Основные принципы проведения ОВОС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При проведении ОВОС следует руководствоваться следующими основными принципами:

1) соучастия общественности, что является главным условием проведения ОВОС при подготовке и принятии решений о хозяйственном развитии, осуществление которых окажет или может оказать воздействие на окружающую среду. При этом смысл соучастия заключается в причастности к выработке решений, а не в "участии в кампании";

Использование термина "соучастие" вместо "участие" объясняется большей статичностью второго по сравнению с первым. "Участие" может заключаться и в том, что ваша фамилия была внесена в список присутствующих, например, на общественных слушаниях, но при этом разработчики решений вам слова не давали и никаких предложений не принимали. Соучастие же подразумевает, что в своих же интересах инициатор стремится сделать общественность соавтором совместно выработанных решений и тем самым, с одной стороны, понять реальные последствия своей будущей деятельности, а с другой - предотвратить возможный экологический конфликт.

2) открытости экологической информации - при подготовке решений о реализации хозяйственной деятельности используемая экологическая информация должна быть доступна для всех заинтересованных сторон;

3) упреждения - процесс ОВОС должен проводиться начиная с ранних стадий подготовки решений по объекту вплоть до их принятия;

4) альтернативности и вариантности - в процессе подготовки решений о реализации намечаемой хозяйственной деятельности должны рассматриваться все возможные альтернативы (и варианты каждой из альтернатив) для того, чтобы существовала возможность выбора наиболее приемлемых из них с учетом возможных неблагоприятных последствий их осуществления;

5) интеграции, что означает, что все аспекты осуществления намечаемой деятельности (социальные, экономические, медико-биологические, демографические, технологические, технические, природно-климатические, нравственные, природоохранные, инженерные, архитектурно-планировочные и др.) должны рассматриваться во взаимосвязи;

6) разумной детализации - исследования в рамках ОВОС должны проводиться с такой степенью детализации, которая соответствует значимости возможных неблагоприятных последствий реализации проекта хозяйственной деятельности;

7) последовательности действий - при проведении ОВОС должна строго выполняться последовательность действий в осуществлении этапов, процедур и операций.

Очевидно, что указанные принципы проведения ОВОС базируются на более широких концептуальных посылках регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Применение ОВОС

Область применения ОВОС, обязательность и полнота проведения ее этапов и процедур для различных видов хозяйственной деятельности являются, безусловно, предметом договоренности в обществе. В различных странах этот вопрос решается по-разному, в зависимости от остроты экологической ситуации, степени озабоченности общества по этому поводу, а также строения системы принятия решений. Однако подход везде примерно одинаков и заключается в следующем.

Во-первых, в системе принятия решений выделяются те виды документации, в которых закладываются основные решения по развитию намечаемой деятельности.

Реализация деятельности "в материально-вещественном слое" на самом деле осуществляется практически только по одному виду документации - рабочему проекту строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения) предприятия. В процессе собственно строительства объекта, особенно если он уникальный, нередко вносится столько изменений, что от задуманного по проекту, исходя из возможностей строительной техники и по другим причинам, остается около 50 %.

Это необходимо для того, чтобы "захватить" все стадии подготовки хозяйственных решений, на которых наиболее эффективно можно "включить" процесс ОВОС. Чем позже будут использованы процедуры и операции ОВОС, тем меньше шансов вернуть средства, уже вложенные в подготовку решения, и существует большая вероятность дополнительных затрат на изменение решений после заключения государственной экологической экспертизы.

Согласно Закону Российской Федерации "Об экологической экспертизе" (ст. 14) вся документация, подлежащая государственной экологической экспертизе, должна содержать материалы оценки воздействия на окружающую среду" [29]. Традиционно ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации [35]:

1) концепций, программ (в том числе инвестиционных) и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;

2) схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

3) градостроительной документации (генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки и т.д.);

4) документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;

5) предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и/или проектов строительства новых, реконструкции, расширения, технического перевооружения действующих хозяйственных и/или иных объектов и комплексов.

Во-вторых, составляются списки (перечни) объектов и видов хозяйственной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых ОВОС проводится в обязательном порядке или не проводится вообще.

В России ОВОС проводится в полном объеме только для 33 объектов и видов деятельности [35]. Во всех других случаях вопрос о полноте проведения ОВОС решается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Минприроды России. При несогласии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением территориального органа Минприроды России он принимает решение с учетом заключения этого Министерства.

Главным критерием для объектов, не вошедших в перечень, подготовка обосновывающей документации на строительство которых сопровождается ОВОС в полном объеме, является отношение общественности к тому или иному виду деятельности. Это отношение складывается из массы факторов, но основную роль играют экологическая ситуация на конкретной территории и вероятность распространения воздействий на территории с особым правовым статусом или на зоны особой природной чувствительности.

Особо следует рассматривать виды деятельности, воздействие которых, в зависимости от природных условий, может быть как благоприятным, так и вредным.

Кризисная экологическая ситуация на территории способна создать множество проблем, связанных с возможностью развития на ней новых видов хозяйственной деятельности. Например, когда по требованию местных жителей и представителей органов местного самоуправления была проведена ОВОС строительства гостинично-спортивного комплекса "Спорт-Локомотив" (на Новорязанской улице в Бауманском районе г. Москвы), были выявлены причины крайне неблагоприятной экологической обстановки в микрорайоне [27]. Однако вместо решения экологических проблем за счет (частично) средств заказчика гостиничного комплекса местные жители приняли решение о запрещении строительства на уже выделенном участке. Причина - взаимное недоверие населения, хозяйствующего субъекта и органов власти.

К территориям с особым правовым статусом относятся памятники природы местного, регионального и федерального значения, территории расселения малочисленных народов, а также зоны чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия, которые должны быть объявлены таковыми в установленном порядке.

К территориям особой природной чувствительности относятся:

1) территории с неустойчивыми экосистемами (например, район распространения многолетней мерзлоты);

2) территории, имеющие особое природохозяйственное значение (например, бассейн нерестовой реки, места гнездований птиц, зимовий и т.п.);

3) ареалы распространения растений и животных, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации.

Основанием для проведения ОВОС при проектировании административно-служебного здания на Ленинских горах (Москва) послужило решение Мосгорисполкома, согласно которому склоны Ленинских гор, включая рассматриваемую для размещения здания территорию, отнесены к государственному памятнику природы местного значения. Хотя до настоящего времени в Москве нет утвержденного нормативного акта, в котором бы регламентировалось природопользование на территории такого памятника, приданный данной территории статус безусловно предполагает чрезвычайно осторожное вторжение в природную среду [46].

Таким образом, можно выделить следующие критерии отнесения видов деятельности к тем, которые подлежат ОВОС:

· объект или вид деятельности находится в Перечне, в соответствии с которым ОВОС проводится в полном объеме;

· реализация проекта предполагается в районе, который имеет особый правовой статус или особую природную чувствительность;

· местное население считает необходимым проведение ОВОС из-за озабоченности экологической ситуацией.

Однако, сколь бы универсальным ни был используемый тот или иной метод отбора, инициатор намечаемой деятельности никогда не застрахован от возникновения ситуации, при которой он столкнется с нежеланием представителей общественности и населения, проживающего на данной территории, соглашаться на размещение предлагаемого объекта, не попадающего ни в одну из указанных категорий, и местного органа власти выдать разрешение на природопользование без проведения ОВОС.

Примером такой ситуации является история с проектом создания нового Московского зоопарка, по которому предполагалось его размещение на территории Битцевского лесопарка столицы. Поддерживая необходимость реконструкции действующего зоопарка "вообще", жители Севастопольского района Москвы выступили против его реализации в данном месте. Компромисс между заказчиком (в лице правительства Москвы) и общественностью района не был найден и проект не реализован.

Планирование деятельности, получившее всенародное одобрение на стадии обсуждения идеи (концепции, программы, схемы), на этапе подготовки обосновывающей документации, будучи "погруженным" на конкретную территорию, может создать проблему, решить которую представляется возможным только с помощью проведения ОВОС.

Во всех случаях, подготавливая решение о реализации деятельности, требующей обязательного проведения ОВОС, либо "проектируя" воздействие на окружающую среду, вызывающее общественное беспокойство по той или иной причине, необходимо "запускать" процесс оценки на более ранних стадиях разработки проекта, с тем чтобы избежать осложняющих дело и дорогостоящих отсрочек на более поздних стадиях подготовки обосновывающей документации.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 221.