Цель урока: проверка знаний и навыков анализа стихотворения.
Метод: итоговый тест, письменный анализ предложенного стихотворения.
Тест выполнен в виде разрезных карточек в двух вариантах и находится в конце пособия, чтобы его можно было вырезать и откопировать.
Ход урока
I . Письменный анализ заданного наизусть стихотворения
Позволяет проконтролировать, насколько хорошо ученики вы учили стихотворение и позволит выявить степень владения ими навыками анализа текста.
II. Тест на знание фактов биографии и основных тем лирики и стихотворений Тютчева.
РАЗДЕЛ X . Творчество А. А. Фета
Урок 5 (73). Этапы биографии и творчества А. А. Фета
Цель урока: познакомить с основными этапами жизни и творчества А. А. Фета.
Оборудование: портрет, сборники стихов, грамзапись П. И. Чайковского “На заре ты ее не буди...”.
Метод: сообщения учащихся с чтением стихов поэта. (Уроки по изучению творчества А. А. Фета лучше всего построить как переплетение интереснейших моментов его биографии с анализом лирики, которая внешне с жизнью поэта никак не связана.)
Эпиграфы:
И пока святым искусством Радуется свет,
Будет дорог нежным чувством Вдохновенный Фет.
К. Фофанов
Но в стихе умиленном найдешь
Эту вечно душистую розу...
А. А. Фет
Он — высокий, высочайший авторитет в поэзии, в искусстве, в мысли.
В. Брюсов
Громадность философии Соловьева и Фета вне сомнений,
их музыку слушаем мы на земле, а любви их нет границ...
А. Блок
Ход урока
I . Урок целесообразно начать с краткого анализа итогов, написанного ребятами на предыдущем занятии тесте.
I I. Слово учителя.
Звучит романс П. И. Чайковского на слова А. А. Фета “На заре ты ее не буди” (Этот романс настраивает учащихся на определенное восприятие лирики Фета).
И личность, и судьба, и творческая биография А. А. Фета необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. Чистая поэзия, далекая от реалий жизни, тонкий лиризм и жизненный практицизм, жизнь поэта полная драматизма и противоречий часто неожиданная в своем движении и переходах – все эти парадоксы переплетаются в одном человеке, вызывая к нему неоднозначное отношение.
Популярность Фета и сейчас велика. Современный читатель несомненно испытывает интерес к его стихам. Как это соотнести с неприятием поэзии Фета демократическим читателем в 60-е годы ХIX века.
А может быть, не давать однозначный ответ, а просто вчитываясь в музыкальные строки и размышления над фактами жизни, любви и смерти, как непостижимыми тайнами природы к человеческой сущности. Каждому постараться найти ответы в стихах поэта на многие волнующие вопросы бытия.
Нельзя говорить о своеобразии творчества А. Фета, не сказав о его жизни.
III. Сообщение учащегося.
Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился 23 ноября (по новому стилю 5 декабря) 1820 года в Орловской губернии, недалеко от города Мценска. Отец будущего поэта был человеком сдержанным, суровым по отношению к жене и детям.
Мать Фета, в девичестве Шарлотта Беккер, принадлежала по рождению к немецкой зажиточной бюргерской семье. После принятия православия она получила имя Елизавета Петровна. Таинственна история ее замужества. Шеншин был вторым ее мужем. До 1820 года жила она в Германии, в Дармштадте, в доме отца. Видимо, уже после развода с первым мужем, Иоганном Фётом, она встретилась с сорока четырехлетним Афанасием Неофитовичем Шеншиным. Он ее привез в Россию. Влюбленность Афанасия Неофитовича прошла так скоро, словно ее и не было. Мать покорно смирилась, и только все чаще болела, В детстве Фету было о чем задумать, чему печалиться. Но было и хорошее, пожалуй, хорошего было больше, чем плохого.
Многие из первых учителей Фета оказались недалекими в том, что касается книжной науки. Но была другая наука — естественная, непосредственно-жизненная. Более всего обучала и воспитывала окружающая природа и живые впечатления бытия, воспитывал весь уклад крестьянского, сельского быта. Это, безусловно, важнее книжной грамоты. Это грамота практическая и действующая глубоко и на всю жизнь, Счастлив человек, с юности постигший ее. Особенно счастлив, если его жизненное призвание – поэзия!
Афанасий Фет с 14 лет обучался в пансионе Крюммера в городе Дерпт. В пансионе были любимые учителя, живое стремление к знаниям. Здесь поэт многому научился, многое узнал. И это были знания на всю жизнь. Они оказали большую помощь в его литературных и поэтических трудах. Хорошие знания немецкого языка, которым Фет обязан был не только матери, но и пансиону, позволило ему позднее переводить немецких поэтов, в частности любимого им Гейне.
С 1834 по 1844 годы учился в Московском университете. Серьезные занятия поэзии начинаются уже на первом курсе. Стихи он записывал в специальную для того заведенную “желтую тетрадь”. Поэтическая судьба Фета счастливая; великий первым открыл ему радость поэзии, а великий Гоголь благословил на служение ей. В это же время будущий поэт сблизился со студентом однокурсником Аполлоном Григорьевым. Это был незаурядный молодой человек, а впоследствии талантливый поэт и критик. В доме Григорьева собиралась талантливая университетская молодежь. Вокруг Григорьева и Фета образуется не просто дружная компания собеседников, но род литературно-философского кружка.
В пору пребывания в университете Фет выпустил первый сборник своих стихов. Назывался он несколько затейливо: “Лирический пантеон”. Этот сборник вышел в конце ноября 1840 года без имени с одними инициалами: “А. Ф.”
Эта книга во многом ёще ученическая. В ней заметно влияние самых разных поэтов, русских и западных, словом, книга звучала многими непохожими друг на друга голосами. Для сборника сочинений очень молодого еще поэта это довольно обычное явление.
В сборнике наибольшее предпочтение отдавалось двум жанрам: балладе, столь излюбленной романтиками (“Похищение из гарема”, “Замок Рауфенбах” и другие), и жанру антологических стихов, то есть стихов по теме или манере близких к античным. Стихи антологического рода особенно удавались Фету, и зрелому, и молодому. В первом сборнике поэта уже виден почерк мастера: все здесь просто, ясно, точно. При этом какие выразительные детали, какую зримую картину они создают!
Уж, серпы на плеча возложив, усталые жницы
Звонкою песней своей оглашают прохладное поле;
Ландышем пахнет в лесу; там, под оврагом, березы
Рдеют багрянцем зари, а здесь, в кустарнике мелком
Звонко запел соловей, довольный вечерней прохладой
Верный конь подо мной выступает медленным шагом,
Шею сгибая кольцом и мошек хвостом отгоняя.
После выхода “Лирического пантеона” два крупнейших журнала 40-х годов - “Москвитянин” и “Отечественные записки” стали охотно печатать его стихи, а некоторые стихи, как образцовые, попадают в известную в то время “Хрестоматию” А. Д. Галахова, первое издание которой вышло в 1843 году.
В этих журналах с 1841 и по 1845 годы (до поступления на военную службу) напечатано восемьдесят пять стихотворений в том числе и хрестоматийно известное тепе “Я пришел к тебе с приветом...”
В жизни поэта в этот период было много испытаний и потрясений, но в своих решениях он оказывался непреклонен: “...в жизни всегда заботило меня будущее, а не прошедшее, которого изменить нельзя”.
В годы военной службы у Фета были и подлинные радости — высокие, истинно человеческие. Это встреча с Марией Лазич. Она стала героиней его любовной лирики. Мария Лазич была одарена глубоким и тонким поэтическим чувством, знала поэзию и понимала ее. Она знала и любила стихи Фета. Поэт не мог не оценить этого. “Ничего, — писал имея в виду свои отношения с Лазич, - не сближает так, как искусство вообще — поэзия в широком смысле слова. Такое задушевное сближение само по себе поэзия”.
Но отношения их закончились трагически, этому были причиной многие обстоятельства. После трагической кончины Марии Лазич к поэту в полной мере, приходит осознание любви, любви неповторимой и единственной. Теперь он всю жизнь будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви – высокими, прекрасными, удивительными стихами. Уже на склоне лет в одном из лучших своих стихотворений - “Alter Ejo” (Другой (второй) я (лат.). — Фет скажет: …та трава, что вдали на могиле твоей, Здесь на сердце, чем старе оно, тем свежей...
«В этих словах, — считает критик Н. Н. Страхов, — и молодая любовь, и смерть, и долгие годы, прожитые после этой смерти, и далекая могила, и старое сердце, давно ставшее могилой любимого существа, могилой вечно свежей, даже вечно свежеющей. Прелесть этого смелого, но простого чувства, бесконечная нежность, которая с годами все глубже, все светлее, но горит, как в первую минуту».
I V . Слово учителя.
Биография поэта — это прежде всего его стихи. Мы уже отчасти говорили о стихах Фета, но не останавливались на них подробно. Это будет на двух последующих уроках.
Для учителя: при подготовке к этому уроку можно использовать дополнительный материал, посвященный к 175-летюо со дня рождения А. А. Фета. Журнал “Литература в школе”, № 3, 1995, стр. 8 и сценарий урока-опровержения “Фет и чистое искусство” в журнале “Русский языки литература в средних учебных заведениях УССР”, № 11. 1990.
Домашнее задание.
1. Подготовить пересказ сообщения с опорой на учебник.
2. Выучить 2 стихотворения наизусть (по выбору учащегося). Предлагаются следующие стихи: “Печальная береза”, “Чудесная картина”, “На заре ты ее не буди...”, “Я пришел к тебе с приветом…”, “Шепот, робкое дыханье…”, “Что за ночь…”, “Ласточки пропали…”, “Ты отстрадала…”, “Это утра радость эта...”, “Учись у них — у дуба, у березы…”, “Я тебе ничего не скажу…”.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 358.