Группа. Сказка «Премудрый пескарь» (1883)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Историческая справка. После удавшегося покушения народовольцев на паря Александра II (01.03.81) наступает пора реакции. Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях от крыто провозглашается «изменой» отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчики нарекаются борцами «с изменой».

Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой «Премудрый пескарь» напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.

2. Работа по сказке.

Задания:

1. Краткий пересказ.

2. Анализ.

3. Как вы понимаете смысл заглавия?

4. Каково значение эпитета «премудрый»?

Учащиеся подбирают синонимы к слову «премудрый»: умный, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, (просторечные: башковитый, мозговитый, обладающий здравым умом) и антонимы к нему же: глупый, неумный, несообразительный, бестолковый.

Значит, автор называет пескаря «премудрым», но смысл в это слово вкладывает бесспорно иронический. «Премудрый» в устах автора звучит насмешливо, язвительно.

Поначалу автор без особого иронического «нажима» именует молодого пескаря умным («И отец, и мать у него были умные...»; «А у молодого пескаря ума палата была...»). Первые шесть абзацев создают иллюзию повествования об «обычных» сказочных (или басенных) рыбах, о рыбьем царстве. Здесь и большие рыбы плавают, и раки обитают, и водяные блохи, и пескари целыми стадами водятся..., упоминается рыбацкая артель с неводом, и, наконец, печальные и угнетающие воспоминания отца-пескаря об ухе, которую он чуть было не отведал. Словом, рыбы и есть рыбы. Только обращаются они друг с другом, как и положено в сказках, на человеческий манер, и даже наказы друг другу дают, как жить: «Смотри, сынок — говорил старый пескарь, умирая, — коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»

Учащиеся вспоминают заветы отцов-героев своим детям в других классических произведениях («Капитанская дочка» А. С. Пушкина: от Петруши Гринева: «Береги платье снову, а честь смолоду». «Горе от ума» А. Грибоедова: Молчалин: мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить. Слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику во избежания зла, собаке дворника, чтоб ласкова была. «Мертвые души» Н. В. Гоголя: отец Павлуше Чичикову: «...больше всего береги и копи копейку: это вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и прошибешь на свете копейкой»).

Учащиеся размышляют о жизненной позиции старого пескаря: «гляди в оба!». Жизненная позиция пескаря до конца не совпадает ни с молчалинской карьеристской, ни с чичиковской, приобретательской, ничего общего и с заветом отца Петра Гринева. Главный мотив, предостерегающий, напоминающий о необходимости устраниться от массы жизненных опасностей и невзгод, заботиться о себе, о собственной своей сохранности и благополучии.

С седьмого абзаца в сказку входит новый мотив. Уточняющий наше представление о премудром пескаре: «Был он пескарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить — не то, что мутовку облизать». Этот эпизод дает прямой намек на интеллигентных людей, исповедующих принцип полного невмешательства в течение жизни. Пескариная премудрость близка к некоторым ненавистным Салтыкову-Щедрину житейским пословичным изречениям, маскирующим рыбью обывательскую мораль: «с сильным не борись»; «всякий сверчок должен знать свой шесток»; «моя изба (хата) с краю»; «уши выше лба не растут» и другие.

Автор в сказке мастер связал разные повествовательные планы: реально-исторический, конкретно-бытовой и сказочно-фантастический.

Бытовая деталь – пескарь даже жениться не рискнул, и «детей не имел, хотя у отца его была большая семья...» Тут же следует сугубо сказочное продолжение: «Он рассуждал так: «Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и окуни на нас, мелюзгу, не зарились... Так уж не до семьи, а как бы только самому прожить!»

Сразу вслед за этим сугубо бытовой иронический переход: «Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вино не пьет, табаку не курит...»

В сказку входят скупо, но выразительно приметы конкретно-исторического времени: «Был он пескарь... умеренно-либеральный», мечтал приобрести «выигрышный билет», пескари «не чуждались общественности» и были бы «достойными гражданами».

В конце урока предлагаются вопросы по сказке:

— Меняется ли к концу сказки общий эмоциональный тон повествования, общее настроение?

— Чем эти перемены, по вашему мнению, вызваны?

— Что за мысли посещают пескаря перед смертью?

— Как, по предположению автора кончает свою жизнь пескарь?

(Шаг за шагом прослеживая ход пескариных умозаключений, автор вызывает читателя то лукавую насмешку, то язвительный отклик, то чувство брезгливости. В конце произведения может даже появиться сострадание к жалкой судьбе тихого, робко-безгласного, умеренно аккуратного существа. Щедринскому пескарю, подводящему итоги долгой своей жизни, открывается долгая и тоскливая истина (слышится здесь и авторская предостерегающая интонация): «неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестья, ни славы, ни бесславья ... живут, даром место занимают да корм едят». Рой вопросов смущает пескаря: «какие у него были радости? Кого он утешал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нем, кто об его существовании вспомнит?» Пескаря гложет обида, что другие рыбы, которые то и дело мимо его нор шмыгают и минуют его не иначе как «остолопом», «дураком», «срамцом», искренне дивясь «как таких идолов вода терпит».)

Итак, в сказке «Премудрый пескарь» содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь, совесть. Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.

В заключение урока можно предложить рассмотреть иллюстрации к сказке Б. Ефимова, Н. Муратова, Е. Рачева. Сравнить их, определить, какие эпизоды запечатлены художниками.

 

Домашнее задание:

1. Прочитать страницы 188-193 по учебнику.

2. Используя материалы урока и учебника, письменно ответить на вопрос своими словами: в чем трудность искусства сатирика?

3. Подготовить устный ответ на один вопрос:

— Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными сказками и в чем их отличие?

— На какие тематические группы делятся сказки Салтыкова-Щедрина? Докажите на примере прочитанных сказок.

— Каковы основные причины обращения Салтыкова Щедрина к жанру сказки?

— Какие возможности открывал этот жанр? (Задания 3,4, 5 учащиеся могут выполнить по выбору).

4. Выписать афоризмы из 3-4 сказок Салтыкова-Щедрина.

5. Подготовиться к уроку-зачету.

 

Урок 12 (80)

Дата: 2019-02-25, просмотров: 477.