «казак девка», «зелье», «порох».
Удивительно тонко, поэтично воспринимает Наташа красоту летней ночи в Отрадном, поэтому так естественно ее стремление летать в такую волшебную лунную ночь.
И даже знакомый зимний лес становится для нее фантастическим, сказочным, таинственным в святочную ночь... Богат человек с таким душевным миром, не замкнутым на обыденном. Счастливым даром «читать тайное» людей и природы наделяет автор любимую героиню: «Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов, выражений лиц», «Наташа со своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата».
Открыт людям, удивительно прямодушен и Николай Ростов: «…я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую». «Пожалуйста, Денисов, возьми у меня денег, ведь у меня есть», — сказал Ростов, краснея». Он абсолютно уверен, что стыдно учиться, когда все идут на войну, по-настоящему напуган и прямо признается себе в этом, когда, оставшись в арьергарде, наткнулся на «французский разъезд», честен с собой на мосту через реку Энс: «Я трус». И офицера Телятина он уличит в воровстве с присущим им, Ростовым, прямодушием.
Им свойственно располагать к себе хороших (в высоком, толстовском понимании этого слова) людей. Наташин чистый, светлый, поэтический мир души почувствуют не только домашние, но и дядя, и тетка Ахросимова (они тоже — из Ростовых), и Аксинья, и Пьер, и Андрей, и Денисов. Ее не примет только старшая сестра Вера. Но родители и сами чувствуют ее чужеродство: «Со старшей мы перемудрили и не любят «правильную» Веру... даже шестнадцатилетний Петя, уйдя добровольно на войну, вызовет ответную любовь у Денисова и офицеров. Совсем еще мальчик, этот сын добряка и хлебосола Ростова найдет семью в офицерском кружке и всех захочет обогреть детской любовью. Он не может сдержать восторга перед отзывчивостью Денисова: «Позвольте вас поцеловать, голубчик. Ах, как отлично! Как хорошо!» — И, поцеловав Денисова, он побежал на двор» (Денисов разрешает позвать к офицерскому столу пленного мальчика — барабанщика)...
— Почему в семье Ростовых и нельзя быть иным?
(Потому что открытость души, радушие — ее главное свойство: именины — 80 кувертов (столовый прибор на парадном обеде), полный дом родственников, даже в Отрадном «полно гостей», в честь гостя Денисова устраивается праздник; устройство обеда в английском клубе в честь князя Багратиона было поручено графу Ростову: «редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир».
Отсюда, из дома, эта способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение переживать, соучаствовать. И все это — на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «слегка», «наполовину», они всецело отдаются чувству, завладевшему их душой. Петя пожалеет французского барабанщика и пригласит его на обед: «...покраснев и испуганно глядя на офицеров, не будет ли в их лицах насмешки, он сказал: «А можно позвать этого мальчика, что взяли в плен? Дать ему что-нибудь поесть…»
Наташа-девочка поймет чувство Сони и брата и устроит им свидание; в знак любви и преданности Соне Наташа обожжет себе руку раскаленной линейкой. Восторженной любовью к жизни Наташа оживит сердце Андрея после поездки в Отрадное: «Нет, жизнь не кончена в 31 год». Наташа разделит горе матери после гибели Пети; Наташа упросит своих родителей дать подводы для раненых; «Наташа не отходила от раненого Андрея, и доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такого твердости, ни такого искусства ходить за раненым». Николай защитит княжну Марью в имении брата от бунта мужиков.
Открытость души Ростовых — это и способность жить одной жизнью с народом, разделить его участь; уходят на войну Николай и Петя, Ростовы оставляют имение под госпиталь, а подводы — для раненых. И вечер в честь Денисова, и праздник в честь героя войны Багратиона — все это действия одного нравственного порядка.
Чувство патриотизма заставит Николая преодолеть страх, стать мужественным человеком, получить крест. А желание подвига уведет из жизни Петю.)
— Но только ли к радости и счастью приведет открытость, доверчивость младших Ростовых?
(Наташа поверит в искренность чувств Анатоля и согласится на побег, Николай превратится в нерассуждающего рубаку, поверив ложному представлению об офицерской чести.
Ростовы не способны на ложь, скрытность претит их честным натурам: Николай сообщит отцу о проигрыше Долохову 43 тысяч, Наташа расскажет Соне о предстоящем побеге с Анатолем. А потом напишет княжне Марье о разрыве с Андреем, искренно раскается, не простит себя, отравится.
Сила Наташи — в умении жить дальше. Ее душа способна обновляться. Одухотворенность Наташи проявляется даже в том, как она поет и танцует, обнаруживая и здесь редкий дар родства, душевного единения с народной стихией, гармонию звука и движения.
Но главный талант ее души — любить — откроется позже. И Наташа возьмет нелегкий семейный груз на свои хрупкие плечи.)
— Но только ли по вине Наташи не состоялась ее любовь с Андреем?
(Наташа ждала любви, и она пришла. Но три недели разлуки и год ожидания! «Год! Я не вынесу этого! Я сейчас хочу любить!» Безмерно отчаяние Наташи, непереносима разлука.
Андрей, много переживавший, знает, что и чувству любви дано воскресать, поэтому он может ждать. Он решил. И за себя, и за нее.
Глубоко, по-человечески полно будут счастливы в семейной жизни и Наташа, и Николай. Именно здесь особенно ярко проявится красота души героев: «Все силы душевные ее (Наташи) были устремлены на то, чтобы служить мужу и семье» ... «предмет, в который погрузилась вполне Наташа, — была ее семья, т. е. муж...и дети…».
Николай стремится избавиться от вспыльчивости, горячности под влиянием жены — княжны Марьи: «Главное основание его твердой, нежной и гордой любви к жене имело основанием всегда это чувство удивления перед ее душевностью, перед тем, почти не доступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена».
«Он гордился тем, что она так умна и хороша, сознавая свое ничтожество перед нею в мире духовном, и тем более радовался тому, что она со своей душой не только принадлежала ему, но составляла часть его самого».
Частичку ростовского дома — любовь к Наташе, младший сестре, — он перенесет на свою дочь —любимую Наташу.)
— Какая Наташа, на ваш взгляд, дороже автору: мечтательная девочка или заботливая мать?
(В Наташе — девочке — постоянно горит огонь оживления, составляющий ее прелесть. Она переполнена жизненной энергией, наделена многими талантами: поет, танцует, врачует души, дарит дружбой. В Наташе — матери «очень редко зажигался... теперь прежний огонь. Это бывало только тогда, кода, как теперь, возвращался муж, когда выздоравливал ребенок...» «И в те редкие минуты, когда прежний огонь зажигался в ее развившемся красивом теле, она бывала еще более привлекательна, чем прежде».
«Толстому важно было через судьбу Наташи показать, что все ее таланты реализуются в семье. Наташа — мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви; она научит детей самому главному в жизни таланту — таланту любить жизнь и людей, любить самозабвенно, забывал порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом — настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. У Пьера эта мечта сбылась…»)
Дата: 2019-02-25, просмотров: 537.