ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Микроскопия и зарисовка гематологических препаратов, окрашенных по Романовскому – Гимза:
№5. Нейтрофильный лейкоцитоз.
№6. Эозинофилия.
№7. Лимфоцитоз, моноцитоз.
№13. Костный мозг.
Пример решения ситуационной задачи
Количество лейкоцитов крови 10·109/л, лейкоформула: Б-0, Э-1, Мл-0, Ю-0, П-2, С-40, Л-45, Мн-12.
1. Рассчитываем абсолютное содержание популяций лейкоцитов.
– базофилы 0х109/л;
– эозинофилы:
в 100 – 1
в 10·109/л – х
х = 0,1·109/л;
– нейтрофилы:
суммируем % палочкоядерных и сегментоядерных нейтрофилов: 2 + 40 = 42,
производим расчет абсолютного содержания
в 100 – 42
в 10·109/л – х
х = 42 * 10·109/л / 100 = 4,2·109/л;
– лимфоциты:
в 100 – 45
в 10·109/л – х
х = 45 * 10·109/л / 100 = 4,5·109/л;
– моноциты:
в 100 – 12
в 10·109/л – х
х = 12 * 10·109/л / 100 = 1,2·109/л;
2. Последовательно оцениваем общее количество лейкоцитов, относительное и абсолютное содержание каждой их популяции. Отмечаем отклонения от нормы:
– лейкоцитоз, относительная эозинопения, относительная нейтропения, относительный и абсолютный лимфоцитоз, относительный и абсолютный моноцитоз.
З аключение
Лейкоцитоз лимфоцитарно-моноцитарный. Так как в лейкоцитарной формуле имеются отклонения от нормы, лейкоцитоз патологический, продукционный; возможная этиология – инфекционный мононуклеоз, специфические или протозойные инфекции, капельные инфекции.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Патологическая физиология /Под ред. А.Д. Адо, М.А. Адо и др. М.: Триада-Х, 2002. – С. 475-481
2. Патофизиология /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – Т.II. – С. 45-46.
3. Тестовые задания по курсу патофизиологии /Под ред. Г.В. Порядина. М.: ВУНМЦ. – 1998. – С. 191-200.
4. Методические рекомендации к занятиям по патофизиологии /Под ред. П.Ф. Литвицкого М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – С.70-72.
Дополнительная
5. Патофизиология /Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга. – Томск, 2001. – С. 419-422
6. Патологическая физиология /Под ред. Н.Н. Зайко, Ю.В. Быця. М.: МЕДпресс-информ, 2002 – С. 362-384.
7. Черешнев В.А., Юшков Б.Г. Патофизиология. М.: Вече, 2001. – С. 569-575
8. Патологическая физиология /Под ред. В.А. Фроло -
ва. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. - С. 305 - 315.
8. Патологическая физиология /Под ред. Н.Н. Зайко, Ю.В. Быця. М.: МЕДпресс-информ, 2002 – С. 362-375
9. Патофизиология /Под ред. П.Ф. Литвицкого.- М.: Медицина, 1995.- С. 354-386.
10. Патологическая физиология /Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1994.- С. 272-279.
11. Патологическая физиология /Под ред. Н.Н. Зайко.- Киев: Вища школа, 1985.- С. 339-349.
12. Руководство к практическим занятиям по патологической физиологии /Под ред. Н.И. Лосева.- М.: Медицина, 1985.- С. 121-124.
13. Патологическая физиология /Под ред. А.Д. Адо, Л.М. Ишимовой.- М.: Медицина, 1980.- С.289-293.
ЛЕЙКОЗЫ
Цель занятия: Изучить этиологию, патогенез и классификацию лейкозов. Научиться дифференцировать лейкозы по гематологической картине, цитохимической и функциональной характеристике лейкоцитов.
Процесс изучения материалов занятия направлен на формирование у студентов следующих компетенций:
- способности и готовности проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики с учетом возрастно-половых групп пациентов (ПК- 6);
- способности и готовности к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);
- способности и готовности использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у детей и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);
- способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16).
В результате освоения материалами занятия студент должен:
Знать:
- Лейкозы. Определение понятия. Принципы классификации.
- Этиология лейкозов, роль вирусов, химических канцерогенов, ионизирующей радиации. Теории патогенеза опухолей.
- Патогенез лейкозов. Правила опухолевой прогрессии в патогенезе лейкозов.
- Особенности кроветворения и клеточного состава периферической крови при различных видах лейкозов. Причины развития анемии, лейкопении, геморрагического синдрома при лейкозах.
- Особенности лейкозных клеток, их морфологическая, цитохимическая, цитогенетическая и иммунологическая характеристика.
- Основные нарушения в организме при лейкозах. Метастазирование, рецидивы. Опухолевая кахексия.
- Принципы диагностики и терапии лейкозов.
- Патогенетическое обоснование дифференциальной диагностики лейкозов и лейкемоидных реакций.
- Особенности опухолевого роста в детском возрасте.
Уметь:
- анализировать клеточный состав периферической крови и костного мозга и на этой основе формулировать заключение об изменениях в них;
- дифференцировать лейкозы по гематологической картине, цитохимической и функциональной характеристике лейкоцитов.
Владеть:
- навыками анализа и интерпретации результатов современных методов исследования периферической крови и костного мозга,
- навыками патофизиологического анализа клинических синдромов, обосновывать патогенетические методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний.
Вопросы базовых дисциплин, необходимые для проработки темы:
1. Морфо–функциональная характеристика процессов роста и дифференцировки, периода активного функционирования, старения и гибели клеток.
2. Апоптоз; определение понятие и его биологическое значение.
3. Молекулярные механизмы генетической изменчивости. Молекулярные мутации: замены, делеции, вставки нуклеотидов. Частота мутаций, зависимость от условий среды (радиация, химические мутагены). Рекомбинации как источник генетической изменчивости.
4. Основы химического канцерогенеза. Представление о некоторых химических канцерогенах: полициклические ароматические углеводороды, ароматические амины, диоксиды, микотоксины, нитрозамины.
5. Роль вирусов в этиологии опухолевого процесса. Вирусы, вызывающие опухоли у животных (онкогенные вирусы).
6. Эмбриоспецифические и опухолевые антигены человека.
ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПРИ САМОПОДГОТОВКЕ
1. Укажите основные этиологические факторы опухолевого роста:
1) вирусы;
2) грибковые инфекции;
3) ионизирующее излучение;
4) токсины химической природы;
5) токсины грибов;
6) эндокринные заболевания;
7) наследственные заболевания;
8) хроническое психоэмоциональное перенапряжение;
9) иммунодепрессии;
10) врожденные пороки развития.
2. Укажите основные признаки злокачественных опухолей, отличающие их от доброкачественных:
1) наличие капсулы;
2) отсутствие капсулы;
3) интенсивный рост;
4) экстенсивный рост;
5) отсутствие метастазов;
6) наличие метастазов;
7) нарушение функции ткани-источника опухоли.
3. Лейкоз – это:
1) доброкачественная опухоль кроветворной ткани;
2) ранний признак рака;
3) злокачественная опухоль клеток кроветворной ткани;
4) гиперлейкоцитоз;
5) опухоль, развивающаяся при нарушений правил опухолевой прогрессии;
6) признак аллергической реакции замедленного типа.
4. Острые лейкозы отличаются от хронических:
1) наличием анемии;
2) отсутствием лейкемического провала;
3) наличием лейкемического провала;
4) иммунодепрессией;
5) бластным кризом;
6) выходом бластных клеток в периферическую кровь.
5. Хронические лейкозы отличаются от острых:
1) наличием анемии;
2) отсутствием лейкемического провала;
3) наличием лейкемического провала;
4) иммунодепрессией;
5) бластным кризом;
6) выходом бластных клеток в периферическую кровь.
6. Проявлениями опухолевой прогрессии при лейкозах могут быть:
1) анемия;
2) увеличение лимфоузлов;
3) боли в эпигастрии;
4) угнетение иммунитета;
5) активация иммунитета;
6) истощение костномозгового кроветворения;
7) увеличение в костном мозге содержания бластных клеток;
8) ретикулоцитоз;
9) отсутствие в крови бластных клеток;
10) наличие в крови бластных клеток.
7. Основные стадии опухолевого роста (перечислить последовательность):
1) опухолевая причина;
2) опухолевая прогрессия;
3) формирование опухоли;
4) инициация опухоли;
5) создание опухоли;
6) промоция опухоли;
7) манифестация опухоли;
8) редукция опухоли.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 266.