Практически всю свою историю человечества любое общество характеризуется наявностью отклонений. Отклонения, или иначе говоря девиации, присущи каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их печальных форм должно быть важным вопросом в профессиональной деятельности психолога.
Существуют основные варианты социального поведения:
1. Нормальное поведение («стандартное») – соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности. С точки зрения математической статистики нормально все то, что встречается часто, т.е. не реже чем в 50% случаев.
Следуя за Л.С. Выготским, необходимо признать, что норма представляет собой отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частных случаев и не встречается в чистом виде, а всегда с некоторой примесью ненормальных форм.
2. Маргинальное (пограничное) поведение – находится на самой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение окружающих людей.
3. Нестандартное («ненормативное») поведение – выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей.
Проявляется в двух основных формах:
- креативное (творческое) поведение – реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изменению самих норм, но в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих;
- девиантное (отклоняющееся) поведение – непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и социальную дезадаптацию.
4. Патологическое поведение – отклоняющееся от медицинских норм, проявляющееся в форме конкретных симптомов, снижает продуктивность и работоспособность личности, вызывает сочувствие или страх окружающих.
В случае позитивных девиаций говорится о нестандартной личности, для которой характерны оригинальные, творческие идеи, которые имеют общественную значимость и, в целом, свидетельствуют об успешном процесс социализации и играют положительную роль в прогрессивном развитии общества.
Негативные девиации поведения связаны с тем, что личность не усваивает позитивного социального опыта, не может адаптироваться к моральным ценностям и нормам поведения, которые соответствуют требованиям общества, хотя и может достаточно хорошо знать эти нормы.
Норма – это общее правило поведения, действующее непрерывно во времени и в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев. Нормы вырабатывает общество, социальные группы, которые входят в него. С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно удовлетворять их поведение.
Девиантное (отклоняющееся) поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Задачи психологии девиантного поведения : изучить механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов девиантного поведения; способы и методы диагностики и коррекции девиантного поведения.
Труднее всего определить «психологическую норму» как совокупность неких свойств, присущих большинству людей, своеобразный эталон поведения. Это – нормы-идеалы. Поскольку определение норм в разных социальных средах имеет существенные отличия, а нормы-идеалы, система основных ценностей носят общий характер, они трудно применимы к конкретным социальным объектам.
Как отмечает И. С. Кон, девиантное поведение личности (в негативном смысле этого понятия) можно разделить на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, когда речь идет о наличии психопатологии. Во-вторых, это поведение, нарушающее социальные и культурные нормы, особенно правовые.
Признаки девиантного поведения:
- Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным нормам (социальным, правовым, нравственным, психологическим.
- Девиантное поведение и личность, его проявляющее, вызывает негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).
- Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Оно деструктивно или аутодеструктивно.
- Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Поэтому девиантом можно называть того человека, который «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», которое носит социально-негативный характер.
- Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.
- Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.
- Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.
Следует заметить, что термин «девиантное поведение» может применяться к детям не младше 6-7 лет, а в строгом смысле – после 9 лет. Ранее 6 лет необходимые представления о социальных нормах в сознании ребенка просто отсутствуют, а самоконтроль осуществляется в большей степени с помощью взрослых. К 9-10 годам ребенок способен самостоятельно следовать социальным нормам. До 6 лет негативное поведение рассматривают как одно из проявлений незрелости, невротических реакций или нарушения психического развития.
В рамках отечественных исследований проблемы девиантного поведения в основном объясняются двумя причинами:
а) несовпадением требований нормы с требованиями жизни, с одной стороны;
б) несоответствием требований жизни интересам данной личности – с другой.
В заключение следует заметить, что существуют разнообразные взаимосвязанные факторы, обусловливающие генезис девиантного поведения. А именно:
- индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную и психологическую адаптацию индивида;
- педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
- психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе и который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к психолого-педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности к саморегулированию своего поведения;
- социальный фактор, определяющийся социальными, экономическими, политическими и др. условиями существования общества.
Виды девиантного поведения.
Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе. Специфические особенности девиантного поведения личности помогают отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие у конкретного человека.
В основу классификации видов и форм девиантного поведения могут быть положены различные основания. В зависимости от субъекта (т.е. кто нарушает норму) девиантное поведение может быть индивидуальным или групповым. С точки зрения объекта (т.е. того, какая норма нарушена), девиантное поведение подразделяется на следующие категории:
- аддикции (химические: наркомания, алкоголизм; и нехимические: трудоголизм, гэмблинг, интернет-зависимость).
- нарушение поведения (бродяжничество, попрошайство).
- пищевые нарушения (абулия, анорексия, компульсивное переедание).
- агрессивное поведение (вандализм, терроризм, суицид).
- делинквентное поведение (мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег).
- виктимное поведение (поведение жертвы).
Среди традиционных причин возникновения девиантного поведения в психологии обсуждаются следующие:
- нарушения в становлении, формировании и развитии личности;
- влияние социокультурных факторов;
- образа жизни семьи и семейных отношений (детско-родительских, детско-детских, родительских);
- характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением;
- выраженное протекание подросткового кризиса;
- членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм;
- влияние средств массовой информации, низкопробной кинопродукции (особенно боевиков), пропаганды сексуальной распущенности; влияние компьютерных игр;
- также размывание понятия благородства, распад соседства как освобождение от неформального социального контроля по месту жительства.
Среди причин подростковой и юношеской девиантности чаще всего встречаются:
- причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
- причины социального и психологического характера;
- причины, связанные с возрастными кризисами.
Важнейший фактор отклоняющегося поведения подростка – девиантные сверстники. Наличие девиантной группы:
- облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова;
- обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях;
- уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.
К девиантным стратегиям отношения к себе и окружающим у подростков-девиантов относятся:
- самовозвеличивание - испытание своей личной «особенности», демонстрация исключительности или же особой ценности своей персоны, конкурентоспособность, принижение других, борьба за власть, терроризирование остальных и контроль над ними.
- манипулирование добровольной заботой - ты должен это мне; докажи, что ты любишь меня; я буду хорошим, если ты...; пусть другие сделают это; помоги мне, беззащитному, несчастному ребенку.
- уход от ответственности и ее отрицание - ты заставил меня сделать это; это их вина; ты не имеешь права говорить мне, что делать; пассивное неповиновение; жульничество; разрушение, оставляющее после себя хаос.
- мщение - провокационное поведение, преднамеренное травмирование, подрывное трусливое неповиновение; банда против всего мира; разговоры вроде таких: «Я взорву,.. нанесу вред себе, уничтожу,.. я заставлю всех быть настороже, вы потом пожалеете».
- выработка и сохранение параноидального взгляда на мир - они заставили меня сделать это, они придираются ко мне; жалобы вместо преодоления проблем; сужение проблемы вместо ее понимания.
Причины возникновения девиантного поведения (рис. 1).
Рис 1. Причины отклоняющегося поведения (А.Р.Борисевич, В.Н.Пунчик).
Факторы риска, влияющие на девиантное поведение
Рис 2. Факторы риска, влияющие на девиантное поведение.
В настоящее время, как в науке, так и в практической деятельности сформировались определенные взгляды на проблему понимания природы девиантного поведения.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 259.