Под сексуальными девиациями понимается любое количественное или качественное отклонение от сексуальной нормы, а в понятие нормы включается поведение, соответствующее возрастным и полоролевым онтогенетическим закономерностям данной популяции, осуществляемое в результате свободного выбора и не ограничивающее в свободном выборе партнера
В сексологии принято разделять понятия индивидуальной и партнерской норм. Индивидуальная норма оценивается, как правило, с ориентацией на биологические особенности человека. Партнерская норма определяется как все виды сексуальной активности, сексуального поведения и сексуальных действий, имеющие место между двумя зрелыми людьми, принимаются обоими и направлены на достижение наслаждения, которые не вредят здоровью и не нарушают норм общежития. В структуре партнерской нормы выделяется принципиальное значение следующих критериев:
· количество одновременно взаимодействующих партнеров (нацеливает на парные сексуальные контакты);
· их зрелость (указывает на социально-психологические характеристики, в частности возможность понимать биологический и социальный смысл сексуальных действий и быть ответственным за их последствия);
· стремление к достижению обоюдного согласия (обоюдное согласие находит отражение в совпадении «диапазонов приемлемости» и «сексуальных сценариев»);
· отсутствие ущерба собственному здоровью (входит реальная самооценка человека в сфере собственных сексуальных способностей и исключение поведения, наносящего вред здоровью);
· здоровью и комфорту других людей (в том числе партнера) - рассматривается как учет внешних социальных последствий сексуального действия человека, в частности циничного и оскорбляющего общественную нравственность.
Нарушения психосексуальных ориентаций представляют собой искажения направленности полового влечения и форм его реализации, которые известны под названием половые извращения (сексуальные перверсии, парафилии). Их можно считать истинными только тогда, когда искаженное половое влечение вытесняет и замещает нормальную половую жизнь. Истинные парафилии служат проявлением второй фазы формирования патологического влечения (научение и закрепление установки). Проявлениями первой фазы (выработки установки) считаются перверсные (парафилические) тенденции – деформирующие либидо установки, проявляющиеся в мечтах и фантазиях, но по тем или иным причинам не реализуемые. Кроме того, целесообразно выделять перверсные (парафилические) элементы, легкие девиации полового влечения, свойственные нормальной сексуальности, играющие роль дополнительных второстепенных аксессуаров и не являющиеся патологией.
В зависимости от фона можно выделить несколько групп перверсий.
· Транзиторные, заместительные парафилии наблюдаются при невозможности адекватно реализовать половое влечение (период юношеской гиперсексуальности, длительная изоляция в однополых коллективах, сексуальные расстройства и т. д.). Они обычно сочетаются с нормальным психосексуальным развитием, и при первой же возможности половая жизнь направляется в нормальное русло. Длительно существующие заместительные перверсии могут перерастать в истинные.
· Перверсии, формирующиеся на фоне задержки психосексуального развития. Механизмы их становления могут иметь несколько вариантов. Свойственные ранним этапам развития сексуальные проявления существуют более длительное время, усложняются, обрастают новыми, часто вычурными, элементами, а на этапе формирования психосексуальных ориентации (в период гормональной перестройки) стойко фиксируются, становятся патологическими и замещают нормальное половое влечение. Задержка психосексуального развития на ранних этапах может выразиться в смещении сексуальных проявлений детского возраста на более поздний срок, когда они совпадают с формированием либидо и «сплавляются» с ним, искажая влечение. Например, перемещение связанного с полом любопытства и обусловленных им изучения и демонстрации половых органов на этап формирования психосексуальных ориентации.
В связи с особенностями детского возраста сексуальные проявления ранних этапов могут оставлять наиболее яркие впечатления, особенно при подкреплении сильными эмоциями (страх, стыд и т. д.), а затем часто вспоминаться. На этапе формирования полового влечения, когда его реализация невозможна вследствие (однополые изолированные коллективы, чрезмерно строгая регламентация половой жизни и т. д.) или в связи с сексуальными расстройствами, эти воспоминания всплывают в фантазиях и мечтах и в конечном итоге «сплавляются» с либидо и перерастают в перверсные тенденции.
· Перверсии, формирующиеся на фоне преждевременного психосексуального развития. В этих случаях формирование психосексуальных ориентации перемещается на более ранние возрастные периоды и искажает сексуальные проявления, свойственные возрасту. Девиантные формы быстро включаются в структуру либидо, «сплавляются» с половой ролью и ядром личности и прочно закрепляются. Такому типу формирования сексуальных перверсий свойственна стойкость в течение всей жизни с обострениями в пубертатном периоде.
Выделяют и другие виды нарушения сексуального поведения.
Гиперсексуальность – одна из базовых характеристик, способствующих формированию подавляющего большинства сексуальных девиаций и перверсий. Она характеризуется значительным повышением ценности сексуальной жизни и вытеснением иных ценностей.
В случае девиаций гиперсексуальное поведение становится не столько средством для достижения удовлетворения, но и самоцелью. Возникают разнообразные формы отклоняющегося от норм права, нравственности или эстетики сексуального поведения: секс как унижение, секс как гордыня, секс как развлечение, секс как спорт, секс как работа, секс как коллекционирование и т. д. При гиперсексуальности обычные цели и мотивы отходят на второй план, уступая место эгоистическому мотиву, и сексуальный контакт может использоваться в т. н. несексуальных целях. При девиантном сексуальном поведении человек склонен получать сексуальное удовлетворение, сочетая коитус с оскорблением и принуждением партнера к вступлению в сексуальный контакт в неприемлемой для него форме, с игнорированием свободного выбора партнера. Вступление в сексуальные взаимодействия с целью поставить рекорд по числу партнеров или по продолжительности одного контакта также носит характер девиации. В данном случае поиск объекта удовлетворения сексуального чувства приобретает навязчивый или сверхценный характер, и партнер может обесцениваться до уровня «персонифицированного возбуждающего объекта». Особо с позиции этики и нравственности выделяется проституция, когда основной целью вступления в сексуальные связи становится корысть.
Вышеперечисленные формы отклоняющегося поведения формируются лишь на основе гиперсексуальной ориентации. Они выполняют функцию ухода от скучной реальности в мир ярких и необычных сексуальных переживаний. Таким образом, гиперсексуальное поведение входит в структуру аддиктивного типа девиантного поведения, хотя может встречаться и при иных типах. Разновидностью гиперсексуального поведения является провоцирующее поведение без истинного желания вступить в интимные отношения.
Противоположность гиперсексуальности - асексуальное девиантное поведение, при котором человек снижает значимость и ценность сексуальной жизни или отрицает ее существенность полностью и исключает из своей жизни поступки, направленные на сексуальные контакты. Он может обосновывать это моральными или мировоззренческими соображениями, отсутствием интереса или иными мотивами. Асексуальность часто сочетается с особенностями характера индивида в виде акцентуаций и патологических вариантов шизоидной или зависимой (астенической) направленности.
Приведем перечень и краткое описание сексуальных девиаций, которые наиболее часто включаются в сексологические классификации:
· фетишизм (сексуальный символизм, сексуальный парциализм) - объектом полового влечения является часть тела, одежда или какой-либо иной предмет, символизирующий сексуального партнера. (Апотемнофилия - сочетающаяся с садомазохизмом разновидность фетишизма, при которой роль фетиша играют уродства тела);
· нарциссизм (аутофилия, аутоэротизм, аутоэрастия) - объектом полового влечения является собственное тело (разновидность фетишизма);
· гетерохромофилия - объектом полового влечения является только партнер с другим цветом кожи (разновидность фетишизма);
· трансвестизм (эонизм, метатропизм) - половое удовлетворение достигается при переодевании в одежду другого пола;
· педофилия (инфантосексуализм, падерозия) - половое влечение к детям (некоторыми исследователями рассматривается как разновидность фетишизма, в которой роль фетиша играют черты незрелого детского тела, а пол ребенка при этом не играет существенной роли);
· эфебофилия - половое влечение к мальчикам-подросткам, юношам;
· нимфофилия - половое влечение к девушкам-подросткам, юным девушкам;
· геронтофилия - половое влечение к лицам старшего возраста, к старикам;
· зоофилия - половое влечение к животным;
· некрофилия - половое влечение к трупам и совершение с ними сексуальных действий.
· сексуальный садизм - половое удовлетворение, получаемое путем причинения страданий или унижений сексуальному партнеру;
· мазохизм - получение сексуального удовлетворения при унижениях и физических страданиях, причиняемых сексуальным партнером (некоторые исследователи объединяют садизм и мазохизм в одну общую форму сексуальной девиации - садомазохизм, считая, что они являются дополняющими друг друга формами получения сексуального удовлетворения и иногда чередуются у одного и того же лица);
· вуайеризм - влечение к подглядыванию за половым актом или обнаженными объектами сексуальных предпочтений (специфической разновидностью вуайеризма является сверхценное увлечение порнографией).
Немалую роль в предупреждении нарушений сексуального поведения играет психологическое просвещение и профилактика.
В. В. Кришталь и Б. Л. Гульман предложили рассматривать психологическую профилактику нарушений сексуального поведения в виде трех звеньев:
· первичная профилактика направлена на сохранение и развитие условий, способствующих поддержанию сексуального здоровья и на предупреждение неблагоприятных воздействий социальных, психологических, социально-психологических и биологических факторов, способных привести к расстройству сексуального здоровья;
· вторичная профилактика предусматривает своевременное и раннее выявление нарушений сексуального здоровья и их предупреждение;
· третичная профилактика направлена на выздоровление, предупреждение декомпенсаций, обострений, прогрессирования болезни или ее перехода в более тяжелое заболевание.
По мнению Л.М.Щеглова сексуальное воспитание и просвещение могут быть адекватны при условии трехуровневого подхода:
· Первый уровень предполагает просвещение и воспитание учителей. Именно они не только обучают детей и подростков, но и дают определенные оценки их поведению, знаниям, навыкам. Если сами учителя не имеют достаточной грамотности в сфере сексологии, если не существует скоординированной системы оценок, вряд ли можно ожидать большого эффекта от просвещения детей.
· Второй уровень ставит задачей просвещение родителей. Характер информации, которой владеют и взрослый, и ребенок, должен быть одинаковым, иначе трудно избежать конфликтов и проблем. Именно взрослые (в первую очередь - родители и учителя) обеспечивают благоприятный фон для сексуального просвещения детей.
· Третий уровень предполагает собственно воспитание и просвещение детей и подростков при условии решения проблем первого и второго уровней.
И. С. Кон считает, что проводимое профессионалами сексуальное просвещение позволяет добиться следующего:
· дети и подростки, прошедшие систематический курс сексуального просвещения, больше знают о сексе и их знания более достоверны;
· эти знания облегчают им разрешение возникающих трудностей психосексуального развития;
· знания облегчают им понимание особенностей других людей и воспитывают терпимость к чужим взглядам и поведению, что весьма ценно как в личном, так и в общественном плане;
· сексуальное просвещение и воспитание снижают количество подростковых беременностей и абортов.
Сексуальное воспитание, обучение и просвещение могут обеспечить более открытые и честные отношения мужчин и женщин, что, в свою очередь, приведет к ослаблению сексуальной агрессии, развенчанию многих легенд и мифов о сексе и расшатыванию примитивных стереотипов, сложившихся в этой сфере человеческого бытия.
Делинквентное поведение.
Антисоциальное (деликвентное) поведение – Понятие происходит от латинского delinquens - «проступок, провинность». Под этим термином мы будет понимать противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.
Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия,- деликтами.
Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.
Преступность - наиболее опасное отклонение от социальных норм. Акты поведения направлены вовне на физические и социальные объекты. Действия преступника причиняют объекту посягательства существенный вред. За совершение преступления человек привлекается к уголовной ответственности.
Проступки – это малозначительные правонарушения, которые не представляют большой общественной опасности и влечения за собой применение к нарушителю мер дисциплинарного или общественного воздействия.
Классификация преступлений:
а) по степени тяжести: на тяжелые, средние и не представляющие общественной опасности.
б) по формам вины: умышленные и неосторожные
в) умышленные – по объекту посягательства, целям и мотивам преступников: антигосударственные, корыстные, насильственные и др.
г) социально-демографические: преступления взрослых и молодежи; преступления несовершеннолетних;
д) первичная, вторичная и рецидивная преступность.
Признаки «антисоциального нарушения личности» могут проявляться уже в детском возрасте: отсутствие эмоциональной привязанности к родителям и близким, ложь, жестокость к животным, более слабым детям, агрессивность. Такие дети часто ввязываются в драки, совершают хулиганские действия.
Условия формирования делинквентного поведения
· Согласно Р.Мертону, некоторые люди не могут отказаться от делинквентного поведения, потому что в нынешнем обществе потребления подавляющее большинство любой ценой стремится к доходу, потреблению и успеху. Людям, так или иначе «отодвинутым в сторону» от общественных благ, трудно достичь желанных целей легальным путем.
· Социальной причиной антиобщественного поведения конкретной личности также может быть склонность общества навешивать ярлыки. В ряде случаев устойчивое антиобщественное поведение формируется по принципу порочного круга: первичное, случайно совершенное преступление - наказание - опыт насильственных отношений (максимально представленный в местах заключения) - последующие трудности социальной адаптации вследствие ярлыка «преступника» - накопление социально-экономических трудностей и вторичная делинквентность - более тяжкое преступление - и т.д.
· Многие законопослушные люди имеют агрессивно-криминальные импульсы, которые не реализуются ими в конкретных действиях, но проецируются на других людей, например, совершающих правонарушения. Вследствие данных проективных процессов правонарушения могут чрезмерно строго оцениваться и несправедливо наказываться, что в свою очередь приводит к усилению делинквентности.
· Общество само, как это ни парадоксально, посредством неоправданных действий и чересчур серьезных наказаний воспитывает преступников, от которых хотелось бы избавиться. Государство, провозглашая борьбу с насилием, само его использует (нередко еще в большем количестве) по отношению к провинившемуся. Сегодня 86 стран мира имеют в законодательстве статью о смертной казни. В целом людям навязывается насильственный стереотип взаимоотношений. Представители власти преследуют делинквентных личностей, демонстрируя им свою силу так, как те поступали по отношению к своим жертвам. Возникает порочный круг, двигаясь по которому, делинквентные личности наносят вред себе и окружающим.
· Существенную роль в происхождении делинквентного поведения играет микросоциальная ситуация. Его формированию, например, способствуют: асоциальное и антисоциальное окружение (алкоголизм родителей, асоциальная и антисоциальная семья или компания); безнадзорность; многодетная и неполная семья; внутрисемейные конфликты; хронические конфликты со значимыми другими.
Семейные факторы, вызывающие делинквентность:
- фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;
- физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);
- недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;
- острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;
- потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;
- несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;
- смена родителей (опекунов);
- хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);
- нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);
- усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).
Очевидно, что об антисоциальном поведении (в отличие, например, от агрессивного) имеет смысл говорить лишь по достижении определенного возраста не ранее 6-8 лет. Как правило, маленький ребенок не может достаточно осознавать свое поведение, контролировать его и соотносить с социальными нормами. Только в школе ребенок впервые и по-настоящему сталкивается с принципиальными социальными требованиями, и только начиная со школьного возраста от ребенка ожидается строгое следование основным правилам поведения.
В младшем школьном возрасте (6 - 11 лет) делинквентное поведение может проявляться в следующих формах: мелкое хулиганство, нарушение школьных правил и дисциплины, прогулы уроков, побеги из дома, лживость и воровство.
Противоправные действия в подростковом возрасте (12-17 лет) являются еще более осознанными и произвольными. Наряду с «привычными» для данного возраста нарушениями, такими, как кражи и хулиганство - у мальчиков, кражи и проституция - у девочек, приобрели широкое распространение новые их формы - торговля наркотиками и оружием, рэкет, сутенерство, мошенничество, нападение на бизнесменов и иностранцев. По статистике большая часть преступлений, совершенных подростками, - групповые. В группе снижается страх наказания, резко усиливаются агрессия и жестокость, снижается критичность к происходящему и к себе..
Отдельными мотивами, побуждающими к противоправным действиям, могут быть:
· стремление немедленно получить удовольствие,
· стремление самоутвердиться,
· стремление к комфорту или высокому социальному статусу,
· оппозиционное поведение (внутреннее стремление нарушать запреты),
· поведенческие стереотипы (опыт пребывания в криминальной среде),
· агрессия и садистические наклонности,
· следование социальным стереотипам и традициям,
· потребность чувствовать принадлежность к группе и получать ее одобрение,
· скука,
· стремление к риску и острым ощущениям,
· фрустрация,
· необходимость вынужденной защиты,
· альтруизм (правонарушение ради других людей или высокой цели).
Виды делинквентного поведения:
- проституция. Сам термин «проституция» происходит от латинского слова «выставлять публично» (prostituere). Обычно под проституцией понимают внебрачные половые отношения за плату, не имеющие в своей основе чувственного влечения.
Причинами данного вида делинкветного поведения могут являться как социально-экономические и морально-этические факторы, так и биологические. Часть женщин обладает сильным либидо (влечением) и их потребности выше средних (отсюда выход на спортивный секс). Другая причина – среда, которая окружает проститутку (рэкетиры, сутенеры), провоцирующим фактором может быть первичное изнасилование и др.
Сексуальное поведение не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Половая принадлежность индивида не столь очевидна и безусловна, как это представляется обыденному сознанию. Не случайно различают пол генетический, или генитальный, и основанный на нем гражданский (паспортный) и «субъективный», как половую аутоидентификацию субъекта. Примером половой дифференциации служит гермафродитизм – двуполость, врожденная двойственность репродуктивных органов. А в случае транссексуализма человек не только ощущает свою принадлежность к противоположному полу, но и упорно стремится к его изменению, в том числе хирургическим путем.
Что касается направленности полового влечения, то она может быть не только гетеросексуальной или гомосексуальной, но и бисексуальной (половое влечение к лицам обоего пола). Из всех видов отклоняющегося поведения данные виды сексуального поведения наиболее «биологичны» и потому следует отнести их скорее к клинической форме.
- бродяжничество. Это разновидность поведения, которое является результатом двойного конфликта – неудач в стремлении достичь цели законными средствами и неспособностью прибегнуть к незаконным способам вследствие внутреннего запрета (по Р. Мертону). Поэтому индивид дистанцируется от конкурентного порядка, что приводит его к «бегству» от требований общества, пораженчеству, успокоенности, смирению.
Это специфический образ жизни, который складывается в ходе постоянного разрыва социальных связей (десоциализации) личности. В научной литературе для характеристики бродяжничества применяется термин «маргинальность» (лат. marginalis – находящийся на краю), обозначающий пограничность, периферийность, промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям.
Можно выделить 2 группы бродяжничества и их причины:
1. Объективные.
- жилищная проблема;
- стихийные бедствия, ухудшение экологической ситуации в регионах.
2. Субъективные.
- психологические особенности личности;
- жизненные установки;
- микросоциальная ситуация.
Совокупность объективных и субъективных причин формирует внутреннюю мотивацию бродяжничества, по мере десоциализации оно становится привычным образом жизни, менять который многие из них уже не могут и не хотят.
- вандализм. Это разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парков и вытаптывания газонов до разгрома магазинов во время массовых беспорядков.
В зависимости от доминирующего мотива разрушения С. Коэн выделяет шесть типов вандализма:
1) Вандализм как способ приобретения. Основной мотив разрушения - материальная выгода.
2) Тактический вандализм. Разрушение используется как средство достижения других целей.
3) Идеологический вандализм. Разрушитель преследует социальные или политические цели.
4) Вандализм как лишение. Разрушение происходит в ответ на обиду или оскорбление.
5) Вандализм как игра. Разрушение как возможность поднять статус в группе сверстников.
6) Злобный вандализм. Вызывается чувствами враждебности, зависти и удовольствия от причинения вреда.
Другая классификация мотивов вандализма представлена Д. Кантером:
1) Гнев. Разрушительные действия объясняются чувствами досады, переживанием неспособности достичь чего-либо или попытка справиться со стрессом.
2) Скука. Причина – желание развлечься. Мотивом выступает поиск новых впечатлений, острых ощущений, связанных с запретом и опасностью.
Как средство самоутверждения, привлечения внимания к себе.
Виктимное поведение.
В рамках теории и практики борьбы с преступностью на Западе зародилось направление криминологии – виктимология – наука о поведении жертвы и ее влиянии на поведение преступника.
Американский исследователь Бетти Грейсон экспериментально установила, что преступнику требуется в среднем семь секунд для визуальной оценки потенциальной жертвы – ее физической подготовки, темперамента и т.п. Преступник бессознательно отмечает все, что может сыграть ему на руку: неуверенный взгляд, вялую осанку, несмелые движения, психологическую подавленность, физические недостатки, усталость, рассеянность и т.д. Грейсон засняла на видеопленку сотни пешеходов обычного уличного потока. Запись демонстрировалась заключенным, отбывающим срок в различных тюрьмах США. В результате, большинство отдельно опрашиваемых преступников выделили одних и тех же людей, которые могли бы, по их мнению, стать легкой добычей.
Резюме этих исследований может быть выражено следующим образом: профессиональный преступник, действует подобно хищнику; как хищник не нападает на здоровое и сильное животное, а ищет слабое и больное, так и преступник стремиться нападать на тех, кто окажет наименьшее сопротивление. Преступник выбирает жертву, которая «не совсем нормальна» – отличается от других людей, а значит ведет себя девиантно.
К базовым понятиям виктимологии (как общей, так и криминальной) относятся виктимность и виктимизация. Виктимность, или виктимогенность – приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки, которые, могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву (преступления, несчастного случая, деструктивного культа и т. д.). Виктимизация – процесс приобретения виктимности. Жертва – это преимущественно физическое лицо, которому непосредственно причинен вред.
В самом общем виде насилие определяется как принудительное воздействие на кого-либо.
Виды насилия по характеру насильственных действий:
Физическое насилие – это толчки, пощечины, удары кулаком, ногой, использование тяжелых предметов, оружия и другие внешние воздействия, которые приводят к болевым ощущениям и травмам.
Психологическое (эмоциональное) насилие – это угрозы, грубость, издевательства, оскорбление словом и любое другое поведение, вызывающее отрицательную эмоциональную реакцию и душевную боль. Эмоциональные оскорбления идентифицировать гораздо труднее. Они, хотя и не оставляют синяков на теле, могут быть намного разрушительнее и вкупе с другого рода воздействиями, в том числе физическими, сильнее травмируют психику.
А так же манипуляции – психологическое воздействие, нацеленное на изменение направления активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается незамеченным им.
Сексуальное насилие – вид домогательства, выражаемый в форме, как навязанных сексуальных прикосновений, сексуального унижения, так и принуждения к сексу и совершения сексуальных действий (вплоть до изнасилования и инцеста) против воли жертвы.
Домашнее, бытовое насилие включает в себя физические, психические, эмоциональные и сексуальные оскорбления. Оно распространяется не только на замужние пары, но и на сожителей, любовников, бывших супругов, родителей и детей. Оно не ограничивается гетеросексуальными отношениями.
Экономическое насилие в семье, такое как единоличное распределение средств семейного бюджета, доминирующим членом семьи и строгий контроль за расходом денег с его стороны, является одной из форм выражения эмоционального давления и оскорбления.
Насилие подразделяется на уровни:
· уровень всего общества, страны;
· уровень отдельных социальных групп;
· уровень малой социальной группы;
· уровень отдельного индивида.
По характеру насилие можно подразделить на:
· явное (открытое проявление насилия);
· скрытое (насилие, завуалированное различными способами), часто достигается с помощью финансового воздействия (лишение субъекта материальной помощи, ассигнований и т. п.).
В ряде исследований установлено, что:
· жертву убийства характеризуют неосмотрительность, чрезмерная рискованность, конфликтность, склонность к агрессии, эгоцентризм, злоупотребление спиртным, зачастую жертва знакома с преступником;
· жертвы изнасилований часто неразборчивы в знакомствах, эксцентричны, или, наоборот, нерешительны, личностно незрелы, не имеют опыта половых отношений, инфантильны;
· жертвы истязаний в большинстве случаев знакомы с преступником и находятся в той или иной зависимости от него (жена, сожительница, ребенок, мать); по характеру они часто слабовольны и не имеют устойчивых жизненных позиций, сформированных интересов, порой ведут аморальный образ жизни, нередко их социальный статус ниже статуса истязателя;
· жертвы мошенников чрезмерно доверчивы, некомпетентны, легковерны, в ряде случаев жадны или испытывают материальные трудности, нередко суеверны.
У людей с повышенной виктимностью обнаруживается типичная модель поведения, более характерная для ребенка, чем для взрослого человека. Наиболее общие характеристики комплекса жертвы выглядят следующим образом:
· низкая самооценка . Того, кто не ценит себя, как правило, не ценят и окружающие. Корни низкой самооценки лежат в детстве. Ребенку с ранних лет указывают на его, якобы, недостатки: неуклюжий, толстый, невнимательный, рассеянный, сутулый, а потом искренне удивляются, почему он таким вырос;
· чрезмерная зависимость от мнения окружающих . Тому, кто беспокоится только о том, как он будет выглядеть в глазах других, можно навязать все, что угодно, начиная от регулярного потребления алкоголя (если я не выпью – все будут думать, что я слабак) до покупки всевозможных «дырок от бублика»;
· боязнь «резких движений». Кстати, этому в немалой степени способствует полученное воспитание. В школе, а зачастую еще и в семье человека учат «быть, как все», а малейшие проявления индивидуализма тут же пресекаются на корню;
· завышенные требования к себе. Человеку с детства внушили, что он просто обязан все делать хорошо, вот он, и старается «соответствовать идеалу». Он не может на какое-то время просто сесть и расслабиться, ему вечно чего-то не хватает.
· боязнь неудачи.
[1] Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков - Электронный ресурс. Режим доступа: // centercep.ru/stati/8-klinicheskaya-psihologiya-i-psihoterapiya/132-suicid-o-merah-profilaktiki-suicida-sredi-detey-i-podrostkov.html#a1)
Дата: 2019-02-25, просмотров: 191.