По методу групповой взаимозаменяемости ( МГВ )
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

ЗАДАЧА:  Для нормальной работы двигателей ЯМЗ – 240 Б, ЯМЗ – 238 Б,

в со­единении поршень – гильза необходимо обеспечить зазоры в пределах 0,19…0,21 мм.

     Номинальный размер соединения Ø130 мм, посадка выполнена в сис­теме отверстия. Обосновать метод достижения требуемой точности и составить карту сортировщика.

 

РЕШЕНИЕ:

  

1.Составим схему соединения и РЦ.

 

                         

 

где: D – диаметр гильзы ( УВ звено )

      d – диаметр поршня ( УМ звено)

      S – зазор в соединении ( замыкающее звено )

 

S = D - d

 

   2.Определим исходные, заданные параметры.

 

D = d = 130 мм

 

[ Smin] = 0,19мм

                                                            [ Sср] = 0,2 мм

[Smax] = 0,21мм

[Ts] = [S max] - [Smin] = 0,21 – 0,19 = 0,02 мм

 

 3.Используя данные [1, табл. с. 182] определяем единицу допуска i,    соответствующую d = D = 130 мм.

 Находим, для Ø 130 → i = 2,5 мкм

 

 4.Определяем средний коэффициент точности ac, полагая, что размер поршня и гильзы выполнены по одному квалитету.

 

 Из МПВ известно:   

 Или применительно к РЦ „ D – d – S”:

 

                            

 

     Учитывая, что ас = 4 << 100, можно заключить, что МПВ и МНВ экономи­чески нецелесообразны.

     А так как РЦ малозвенна (n = 2 составляющих звена), то эффективным мо­жет быть МГВ.

 

 5. По данным [1, с. 182] определяем квалитет точности изготовления поршня и гильзы.

      Находим, что ас = 4  приблизительно соответствует 4 – му квалитету точно­сти, когда

                                      

      Из этих данных можно заключить, что изготавливать детали по 4 – му ква­литету точности с   экономически нецелесообразно.

 

6. Поэтому, для достижения требуемой точности воспользуемся МГВ и назна­чим экономически приемлемые производственные допуски  с сортиров­кой деталей перед сборкой на 4 группы.

 Если    и число сортиро­вочных групп nгр=4 ,

      

Тогда                     7 квалитет

                                      точности

                                             

 7. Построим схему расположения полей производственных допусков поршня и гильзы с указанием границ 4-х групп сортировки.

Гильза
                             

                        +40

 При обычной сборке соединений из деталей, изготовленных с производствен­ными допусками , будем иметь:

 

 

 

 Вывод – в том случае, если S'ср  удовлетворяет заданным эксплуатационным тре­бованиям, но S' min  слишком мало или S' max слишком велико, можно, не увеличивая точности изготовления отверстий и валов, произвести перед сборкой рассорти­ровку деталей на группы.

   

Произведем сортировку поршней и гильз на 4 группы.

   

Собирая поршни и гильзы, взятые из одноименных групп, т.е. имеющих оди­наковый номер, получим следующие характеристики соединения, представлен­ные в таблице.

 

 

Сортировочные группы

Параметры соединения в сортировочных группах

Номер Обозначение Sminгр Smaxгр Sсргр Tsгр
1     A 190 210 200 20
2    АА 190 210 200 20
3   ААА 190 210 200 20
4 АААА 190 210 200 20

 

         

Из таблицы видно, что в результате селективной сборки наибольший зазор Smax  уменьшается (с 240 до 210 мкм), наименьший зазор Smin  увеличивается (со 160 до 190 мкм), а средний зазор Sср – остался без изменения.

 

 Групповой допуск посадки Tsгр, т.е. допуск замыкающего звена, уменьшается в 4 раза (с 80 до 20 мкм).

   

Вывод – МГВ приемлем, т.к. обеспечивает равенство заданных параметров со­единения с групповыми.

  

 

 

8. Составим карту сортировки размеров деталей.

 

Размеры деталей, мм

Сортировочные группы

Гильза

Поршень

Обознач -

ение

Интервал размеров, мм

Предельные раз­меры

Размер с

отклоне-

ниями

Предельные раз­меры

Размер с

отклоне-

ниями

   А

 

свыше

 

130

129,80

 

до

 

130,01

129,81

АА

 

свыше

 

 

130,01

129,81

 

до

 

130,02

129,82

ААА

 

свыше

 

 

130,02

129,82

 

до

 

130,03

129,83

АААА

 

свыше

 

130,03

129,83

до

 

130,04

 

129,84

 

 

                       ЗАДАЧА № 2 ( решить самостоятельно ):

 

     Для нормальной работы двигателя ВАЗ 2101 «Жигули» в соединении поршень – гильза необходимы зазоры в пределах от 0,05 до 0,07мм при  D = d = 76 мм в системе « Н ».

         

     Составить карту сортировщика, приняв n гр = 5 и обозначение сортировочных групп буквами A, B, C, D, E.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 247.