Социально-историческое назначение элиты – выполнение миссии: открытие новых невиданных горизонтов для масс. Взаимоотношения вождя и масс имеют эмоционально-мистический характер. Со стороны вождя предполагается полная «самоотдача»; со стороны масс – слепая вера. Социологической проблемой здесь является вопрос об основании и механизмах возникновения феномена харизматического лидера. По мнению ряда современных социологов и политологов этот феномен становится всё более значимым для современной социально-политической жизни, для понимания природы современной власти и способов конструирования социального пространства.
М. Вебер (немецкий социолог; 1864-1920). Харизма – это не наследуемое, не приобретённое, а дарованное качество индивида: природой, богом, судьбой. Источником личной преданности харизматическому лидеру является не традиция, не право, а вера, «авторитет внеобыденного личного дара (Gnadengabe), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека…» («Политика как призвание и профессия»). Социальной основой харизматического господства является доминирование аффективного типа социального действия. Харизматический лидер – тот, в кого верят массы, кому они доверяют свою судьбу. Харизма – «определённое качество индивида, благодаря которому он выделяется из среды обыкновенных людей и считается наделённым сверхестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, исключительными способностями и качествами. Они не доступны обыкновенному человеку, рассматриваются как исходящие от божества или образцовые».
В основе харизмы лежит потребность масс в идеале. Образцовыми, т.е. особо выделяемыми и ценимыми они становятся в конкретной социокультурной ситуации. Конкретная ситуация требует и порождает определённыё тип харизмы и лидера: смелость и полководческий талант, стойкость и сила духа, пророческий дар, ясность мысли и речи и др. Потребность в идеале особенно обостряется в ситуации кризиса традиционного состояния общества, когда возникает потребность в новых идеалах, в представлениях о перспективах развития, путей выхода из кризисных состояний. Назначение харизматического лидера – найти общие для всех людей ценностно-смысловые ориентиры. Механизмом реализации харизмы является суждение пророческого типа: «Сказано…, а я говорю вам…». Харизматический принцип легитимности авторитарен. Харизматический авторитет отвергает прошлое и поэтому является «специфически революционной силой». Со временем происходит «рутинизация харизмы»: опривычивание, традиционализация и рационализация.
Э. Фромм (немецко-американский психолог и социолог, Франкфуртская школа; 1900-1980). Он также отмечал эмоциональное основание харизмы: страх одиночества, неуверенность в себе и судьбе. Но природа её – социальна: потребность в единении с Другими. Человек хочет чувствовать себя частью целого. Единение с Другими придаёт ему уверенность и смысл. Человек, который внушает коллективу веру и оптимизм – харизматический лидер. Он появляется в ситуации распада социальной структуры. «Человек живёт в мире с которым потерял все подлинные связи… Только благодаря харизматическим личностям он знает каких мыслей, каких чувств, каких желаний ждут от него окружающие, и мыслит, чувствует и желает в соответствии с этим ожиданиями, утрачивая при этом своё Я…» («Бегство от свободы»). Харизматический лидер – персонификация группы. Механизмом его появления является конформизм.
С. Московичи. Он подчёркивает, что в современном обществе харизма в большей степени основана на верованиях масс, нежели на личных талантах человека. Массы в большей степени живут прошлым: с ним связана их идентификация; в прошлом находится большинство приятных воспоминаний. Человек, дающий надежду на воскрешение прошлого, становится харизматическим лидером. Но это должен быть не простой возврат в прошлое, а возрождение, обновление, восстановление лучшего. Харизматический образ должен быть узнаваем. Харизматический образ должен быть человечным. Он должен создавать квазиличностные отношения взамен разрушенных или извращённых. Должна возникать ситуация непосредственного взаимодействия человека массы и вождя: «Каждый может объявить себя учеником, приверженцем, сторонником, не чувствуя себя униженным или ущемлённым». Подчинение начинается с общей веры, оно не основано на ожидании оплаты или награды. Подчинение в силу этого доходит до отказа от собственной воли в пользу воли группы, что делает из лидера настоящего властелина.
Э. Канетти в работе «Масса и власть» указывает на такой яркий феномен ХХ в. как стремление к равенству через подчинение. «Освободиться от этого сознания дистанции можно лишь сообща. Облегчение от освобождения статусных различий огромно. Ради этого счастливого мгновенья, когда никто не чувствует себя больше, лучше других, люди соединяются в массу».
Дата: 2019-02-25, просмотров: 279.