для обучающихся по направлению подготовки
Строительство
Уровень профессионального образования: бакалавриат
Направление подготовки: 08.03.01 Строительство
Профили: «Городское строительство и хозяйство», «Автомобильные дороги»
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная и заочная
Рязань, 2017
Составители: д.т.н., доцент М.Ю. Костенко; д.т.н., доцент Г.К. Рембалович; к.т.н. Р.В.Безносюк; к.т.н. Д.Г.Чурилов
УДК 621.9
Рецензенты:
к.т.н., зав. кафедрой «Эксплуатация машинно-тракторного парка» федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А.Костычева» (ФГБОУ ВО РГАТУ) Д.Н. Бышов
к.т.н., доцент кафедры «Техническая эксплуатация транспорта» федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А.Костычева» (ФГБОУ ВО РГАТУ) И.А. Юхин
Методические указания для практических занятий по курсу « Метрология, стандартизация, сертификация и контроль качества» для обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.
Методические указания составлены с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата), утвержденного Министерством образования и науки РФ 12.03.2015 года, № 201, и предназначены для студентов очной и заочной формы обучения, обучающихся по профилю«Городское строительство и хозяйство», «Автомобильные дороги». Предназначены для методического обеспечения проведения практических занятий по дисциплине « Метрология, стандартизация, сертификация и контроль качества».
Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании кафедры технологии металлов и ремонта машин 31 августа 2017 г., протокол №1.
© ФГБОУ ВПО РГАТУ, 2017
© Коллектив авторов, 2017
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
«Основные сведения о размерах и соединениях»
Повторить: сущность основных терминов, понятий и определений, включая общепринятые обозначения:
Вал: термин, условно применяемый для обозначения наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы ( d )
Отверстие: термин, условно применяемый для обозначения внутренних элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы ( D )
Размер: числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т. д.) в выбранных единицах измерения
Действительный размер: размер элемента, установленный измерением с допустимой погрешностью ( Dд ) и ( dд)
Предельные размеры: два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться (или которым может быть равен) действительный размер
Наибольший предельный размер: наибольший допустимый размер элемента ( Dmax )
Наименьший предельный размер: наименьший допустимый размер элемента ( Dmin )
Номинальный размер: размер, относительно которого определяются отклонения ( D )
Номинальный размер посадки: номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение ( D = d )
Отклонение: алгебраическая разность между размером (действительным, предельным и т. д.) и соответствующим номинальным размером ( E )
Предельное отклонение: алгебраическая разность между предельным и соответствующих номинальных размерами. Различают верхнее и нижнее отклонения
Верхнее отклонение: алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами ( ES и es )
Нижнее отклонение: алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами ( EI и ei )
Нулевая линия: линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, то положительные отклонения откладываются вверх от нее, отрицательные вниз.
Допуск: разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютная величина алгебраической разности между верхним и нижним отклонением ( T )
Допуск посадки: сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение ( T D )
Поле допуска: поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии
Гладкое цилиндрическое соединение: соединение, в котором поверхности отверстия и вала круглые цилиндрические
Посадка: характер соединения деталей, определяемый разностью их размеров до сборки
Зазор: разность размеров отверстия и вала, если размер отверстия больше размера
вала ( S )
Натяг: разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия ( N )
Посадка с зазором: посадка, при которой всегда образуется зазор в соединении, т.е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала
Посадка с натягом: посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении, т.е. наибольший предельный размер отверстия меньше наименьшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала
Переходная посадка: посадка, при которой возможно получение, как зазора, так и натяга в соединении в зависимости от действительных размеров отверстия и вала (поля допусков отверстия и вала перекрываются частично или полностью)
Задача № 1:
Дано: Для партии штифтов по чертежу установлены предельные размеры:
dmax = 40,009 мм
dmin = 39,984 мм
При измерении в партии оказались штифты с размерами:
d1 = 40,12 мм
d2 = 39,976 мм
Требуется: определить годность этих двух штифтов.
Решение
Детали признаются годными, если их действительные размеры d д
вписываются в установленные границы поля допуска:
Td = d max – d min,
откуда вытекает условие годности размера:
d min ≤ d д ≤ d max
или для условий настоящей задачи:
· d 1 = 40,12 мм > d max,
следовательно, штифт с размером d 1 - брак исправимый;
· d 2 = 39,976 мм < d min,
следовательно, штифт с размером d 2 - брак неисправимый;
Задача №2:
Дано: Отверстие корпуса коробки передач трактора на чертеже обозначено
Ø .
Требуется: определить предельные отклонения, допуск на изготовление, предельные размеры, построить схему расположения поля допуска и указать на ней все размерные параметры детали.
Решение
Размерные параметры отверстия:
1. ES = -0,020 мм = -20 мкм
2. EI = -0,041 мм = -41 мкм
3. TD = ES – EI = -20 - (-41) = 21 мкм
4. D min = D + EI = 20 + (-0,041) = 19,959 мм
5. D max = D + ES = 20 + (-0,020) = 19,98 мм
Схема расположения поля допуска:
Задача №3:
Дано: Отверстие корпуса коробки передач соединяется со штифтом установочным и на чертеже обозначено Ø 20 .
Требуется: построить схему расположения полей допусков и указать на ней все размерные параметры отдельных деталей и соединения в целом, и определить допуск посадки.
Решение
Схема расположения полей допусков:
Параметры отдельных деталей:
ОТВЕРСТИЕ: 1. ES = -20 мкм
2. EI = -41 мкм
3. TD = ES – EI = -20 - (-41) = 21 мкм
4. D min = D + EI = 20,0 + (-0,041) = 19,959 мм
5. D max = D + ES = 20,0 + (-0,020) = 19,98 мм
ВАЛ : 1. es = 0
2. ei = -13 мкм
3. Td = es – ei = 0 - (-13) = 13 мкм
4. d min = d + ei = 20,0 + (-0,013) = 19,987 мм
5. d max = d + es = 20,0 + 0 = 20,0 мм
Параметры посадки:
1. S min = EI – es = -41 – 0 = -41 мкм < 0 → ( -N max )
2. S max = ES – ei = -20 - (-13) = -7 мкм < 0 → ( -N min )
3. T∆ = N max – N min = TD + Td = 21 + 13 = 34 мкм
Задача №4 :
Дано: По заданной схеме расположения полей допусков определить предельные отклонения, допуски на изготовление деталей, предельные размеры, предельные зазоры и натяги, допуск и характер посадки.
Определяемые параметры | D | d1 | d2 | d3 | ||||||
ES (es) мкм EI (ei) мкм | +62 0 | +31 -31 | +143 +81 | -25 -87 | ||||||
TD (Td ) мкм | 62 | 62 | 62 | 62 | ||||||
D max (d max ) мм D min (d min ) мм | 50,062 50,0 | 50,031 49,969 | 50,143 50,081 | 49,975 49,913 | ||||||
S min= EI - es (-N max ) мкм S max= ES - ei (-N min ) мкм | - - | -31 ( -N max) 93 | -143 (-N max) -19 ( -N min) | 25 149 | ||||||
T∆ = TD + Td мкм | - | 124 | 124 | 124 | ||||||
Характер посадки | - | переходная | с натягом | с зазором | ||||||
Задача № 5:
Дано: При изготовлении новой машины выдержаны размеры: D = 75 и d = 75 . При ремонте машины отверстие расточили до размера Dр = 78 .
Требуется: Определить с какими отклонениями должен быть изготовлен восстановленный вал, чтобы сохранить первоначальные значения предельных зазоров.
Решение
По условию задачи при ремонте машины необходимо обеспечить:
S min = S p min и S max = S p max
Или аналогичное можно записать через предельные отклонения:
EI – es = EI p – es p и ES – ei = ES p – ei p
Откуда можно определить:
es p = EI p – EI + es = 0 – 0 + ( - 0,03) = - 0,03 мм = -30 мкм
ei p = ES p – ES + ei = 0,120 – 0,074 + ( - 0,104) = - 0,058 мм = -58 мкм
Следовательно, d p = 78
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
«Единая система допусков и посадок» (ЕСДП)
Повторить: сущность основных терминов, понятий и определений, включая общепринятые обозначения:
Дата: 2019-02-25, просмотров: 227.