ПАМЯТЬ - это свойство ЦНС воспринимать, фиксировать, сохранять и воспроизводить полученную информацию
А Наследуемая /генетическая/, врожденная память
1.Инстинкты 2..Безусловные рефлексы
3.Другие наследуемые процессы
Б Ненаследуемая /индивидуальная/ приобретенная, приобретенная память можно разделить по времени формирования:
Мгновенная /иконическая/(сенсорная)
Краткосрочная (оперативная)
Долгосрочная (долговременная)
МГНОВЕННАЯ /иконическая, сенсорная) - объем ее большой, срок хранения информации до 0,10-0,50 секунд, формируемый образ сенсорного происхождения, представлен во всем информационном многообразии, невозможно воспроизвести.
КРАТКОВРЕМЕННАЯ /оперативная, нейрофизиологическая/- формируется непосредственно на основе сенсорного образа, длительность 5- 60 секунд, объем до 7 элементов одновременно, удерживает основные признаки образа
ДОЛГОСРОЧНАЯ /структурная память/- этот вид памяти выделяют для сохранения наиболее нужной и яркой информации, такая информация может сохраняться даже в течение всей жизни. Объем огромный, все что удерживается в памяти более 1 минуты в том или ином виде переходит в долговременную память. Ненаследуемая память может быть разделена на:
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ - это память на пережитые чувства и эмоции.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ - это память на различные движения.
ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ - человек в этом случае запоминает целые образы.
По вводу информации ненаследуемая память делят на :
1.ОСЯЗАТЕЛЬНУЮ. 2.ОБОНЯТЕЛЬНУЮ.
3.СЛУХОВУЮ. 4.ЗРИТЕЛЬНУЮ
У человека обычно преобладает какой-то один вид памяти, но есть категория людей, которые в одинаковой мере обладают слуховой и зрительной памятью. У человека, в принципе, больше всего развита зрительная и слуховая память. В педагогике существует мнение о том, что слуховая память должна подкрепляться зрительной памятью. Процессы памяти включают 4 стадии
1.Восприятие, запечатление, запоминание.
2.Хранение информации.
3.Воспроизведение информации.
4.Забывание.
1.Восприятие, запечатление и запоминание.
Восприятие- формируется за счет мгновенной/сенсорной, иконической/ памяти.
Запечатление- в значительной степени зависит от функционального состояния структур мозга, доминирующей мотивации и т.д. На ранних этапах/младенческий возраст/ большую роль играет пассивное запечатление- «импринтинг»
Запоминание- это процесс направленный на сохранение полученной информации. В основе запоминания лежат ассоциативные процессы различных структур головного мозга: коры больших полушарий, лимбической системы и ретикулярной формации. Таким образом, получается, что запоминание есть связывание чего-либо нового с тем, что уже имеется, т.е. способность образовывать ассоциации.
ВИДЫ АССОЦИАЦИЙ:
1.Простые:а)простые ассоциации по смежности; б)простые ассоциации по сходству; в)простые ассоциации по контрасту. 2.Сложные:а)ассоциации по смыслу.
ПРОСТЫЕ АССОЦИАЦИИ ПО СМЕЖНОСТИ - связывают между собой два предмета во времени, либо в пространстве (пример с комнатой: приходишь - забываешь, возвращаешься - вспоминаешь).
ПРОСТЫЕ АССОЦИАЦИИ ПО СХОДСТВУ - связывают между собой два предмета или явления, имеющего общие черты.
ПРОСТЫЕ АССОЦИАЦИИ ПО КОНТРАСТУ - связывают между собой два явления противоположных по своим свойствам.
ЗАПОМИНАНИЕ бывает:
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ - это ненамеренное запоминание, имеет особо важное значение в начальный период развития человека.
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ - стимулируется определенными волевыми усилиями. По характеру ассоциаций произвольное запоминание делится:
1.Механическое - в основе лежат простые ассоциации, возможно при многократном повторении материала. Этот вид запоминания присутствует там, где нет желания что-то запомнить или человек просто не может запомнить этот материал, потому что не может его понять. Это запоминание непрочное и плохо воспроизводится.
2.Смысловое, его этапы:
а) понимание смысла запоминаемого; б) анализ материала; в) обобщение; г) запоминание этого обобщения.
В основе запоминания лежит кратковременная память и процесс консолидации памяти, то есть переход информации из кратковременной памяти в долговременную. Некоторые исследователи выделяют промежуточную память.
В основе кратковременной памяти лежит циркуляция возбуждения в замкнутых цепях нейронов/реверберация/.
ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ - процесс задержки или удерживания информации. Информация лучше удерживается, если она запоминается при помощи смыслового запоминания и еще когда информация окрашена была какими-то эмоциями. Сохранению информации также способствуют мотивации. Хранение информации осуществляется за счет долговременной информации.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - это не в коем случае не есть механическое повторение заученного. Это есть активный творческий процесс. Очень часто человек не помнит потому, что не может воспроизвести.
ЗАБЫВАНИЕ - это есть угнетение ассоциаций. Наиболее четко выражено забывание непосредственно после заучивания, это объясняется законом индукции, т.е. развиваются процессы торможения.
МЕХАНИЗМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ:
Если эта циркуляция продлится более 1 минуты, то происходит процесс трансформации в долговременную память. Долговременная память зависит от:
1.Возраста (у старых и очень молодых особей консолидация идет медленнее)
2.От генетических характеристик (линия мышей - Ц-56 - консолидация за 15 мин - т.е. очень умные мыши; крысы Брок Борн - дураки (нет вазопрессина), 16-е поколение от союза крыс-дураков - полное отсутствие памяти.
3.От функционального состояния мозга: если после формирования реакции избегания темного дать снотворное, то консолидация произойдет через неск. часов .
4.От эмоций - если информация несет яркую эмоциональную окраску - запоминание легче.
5.От интенсивности обучения: чем больше интенсивность, тем быстрее запоминание,
Химические вещества участвующие в механизмах памяти:
3 группы веществ:
1.Информационные молекулы (РНК-ДНК)
2.Классические нейромедиаторы (норадреналин, ацетилхолин, серотонин)
3.Нейропептиды.
1.Нуклеиновые кислоты (РНК и ДНК). Блокада синтеза нуклеиновых кислот - животные стали плохо обучаться - плохая память. Введение очищенного экстракт мозга обученных крыс в мозг необученных (то же и с РНК), высокая готовность к обучению.
2.Нейромедиаторы: а) Ацетилхолин - под влиянием обучения вырастает активность холинорецепторов; Блокада холинорецепторов приводит к ретроградной. амнезии, т.е. стирается кратковременная память; б)Катехоламины- при запоминании выделяется норадреналин, который повышает чувствительность клеточных мембран к другим воздействиям (Если заблокировать синтез катехоламинов , то опыты Олдза не получится ( с раздражением центра удовольствия в гипоталамусе); в) Серотонин -ускоряет обучение
3.Нейропептиды -а) АКТГ, вазопрессин., окситоцин, и др. - стимулируют запоминание. б) эндогенные опиатные пептиды - ускоряют процессы консолидации.
Теории памяти Морфологические теории
А) Рост дендритов и увеличение числа шипиков на дендритном дереве нейронов мозга, увеличение числа коллатералей аксонов нейронов./формы кодирования информации/.
Б)Образование новых синапсов./формы кодирования информации/.
Молекулярные теории
А/Нервные импульсы через системы посредников вызывает изменение в системе РНК, что приводит к синтезу в клетке специфических белков-«молекул памяти».
Б/Под влияниям нервных импульсов через систему посредников синтезируются специальные белки, которые встраиваются в мембрану в месте нахождения неэффективного синапса и это его превращает в эффективный синапс. /Современное толкование теории синапсов/.
Голографическая теория
Информацию хранит весь мозг и каждая его часть.
В медицинской науке амнезией называют болезнь, при которой нарушается процесс запоминания, хранения или воспроизведения необходимой информации.
Выделяют несколько видов амнезии:
- антероретроградная: больной не может вспомнить и воспроизвести ту информацию, которую получил до момента заболевания и после того, как заболел;
- ретроградная: человек не может вспомнить информацию, полученную до начала заболевания;
- антероградная: больной не запоминает сведения, которые получил после того, как заболел;
- синдром Корсакова: тяжелая форма ретроградной или атероградной амнезии, возникающая из-за недостатка витамина В1 в совокупности с другими признаками, чаще всего является результатом сильного недоедания или алкоголической зависимости;
- фиксационная: информация не хранится, она не фиксируется, поэтому больной не может ее воспроизвести;
- перфорационная: удержание в памяти полученной информации происходит лишь частично;
- травматическая: возникает после удара или любой другой травмы головы, обычно имеет временный характер;
- диссоциированная: человек забывает факты, касающиеся личной жизни, а универсальные знания остаются;
- постгипнотическая – человек не может вспомнить события, которые происходили с ним во время сеанса гипноза;
- детская: отсутствие воспоминаний, связанных с ранним детством и младенчеством, характерна для многих людей.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 287.