Урок 2 (70). Любовная лирика Ф. И. Тютчева
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель урока: знакомство с личной жизнью Ф. И. Тютчева и ее отображением в его поэтических произведениях.

Метод: сообщения учащихся, чтение стихов.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания.

Урок целесообразно начать с проверки знания основных фактов биографии поэта и выразительного чтения стихов наизусть.

— В чем особенности биографии Тютчева?

1. Необычайная одаренность и ранняя карьера чиновника и поэта.

2. Позднее начало публикации стихов и поздняя слава.

3. Необычайно длительное нахождение вдали от родины (22 г.).

4. Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры.

5. Трагические судьбы близких поэта.

 

II. Доклад подготовленного ученика.

Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.

В 1826 г женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, хотя незадолго до женитьбы был увлечен Амалией Лерхенфельд которой посвятил позднее стихотворение ставшее популярным романсом:

 

Я встретил Вас — и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое —

И сердцу стало так тепло...

 

Через 7 лет начался роман Тютчева с Эрнестиной Дернберг. После нервного и физического потрясения (пожар на пароходе, на котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию), умирает жена Тютчева. По семейному преданию, “Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя”. Позднее Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг. Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл — вершина любовной лирики Тютчева, 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева, Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего света связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой. Смерть Денисьевой от чахотки вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах этого периода.

Любовь для поэта - “и блаженство”, “и безнадежность”, и напряженное чувство, несущее человеку страдание и счастье, “поединок роковой” двух сердец. С особым драматизмом тема любви раскрывается в стихах, посвященных Е. А. Денисьевой.

Далее чтение 1-2 стихотворений из «Денисьевского цикла»

 

III. Слово учителя.

В 50-е годы в поэзии Тютчева появился относительно конкретный герой, обладающий чертами типичности. Им оказалась женщина. Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять ее сущность, место в жизни и ее судьбу. В стихах «О, как убийственно мы любим...»; «Я очи знал - О, эти очи!»; «Последняя любовь» любимая предстает уже не как “неземное создание”, “младая фея”, а как человек, которому присуще все человеческое: не только возвышённые и благородные чувства, но и слабости, ошибки, противоречия, и страсть, и гнев. Стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминанием о былом счастье, непрочном, как и все на земле.

 

Тютчев стремится отказаться от узко субъективной точки зрения на любимую. Он хочет объективно раскрыть мир чувств, ее личность. Поэт сосредоточивает внимание не только на собственных переживаниях, но стремится проникнуть в духовный мир женщины. Он раскрывает его через описание внешних проявлений чувств, и, таким образом, романтическое излияние начинает вытесняться описанием: “Она сидела на полу и груду писем разбирала”. В лирику вводится второй голос – голос женщины (“Не говори: меня он как и прежде любит...”).

По своему психологическому складу любимая в “денисьевском цикле” напоминает тургеневских героинь. У того и другого любовь - “поединок роковой”. В то же время у Тургенева личность человека и в сфере чувств социально и исторически обусловлена. Те психологические ситуации, которые рисовал Тургенев в романах и повестях, отражали реальную картину человеческих отношений 50-60-х годов, пробудившееся в передовых кругах сознание ответственности за судьбу женщины. Тютчев в своих раздумьях о женской доле, о женском характере близок Тургеневу. “Она” в “денисьевском цикле” похожа на героиню рассказа Тургенева “Три встречи”.

В своих прежних стихотворениях поэт говорил о конфликте человека с природой, с хаосом ночи, с неумолимым движением времени, отнимающим молодость. В “денисьевском цикле” впервые в творчестве Тютчева нарисован конфликт между людьми. Чувство, страсть, личность человека в своих проявлениях и даже в своем развитии оказывается зависимыми от общества, У Тютчева любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим: «...Толпа, нахлынув, в грязь топтала то, что в душе ее цвело Суд людской Тютчев назвал роковой силой (“две силы есть - две роковые силы”), и в этом стихотворении конфликт между любящими осмысливает как столкновение между личностью, бросившей вызов суду людскому, и жестоким обществом.

В душевном состоянии лирического героя Тютчева и “денисьевского цикла” можно найти не только общечеловеческое, но и характерное для любовных переживаний дворянского героя пятидесятых годов, отраженных в русской литературе этого периода, в творчестве Тургенева, Гончарова, Островского.

Обнаруживаются даже текстуальные сближения стихов Тютчева с романами и повестями Тургенева, в изображении любовных страданий. Неполноценность героя выражена в горестной “самокритике”.

         Тютчев                                                            Тургенев

Не раз ты слышала признанье:                 Я, точно, недостоин Вас.

«Не стою я любви твоей...»                      Я не стою того, чтобы Вы для меня отторглись

                                                                от Вашей сферы».

Перед любовию твоею                              Я расстаюсь с вами, вероятно навсегда,

Мне больно вспомнить о себе...               и оставить Вам о себе память хуже той,

                                                                которую я заслуживаю, было бы слишком

Пойми ж и ты мое смиренье                     горько. Вот для чего я пишу к Вам. Я не

Пред сердцем любящим твоим.               хочу ни оправдываться, ни обвинять кого

                                                               бы то ни было, кроме самого себя...»

 

Выдержки из письма Рудина свидетельствуют о сходстве морально-психологического состояния героев Тургенева и Тютчева. Сама история любви, рассказанная Тютчевым в «денисьевском цикле» в психологическом отношении напоминает историю любви тургеневских героинь. Однако в тютчевком герое, в отличие от героя Тургенева — «лишнего человека», больше решимости и страсти.

Главное, что Тютчев увидел и высоко оценил в женщине, — это силу чувства. Его любимая предстала в стихах как подлинная героиня любви, совершившая подвиг. Тютчев утверждает за женщиной право на личное чувство, на любовь, на борьбу за нее. В любви за нее героиня раскрыла себя, лучшие качества своей личности, свои возможности.

Тютчев изобразил любовь как чувство и как отношение между людьми, подвластные влиянию общества. Его герои, не оторванные от жизни люди, а обыкновенные, хорошие, слабые и сильные одновременно, не способные распутать тот клубок противоречий, в котором они оказались.

«Денисьевский цикл» как «роман в стихах» обладает необычайно своеобразной структурой, совсем не традиционной для литературного изображения любви, не знающей подобия в прозаических произведениях. Замедленное, проникновенное изображение симпатии, влюбленности, предыстории любви и затем не состоявшихся любовных отношений характерно для романов Пушкина, Лермонтова, Тургенева. «Роман» в стихах Тютчева сразу же начинается с очень высокой, трагически звучащей ноты:

 

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел — спроси и сведай

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей...

 

Поэзия Тютчева принадлежит к числу лучших созданий русского поэтического гения. Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы; нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца.

Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева.

Несмотря на то, что поэт “не писал, а лишь записывал свои стихи”, он не раз возвращался к записанному, отделывая то, что как бы невольно сорвалось с его пера.

Благоговейному отношению к поэтическому слову учат нас стихи Тютчева. “Он не шутит с музой”, — говорил про него Л. Н. Толстой, — учиться этому умению гармонически сочетать содержание и форму призывал Толстой молодых писателей, когда он сказал начинающему Горькому: “Надо учиться стихам у Пушкина, Тютчева, Шеншина”.

С течением лирика Тютчева насыщается все большей изобразительностью и конкретностью. Опыт русского реализма не прошел для поэта бесследно. Завершитель русского романтизма, Тютчев выходит уже за его пределы. Его творчество становится предвестием художественного течения рубежа девятнадцатого-двадцатого веков символизма.

В конце урока учащиеся читают любимые стихи Ф. И. Тютчева.

 

Домашнее задание.

1. Подготовить пересказ лекции по биографии и творчеству с устным цитированием стихов.

2. Сделать анализ одного стихотворения (на выбор учащегося).

Любовь: “Еще томлюсь тоской желаний’, “Не говори: меня он, как и прежде любит”, “Пламя рдеет, пламя пышет...”, “О, как убийственно мы любим...”, “Я встретил вас...”

Родина: философские размышления: “Молчание”, “Слезы людские...”, “Эти бедные селенья”, “Успокоение”.

Приложение

План анализа тютчевских стихов “денисьевского цикла”.

Цикл - группа стихотворений, посвященных одному лицу, объединенных общей мыслью и темой.

Денисьевский цикл посвящен Е. Денисьевой (1850-1864).

1. Автобиографизм цикла, его исповедальность (стихи-исповедь).

2. Лирический герой, его трагическое мироощущение и нравственный самокритицизм (запутался, привязан к семье, сердце тянется к Денисьевой, она в глазах общества безнравственна, понимает свою вину, но ничего не может делать).

3. Романтическая концепция любви (любовь как стихийная страсть и поединок роковой. Тютчев считал, что любовь их сближает, не могут жить друг без друга. И это столкновение, борьба, в которой сгорела Денисьева.).

4. Лирическая героиня цикла.

5. Пути раскрытия внутреннего мира героини (внутренний мир героини раскрывается через монологи лирического героя).

6. Фрагментарность стихотворений (каждое стихотворение читается как фрагмент, мгновение любовных ощущений).

7. Психологический драматизм (любовь — это дисгармония, поединок).

8. Внутренний монолог как основная форма раскрытия темы любви в цикле.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 316.