ЗАДАЧА: Для нормальной работы двигателей ЯМЗ – 240 Б, ЯМЗ – 238 Б,
в соединении поршень – гильза необходимо обеспечить зазоры в пределах 0,19…0,21 мм.
Номинальный размер соединения Ø130 мм, посадка выполнена в системе отверстия. Обосновать метод достижения требуемой точности и составить карту сортировщика.
РЕШЕНИЕ:
1.Составим схему соединения и РЦ.
где: D – диаметр гильзы ( УВ звено )
d – диаметр поршня ( УМ звено)
S – зазор в соединении ( замыкающее звено )
S = D - d
2.Определим исходные, заданные параметры.
D = d = 130 мм
[ Smin] = 0,19мм
[ Sср] = 0,2 мм
[Smax] = 0,21мм
[Ts] = [S max] - [Smin] = 0,21 – 0,19 = 0,02 мм
3.Используя данные [1, табл. с. 182] определяем единицу допуска i, соответствующую d = D = 130 мм.
Находим, для Ø 130 → i = 2,5 мкм
4.Определяем средний коэффициент точности ac, полагая, что размер поршня и гильзы выполнены по одному квалитету.
Из МПВ известно:
Или применительно к РЦ „ D – d – S”:
Учитывая, что ас = 4 << 100, можно заключить, что МПВ и МНВ экономически нецелесообразны.
А так как РЦ малозвенна (n = 2 составляющих звена), то эффективным может быть МГВ.
5. По данным [1, с. 182] определяем квалитет точности изготовления поршня и гильзы.
Находим, что ас = 4 приблизительно соответствует 4 – му квалитету точности, когда
Из этих данных можно заключить, что изготавливать детали по 4 – му квалитету точности с экономически нецелесообразно.
6. Поэтому, для достижения требуемой точности воспользуемся МГВ и назначим экономически приемлемые производственные допуски с сортировкой деталей перед сборкой на 4 группы.
Если и число сортировочных групп nгр=4 ,
Тогда 7 квалитет
точности
7. Построим схему расположения полей производственных допусков поршня и гильзы с указанием границ 4-х групп сортировки.
|
+40
При обычной сборке соединений из деталей, изготовленных с производственными допусками , будем иметь:
Вывод – в том случае, если S'ср удовлетворяет заданным эксплуатационным требованиям, но S' min слишком мало или S' max слишком велико, можно, не увеличивая точности изготовления отверстий и валов, произвести перед сборкой рассортировку деталей на группы.
Произведем сортировку поршней и гильз на 4 группы.
Собирая поршни и гильзы, взятые из одноименных групп, т.е. имеющих одинаковый номер, получим следующие характеристики соединения, представленные в таблице.
Сортировочные группы | Параметры соединения в сортировочных группах | ||||
Номер | Обозначение | Sminгр | Smaxгр | Sсргр | Tsгр |
1 | A | 190 | 210 | 200 | 20 |
2 | АА | 190 | 210 | 200 | 20 |
3 | ААА | 190 | 210 | 200 | 20 |
4 | АААА | 190 | 210 | 200 | 20 |
Из таблицы видно, что в результате селективной сборки наибольший зазор Smax уменьшается (с 240 до 210 мкм), наименьший зазор Smin увеличивается (со 160 до 190 мкм), а средний зазор Sср – остался без изменения.
Групповой допуск посадки Tsгр, т.е. допуск замыкающего звена, уменьшается в 4 раза (с 80 до 20 мкм).
Вывод – МГВ приемлем, т.к. обеспечивает равенство заданных параметров соединения с групповыми.
8. Составим карту сортировки размеров деталей.
Сортировочные группы | |||||
Гильза |
Поршень | ||||
Обознач - ение | Интервал размеров, мм | Предельные размеры | Размер с отклоне- ниями | Предельные размеры | Размер с отклоне- ниями |
А |
свыше
| 130 |
| 129,80 | |
до
| 130,01 | 129,81 | |||
АА |
свыше
| 130,01 |
| 129,81 | |
до
| 130,02 | 129,82 | |||
ААА |
свыше
| 130,02 | 129,82 | ||
до
| 130,03 | 129,83 | |||
АААА |
свыше
| 130,03 | 129,83 |
| |
до |
130,04
| 129,84 | |||
|
ЗАДАЧА № 2 ( решить самостоятельно ):
Для нормальной работы двигателя ВАЗ 2101 «Жигули» в соединении поршень – гильза необходимы зазоры в пределах от 0,05 до 0,07мм при D = d = 76 мм в системе « Н ».
Составить карту сортировщика, приняв n гр = 5 и обозначение сортировочных групп буквами A, B, C, D, E.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 247.