Россия на рубеже XVII–XVIII вв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К концу XVII в. общая тенденция развития государственного строя России заключалась в переходе от самодержавия с Боярской думой, от сословно-представительной монархии к чиновничье-дворянской монархии, к абсолютизму. Абсолютизм — это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Власть достигает наивысшей степени централизации. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократичсский аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь как идеологическая сила.

В России абсолютная монархия сложилась в ходе петровских реформ. Однако уже с "Соборного уложения" 1649 г. отчетливо прослеживаются мероприятия, отразившие попытки перехода к новым формам организации власти. Изменился титул московских государей, в котором появился титул "самодержец''. После воссоединения Левобережной Украины с Россией он звучал так: "Великий государь, царь и Великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец..."

С 80-х годов XVII в. прекратился созыв Земских соборов. Последний Земский собор полного состава принял решение о воссоединении Украины с Россией в 1653 г. Были предприняты первые попытки реорганизации приказной системы: несколько приказов подчинялись одному лицу. Был создан возглавлявшийся самим царем Алексеем Михайловичем Тайный приказ, сосредоточивший контроль за важнейшими государственными делами. Изменения вносились и в систему управления на местах. С целью централизации власти соседние уезды были объединены в "разряды" — своеобразные прообразы петровских губерний. На места посылались воеводы, облеченные всей полнотой власти. В 1682 г. было отменено местничество. "Разрядные книги", в которых фиксировались родословие и назначение па должности, были торжественно сожжены; стал выдвигаться принцип служебною соответствия.

Во второй половине XVII в. были предприняты разрозненные попытки реорганизации армии. Создавались так называемые полки "нового строя" из вольных, "охочих" людей: солдатские (пехота), рейтарские (конница) и драгунские (смешанного строя). В них набирали также "даточных" людей. Сто крестьянских дворов давали одного солдата на пожизненную службу. Делались первые попытки создания флота. Под Коломной было сооружено несколько военных кораблей для плавания по Волге и Каспийскому морю. Эти полки собирались только на время войны, а после се окончания распускались. В армию стали приглашать иноземных офицеров.

Однако в целом Россия значительно отставала в своем социально-экономическом  и политическом развитии от крупнейших западноевропейских держав. Среди причин этого отставания историки выделяют следующие: постепенный рост территории государства, закрепляющий экстенсивный тип развития экономики; наличие значительного количества свободных земель (на Западе крестьяне бежали в города, в России - на Дон и т.д.);      природно-климатические условия России; экономическая изоляция страны (единственный порт Архангельск не обеспечивал возможности внешней торговли); последствия монголо-татарского нашествия и более 200-летнего ига; интервенция польских и шведских феодалов в начале XVII века, хаос и смута внутри Российского государства.

Основные направления «европеизации» страны. Преобразование России в период правления Петра I проходило по западноевропейским образцам. Среди основных направлений «европеизации» страны можно выделить следующие: развитие промышленности; реформа государственного управления; проведение военной реформы, формирование армии; европеизация русского общества.

Скачок в развитии промышленности. Реформирование промышленности Петром I основывалось на идее меркантилизма и осуществлялось преимущественно насильственным методом. Государство играло огромную роль в экономике, особенно в промышленности и торговле. Указом 1722 г. городские ремесленники были объединены в цехи. Их организовывало государство для изготовления изделий, необходимых армии и флоту. В начале 30-х годов XVIII в. в России числилось до 15 тыс. цеховых ремесленников, из них в Москве более половины (8,5 тыс.). Русское цеховое законодательство, в отличие от западноевропейского менее жестко регламентировало производственный процесс, не ограничивало число подмастерьев и учеников, допускало крестьян к занятию ремеслом. Абсолютистское государство создавало цехи в целях повышения мастерства мелких производителей и для более удобного распределения среди них казенных заказов.

Процесс накопления богатств у нарождавшегося класса капиталистов был связан с ростом торговли и формированием всероссийского рынка. Колониальные источники накопления, транзитная торговля и система государственного долга в России получили меньшее развитие, чем в Великобритании или Нидерландах. Специфическая структура русских государственных финансов делала особенно важным источником мобилизации капиталов налоги с населения. Существенную роль в формировании денежных богатств со 2-й четверти ХVIII в. стали играть казенные поставки и субсидии предпринимателям. Важным средством первоначального накопления капитала служила также система протекционизма. Роль абсолютистского государства в накоплении капитала нарождавшейся буржуазии в России была даже большей, чем в странах Западной Европы, что привело к тесной связи русской буржуазии с самодержавием. Однако широкое использование накопленных средств в качестве промышленного капитала тормозилось системой личной крепостной зависимости. Значительная часть денежных богатств в ХVIII в. еще использовалась в рамках феодальных хозяйственных отношений.

В первой четверти ХVIII в. в России произошел резкий скачок развития мануфактурной промышленности. Число мануфактур увеличилось примерно в пять раз и в 1725 г. составило 205 предприятий.

Характерной особенностью русской мануфактуры было то, что она развивалась в условиях господства феодально-крепостнических отношений. Первые мануфактуры возникли в отраслях промышленности, продукция которых имела широкий сбыт на внутренних и внешних рынках (солеварение, винокурение, производство юфти и др.). В этих же отраслях было наибольшее число мануфактур с преобладанием капиталистических отношений.

На первом этапе развития мануфактурной промышленности (1700–1717) главным основателем мануфактур было государство, приоритет отдавался выпуску продукции для военных нужд. На втором этапе (с 1717 г.) мануфактуры стали основывать частные лица, при этом владельцы мануфактур освобождались от государевой службы. Промышленность стала выпускать продукцию и для населения.

Особенно большие успехи были достигнуты в металлургической промышленности, что вызывалось необходимостью вооружения армии и строительства флота. Мануфактуры в металлургии, так называемые указные, почти полностью обслуживались принудительным трудом приписных крестьян и других работников. Правительство приписывало крестьян также и к частным мануфактурам, а в 1721 г. разрешило их владельцам покупку крестьян.

Наряду с заводами в старых районах (Тула, Кашира, Калуга) возникли заводы в Карелии, а затем на Урале. Выплавка чугуна достигла 815 тыс. пудов в год. По этому показателю Россия вышла на третье место в мире, уступая только Англии и Швеции. Было организовано крупное производство меди.

Вторая половина ХVIII в. характеризовалась увеличением числа капиталистических мануфактур, главным образом в легкой промышленности. В суконной промышленности господствовали еще посессионные (частные) и вотчинные мануфактуры. Они производили главным образом продукцию для армии. Текстильные мануфактуры рассеянного типа наибольшее развитие получили в центре страны. Здесь работали также кожевенные предприятия. Развивалось полотняное, винокуренное производство. Число работников на них росло за счет вотчинных крепостных. Активно строились предприятия легкой промышленности в Москве, на Украине, в Казани, Калуге, Боровске.

При Петре I в России возникли новые отрасли: судостроение, шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги. В развитии крупной промышленности большую роль играло государство. Оно строило заводы, помогало частным предпринимателям, обеспечивало мануфактуры рабочей силой. На мануфактурах использовался как вольнонаемный, так и принудительный труд крестьян, работавших на вотчинных предприятиях своих помещиков, а также приписных крестьян из государственной и дворцовой деревни. Указом 1721 г. купцам была разрешена покупка для своих заводов крепостных крестьян, которые стали называться впоследствии посессионными. Таким образом, в первой четверти XVIII в. произошел скачок в развитии крупного производства и использовании вольнонаемного труда.

Создававшаяся в России промышленность была не частновладельческой, а государственной. Стало поощряться частное предпринимательство. Однако государство оставляло за собой право детального контроля за деятельностью частных заводов.

Таким образом, при Петре I было положено основание русской промышленности. Оно достигалось путем огромного напряжения народных сил, но только благодаря этому напряжению страна оказалась в состоянии вынести тяготу беспрерывно длившихся войн. Начавшаяся при Петре усиленная разработка национальных богатств вела к обогащению и экономическому развитию России.

Реформы государственного управления. Преобразования в этой сфере диктовались стремлением Петра к абсолютной власти и потребностями войны, которая требовала значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром система власти не позволяла эффективно решать эти задачи. Тенденция снижения роли Боярской думы в управлении государством прослеживалась с первых лет правления Петра. В 1699 г. при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилия министров, в которую входили руководители важнейших приказов. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената.

Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В 1711 г., отправляясь в Прутский поход, царь оставил для управления страной Сенат. Основную задачу Сената Петр сформулировал так: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны».

Созданный как временное учреждение, Сенат вскоре превратился в высший распорядительный, законосовещательный и судебный орган. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов. В целях усиления контроля за деятельностью Сената была введена должность обер-фискала, а в 1722 г. – генерал-прокурора.

В 1717–1721 гг. была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой вместо приказов с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 12 коллегий. Первейшими коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел. Три финансовые коллегии ведали сбором доходов государства (Камер-коллегия), расходами государства (Штатс-контор-коллегия) и контролем сбора и расходования казенных средств (Ревизион-коллегия). Еще три коллегии считались экономическими: Берг-коллегия (тяжелая промышленность), Мануфактур-коллегия (легкая промышленность) и Коммерц-коллегия (внешняя торговля).

Вотчинная коллегия заменила Поместный приказ и ведала дворянским землевладением (рассматривала земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). Юстиц-коллегия занималась гражданским и уголовным судом, регистрировала различные акты (купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства). В феврале 1720 г. Генеральный регламент ввел единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4–5 советников и 4 асессоров.

В 1708 г. с целью укрепления власти на местах была проведена областная реформа: страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделенными всей полнотой административной и судебной власти. Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1719 г. было введено «среднее» административное звено: губернии стали делиться на провинции во главе с воеводами, а провинции – на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция: Преображенский приказ (ведал делами о государственных преступлениях) и Тайная канцелярия. Эти учреждения находились в ведении самого императора.

Эволюция социальной структуры общества. Петр I не только оставил в неприкосновенности социально-экономический строй, но и существенно укрепил его. Основные социальные слои общества были консолидированы путем слияния отдельных мелких сословных групп, переход из одной группы в другую был стеснен подушным учетом и жесткими правилами.

Смысл и цель социальной политики Петра заключались в юридическом оформлении прав сословий, усилении роли и укреплении господствующего класса дворян. Для царя важно было укрепить экономические и политические позиции дворянства, усилить эту главную опору государства. Дворянство претерпело, пожалуй, больше всего изменений. В XVIII в. изменился характер службы дворян. С организацией регулярной армии служба дворян стала постоянной, пожизненной.

В 1714 г. был издан Указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал слияние двух групп служилых людей по отечеству в единое правящее сословие. Этим же Указом запрещался раздел поместья между наследниками, оно передавалось по завещанию (или по старшинству, если завещания не было) одному из сыновей или дочерей прежнего владельца. Указ был направлен против дробления и ослабления служилых дворянских фамилий, что давало возможность государству за счет не получивших недвижимость дворян решить вопрос о кадрах офицеров и чиновников на военной и гражданской службе.

Консолидации дворянского сословия способствовала также Табель о рангах 1722 г., вводившая для дворян новый порядок прохождения службы. Согласно Табели о рангах, все офицеры и гражданские чиновники подразделялись на 14 рангов. Служба начиналась с 14-го ранга. Господствующий класс укреплялся за счет включения в свой состав наиболее талантливых представителей других сословий. Петровская Табель о рангах позволяла получить дворянство за выслугу на военной или штатской службе.

Покровительством правительства пользовалась и отечественная буржуазия. Петр поощрял «западный» уклад. Широкие привилегии были установлены для владельцев мануфактур (получали денежные ссуды, имели льготы при покупке казенных предприятий, крестьян и др.).

В годы царствования Петра значительно ухудшилось правовое и фактическое положение крестьян. Многочисленные повинности в пользу помещиков и государства довели крестьянство до разорения.

При Петре духовенство стало превращаться в сословную корпорацию. По замыслу царя, духовенство должно было влиять на народ в духовно-нравственном смысле и этим служило государству. Государь установил твердый штат церковных служителей.

Социальная политика Петра I во многом перекликалась с налоговой политикой государства. Дворяне освобождались от уплаты подушной подати и обязаны были служить государству за право владеть землей и крестьянами, получать жалованье от государства. Все остальное население, исключая духовенство, облагалось податью.

Единицей налогообложения взамен крестьянского двора становилась «душа мужского пола». В 1718 г. вышел указ о переписи всего податного мужского населения, которое от грудных детей до дряхлых стариков записывалось в «ревизские сказки» и обязано было платить ежегодно денежный налог – подушную подать. Переписи (ревизии) стали основой налогообложения. На установленное общее число податного населения – 5,4 млн душ мужского пола был положен расход на армию и флот. В частности, в 1724 г. он составил 62,82 % от всех расходов (6,24 млн руб.).

Повинности, установленные феодалом, и повинности, установленные государством, дополняли друг друга. Всего к 1724 г. насчитывалось около 40 различных видов прямых и косвенных налогов. Однако реальное значение для бюджета имели немногие из них. Была учреждена специальная должность прибыльщика, который придумывал новые налоги.

Городское население, составлявшее около 3 % населения страны, также было прикреплено к месту уплаты подушной подати. Городских жителей разделили на две категории: регулярных и нерегулярных граждан. В регулярные зачислялись купцы, промышленники и цеховые ремесленники. В 1721 г. социальная группа «регулярные граждане» была разделена на две гильдии: к первой были отнесены крупные купцы, промышленники, банкиры, городская интеллигенция, ювелиры. Нерегулярными («подлыми») считались горожане, не имевшие собственности, «обретающиеся в наймах и черных работах».

Таким образом, в своей социальной политике относительно города правительство руководствовалось прежде всего фискальными соображениями. Горожане, хотя и подразделялись на отдельные категории, оставались сословными группами феодального общества.

Непрерывный рост налогов и повинностей, бесправное положение податного населения приводило его к разорению и социальным волнениям. Первая четверть XVIII в. отмечена восстаниями в Астрахани (1705–1706),  Башкирии (1706–1711). Самым крупным стало восстание К.А. Булавина (1707–1708).

Создание регулярной армии и Балтийского флота.  Цель военной реформы заключалась в создании регулярной армии и флота. В результате ее проведения была введена единая рекрутская система комплектования армии. Особое внимание уделяли формированию национального офицерского корпуса, который комплектовался из дворян. Была введена единая система воинских званий, закрепленная в Табели о рангах. Военная реформа устанавливала новую организационную структуру войск и единые штаты.

В 1725 г. численность армии России превышала 220 тыс. человек. Вводились единая форма одежды, единая система обучения и воспитания войск. Большую роль в этом сыграл Воинский устав 1716 г, строго определявший порядок службы, права и обязанности военных. Важное значение в военных преобразованиях имело оснащение войск технически современным оружием. Оно было завершено в основном к 1709 г.

Особая роль в военных преобразованиях отводилась строительству сильного флота и превращению страны в морскую державу. К исходу Северной войны в стране были созданы 3 флота – Балтийский, Каспийский и Азовский. Первым соединением военных кораблей стал Азовский флот, созданный Петром I в 1695–1696 гг. для борьбы с Османской империей. Он положил начало созданию регулярного военного флота. Однако после неудачного Прутского похода 1711 г. корабли Азовского флота были частично проданы турецкому султану, частично уничтожены.

После получения выхода в Балтийское море в Петербурге в 1704 г. была заложена Адмиралтейская верфь – будущий центр кораблестроения в России. К концу царствования Петра Балтийский флот насчитывал 35 линейных кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных (гребных) судов. В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было.

Церковная реформа. Нововведения не обошли стороной и церковь. Сам царь сложился как человек верующий, приверженный православию. Однако он был категорическим противником обособления Русской православной церкви.

Высшие церковные иерархи во главе с патриархами Иоакимом (умер в 1690 г.) и Адрианом (умер в 1700 г.) были настроены против царских реформ, выступая в качестве их главной оппозиции. Некоторые священнослужители даже считали царя Антихристом. Монарху было ясно: если оставить церковь в том виде, в каком она есть, то она будет тормозом для реформ. Поэтому после смерти патриарха Адриана Петр не разрешил выбрать нового патриарха. Главой церкви стал местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан Яворский.

В 1721 г. был составлен Духовный регламент. В нем обосновывался приоритет светской власти над духовной, доказывалась ненадобность патриаршества. Главой церкви объявлялся монарх, а управление церковными делами поручалось высоким светским чиновникам. В соответствии с Духовным регламентом патриаршество ликвидировалось, его место заняла Духовная коллегия, переименованная в 1722 г. в Святейший синод. Контроль государственной власти за деятельностью Синода осуществлял обер-прокурор, светское лицо, объявленное таким же «оком государевым», как генерал-прокурор Сената.

Присутствие Синода состояло из 12 высших церковных иерархов, назначаемых царем, которому они приносили присягу. В 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр назначил обер-прокурора (И.В. Болдина), которому подчинялась синодальная канцелярия и церковные фискалы – «инквизиторы». Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду, а с 1724 г. преобразованного в синодальную камер-контору. Священники под страхом смертной казни обязывались доносить о всех фактах и замыслах государственных преступлений, ставших им известными в процессе  исповеди прихожан. Так церковь стала государственным учреждением, что с неизбежностью вело к падению ее нравственного авторитета.

Установление абсолютной монархии и провозглашение России империей. Общим итогом петровских преобразований стала единая для всей страны административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство. Генеральный регламент 1720 г. ввел единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате.

В октябре 1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Именно с того момента принято считать Россию империей. Россия была провозглашена империей по целому ряду причин: и в знак реального роста могущества государства после победы в Северной войне, и в целях уравнивания своего статуса с европейскими монархами. Перемены в России стали поводом для еще большего ее уважения и преклонения перед ней.

Но примечателен тот факт, что, став императором, титул царя Петр I не утратил. Принятие этого титула соответствовало юридическому оформлению неограниченной монархии. Согласно Воинскому уставу 1716 г. монарх не был ограничен в своих полномочиях и правах никакими высшими административными органами власти и управления. Самодержец был главою государства, церкви, высшим судьей, верховным главнокомандующим, в его исключительной компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Он рассматривался как верховный носитель законодательной и исполнительной власти.

В 1722 г. Петр издал Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника. Этот законодательный акт прервал традиционный для России принцип наследия престола по старшинству в царствующей фамилии; внес элемент случайности в выбор монарха, чем увеличил число претендентов на российский престол; открыл широкие возможности для вмешательства в этот процесс аристократии и дворянства; способствовал существованию длительного периода политической нестабильности, связанной с дворцовыми переворотами.

Русская культура XVIII в.: петровские инициативы. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.

В 1700 г. в России был введен новый календарь, по которому летоисчисление началось от Рождества Христова (ранее было от «сотворения мира»), а новый год начинался с 1 января (до этого с 1 сентября).

В Москве в 1701 г. была открыта Навигацкая школа, где готовили моряков, геодезистов, математиков и чиновников. Позднее было создано несколько специальных школ, которые выпускали медиков, инженеров, артиллеристов, моряков. В провинциальных городах начальное образование давали в трех типах школ: в 46 епархиальных, готовивших священнослужителей; 42 цифирных – для местных мелких чиновников; в гарнизонных школах, созданных для обучения солдатских детей. В 1703–1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная «гимназия» пастора Э. Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам. С 1710 г. для облегчения обучения и печатания книг был введен новый, более простой гражданский шрифт.

В январе 1724 г. Петр подписал Указ об основании Академии наук, которая была открыта в 1725 г. С 1703 г. издавалась первая печатная газета в России – «Ведомости». В Москве и Петербурге были созданы первые общедоступные театры.

В немногочисленные школы учеников набирали и насильно, учились они часто под страхом наказания. Петр установил новую обязанность дворян – учебную. Без справки о «выучке» дворянину не давали «венечной памяти» – разрешения жениться. Однако просвещение и европейская культура затронули лишь 0,5 % населения.

Император положил начало сбору исторических редкостей, памятников древности и старинных книг. Для сохранения и демонстрации исторических и природных «раритетов» (редкостных вещей) была построена Кунсткамера – первый естественно-научный русский музей. В Петербурге основана астрономическая обсерватория, созданы библиотека, Ботанический сад.

В первой четверти XVIII в. России развернулось изучение природных богатств страны. Проводились географические и геодезические исследования, экспедиции по изучению путей в Китай и Индию. Специалисты составляли карты и описания морей, земель Сибири, Камчатки. Русские моряки-гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Значительными географическими достижениями отмечены экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию во главе с В.В. Атласовым, И.М. Евреиновым, Ф.Ф. Лужиным, Д.Г. Мессершмидтом и др. В 1732 г. вышел первый том «Атласа Всероссийской империи» И.К. Кириллова. Была отправлена первая Камчатская морская экспедиция под командованием В. Беринга и А. Чирикова (1725–1730 гг.).

Заметные перемены произошли также в быте дворянства и купечества. Вместо длинных кафтанов им было приказано носить короткие, европейские, запрещались бороды. Вводились вечерние собрания дворянства в частных домах – «ассамблеи», куда допускались и женщины. Для молодых дворян было издано руководство «Юности честное зерцало», в котором излагались правила поведения в семье, общественных местах.

Проблема цивилизационного раскола в России. Реформа Петра Великого была и совершенно неизбежна, подготовлена предшествующими процессами и, вместе с тем, насильственна, была революцией сверху. Россия должна была выйти из замкнутого состояния, в которое ее ввергло татарское иго и весь характер Московского царства, азиатского по стилю, и выйти в мировую ширь.

Без насильственной реформы Петра, столь во многом мучительной для народа, Россия не могла бы выполнить своей миссии в мировой истории и не могла бы сказать свое слово. Русская торговля и промышленность в XVII в. были захвачены иностранцами, вначале особенно англичанами и голландцами.

Петр Великий, ненавидел весь стиль Московского царства. Только в России мог появиться такой необычайный человек. Он устраивал шутовские, кощунственные церковные процессии.

Дело Петра создало пропасть между высшими руководящими слоями русского общества и народными массами, в которых сохранились старые религиозные верования и упования. Возросла сила дворянства, которое стало совсем чуждо народу. Самый стиль жизни дворян-помещиков был непонятен народу. Именно в Петровскую эпоху, русский народ подпал под более суровую власть крепостного права. Весь петровский период русской истории был борьбой Запада и Востока в русской душе. Петровская императорская Россия не имела единства, не имела своего единого стиля. Но в ней стал возможен необыкновенный динамизм.

От реформы Петра идет двойственность, столь характерная для судьбы России и русского народа. Если уже Московское царство вызвало религиозные сомнения в русском народе, то эти сомнения очень усилились относительно петровской империи. И вместе с тем неверен распространенный взгляд, что Петр, создавший Св. Синод по немецкому лютеранскому образцу, поработил и ослабил церковь. Вернее сказать, что церковная реформа Петра была уже результатом ослабления церкви, невежества иерархии и потери ее нравственного авторитета.

Реформаторская деятельность Петра касалась людей всех направлений и положений, которые высказывали своё отношение и к преобразованию, и к преобразователю. Не все понимали, к чему стремился Пётр. Народ в большинстве своём не мог уловить в деятельности Петра исторической традиции и поэтому приписывал её личному капризу своего царя. Соответственно в эпоху Петра образовалось две стороны людей: противников и сторонников реформ.

Во время первых шагов преобразования в1698г стрелецкий бунт и последующий за ним стрелецкий розыск, и резкие нововведения Петра по возвращении из-за границы сразу возбудили внимание народа, который был удивлён и жестокостью государя, и его немецкими еретическими замашками. В Москве и областях роптали на Петра за то, что он «бороды бреет и с немцами водится, и вера стала немецкая». Позднее во время Шведской войны, когда усилились подати и повинности, проходили частые рекрутские наборы и служба дворян стала тяжелей, это напряжение государственных сил объяснили не политическими потребностями, а личным капризом и жестокостью Петра. Недовольство народа не переходило в общее открытое сопротивление. Народ уходил от тяжести государственной жизни целыми массами – в казаки, в Сибирь, даже в Польшу.

Политическими мотивами руководствовался отчасти Пётр и по отношению к русскому церковному расколу. Пока он видел в расколе исключительно секту, но относился к нему довольно мягко, не трогая верования раскольников (хотя с 1714 г. и велел брать с них двойной податной оклад). Некогда он увидел, что религиозный консерватизм раскольников ведёт к консерватизму гражданскому и, что раскольники являются резкими противниками его гражданской деятельности, тогда Пётр изменил своё отношение к расколу. Во вторую половину царствования Петра репрессии шли рядом с веротерпимостью: раскольников преследовали как гражданских противников господствующей церкви; в конце царствования и религиозная терпимость как будто бы уменьшилась и последовало ограничение гражданских прав всех без исключения раскольников, замешанных и не замешанных в политические дела. В 1722 г. раскольникам дан был даже определённый наряд, в особенностях которого видна была как бы насмешка над расколом.

В целом преобразования осуществлялись на основе дальнейшего развития крепостнических отношений. Происходило огосударствление общественной жизни, подчинение государственному бюрократическому аппарату всех сословий и социальных групп, что перекрывало возможность формирования основ гражданского общества. Результатом петровских преобразований стал социокультурный раскол российского общества.

Преобразования Петра I способствовали решению ближайших и среднесрочных задач, стоявших перед Россией, однако они не могли обеспечить долговременный прогресс страны, так как проводились всецело в рамках феодального строя и, более того, консервировали самодержавие и феодально-крепостническую систему.

Вопросы и задания

1. Каковы основные особенности реформ Петра I?

2. Какое место занимает военная реформа в преобразовательной деятельности Петра I? Охарактеризуйте ее содержание и значение.

3. Каковы итоги развития экономики России в первой четверти XVIII в.?

4. Какие перемены произошли в социальной структуре российского общества в результате Петровских реформ? Охарактеризуйте положение сословий.

5. Назовите итоги петровских преобразований. Раскройте их противоречивость.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 242.