Статистические методы являются основой для эффективного распознавания проблем и их анализа Статистические методы классифицируют по признаку общности на три основные группы
а) Графические методы
Это так называемые «семь инструментов контроля качества». К ним относятся:
1) Контрольные листки, 2) Диаграммы Парето, позволяющие выяснить причины появления немногочисленных существенно важных дефектов и сосредоточить усилия на ликвидации именно этих причин.
3) Диаграммы причин и результатов (диаграмма Исикавы), показывающие отношение между показателем качества и воздействующими на него факторами.
4) Гистограммы, отражающие условия процесса за период, в течение которого были получены данные. 5) Диаграммы рассеяния, позволяющие выявить причинно-следственные связи показателей качества и влияющих факторов при анализе диаграммы Исикавы
6) Контрольные карты, позволяющие отделить вариации показателя качества, обусловленные определенными причинами, от вариаций, обусловленных случайными причинами.
7) Метод расслоения (стратификации), в соответствии с которым, данные группируются в зависимости от условий их получения. Обработка каждой группы данных проводится отдельно. Расслоение помогает выяснить причины появления дефектов, если обнаруживается разница в данных между «слоями».
б) методы анализа статистических совокупностей:
1) сравнения средних;
2) сравнения дисперсий;
3) регрессивный вид анализа;
4) дисперсионный вид анализа;
в) экономико-математические методы:
1) математическое программирование;
2) планирование эксперимента;
3) имитационное моделирование;
4) метод оценки риска и последствий отказов (FMEA);
5) теория массового обслуживания;
6) теория расписаний;
7) функционально-стоимостный анализ;
8) методы Тагути;
9) структурирование функции качества (СФК) или «Голос клиента».
«Семь новых инструментов контроля качества» относятся к методам обработки главным образом словесных (описательных) данных. :
Диаграмма сродства служит для определения нарушений установленного процесса по состоянию нарушений и для указания возможных мер, требуемых для их устранения.
Диаграмма зависимостей составляется для того, чтобы проблемам, требующим решения, зафиксированным в диаграмме сродства, поставить в соответствие основные причины, вызвавшие их появление. Системная (древовидная) диаграмма используется в качестве метода системного определения оптимальных средств решения возникших проблем и строится в виде многоступенчатой древовидной структуры, элементами которой являются различные средства и способы решения.
Матричная диаграмма выражает соответствие определенных факторов и явлений различным причинам их появления и средствам устранения их последствий, а также степень зависимостей этих факторов, причин их возникновения и мер по их устранению.
Стрелочная диаграмма используется при составлении оптимальных планов тех или иных мероприятий после того, как определены проблемы, требующие решения, определены необходимые меры, сроки и этапы их осуществления, т.е. после составления первых четырех диаграмм
Диаграмма планирования оценки процесса применяется для оценки правильности осуществления, а также необходимости корректирования тех или иных мероприятий в ходе их выполнения в соответствии со стрелочной диаграммой
Анализ матричных данных – это обработка большого количества числовых данных, полученных при осуществлении каждого этапа матричной диаграммы
При осуществлении контроля качества производится обязательный сбор данных, а затем их обработка. Для этого необходимо:
а) определить состав производственных проблем, подлежащих решению с помощью статистических методов.
б) определить цель сбора информации:
1) контроль и регулирование производственного процесса;
2) анализ отклонений от установленных требований;
3) контроль продукции.
в) выявить характер сравнений, которые нужно произвести, и типа данных, которые нужно собрать:
1) необходимо определить назначение собираемых данных;
2) определить количество и размер выборок используемых данных;
3) проводить разделение данных на несколько подгрупп по определенному признаку (стратификация).
При выявлении зависимости между значениями двух показателей, данные следует собирать парами;
г) упорядочить данные для облегчения их последующей обработки. Для этого нужно четко зарегистрировать источник данных;
д) провести регистрацию данных должна происходить таким образом, чтобы их легко было использовать.
технического контроль играет решающую роль в обеспечении качества в большинстве стран и особенно в нашей стране.
Создание новых методов обеспечения качества шло по двум направлениям:
· создание методов управления качеством на стадиях жизненного цикла продукции;
· создание методов управления, повышающих эффективность работ по обеспечению качества.
в определении управления качеством продукции, согласно ГОСТ 15467-70 [7], сказано, что это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации, осуществляемое путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на влияющие его условия и факторы.
Из этого определения видно, что технический контроль в системе качества рассматривается как важнейший механизм, определяющий содержание работ по качеству на всех стадиях жизненного цикла продукции.
Под этим следует иметь ввиду, что он выполняет все вышеперечисленные функции, такие как:
− контроль, оценку качества продукции;
− организацию обеспечения производства качественной продукции;
− контроль и выполнение работ на всех стадиях жизненного цикла продукции;
− участие в разработке методических документов по качеству, технологии и методов контроля и прочих подобных работах.
В системах качества ИСО 9000 роль и значение технического контроля поддерживались на достойном уровне.
Проанализируем, для примера, двадцать элементов (подсистем) – направлений деятельности, которые необходимы и обязательны для внедрения системы и ее эффективного функционирования.
10 элемент – контроль и проведение испытаний.
Элементы, где технический контроль играет определяющую роль и тесно связаны с элементом 10.
8 элемент – идентификация продукции и прослеживаемость.
11 элемент – управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием.
12 элемент – организация контроля и испытаний.
13 элемент – управление несоответствующей продукцией.
14 элемент – корректирующие и предупреждающие действия.
16 элемент – управление регистрацией данных о качестве.
17 элемент – внутренние проверки качества.
19 элемент – техническое обслуживание.
20 элемент – статистические методы.
В оставшихся 10 элементах роль технического контроля также значительна.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 285.