Общественная мысль и особенности общественных движений России XIX в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В центре внимания общественно-политической мысли страны на протяжении всего XIX века были следующие проблемы: неограниченное самодержавие и крепостное право (до реформы 1861 г.); несовместимость целей самодержавия и просветительства; государственное устройство России и пути ее развития; права, свободы и положение человека в государстве; отношение к отечественным и европейским идейно-политическим устоям жизни; соотношение уровней развития России и ведущих государств Европы и мира; место и роль России в международных отношениях и др. По сути, это проблемы модернизации, стоявшие перед российским обществом в период перехода к капиталистической, индустриальной стадии развития. Они были неразрывно связаны с либерализмом – явлением западноевропейской культуры.

Основная идея либерализма – осуществление свободы личности, признание и гарантирование государством ее гражданских и политических свобод. Его социальную основу в западных странах составляло «третье сословие», которому были свойственны личная инициатива, индивидуализм, дух предпринимательства. Большое внимание уделялось конституционному строю, который предполагал разделение функций властей и ограничение власти государства (бюрократии) правовыми нормами. В самом начале XIX в. только США, Франция, Англия имели действующие конституционные акты. (Собственно конституции (как отдельного документа) в Англии (Великобритании) нет и в настоящее время, так же как в Израиле, Ливии, Новой Зеландии, Омане).

Попытки изменить государственное устройство России (проект М.М. Сперанского) в условиях борьбы за его сохранение (Н.М. Карамзин) предпринимались до Отечественной войны 1812 г. Они показали наличие в стране двух направлений общественно-политической мысли – либерально-демократического и консервативно-охранительного.

Декабристы. Рубежным явлением в отечественной истории было восстание декабристов. Впервые в истории России в борьбу вступили общественные силы с политическими программными целями. Новый император, Николай I, внимательно изучил материалы дела, относящиеся к «происшествию», как отмечалось в манифесте «О произошедшем бунте в Санкт-Петербурге 14 декабря», «маловажному в самом себе, но весьма важному по его началу и последствиям».

На политику правительства и деятельность будущих декабристов оказал существенное влияние «бунт» в Семеновском полку в 1820 г. Он возник из-за жестокого обращения офицеров с нижними чинами и закончился судом, приговор которого определил меру наказания: командиру полка Шварцу – отрубить голову, а восьмерых зачинщиков – повесить. Император же изменил решение суда и вынес свой вердикт: Шварца уволить с военной службы, а зачинщиков прогнать через тысячный «палочный строй» и выслать на рудники. Личный состав полка, в том числе и офицеров – членов Союза спасения, перевели в другие части.

В 1821–1822 гг. были образованы Северное общество (С.П. Трубецкой, А.М. и Н. М. Муравьевы, К.Ф. Рылеев, Е.П. Оболенский, А.А. Бестужев) и Южное общество (П.И. Пестель, А.З. Муравьев, братья С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, М.П. Бестужев-Рюмин). М.П. Бестужев-Рюмин наладил совместную работу с Обществом соединенных славян (братья А.И. и П.И. Борисовы, И.И. Горбачевский), состоявшим из офицеров, которые отстаивали идею федерации свободных славянских государств.

В тайных обществах подготовили конституционные проекты, наметили планы совместного выступления в 1826 г. Уставная грамота Славяно-русской империи, впоследствии – Конституция Н.М. Муравьева имела сходство с проектом Н.Н. Новосильцева.

Историческая справка. Ни одна держава мира в Новое время не участвовала непосредственно в конституционном строительстве за пределами своей страны так, как Россия. Под ее влиянием (вплоть до подготовки текста) принимались конституции Ионических островов (1799–1804), Финляндии (1809), Сербии (1811), Польши (1815), Бессарабии (1818–1828), Греции (1822), Болгарии (1879). По настоянию Александра I в июне 1814 г. была провозглашена Конституционная хартия во Франции.

14 декабря 1825 г. вошло в историю России как день восстания против самодержавия и бесправия в стране. В тот день в Петербурге погибло более 1200 человек, из них 300 военных, и, как отмечали официальные власти, из «черни» – 903 человека. 29 декабря, когда уже было известно о разгроме восстания в столице, началось восстание Черниговского полка на Украине. Руководители его изначально знали, что невозможно добиться выполнения программных целей и осуществить государственный переворот, но людей нового поколения отличали преданность идее освобождения, солидарность и героизм.

Следственная комиссия по делу декабристов работала в нескольких городах. К следствию привлекли 579 человек, 289 из которых были признаны виновными. 121 человек предстал перед Верховным судом. Высшая мера наказания через повешение была применена к Павлу Пестелю, Кондратию Рылееву, Сергею Муравьеву-Апостолу, Михаилу Бестужеву-Рюмину и Петру Каховскому. Всего же в судебном и административном порядке было наказано свыше 3 тыс. человек, в действующую армию на Кавказ отправили более 2,7 тыс. человек.

Со второй половины 20-х годов консервативно-охранительное направление приобрело стабильный, целенаправленный характер. «Николаевское» просвещение, высшая полиция (политический сыск III отделения), Синод и духовенство, министерства и чиновничество руководствовались государственной идеологией – теорией официальной народности (самодержавие, православие, народность). Министр народного просвещения граф С.С. Уваров выдвинул триединую формулу социально-политической стабильности Российской империи: «православие, самодержавие, народность». Он утверждал, что самодержавие представляет собой главное условие политического существования России, а «царь любит Отечество в лице народа и правит им, как отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделять Отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу». Патриархальная набожность и вера в царя представлялись в качестве исконных и самобытных черт ментальности людей, а без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть. Следует отметить, что в советской историографии такая позиция, как правило, оценивалась в уничижительном тоне, хотя у историков нет оснований усомниться в искренности взглядов С.С. Уварова.

При Николае I не разрабатывались конституционные проекты, но в 30–40-е годы вопросы свободы и прав человека, путей развития общества стали занимать видное место в общественном сознании. Шли дискуссии в философских кружках (Н.В. Станкевич), студенческой среде, редакциях журналов «Московский вестник», «Телескоп», «Отечественные записки», литературных салонах, между «западниками» и «славянофилами». В те же годы самодержавие окончательно отмежевало себя от общества стеной бюрократии. В общественной мысли продолжали генерироваться и обсуждаться либеральные идеи, появился русский социализм. Либеральная бюрократия разрабатывала проекты освобождения крестьян.

«Западники» (Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин и др.) и «славянофилы» (А.С. Хомяков, братья И.С. Аксаков и К.С. Аксаков, П.В. Киреевский и И.В. Киреевский и др.) спорили на философские, богословские (православие, католицизм, протестантство), исторические (Россия до Петра I и после, Запад и Россия) темы. Они не затрагивали политических вопросов, считали необходимыми отмену крепостного права, раскрепощение народного образования и печати.

В 40-е годы было разгромлено общество М.В. Буташевича-Петрашевского (создано в 1845 г.), в состав которого входили литераторы, учителя, студенты и чиновники. Среди них были М.Е. Салтыков-Щедрин и Ф.М. Достоевский.

В идейных спорах 30–40-х годов участвовали М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, ставшие представителями революционно-демократического направления в общественно-политическом движении страны в 50–60-е годы. Русский социализм В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского при всем различии их взглядов, предполагал гуманность общества. В отличие от западных стран в России, по их мнению, крестьянская община позволяла миновать капитализм и построить справедливое общество на коллективистских началах.

Либерально-демократическое направление общественного движения в период правления Александра II проявило себя главным образом через лиц, участвовавших в подготовке и проведении реформ (Ю.Ф. Самарин, Н.А. Милютин, Н.И. Стояновский, Д.Н. Замятнин, П.А. Валуев, А.В. Головнин и др.). Их отставки начались уже в ходе реформ. Заметную роль в проведении реформ сыграл великий князь Константин Николаевич.

Впервые в истории России по либеральным убеждениям в знак протеста против политики Александра III (К.П. Победоносцева) ушли в отставку министры М.Т. Лорис-Меликов, А.А. Абаза, Д.А. Милютин (1881).

С 60-х годов в общественно-политическом движении России выделилось революционное направление с идеологией народничества, делавшей упор на самобытность русского экономического строя и отрицательное отношение к буржуазному строю западных стран; социальное освобождение посредством крестьянской революции; переход к «разумно устроенному» социалистическому обществу с общинными, коллективистскими началами. Образовалось три течения: бунтарско-анархическое (М.А. Бакунин); просветительско-пропагандистское (П.Л. Лавров); заговорщически-террористическое (С.Г. Нечаев и П.Н. Ткачев).

Движение народников прошло ряд этапов: образование деятельности кружков (чайковцы, долгушинцы); «хождение в народ» (1874–1877); создание тайных организаций: «Земля и воля» (1876), а затем (с лета 1879 г.) – «Черный передел» и «Народная воля». В апреле 1881 г. за убийство Александра II были повешены народовольцы А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.И. Рысаков, А.Д. Михайлов, Н.И. Кибальчич.

В 70-е годы революционное направление общественного движения усилилось рабочими организациями. Были созданы Северный союз русских рабочих и Южнороссийский союз рабочих, выдвигавшие в своих программах требования политической свободы и низвержения существующего строя, провозглашавшие идею солидарности с пролетариями других стран. По многим своим программным положениям рабочие союзы стояли вровень с социалистическими рабочими партиями европейских стран.

В 80-е годы в революционном направлении заметную роль стали играть социал-демократы. За границей начала работу группа «Освобождение труда» (бывшие «чернопередельцы» Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов, В.И. Засулич), положившая начало распространению марксизма и становлению социал-демократии в России.

Следовательно, в общественно-политической мысли России не было недостатка идей, в той или иной мере генерируемых и отстаиваемых различными движениями в интересах развития общества. Вынашивались идеи и конкретные планы переустройства общества. В конце века борьба идей не затрагивала народные массы.

Постоянное сравнение правящей элитой показателей развития России с западными странами способствовало формированию курса внутренней политики по наращиванию мощи страны с сохранением социального мира на базе традиционных устоев жизни. Этот курс разделялся консервативно-охранительным направлением общественно-политической мысли. Он был сопряжен с мерами социального умиротворения сословий, развития системы образования в интересах промышленности и торговли. Достижения науки и техники оценивались прежде всего с точки зрения их полезности государству. Консервативно-охранительное направление теряло своих сторонников, в то время как либеральное и социалистическое самим ходом развития общества привлекали в свои ряды все новые и новые силы.

Остроту проблем, бывших в центре внимания различных направлений, показал в записке («политическом завещании») Александру III убежденный либерал-западник Н.Х. Бунге.

Документ. Из записки Н.Х. Бунге: «На социализм надо смотреть не как на нечто могущее быть искорененным, но как на нечто требующее введения в известные границы...

Нельзя искоренить социализм, как нельзя искоренить микробов. Без желания счастья и стремления к нему застыла бы сама жизнь. Для успешной борьбы с социализмом необходимы нравы, учреждения и законы, упрочивающие нравственное и материальное благосостояние всех и каждого, как классов, владеющих недвижимым имуществом, так и рабочих».

Развитие общественно–политических движений в России 90–х годы XIX в. было связано с ростом политических партий. Первыми возникли региональные партии: Социалистическая рабочая партия «Пролетариат» – в царстве Польском (1882–1885 и 1886–1888), а с 1893 г. – марксистская Социал-демократия Королевства Польского и Польская социалистическая партия; весной 1896 г. – Литовская социал–демократическая партия; в 1897 г. – Всеобщий еврейский рабочий союз Литвы, Польши и России (Бунд); в 1887 г. – эмигрантская армянская социал-демократическая партия «Гнчак» («Колокол»), а в 1890 г. – Армянский революционный союз «Дашнакцутюн». Затем сформировались и начали свою деятельность общероссийские радикальные (революционные) партии: Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП, 1898) и Партия социалистов-революционеров (1902).

Вопросы и задания

1. Какие проблемы были в центре внимания общественно-политической мысли России на протяжении века?

2. Каким образом учитывались во внутренней политике российских императоров, правящих кругов России идеи, предложения, требования различных направлений общественно-политических движений?

3. Известно, что либерализм не связывает себя с насильственными формами борьбы за достижение своих целей. Можно ли считать декабристов либералами?

4. Почему при повышенном таком внимании российского самодержавия к разработке и «дарованию» конституций другим странам и народам в собственной стране оно больше занималось наказанием людей, стремившихся к установлению конституционных порядков в России?

5. В.О. Ключевский писал: «При крепостном праве мы были холопами чужой воли; получив волю размышлять, мы стали холопами чужой мысли». Можно ли данное оценочное суждение применить для характеристики развития общественно-политической мысли в России?

Дата: 2019-02-25, просмотров: 236.