Способы обоснования элитаризма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Биопсихологический.

Способности, психологический склад личности обусловлены генетически. В силу этого люди проявляют склонность к различным видам деятельности. Есть занятия, которые предопределяют более высокое социальное положение: политика, предпринимательство и др., а есть занятия, весьма одобряемые людьми, но не ведущие к социальному продвижению, например, работа с детьми. Большинство людей предпочитает заниматься тем, к чему у них есть склонности, обусловленные на биопсихологическом уровне. А поскольку существуют элитарные и массовые виды деятельности, то существует элита и масса. Относится к этому можно по разному, но исходным в этой ситуации является факт биопсихологических различий людей.

 

2. Психоаналитический.

З. Фрейд (австрийский психолог и социальный мыслитель; 1856-1939). Основа функционирования общества и личностиборьба инстинктов между собой и с цивилизацией, взаимодействие их сублимированных и несублемированных форм в бессознательном и сознательном вариантах. Совместное проживание людей изначально потребовало запрета на инцест и убийство. Возникают нормы, которые являются основанием общества («Тотем и табу»). Сексуальная энергия требует выхода и находит его в творческой деятельности. Возникает культура как сублимация либидо («Недовольство в культуре»). Либидо – основа взаимодействия, социальных действий, мотивационное ядро личности («Я и Оно»).

Основными механизмами поведения являются: сублимация, вытеснение, регрессия, проекция, рационализация, фиксация, реактивация («По ту сторону принципа удовольствия»).

Общество – либидозная связанность индивидов; масса, подчиняющаяся вождю («Будущность одной иллюзии»). «…С исчезновением привязанности к вождю, как правило, исчезают и взаимные привязанности индивидов, составляющих массу. Масса разлетается прахом…» («Психология масс и анализ человеческого Я»). Массы всегда ищут вождя и поклоняются ему, жаждут отказа от самостоятельности и ответственности. Идеализация вождя и идентификация с ним – основной механизм внутригрупповой солидарности. Все члены массы хотят быть равными, но одновременно страстно ищут авторитета, подчинения, неограниченной власти над собой. Группа передаёт суждения своего сверх-Я лидеру, воспринимая его стандарты. Лидер идеализируется массой или группой, причём исключается всякая возможность критических суждений. Ценой этого достигается групповая солидарность и чувство безопасности.

Механизмами социального господства и подавления являются: социальный нарциссизм, конформизм, институциальная десублимация. Формы социального контроля, поддержания социального порядка в процессе эволюции меняются от насилия к СИ, которые, однако, также являются утончённой и замаскированной формой насилия, поскольку создаются правящими и для правящих.

А. Адлер (австрийский психолог, ученик Фрейда; 1870-1937). В основе концепции – комплекс неполноценности, возникающий, по Адлеру, в силу биологической слабости человека. Отсюда появляется атрибутивная солидарность с «Другими», «социальные чувства». «Смысл жизни – чувство коллективности» («Der Sinn des Lebens» Wienn. 1956).

Взаимодействие с другими осуществляется по «принципу компенсации»: стремление в элиту как способ самоутверждения через власть («воля к власти»).

Виды компенсации как стили жизни:

Адекватная: реализация индивидуальных стремлений в приемлемых социальных формах;

Сверхкомпенсация: одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-либо одной черты или способности личности, однобокая ориентация в жизни;

Уход в болезнь: выработка симптомов болезни, чтобы оправдать свою неудачу; невроз.

Г. Маркузе (немецко-американский социолог. Франкфуртская школа; 1898-1979). В работе «Эрос и цивилизация» он утверждает, что общество – в сущности репрессивная система. Исходным основанием социальной системы является факт нужды, невозможности полного удовлетворения всех потребностей. Поэтому всегда существует ситуация, когда одни в той или иной мере живут за счёт других. Однако в современной цивилизации дело уже не в самом факте нужды, а в том, как производство распределяется между членами общества, т.е. в том, что в интересах господства, в интересах привилегированной группы на плечи остальных возлагается дополнительное бремя труда – «прибавочная репрессия» в соответствии с «принципом производительности»: производительность становится самоцелью, превращается в способ контроля, подавления, эксплуатации. Само господство перестаёт быть индивидуальной функцией и также становится самоцелью, функцией целого, системы институтов, порождающих, удовлетворяющих и контролирующих потребности индивидов. «Теперь причина страданий, крушений надежд и бессилия индивида заключается в высокопроизводительной и эффективно функционирующей системе, которая предлагает ему лучшие условия жизни, чем когда бы то ни было, а ответственность за организацию его жизни теряется в целом, в «системе», в общей сумме институтов, определяющих, удовлетворяющих и контролирующих его потребности».

С. Московичи (современный французский социальный психолог). В работе «Век толп» он утверждает, что в XX в. произошла массовизация социума: традиционные социальные группы и основания дифференциации утрачивают своё значение. Причинами этого являются два взаимосвязанных социокультурных процесса: изменение характера коммуникации и урбанизация.

Первый процесс в целом характеризуется ослаблением интерактивных и усилением институциональных механизмов взаимодействия, особенно СМИ, которые всё в большей степени виртуализируют реальность, используя психосимволические средства и имиджевые структуры. Отношения между людьми всё более приобретают опосредованно-символический характер, усиливающийся в результате технизации жизненного мира, что влечёт за собой усиление опосредованного характера взаимодействия и информационно-прагматический крен в общении. Всё более актуальными и массовыми проблемами человека становятся одиночество и аутизм. «Коммуникация – это в высшей степени социальный процесс. Измените её форму, её средства, она тут же изменит природу групп и форму власти…».

Второй процесс в социальном плане приводит к многомерности социального пространства, усилению статусно-ролевой динамики, одномерности взаимодействия, фрагментарности отношений и личности. В этой социокультурной ситуации возрастает роль ценностно-мировоззренческих оснований для идентификации и особых (иррациональных) символических посредников для коммуникации.

Субъектом социального действия становится масса. «Один за другим на подмостках общества появляются коллективный служащий, коллективный интеллектуал, коллективный потребитель: стандартизованными становятся мысли и чувства. Все эти «циклотроны», эти социальные ускорители низводят индивида до уровня всё уменьшающихся частиц. Они обрекают их на существование анонимное и эфемерное. Гигантский штамповочный станок уже выполняет свою роль фабрики коммуникаций: он отливает умы в единообразные, стандартные формы…». Однако актуально совершать действия масса может лишь при наличии вождя: он даёт имя, цель и уверенность в правоте. Основания мотивации массы иррациональны: вера, страсть, мечта, неуверенность в себе, страх будущего и т.п. Два последних обстоятельства дают основания автору для апелляции к концепции Фрейда, которого он много цитирует. Ей же созвучны и функции вождя:

· социальная идентификация через отождествление с вождём; вождь – это сгусток толпы. Он отличается своей энергией, упорством воли, твёрдостью, крайностью веры, бескомпромиссностью, убеждённостью, преобладанием смелости над интеллектом;

· интеграция через разрушение традиционных структур и иерархии, равноправное единство через тотальное подчинение абсолютной власти вождя;

· ориентация (ценностно-мировоззренческая и локально-поведенческая): массы, «поставленные перед невозможностью отличать реальное от воображаемого, то, что они видят на самом деле, от кажущегося, они теряют способность принимать правильное решение…»;

· мобилизация: вождь придаёт уверенность, надежду и активность массе благодаря своему авторитету. «Они признают в нём авторитет коллективной веры… Восхищаясь им, они восхищаются собой…Восхищайся собой, и тобой будет восхищаться толпа…»

«Итак, что же делать, когда массы налицо? Две вещи: открыть вожака в их среде и управлять ими, взывая к их страстям, верованиям и фантазии».

3. Харизматический.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 204.