Физическое развитие – это комплекс морфологических признаков, присущих данному индивидууму, формирующихся под влиянием наследственности и среды. Показатели физического развития отличаются значительными индивидуальными отклонениями. Индивидуальная оценка физического развития проводится путём сопоставления данных обследуемого со средними величинами показателей для каждой возрастно-половой группы спортсменов избранного вида спорта (табл. 1 и 2).
Антропологические измерения необходимо проводить в утренние часы (в конце дня может наблюдаться увеличение массы, уменьшение длины тела на 1 – 1,5 см). Ежегодные исследования проводить в один и тот же день.
1.Рост (стоя) измеряют ростомером с точностью до 0,5 см. Обследуемый становится спиной к стойке ростомера, прикасаясь тремя точками: лопатками, ягодицами и пятками; подбородок слегка опущен, при этом наружный угол глаза и козелки ушных раковин должны быть на одной горизонтали. Планшетка ростомера должна касаться верхушки головы. Рост стоя определяют по первой (левой шкале ростомера).
2.Окружность грудной клетки измеряют в трёх её положениях: при максимальном выдохе, максимальном вдохе и во время паузы (среднее положение между вдохом и выдохом). Сантиметровую ленту накладывают горизонтально спереди над сосками у женщин, по соскам у мужчин; а сзади по нижним углам лопаток.
3.Масса измеряется при помощи медицинских десятичных весов.
Таблица 1 «Показатели физического развития детей» | ||||||||||||
Возраст (лет) | Мальчики (юноши) | Девочки (девушки) | ||||||||||
Рост (см) | Масса тела (кг) | Рост (см) | Масса тела (кг) | |||||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | |
6 | 109,5 | 117,5 | 130 | 19,32 | 22,35 | 27,08 | 108,5 | 115,5 | 128,5 | 18,74 | 21,6 | 25,85 |
7 | 113,5 | 122 | 135 | 20,8 | 24,2 | 29,4 | 112,5 | 122,15 | 135 | 20,8 | 23,8 | 28,4 |
8 | 118 | 127,5 | 142,5 | 23,2 | 27,05 | 33,15 | 118 | 127 | 140,5 | 22,8 | 26,16 | 36,16 |
9 | 124 | 135 | 150 | 25,9 | 31,5 | 40,07 | 125 | 133 | 147 | 25,8 | 30,26 | 37,7 |
10 | 128 | 138 | 153 | 28,5 | 35 | 45 | 128 | 137,5 | 153 | 27,2 | 35 | 46,5 |
11 | 132 | 142,5 | 159,5 | 30,9 | 38,4 | 47,9 | 133,5 | 144,5 | 162,5 | 31,2 | 39,4 | 52,8 |
12 | 136,5 | 148 | 165,5 | 34 | 39,8 | 56 | 139 | 146,5 | 169 | 37,5 | 41,8 | 60 |
13 | 142 | 150,5 | 175,5 | 37,2 | 48 | 65,5 | 146 | 157 | 173,5 | 41,1 | 50,7 | 65,9 |
14 | 149,5 | 163 | 185 | 43,8 | 55 | 72,6 | 151 | 160,5 | 175 | 45 | 54,9 | 68,7 |
15 | 155,5 | 169 | 190 | 51,6 | 63 | 80,7 | 153,5 | 162,5 | 176 | 56,2 | 56,3 | 69,5 |
16 | 169 | 177 | 193 | 54,3 | 66,7 | 83,2 | 159 | 168 | 184 | 50,2 | 58,7 | 72,3 |
Таблица 2 «Среднестатистические показатели физического развития учащихся 1-11 классов» | ||||||
Возраст (лет) | Окружность грудной клетки во время паузы (см) | |||||
Мальчики (юноши) | Девочки (девушки) | |||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | |
6 | 56,2 | 61,2 - 65,2 | 71,1 | 53,7 | 59,1 – 63.2 | 67,5 |
7 | 59,4 | 63,1 – 67,1 | 73,3 | 57,3 | 61,3 – 64,3 | 69,1 |
8 | 60,1 | 64,3 – 68,2 | 76,1 | 59,1 | 63,4 – 66,5 | 69,1 |
9 | 63,3 | 65,6 – 70,3 | 80,1 | 61,7 | 65,1 – 69,1 | 70,1 |
10 | 59,5 | 63,3 – 69,2 | 73,1 | 58,2 | 61,7 – 67,0 | 70,4 |
11 | 62,3 | 66,2 – 72,3 | 76,2 | 59,8 | 63,9 – 70,3 | 74,4 |
12 | 62,5 | 67,9 – 72,3 | 76,2 | 61,6 | 66,7 – 74,7 | 79,8 |
13 | 65,0 | 70,6 – 79,5 | 85,1 | 67,2 | 71,1 – 77,4 | 81,3 |
14 | 68,8 | 74,5 – 83,4 | 89,1 | 68,0 | 73,0 – 80,7 | 85,7 |
15 | 74,3 | 79,1 – 86,8 | 91,6 | 72,6 | 76,1 – 81,4 | 84,8 |
16 | 80,6 | 83,4 – 88,3 | 97,6 | 74,3 | 79,4 – 84,3 | 88,5 |
Для ориентировочной оценки некоторых антропометрических показателей используется метод индексов.
Весоростовой индекс
Индекс служит показателем упитанности (ПУ), указывает, сколько граммов массы приходится на 1 см тела, он рассчитывается по формуле: ПУ = Р (вес тела в граммах) : L (рост в сантиметрах)
Отклонение в сторону увеличения свидетельствует о лишнем весе.
Сопоставить фактические показатели со средними величинами и определить количество баллов (таблица 3).
Индекс Пинье (Ип)
Индекс Пинье может применяться лишь для тех, у кого отсутствуют признаки ожирения. Определяет пропорциональность развития и крепость телосложения, он рассчитывается по формуле:
Ип = L - Р - ОГК, где L – рост в сантиметрах, Р – вес тела в килограммах, ОГК – окружность грудной клетки в покое в сантиметрах.
Сопоставить фактические показатели со средними величинами и определить количество баллов (таблица 3).
Индекс Эрисмана (Иэ)
Окружность грудной клетки можно использовать для определения показателей развития грудной клетки:
Иэ = ОГК в покое - L/2, где ОГК – окружность грудной клетки; L – рост в сантиметрах.
Для девочек Иэ составляет 3,3 см, для мальчиков – 5,8 см. Иэ, равный или больший указанного, говорит о хорошем пропорциональном развитии грудной клетки (широкогрудность) и наоборот.
Сопоставить фактические показатели со средними величинами и определить количество баллов (таблица 3).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 220.