Истоки и сущность идей Ж.-Ж. Руссо. Истоки и сущность утопического коммунизма во французском Просвещении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Чрезвычайно своеобразное место в Просвещении принадлежит Жан-Жаку Руссо (1712—1778) — одному из самых влиятельных деятелей французского Просвещения. Руссо — уроженец и гражданин Женевы, старинного центра кальвинистского богословия и кальвинистского морального уклада жизни. Молодость его протекала в нужде и скитаниях. Одареннейший писатель, Руссо дебютировал краткой диссертацией «Рассуждение о науках и искусствах» (1750), написанной на соискание премии Дижонской академии. Из сочинений, имеющих отношение к философии, им были в дальнейшем написаны «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Общественный договор» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762) и несколько менее значительных работ. Основная тема философских размышлений Руссо — судьба личности в современном ему обществе с его сложной искусственной культурой, с его противоречиями. Сила и историческое значение Руссо не в тех мыслях, которые можно найти у него по вопросам теоретической философии. Значение его в тех идеях, которые он выдвинул как социолог, политический мыслитель, моралист, психолог и педагог. От большинства своих современников Руссо отличается прежде всего проницательностью, глубиной, смелостью в критике общественного строя Франции. Он выступал, как отмечали буржуазные историки, не только против существующей власти, но и против боровшейся с ней оппозиции; не только против Сорбонны (факультета богословов), но и против Фернея (замок Вольтера). Руссо сознавал их с точки зрения угнетенных мелкобуржуазных масс крестьян и ремесленников, т. е. с точки зрения гораздо более демократической, чем воззрения большинства просветителей. Именно эта основа идейных позиций Руссо была причиной крайней противоречивости его социальной философии. Критика Руссо одновременно и радикально-демократична, и реакционна; Основное противоречие современной ему общественной жизни принимает в сознании Руссо отвлеченную форму противоречия между культурой и природой, между естественной, гармонической. Руссо видит в чувстве не только самостоятельную, не только своеобразную, но и основную первичную форму духовной деятельности. Учение Руссо о первенстве чувства двойственно. С одной стороны, оно правильно вскрывало односторонность, недостаточность, рассудочность рационалистического представления о человеке и его душевной деятельности. С другой стороны, оно таило в себе глубоко ошибочную тенденцию, которую не раз использовала впоследствии философская реакция. Тенденция эта состояла в противопоставлении чувства как высшей и более ценной сферы душевной жизни разуму как сфере будто бы низшей. От Руссо ведет начало тенденция, выдвигающая в поведении и в душевной жизни на первый план инстинктивные, несознаваемые и в то же время в высшей степени целесообразные движения и действия. Критикуя односторонность рационализма, Руссо сам остается во многом на почве рационализма. Подчеркивая права чувства, он признает, что большую роль в развитии чувства играет познание. Уже в диссертации, увенчанной премией Дижонской академии, Руссо доказывал, что развитие наук и искусств со времени Возрождения не усовершенствовало, а ухудшило нравы общества. Несмотря на явные преувеличения, односторонность и крайнюю абстрактность аргументации, в сочинении Руссо удалось сильно и смело выразить горячий протест плебея, который видит, что плоды прогресса цивилизации не только остаются для него недоступными в силу его социального положения, но и что самые блага цивилизации в современных условиях жизни общества далеко не безусловны, заключают в себе отрицательную сторону. По Руссо, одна из главных причин человеческих страданий — противоречие между нашим состоянием и нашими желаниями, между нашим долгом и нашими склонностями, между природой и социальными учреждениями, между человеком и гражданином. Противопоставление Жан-Жаком Руссо природы культуре часть современников поняла как наивный призыв к возвращению вспять, в докультурное, «естественное» состояние. Вольтер, издеваясь над Руссо, говорил, что Руссо приглашает человечество вновь стать на четвереньки и ползти в первобытный лес. В действительности Руссо хорошо понимал необратимость уже пройденного пути развития. Он разъяснял, что полный отказ от уже приобретенной цивилизации сделал бы человека дикарем, но не сделал бы его более счастливым. Источником противоречий цивилизации Руссо признал социальное неравенство, обусловленное неравенством имущества, неравенством во владении землей, орудиями труда. Следуя за Локком, Руссо набросал в своем знаменитом трактате «Эмиль» план развития личности, свободной от насилия над природой и над естественными способностями человека. В системе воспитания Руссо на первый план выдвигается чувство. Рационализму, сухой и черствой рассудочности Руссо противопоставляет благотворную силу искреннего, естественного чувства. К чувству Руссо^обращается и в вопросе о религии. В «Вероисповедании савойского викария» он провозглашает критерием и основой религиозной веры не доводы разума, а сердце и чувство. Он ополчается и против догматов официальной религии, и против рационалистического кодекса деизма. Еще резче отзывается он об атеизме. Вступив в число сотрудников Энциклопедии, он вскоре порвал с ней, и одним из поводов для разрыва была смелая пропаганда атеизма, которую вели энциклопедисты. В своем «Общественном договоре» Руссо доказывал, что единственным коррективом к существующему ныне социальному неравенству— неравенству имущественному и неравенству обязанностей— могут и должны быть свобода и безусловное равенство юридических прав. Эту идею, в которой сказался буржуазный характер социологии Руссо, впоследствии высоко оценили деятели французской революции, и прежде всего якобинцы. Буржуазным демократизмом и республиканизмом овеяна вся программная часть «Общественного договора». Основой политической жизни общества Руссо признал суверенность воли народа и неделимость самой этой суверенности. Поэтому Руссо отвергает принцип деления власти на законодательную и исполнительную и рекомендует систему постоянно действующего в государстве плебисцита, или всенародного опроса, по всем серьезным вопросам политической жизни. Влияние идей Руссо было огромно. В подготовке идеологии французской буржуазной революции, ему принадлежит важная роль, хотя сам он был далек от понимания неизбежности революционной борьбы. В теории исторического процесса Руссо с небывалой до того проницательностью угадал значение противоречий как движущей силы развития общества

Истоки и сущность утопического коммунизма во французском Просвещении

Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление получило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII – начале XIX вв.

Видными социалистами-утопистами Франции (первыми коммунистами) были Г.Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье.

Габриэль Мабли (1709 – 1785 гг.) философ, историк, писатель, один из зачинателей социалистическо-утопического направления в философии Франции. Габриэль Мабли: – подвергал суровой критике философию Просвещения в целом. Называл свое время «веком болтовни и парадоксов»; – отвергал и материализм, и деизм; – считал, что атеисты, материалисты, деисты схематично подходят к изучению окружающего мира и человека, убивают душу народа, не уделяют внимания морали; – главным назначением философии считал распространение морали и нравственности; – был сторонником идеи дуализма Декарта, согласно которой человек совмещает в себе как материальное (телесное) начало, так и духовное, отсюда большое влияние на поступки и поведение людей, оказывают страсти, любовь к себе, тяга к удовольствиям; – считал, что сама природа человека заставляет его жить в обществе; – был сторонником идеи о том, что причиной гибели первобытного коммунизма, «золотого века человечества», явилось возникновение частной собственности и разделение людей на классы; – идеалом общества видел первобытно-общинный коммунизм, призывал возвратиться к обществу без частной собственности, без деления на классы, без оторванной от народа власти, где торжествовали бы равенство, справедливость, братство людей; – считал, что его идеалы неосуществимы на практике. Частная собственность вечна и неуничтожима, классовое разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на восстание в силу своей забитости. Если народ и свергнет существующий строй, то в силу человеческой природы, страстей, стремлению к наживе и т. д. не сумеет удержаться в рамках коммунизма.

Франсуа Бабеф (псевдоним – Гракх Бабеф) (1760 – 1797 гг.) считается первым коммунистом-теоретиком и практиком. Франсуа Бабеф: – отвергал все философские теории, которые, не имели целью принесение народу счастья; – подвергал жесткой критике существующее общество и государство; – главным социальным злом видел возникновение частной собственности и разделение общества на противоположные классы – богатых и бедных; – считал лучшим и практически осуществимым общество, где: а) нет классового деления и частной собственности; б) вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает; в) существует полное экономическое и политическое равенство и совместный труд; – был убежден, что коммунистическое общество можно построить только путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка. В XIX и ХХ вв. учение Франсуа Бабефа о коммунистическом обществе и о вооруженном восстании получило название бабувизма и нашло много сторонников.

Клод Сен-Симон (1760 – 1825 гг.) продолжил традицию утопического социализма во Франции, а именно: – выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм; – видел в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества экономику (экономический детерминизм); – выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших форм к высшим; – целью философии видел создание лучшего, разумного общества; – лучшее общество то, которое предоставляет его членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей; – в качестве лучшего Сен-Симон видел «промышленное общество», которое будет построено по иерархическому принципу. Критерием нахождения на той или иной ступени социальной лестницы будут способности человека, так называемая «иерархия способностей». Будет введена всеобщая обязанность трудиться, а экономика будет развиваться по плану, чтобы избежать перепроизводства или дефицита; – руководить данным обществом будут лучшие представители индустриального «класса», то есть буржуазия, но не в качестве собственников, а в качестве управляющих. Также Сен-Симон считал, что: – пролетариат и буржуазия сольются в один индустриальный класс; – оптимистически смотрел в будущее – человечество обречено в силу неуклонного прогресса экономики на построение идеального общества; – считал, что новое общество возникнет не революционным, а эволюционным путем – общество из классово-антагонистического постепенно преобразуется в ассоциативное; – выдвинул идею о замене существующей религии «новой религией», смыслом которой будет лозунг: «Человек человеку – брат». Франсуа Фурье (1772 – 1837 гг.) также принадлежал к числу видных социалистов-утопистов. Основные положения философии Ф.Фурье: – буржуазная мораль лжива; – атеизм опасен, так как лишает человека надежды на будущее; – человек, история, общество развиваются по законам природы; – буржуазное общество имеет три основных вида противоречий: 1) между личными интересами буржуазии и общественными интересами рабочего класса; 2) социально-экономические; 3) моральные (буржуазный брак и т.д.); – идеальное общество – «общество гармонии», которое будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, высоком уровне экономики, свободе любви и нравов, уважении к Богу

Дата: 2019-02-19, просмотров: 583.