С O ЦИОЛОГИЯ В ПОСТСОВРЕМЕННОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

5.1. Современная социология и её перспективы

 

Состояние парадигмальной и отраслевой фрагментации как сущностная черта современной социологии. Оценки данного состояния. “Борьба школ” как симптом незрелости дисциплины, отсутствия определённости её предметного поля и методологии. Разнообразие теорий и школ как адекватное отражение комплексности социальных явлений (П. Сорокин).

Попытки построения универсальных классификаций социологических школ и преодоления негативных последствий отраслевой фрагментации. Возможные условия и основания достижения теоретического консенсуса в социологии.

Понятие “социологический канон”.

Кризис социологии. Организационный (институциональный) и теоретический аспекты кризиса. История диагносцирования кризисов. Современные варианты определения кризиса: сциентистский (Дж. Тёрнер) и гуманистический (С. Сидман, П. Бергер). Метатеоретические дискуссии 70-80-х годов как попытка преодоления кризисных явлений. Работа П. Бергера “Социология: неприглашение”. Симптомы кризиса и пути выхода.

 

5.2. Статусы социологии: проблематизация и тенденции изменений

 

Парадигмальный статус социологии. (Перенесено в 5.1) Понятие парадигмы в истории науки (Т. Кун) и понятие парадигмы в метатеоретических дискуссиях и работах обществоведов. Мультипарадигмальность как состояние современной социологии. Классификации парадигм как попытка построения различных историко-социологических нарративов. Тема “классиков” в современной социологии. Причины актуализации “классиков”, дискуссионность статуса “классиков”.

Дискурсивный статус социологии. Понятие дискурса. Технический и политический смыслы дискурса. Социологический дискурс: средство самоконституирования дисциплины или механизм самоизоляции? Социология и обыденное знание.

Предметный статус социологии. Предмет социологии и предметы других социальных наук: есть ли особый предмет у социологии? Гуманистическая (П. Бергер) и сциентистская (Дж. Тёрнер) точки зрения. Понятия “социологическая перспектива” (Э. Гидденс), “социологическое воображение” (Ч. Райт Миллс), “социологическое мышление” (З. Бауман).

Операциональный статус социологии. Проблема соотношения теоретического и эмпирического уровня социологического знания: операционализируемость понятий и моделей теоретической социологии. Необходимость и проблематичность теоретического уровня в социологии: “Knowledge for what?”. “Теория среднего уровня” Р.К. Мертона. Прикладная социология: её методы, темы, сферы и способы применения. Социолог и “поллстер”, социолог и социоинженерная деятельность.

Возможные стратегии распространения и использования социологического знания в современном обществе. Пример: “Приглашение в социологию” П. Бергера.

 

5.3. Легислативная и интерпретативная функции

современного социологического знания

 

Brief overview или краткий экскурс в эпоху возникновения социологии: социология как попытка понять процессы модернизации и овладеть ими.

З. Бауман: “Законодатели и интерпретаторы”, актуализация “вечной темы” или новая глава в истории социологии?

Интерпретативный подход. Интерпретативная стратегия сегодня. Реконструкция внеакадемических феноменов: Э. Кэмпбелл “Девушки в бандах”. Реконструкция внутридисциплинарной истории: Э. Эбботт “Факультет и дисциплина”.

 

ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ

 

1. Аберкромби Н. и др. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; пер. с англ.; под ред. С.А. Ерофеева. – М.: ОАО “Изд-во “Экономика”, 1999. – 428 с.

2. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд‑во МГУ, 1994. – 496 с.

3. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ., под ред. А.Ф. Филиппова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 255 с.

4. Бауман З. Философские связи и влечения постмодернистской социологии // Вопросы социологии. – 1992. – Том 1. – № 2. – С. 5-24.

5. Бергер П. Приглашение в социологию. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 168 с.

6. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.

7. Волков Ю. Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Серия “Учебники, Учебные пособия”. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999. – 672 с.

8. Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Альманах. Зима. 1993. – М., 1993. – Т. 1. – Вып. 1. – С. 57–82.

9. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ., под ред. В.А. Ядова. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.

10. Григорьев С. И., Растов Ю. Е. Начала современной социологии: Учебное пособие для студентов социогуманитарных вузов. – М.: “Издательство Магистр”, 1999 – 248 c.

11. Джонсон Т., Дандекер К. и Эшуорт К. Теоретическая социология: условия фрагментации и единства // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Альманах. Зима. 1993. – М., 1993. – Т. 1. – Вып. 1. – С. 83-106.

12. Дюркгейм Э. Метод социологии. – М.: Наука. 1991.

13. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. – Соч. 2-е изд. – Т. 3. – С. 24.

14. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение // Пер. с англ. О.А. Оберемко. – М.: Издательский дом “Стратегия”, 1998. – 264 с.

15. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: “Добросвет”, “Книжный дом “Университет”, 1998. – 596 с.

 

ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

 

16. Abboтт, A. Department and Discipline: Chicago Sociology at One Hundred. The University of Chicago Press. – Chicago and London, 1999. – 249 p.

17. Alexander J.C. Twenty Lectures: Sociological Theory Since World War II. – Columbia University Press, New York, 1987. – 393 p.

18. Berger P. Sociology: a Disinvitation? // Dialogue. – USIA, Washington, D.C., 1993 – № 4. – Pp. 38-42.

19. Campbell, A. The girls in the gang. 2-nd ed. – Blackwell Publishers. Oxford (UK) and Cambridge (MA), 1991. – 295 p.

20. Giddens A. The Constitution of Society. Outline of the Theory of Structuration. – University of California Press, Berkeley and Los Angeles, 1986. – 402 p.

21. Layder D. Understanding Social Theory. – Sage Publications; London, Thousand Oaks and New Delhi, 1994. – 230 p.

22. Levine Donald N. Visions of the Sociological Tradition. – The university of Chicago Press, Chicago and London, 1995. – 365 p.

23. Merton R.K. Social Theory and Social Structure. – The Free Press, New York, 1968. – 702 p.

24. Merton R.K. The Role-Set // Merton R.K. On Social Structure and Science. – Chicago and London. The University of Chicago Press, 1996. – P.386. – Pp.113-122.

25. Parsons T. The Early Essays. Edited and with an Introduction by Charles Camic. – The University of Chicago Press, Chicago and London.1991. – 299 p.

26. Seidman S. Contested Knowledge. Social Theory in the Postmodern Era. – Blackwell, Oxford, UK and Cambridge, Mass., 1994. – 361 p.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 


Методические материалы

 

 

1. Вопросы контрольных работ

2. Проблемные вопросы

3. Темы для написания эссе

4. Темы курсовых работ

5. Экзаменационные вопросы

 

1. Вопросы контрольных работ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Объект и предмет социологии и других общественных наук

2. Соотношение общетеоретического, частнотеоретического и эмпирического уровней социологии

3. Ключевые дилеммы современной социологии

ЛИЧНОСТЬ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

1. Понятие личности в социологии

2. Понятие и концепции социализации

3. Структура личности

4. Девиация как социальная проблема

 

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

 

1. Проблематика и основные понятия теории социальной структуры

2. Элитаристская концепция социальной структуры

3. Стратификационная концепция социальной структуры

4. Символическая концепция социальной структуры

5. Маргинальность как характеристика социальной структуры

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

1. Трактовки социального института в социологии

2. Структура и функции социальных институтов

3. Виды социальных институтов: основания классификации

4. Институциональные характеристики современного общества

5. Признаки социальных институтов

6. Основные признаки государства

7. Роль образования в процессе социальной стратификации

8. Социальный контроль как функция религии

9. Какова институциональная структура масс-медиа?

10. Факторы манипулятивного воздействия масс-медиа на общественное сознание

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

 

1. Социальная динамика: понятие и основные проблемы

2. Эволюционный подход и его разновидности

3. Понятие «модернизации», доктрина модернизации во второй половине ХХ века

 

СОЦИОЛОГИЯ В ПОСТСОВРЕМЕННОСТИ

 

1. Симптомы кризиса современной социологии

2. Концепция «густого описания» К. Гиртца

3. Понятия «социологический канон» и «социологический мэйнстрим»

 

 

2. Проблемные вопросы

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Каково соотношение двух основных целей социологии: понимание процессов модернизации и воздействие на них? Как возможно осуществление этих целей?

2. Каково соотношение социологии и политических режимов (в каких социальных условиях возможна и желательна социология)?

3. Каким образом проявляется умение «мыслить социологически» в повседневной жизни?

ЛИЧНОСТЬ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

1. Как и посредством чего общество детерминирует мотивацию поведения личности?

2. В чём заключается принципиальная разница между интерпретацией и пониманием поведения?

3. Какая теоретическая и одновременно методическая проблема является центральной в социометрии?

4. В чём заключаются позитивные функции конфликта?

5. Каковы перспективы девиантного поведения?

 

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

 

1. Задайте общие контуры социального пространства какого-либо конкретного общества

2. Какие виды элит характерны для современной России?

3. Какие параметры стратификации (координаты социального пространства) более существенны для характеристики российского общества, а какие менее и почему?

4. О существовании каких страт можно говорить применительно к российскому обществу?

5. В чём сущность символического способа присвоения власти?

6. Почему П. Бурдьё считает, что лидер – это «персонификация социальной фантастики»?

7. В чём специфика (по сравнению с западным обществом) структурных отношений в российском обществе?

8. В чём заключаются положительные и отрицательные стороны маргинальной ситуации?

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

1. Можно ли говорить только об объективной или только о субъективной природе социальных институтов?

2. Какое (какие) из определений и трактовок социального института наиболее применимы к современному обществу?

3. Можно ли говорить о «доинституциональном» этапе становления общества?

4. Можно ли и на каком основании говорить о возможности «безынституциональных» обществ?

5. Подпадает ли под понятие социального института, к примеру, межпоколенная трансляция жизненного опыта?

6. Каким образом отношения в брачной подсистеме влияют на отношения в подсистеме «родители – дети»? Приведите примеры

7. Чем обусловлены функционально-ролевые изменения в современной семье?

8. Какими причинами обусловлен рост масштабов социального сиротства?

9. Как, по Вашему мнению, осуществляется функция социального отбора и фильтрации в системе российского высшего образования?

10. По каким критериям оценивается «престижность» образования? В чем символическое значение этого показателя?

11. В чем специфика воздействия на аудиторию телевидения по сравнению печатными источниками?

12. Приведите примеры реализации функции пропаганды отечественными масс-медиа

13. Приведите примеры политических режимов, основанных на харизматическом господстве

14. Какие группы влияния, по вашему мнению, существуют в нашей стране?

15. Может ли религия выступать инструментом социальной дезинтеграции?

16. Может ли религия рассматриваться как средство социальной идентификации? Обоснуйте свою позицию

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

 

1. Марксизм – это революционная теория. Каково отношение к революционным изменениям «социологического мэйнстрима»?

2. Социальные движения и их соотношение с традиционными проявлениями социальной активности

3. Что означает для вас понятие «глобализация социальной жизни»?

 

СOЦИОЛОГИЯ В ПОСТСОВРЕМЕННОСТИ

 

1. Кризис социологии. Аргументы «за» и «против»

2. Социология – «невозможная наука»?

3. Есть ли у социологии свой предмет?

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 220.