Доминантность полушарий и её роль в осуществлении различных функций организма. Центры речи. Отличия первой и второй сигнальных систем. Понятие об афазиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга человека.

Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого — оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), продуцирование сновидений.

Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала (вербального или образного), сколько способами его организации, характером переработки информации, т.е. типом мышления. Оба полушария способны к восприятию слов и образов и к их переработке (хотя возможности правого полушария в отношении экспрессивной речи минимальны), но эти процессы протекают в них по-разному.

“Левополушарное” мышление является дискретным и аналитическим, поскольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, к-рую можно закрепить и однозначно выразить в словах или дpyгиx условных знаках, что является обязательным условием социального общения.

“Правополушарное” — пространственно-образное — мышление является симультанным (одновременным) и синтетическим, поскольку создает возможность одномоментного “схватывания” многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой — затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию.

Активность левого и правого полушарий мозга у разных людей разная. В зависимости от того, какая из полушарий является активной, т.е. доминирует, можно условно определить предрасположенность человека к определенному типу психической деятельности. Людей с ярко выраженным доминированием левого полушария относят к мыслительного типа, а тех, у кого доминирует правое полушарие, — до художественного. Функциональная асимметрия мозга является нормой, а полная или частичная потеря асимметрии сопровождается определенными психическими расстройствами. Однако и слишком выраженное доминирование одного из полушарий не способствует улучшению работы мозга. Творчество и воображение — процессы, позволяющие найти новые и нестандартные решения — происходят при участии обоих полушарий. Каждое полушарие добавляет свой вклад в обеспечение психических процессов, и любая сложная деятельность человека регулируется обоими полушариями. На определенных этапах обработки информации активно включается то одна, то другая полушарие. При этом результаты деятельности могут быть одинаковыми, но достигаются они разными способами.

Речь. «Слово заменяет все внешние раздражители, а также и все раздражители, идущие со стороны внутренней среды: оно становится сигналом каждого из них». Как раздражитель, слово вызывает у человека большое количество условных рефлексов. В образовании речевых рефлексов участвуют лобные доли и мозговые центры речи. Речь осуществляется при участии различных отделов ЦНС, тесно связанных между собой и составляющих единую функциональную систему.

1) Слуховой центр устной речи находится вблизи слухового центра в задних отделах височной доли. При его повреждении возникает сенсорная афазия: расстраивается понимание речи: человек слышит слова, но не понимает их, он может говорить, хотя слегка искажает речь. Вследствие отсутствия понимания собственной речи иногда наблюдается чрезмерная говорливость -–логоррея, или словесный понос.

2) Зрительный центр письменной речи (центр чтения) находится вблизи общего зрительного центра затылочной доли. При его повреждении больной видит буквы и слова, но не может их распознать.

3) Двигательный центр устной речи находится вблизи общей двигательной зоны коры лобной доли (в нижних отделах премоторной области). При его повреждении возникает моторная афазия (потеря речи): человек понимает речь, но не может произносить слова.

4) Двигательный центр письменной речи находится в лобной доле.

Центры речи возникли у человека в связи с развитием II сигнальной системы. Их функция заключается в анализе и понимании устной и письменной речи и контроле осмысленного произношения слов.

Речь человека – это аппарат абстрактного мышления, средство развития науки и цивилизации.

Отличие сигнальных систем. Первая сигнальная система - система условнорефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы раздражений, исходящих из внешней и внутренней среды. Первая сигнальная система — основа непосредственного отражения действительности в форме ощущений и восприятий.

«Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это — первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными» (Павлов И. П. ). У человека в процессе его трудовой и общественной жизни над П. с. с. возникла новая, специфически человеческая форма отражения — система речевых (словесных) сигналов — вторая сигнальная система действительности.

Афазия — это системное нарушение речи, состоящее в полной потере или частичной потере речи и обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 495.