Россия как евразийское государство в XIX в. развивалась поступательно, реализовывала свой потенциал в рамках политики самодержавной власти и под влиянием тенденций мирового развития.
Россия на протяжении всего XIX столетия была крупнейшим европейским государством. В первой половине века попытки ее реформирования были ограниченными и непоследовательными. В то же время именно политический консерватизм российского самодержавия позволил сплотить страны и народы Европы и сокрушить наполеоновское нашествие.
Во второй половине века Российская империя, во-первых, продемонстрировала всему миру абсурдность и бессилие крепостничества как феодального пережитка, впоследствии отказавшись от него, во-вторых, добилась абсолютного приоритета в военно-дипломатической деятельности на Европейском континенте и в Азии, что позволило ей значительно расширить свои территории и победить в геополитическом противоборстве как с восточными, так и с западными государствами.
При характеристике истории России XIX в. часто применяют термин «модернизация» с добавлением «европейская».
Справка. Модернизация означает изменение, совершенствование общественных отношений в процессе становления индустриального, капиталистического общества.
В России в XIX в. началось формирование промышленно развитого общества при покровительстве государственных структур власти, особенно в 90-е годы, когда реализовывалась идея создания мощной отечественной индустрии.
На протяжении века российские императоры – от Александра I до НиколаяпII, преимущественно заботились об укреплении политической системы страны, усилении государства, его военной мощи. Был сформирован министерский строй, образованы земские органы местного управления, изменились судебная система и правовой статус большинства населения страны, особенно в ходе реформ 60–70-х годов, шел процесс становления своего рода «правового государства» в рамках сословного общества. По убеждению российских самодержцев, неограниченный в своих правах государь мог принести России благ больше, чем модернизированная по европейскому образцу политическая система.
Попытки реформирования политической системы России при Александре I (1801–1825). Новый император Александр I (1777–1825) вступил на престол после убийства его отца в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. В начале своей деятельности молодой царь принял ряд мер по отмене ограничений жалованных грамот дворянству и городам, а также связанных с внешней торговлей и выездом дворян за границу. Многие были освобождены из тюрем, возвращены из ссылки, восстановлены на службе.
В первые годы своего правления Александр I был склонен к либерализму в реформировании социально-политического устройства страны. В управлении империей он опирался на Непременный совет – совещательный орган из титулованной знати (1801–1810) и Негласный комитет, состоявший из нескольких близких друзей императора (П.А. Строганов, А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей). Влияние данного круга людей на императора при принятии решений преобладало до ведения войн с Наполеоном (1805).
В сентябре 1802 г. началась министерская реформа: вместо устаревших коллегий были учреждены министерства военно-сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Наряду с этим реорганизации подвергся Сенат. Дарованное ему право делать представления на высочайшее имя в случаях, когда принимаемые законы противоречили действующим, отобрали уже в 1803 г.
Заметную роль в преобразованиях системы государственного управления сыграл М.М. Сперанский (1772–1739). В 1809 г. он представил Александру I несколько проектов преобразования государственного устройства. Основная идея реформатора состояла в разделении функций государственных структур власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Представительным органом власти должна была стать Дума. Сенат наделялся судебной властью, министерства – исполнительной. Законодательная власть оставалась за императором, а назначаемый им Государственный совет должен был координировать деятельность ветвей власти и вносить законопроекты для рассмотрения государю. На уровне губерний, уездов, округов, согласно проекту создавались подобные структуры.
Права подданных, по замыслу М.М. Сперанского, делились на гражданские и политические. Гражданские права (личные и вещественные) предполагали равенство всех перед судом. Избирательными правами наделялись все подданные, имеющие «недвижимую собственность» или «капиталы промышленности в известном количестве».
В выборах не могли принимать участия крепостные, домашние слуги, ремесленные и рабочие люди, поденщики, «хотя бы они и имели собственность, в капиталах состоящую». М.М. Сперанский считал, что рабство в России должно «уничтожиться, если приняты будут к тому действительные меры. Но чтобы меры сии были действительны, они должны быть постепенны».
Проектам М.М. Сперанского о разделении функций властей и придании им европейского характера деятельности дал образную оценку С.Ф. Платонов, указав на то, что они «заметнее в истории идей, чем в истории учреждений». Вместе с тем усилия реформатора способствовали конкретизации полномочий ведомств и определению механизма их функционирования благодаря принятию положений о «Разделении государственных дел по министерствам» (1810) и «Общего учреждения министерств» (1811).
В 1810 г. Государственный совет стал высшим законосовещательным органом Российской империи. Важные дела, выходившие за пределы компетенции одного министерства, по указанию императора рассматривал действующий с 1802 г. Комитет министров. Следовательно, формировался механизм утверждения законов с процедурой предварительного обсуждения их проектов.
Так завершилась начатая в 1802 г. министерская реформа. Сам же М.М. Сперанский в марте 1812 г. был выслан в Нижний Новгород. Среди причин его опалы – указы о придворных званиях и об экзаменах на чин, повышение податей, введение налога на доходы помещиков, слухи о нем, как о «французском шпионе».
Главную ставку в деле государственного управления Александр I делал на растущую армию чиновников, пополнявшуюся преимущественно дворянами. Во многом вольно или невольно он следовал пожеланиям Н.М. Карамзина, изложенным в записке «О древней и новой России»: блюсти целостность государства, возвышать сан дворянства, дать России хороших священников, а «без прочего обойдемся и не будем никому завидовать в Европе». Очевидно, император разделял взгляды Н.М. Карамзина о том, что самодержавие не должно было ограничиваться ничем, кроме мудрости и отеческой заботы о людях носителя верховной власти.
Историческая справка. Проекты преобразований государственного устройства России при Александре I были также представлены в таких документах, как: «Государственная уставная грамота Российской империи» (подготовили Н.Н. Новосильцев, П.А. Вяземский и др. по поручению Александра I); «Предположение для начертания устава положительного образования, когда Е.И.В. благоугодно будет с помощью Всевышнего учредить Славяно-Русскую Империю» («Конституция» Н.М. Муравьева); «Русская Правда, или Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного верховного правления» («Русская правда» П.И. Пестеля).
Преобразования в области военного строительства. Расширение военной организации потребовало от власти новых усилий по ее обеспечению. Численность русской армии увеличилась почти вдвое: с 449,4 тыс. человек (1801) до 800 тыс. (главным образом в период войн 1805–1807 гг.), были преобразованы органы военного управления. 27 января 1812 г. были приняты «Учреждение Военного министерства» и «Учреждение для управления Большой Действующей Армии».
После окончания заграничных походов русской армии в Указе 1815 г. было определено, что все дела военного управления разделяются на «фронтовые» и «экономические». Дела первого рода производились в Главном штабе, другие – в Военном министерстве. Военный министр мог обращаться к носителю верховной власти в стране через начальника Главного штаба, подчинявшегося только императору. В Указе определялся механизм взаимоотношений военных и гражданских органов власти и управления различных уровней. Это не случайно, ибо тогда из более чем 800 тыс. нижних чинов армии в казармах и крепостях располагалось всего 97,7 тыс., а остальные – на постое у обывателей.
Кроме того, значительное развитие получили: Корпус внутренней стражи (1811) и его составная часть ˗ жандармерия; военная пограничная (таможенная) стража (1810); Управление путей сообщения; артиллерийский и инженерный департаменты Военного министерства. В распоряжении трех последних находились созданные военно-рабочие роты и батальоны (1807), арестантские роты гражданского и военного ведомств. Их комплектование, снабжение и обеспечение осуществлялись по линии Военного министерства.
С 1816 г. начали создаваться военные поселения на территории Новгородской, Могилевской, Херсонской, Слободско-Украинской (Харьковской с 1835пг.) губерний. В 1825 г. в поселенной кавалерии насчитывалось 167,3 тыс. офицеров и нижних чинов, на работах по ее обустройству было занято около 52 тыс. нижних чинов русской армии. Этому ведомству подчинили все военно-сиротские отделения империи, в которых числилось свыше 154 тыс. солдатских детей (военных кантонистов).
Социально-экономическое развитие. В период правления Александра I произошли изменения в социально-экономической сфере жизни России. Историки, выделяя либеральный период его правления и период «глухой» реакции, не называют их крупными, радикальными, заметно повлиявшими на характер развития страны.
Так, очень осторожно решался вопрос об отмене крепостного права, ограничении всевластия над крестьянами их владельцев, управляющих. Александр I запретил публиковать сведения о торгах крестьянами на ярмарках. Указ о вольных хлебопашцах (1803) позволял помещику освобождать крестьян с наделом земли за выкуп. В 1816–1819 гг. по просьбе помещиков было отменено крепостное право в Эстляндии, Курляндии, Лифляндии, где крестьян освободили без земли. В проектах Д.А. Гурьева, А.А. Аракчеева и др. (1818–1819) предлагались различные варианты освобождения остальных крестьян страны.
Многие крестьяне, будучи крепостными, управляли сотнями и тысячами крепостных, посессионных, приписных крестьян, что позволяло им платить за свое освобождение до нескольких десятков тысяч рублей. В июне 1819 г. был издан Сенатский указ, разрешавший помещичьим, казенным, удельным крестьянам и вольным хлебопашцам «учреждать фабрики и заводы». Данных о количестве «крестьян-учредителей» в литературе нет. Известно, что по Указу о вольных хлебопашцах только в первой четверти XIX в. волю купили более 47 тыс. крепостных.
Свидетельство современника: «У Шереметьевых крепостные (владельцы мануфактур) достигали миллионных состояний и тем не менее, несмотря ни на какие предложения, не отпускались на волю. Шереметьев говорил: Пусть платят... оброки... Я горжусь тем, что у меня крепостные – миллионеры...».
В период правления Александра I был принят ряд законов (о записях крестьян в купеческие гильдии (1804), о торговле (1806), о промыслах и торговле государственных, удельных и помещичьих крестьян (1824) и др.), позволявших крестьянам заниматься предпринимательством, торговлей, что расширяло налоговую базу государства, способствовало развитию экономики страны.
В деловом мире заявили о себе старообрядцы (федосеевцы). Из их рядов вышли Прохоровы, Морозовы, Ковылины, Осиповы, Гучковы, Рябушинские (Яковлевы). Формирование министерского строя, стремление правящих кругов к регламентации деятельности государственных структур власти и сословий, ограждению общества от идейно–политического влияния европейских стран обусловили поиск базовых ценностей для консолидации власти и общества. В ряде указов и манифестов Александра I среди таких ценностей выделялись: благоденствие, безопасность, тишина и спокойствие. Политика Александра I по обеспечению в России порядка дала основание историкам называть вторую половину его царствования консервативным, реакционным периодом. Она была отмечена соединением в одном ведомстве власти Синода и Министерства народного просвещения (1817–1824), запрещением всех тайных организаций, включая масонские ложи, которые наносили «вред спокойствию государства» (1822), повышением роли института жандармерии и пр.
Реформа народного просвещения в первое десятилетие века логично завершила начатую при Екатерине II работу по созданию системы образования в стране. Было создано 6 учебных округов (по числу университетов), принят устав этих учебных заведений (1804). Наряду с увеличением приходских и уездных училищ росло количество гимназий, действовали частные пансионы. Однако с 1817 г. обучение стало платным, что привело к сокращению числа учащихся из податных сословий. Пересматривались программы и планы начальной и средней школ.
Высказывание. Министр просвещения А.С. Шишков в 1824 г.: «Обучать грамоте весь народ принесло бы более вреда, чем пользы, науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются в меру, смотря по состоянию (сословию) людей».
Изменение политического курса в начале 20-х гг. XIX в.: причины и последствия. Второй период правления императора традиционно называется в исторической литературе «консервативным», несмотря на то что в это время были осуществлены такие либеральные преобразования, как введение польской конституции, предоставление автономии Бессарабии, облегчение положения крестьян в Прибалтике.
Внешние события 1812-1815 гг. отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания войны вопрос о конституционных реформах и крепостных отношениях вновь оказался в центре внимания общества и самого императора. Был разработан проект Конституции для польских земель, входивших в состав России. Эта конституция стала своего рода пробным шагом, экспериментом, который должен был предшествовать введению конституции в России.
В ноябре 1815г. польская конституция была утверждена. В ней сохранялась монархия, но предусматривалось создание двухпалатного парламента (сейма). Правительство должно было быть ответственно перед сеймом, также гарантировались свобода печати, равенство всех сословий перед законом, неприкосновенность личности. А на открытии сейма в 1818 г . в речи Александра I фактически прозвучало обещание ввести конституцию и в России. В марте 1818 г . император поручил группе своих советников во главе с Н. Новосильцевым разработать конституцию для России. Конституция была разработана, но так и не была реализована — Александр I не решился идти на прямую конфронтацию с оппозицией.
В апреле 1818 г . Александром I было предоставлено автономное управление Бессарабии. Согласно «Уставу образования Бессарабской области» высшая законодательная и исполнительная власть передавалась Верховному совету, часть которого избиралась от дворянства. Еще в 1804 г . было утверждено «Положение о лифляндских крестьянах», по которому запрещались продажа крепостных без земли, фиксированная повинность, освобождавшая крестьян от рекрутской повинности. В мае 1816 г . император подписал «Положение об эстляндских крестьянах», по которому они получали личную свободу, но вся земля оставалась в собственности помещиков. Крестьяне могли брать землю в аренду, а позже и выкупать ее. В 1817 г . «Положение» было распространено на Курляндию и на Лифляндию (1819).
Однако из-за оппозиционных настроений дворянства, не желавшего расставаться со своими привилегиями, реформаторские намерения Александра I сменяются откровенно реакционным курсом. В 1820 г. Государственный совет отверг предложенный царем законопроект о запрещении продажи крепостных без земли. Кроме того, волна европейских революций 1820-1821 гг. и восстания в армии убедили его в несвоевременности преобразований. В последние годы своего царствования Александр I мало занимался внутренними делами, уделяя основное внимание проблемам Священного союза, который стал оплотом европейских монархов против освободительных и национальных движений. Именно в это время усилилось влияние А. Аракчеева, по имени которого установившийся в стране режим получил название «аракчеевщина» (1815-1825 гг.). Ее ярчайшим проявлением стало создание в 1820 г. военной полиции, усиление цензуры, запрещение в 1822 г . деятельности тайных обществ и масонских лож в России, восстановление в 1822 г . права помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Показательным было создание «военных поселений», в которых под жесточайшей регламентацией и контролем крестьяне несли одновременно с земледельческой повинностью военную службу.
Таким образом, либеральные проекты реформ об отмене крепостного права и предоставлении России конституции не были осуществлены из-за нежелания преобразований подавляющей массы дворянства. Не получив поддержки, реформы не могли быть проведены. Опасаясь нового дворцового переворота, Александр I не мог идти наперекор первому сословию.
В ноябре 1825 г . император неожиданно скончался в Таганроге (по другой версии — он тайно ушел в монастырь). Второй сын Павла I , брат Александра I — Константин в 1822 г . отказался от правления. Составленный в 1823 г . Манифест, в котором преемником был назначен третий сын Павла — Николай, хранился в тайне от наследника. В результате в 1825 г . возникла ситуация междуцарствия.
Основные направления внутренней политики Николая I. Николай I понимал необходимость перемен. Его Секретный комитет (В.П. Кочубей, И.В. Васильчиков, Д.Н. Блудов, М.М. Сперанский) подготовил ряд проектов преобразований центральных и губернских учреждений, законов о состояниях. Однако события в Польше 1830–1831 гг. не позволили их реализовать. Одним из высших органов власти в стране стала Собственная Его Императорского Величества Канцелярия (1826).
Первое отделение Канцелярии занималось штатным расписанием чиновников в государстве, готовило проекты царских указов и контролировало их исполнение. Второму отделению было поручено провести систематизацию законодательства, подготовить и издать Полное собрание законов Российской империи за 1649–1825 гг. и Свод действующих законов Российской империи. В третьем отделении Канцелярии (до 1880 г.) была сосредоточена власть высшей полиции в государстве, опиравшаяся на Корпус жандармов. Четвертое отделение управляло благотворительными учреждениями. Деятельность пятого (проведение реформы государственной деревни) и шестого (подготовка плана административных реформ на Кавказе) отделений носила временный характер.
При Николае I произошло усиление роли чиновничества в жизни государства и общества, решения правительства публиковались в «Губернских ведомостях», были упорядочены и расширены властные полномочия военных структур управления.
Если в период правления Александра I треть губерний страны находилась под властью военных губернаторов, то при Николае I (1852) их власть не распространялась только на 7 губерний (Владимирская, Вятская, Костромская, Новгородская, Пермская, Тверская, Ярославская).
Важным явлением в жизни общества стала реформа в отношении государственных крестьян (1837–1841), проведенная под руководством министра государственных имуществ П.Д. Киселева. С одной стороны, она способствовала улучшению экономических и социальных условий жизни и деятельности крестьян, с другой – поставила их в жесткую зависимость от губернских палат (управлений) государственных имуществ. Присущие «миру-общине» регулирующие функции жизнедеятельности сельских жителей стали обязательными для нового уровня власти – «сельского общества» (сход, староста, писари и др.).
Николай I признавал, что крепостное право необходимо отменить. За время своего правления он создал 9 секретных комитетов для решения вопроса отмены крепостного права, но ни один из предложенных ими радикальных проектов не был утвержден. Вместе с тем запрещалось продавать крепостных с публичного торга, с раздроблением семей, дарить крестьян или платить ими за долги (1833), отдавать на заводы (1827) и ссылать в Сибирь по усмотрению барина (1841). Царь требовал от помещиков наказывать своих крепостных только в пределах установленных норм. Беспоместные дворяне не имели права покупать крестьян без земли (1841), а последним предоставлялось право откупа при продаже имений на торгах за долги, приобретать недвижимую собственность с согласия барина (1848).
В 1842 г. вышел указ «Об обязанных крестьянах», согласно которому за дарованную свободу крестьянин должен был работать на земле помещика. Для повышения доходности крестьянских хозяйств в удельных имениях (в ряде губерний и в отношении государственных крестьян) «оброк по душам» заменили поземельным сбором (1830), который существовал в России в древние времена.
Продолжала развиваться и система государственного влияния на развитие промышленности. Идея правительства состояла в том, что «образование казенных горных заводов, основанное на точных штатах и положениях, гораздо удобнее того, которое имеет началом систему прибылей». Поэтому принятые в годы правления Николая I положения определили характер развития отрасли на длительный период и препятствовали развитию рыночных отношений в промышленности. К 1850 г. в России число промышленных предприятий выросло до 9,8 тыс. На них трудилось 518 тыс. рабочих из различных слоев податного населения.
В сформировавшейся системе государственного влияния на материальное производство и социальную защиту населения значительное место занимала беспощадная борьба власти со староверами (духоборцами), нищими и бродягами, нарушителями законов и порядка в стране. Ежегодно в Сибирь ссылалось около 10 тыс. человек, тысячи людей в качестве наказания приговаривались к работам на горных и других казенных заводах, в арестантских ротах военного и гражданского ведомств, отдавались в рекруты.
Крепостная зависимость крестьян, жесткая регламентация общественной жизни, сословное деление населения явились важнейшими условиями, не позволявшими в полной мере реализовать потенциал общества. В этом преимущественно и состоял кризис феодально–крепостнической системы. Там, где необходим был рынок свободного труда для промышленного развития, большинство населения составляли крепостные крестьяне, а там, где природа позволяла эффективно вести сельское хозяйство, население, включая крепостное, было немногочисленным. Большое значение правительство придавало переселенческой политике. Широкие масштабы приобрела практика промыслов и заработков податного населения страны. Государство за счет выдачи разрешений (паспортов) пополняло свой бюджет значительными суммами.
Из бюджета отчасти финансировалась деятельность Управления путей сообщения. В дореформенный период в России было построено около 8 тыс. верст шоссе и 1,5 тыс. верст железных дорог. В 60-е годы протяженность железных дорог стала превышать протяженность шоссейных. Основными видами транспорта оставались гужевой и водный.
Справка. Значительные перемены произошли в дворянском сословии. В 1850 г. из 253 тыс. потомственных дворян 148 тыс. не имели крепостных, 23 тыс. были обладателями до 10 душ и 109 тыс. лично занимались хлебопашеством. К 1861 г. из 11 млн крепостных душ мужского пола 7 млн было заложено помещиками в банках.
Николай I изменил порядок приобретения звания потомственного дворянина по службе. Чтобы стать потомственным дворянином, нужно было дослужиться до 5-го (1845) класса Табели о рангах или получить от государя российский орден, а на военной службе иметь звание штабс-капитана (8-й класс).
Данная практика продолжилась и при Александре II. С 1856 г. гражданские чиновники могли получить звание потомственного дворянина, дослужившись до 4-го класса, а военные чины – до полковника (6-й класс).
Во внутренней политике Николая Павловича большое внимание уделялось развитию военной организации государства. В 1832–1836 гг. были систематизированы функции Военного министерства, образован Военный совет, усилена централизация власти военного министра. Военный совет начал системную деятельность в области правового и хозяйственного обеспечения военно-сухопутного ведомства. В 1838 г. был принят Свод военных постановлений. В 30–40-е годы большое внимание уделялось развитию казачьих войск.
Расширилась социальная база института рекрутства и воинской повинности в целом, вышел новый Устав рекрутский (1831). Рекрутство распространялось и на евреев (1827). В первой половине 30-х годов воинская повинность была введена для «граждан и однодворцев» западных губерний, жителей царства Польского, а рекрутская повинность – для малороссийских казаков, военных поселян. Действовал институт военных кантонистов, началась подготовка унтер-офицеров в карабинерных полках. С 1837 г. для государственных крестьян вводились правила рекрутских наборов по семейным очередным спискам и жеребьевке. Такие же правила действовали с осени 1853 г. в городах, местечках и посадах.
С 1834 г. начали создаваться резервные и запасные войска, появился институт бессрочноотпускных нижних чинов. Для нижних чинов строевых частей армии время службы было сокращено до 20 лет (15 из них – в действующих войсках и 5 – в резервных батальонах корпусов). Затем до полной отставки они находились в бессрочном отпуске (5 лет) в избранных ими местах жительства, ежегодно проходя месячные сборы. Так предполагалось сократить армию и иметь обученный запас. Эта система принесла первые положительные результаты в 1848–1849 гг., когда в армию было призвано из запаса (отпуска) 176,5 тыс. нижних чинов. Политика Николая I по усилению военной мощи страны требовала соответствующего напряжения сил общества. В 1826–1852 гг. в армию было призвано 2 349,9 тыс. человек, более 120 тыс. человек представили зачетные или выкупные рекрутские квитанции.
Официальная цена квитанции во второй половине 40-х годов составляла 470 руб. серебром, в начале 70-х годов – 800 руб. По разным причинам только за 1830–1852 гг. в армии умерло 923,8 тыс. человек (включая 19,2 тыс. убитых и умерших от ран в ходе боевых действий), а убежали из нее 139,6 тыс. нижних чинов. В 40-е годы были введены годовые отпуска по состоянию здоровья нижних чинов, приняты меры поощрения (звание, ордена) ротных и полковых командиров при отсутствии в их подразделениях и частях побегов военнослужащих.
Вопросы и задания
1. Назовите характерные черты, наиболее важные явления в эволюции государственной власти России в первой половине XIX в.
2. Какие факторы оказывали существенное влияние на развитие промышленности, сельского хозяйства и торговли в стране?
3. В чем проявлялся кризис феодально-крепостнической системы в России первой половины XIX в., в каких сферах общественной жизни он был наиболее заметен?
4. Выделите приоритетные направления военного строительства в России первой половины XIX в.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 264.