Тема 1. Теоретические основы управления проектами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

“Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова”

Воронежский филиал

 

Кафедра управления социально-экономическими системами

и бизнес-процессами

 

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

Методические указания

по подготовке к практическим занятиям

 и организации самостоятельной работы обучающихся
направления подготовки 38.03.02 Менеджмент 

профиль «Менеджмент организации торговли»

 

Воронеж 2018

 

 

Рецензент:

 кандидат экономических наук, декан экономического факультета 

А.В. Ендовицкая

 

Рекомендовано решением Методического совета Воронежского филиала
РЭУ им. Г.В. Плеханова

 

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ. Методические указания по подготовке к практическим занятиям и организации самостоятельной работы обучающихся направления подготовки 38.03.02 Менеджмент профиль «Менеджмент организации торговли» / Сост.: Бунина Е.А. – Воронеж, 2018. – 35 с.

 

 

Данные методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по курсу «Управление проектами». Рекомендуется для обучающихся направления подготовки 38.03.02 Менеджмент профиль «Менеджмент организации торговли», квалификации (степени) выпускника бакалавр.

В настоящем издании представлены методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся: темы для изучения, задания для закрепления изученного материала, а также тесты для контроля знаний. Приводится перечень рекомендуемых литературных источников.

Методические рекомендации предназначены для преподавателей при проведении практических занятий, а также самостоятельной работы обучающихся.

 

 

Сведения о составителе:

Бунина Елена Алексеевна – к.и.н., доцент кафедры управления социально-экономическими системами и бизнес-процессами Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.

 

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  Введение 4
1   2 Методические рекомендации и задания для проведения практических занятий Формы самостоятельной работы   6 13
3 Задания для самостоятельной подготовки 15
4 5 6   7 ТЕСТЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Методические указания по написанию ДОКЛАДА, реферата МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫБОРУ ТЕМЫ И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ литература и информационные источники 19 27   29 33
     
     

 

 

Введение

В последнее время направление менеджмента, определяемое как «управление проектами» или как «проектный менеджмент», стало предметом все возрастающего серьезного интереса значительного числа российских организаций. Став типовой методологией многих проектных, строительных или инжиниринговых компаний, управлении проектами получило массовое распространение в самых различных областях жизнедеятельности современного общества.

Курс «Управление проектами» является составной частью профессиональной вузовской подготовки для обучающихся направления подготовки 38.03.02 Менеджмент.  

В данном курсе изучаются сущность и содержание определенной научной области, эволюция задач и системных решений, принимаемых в менеджменте, и вызвавших необходимость появления проектного управления.  

Целью изучения дисциплины «Управление проектами» является зна­комство обучающихся с сущностью и инструментами проектного менеджмента, позволяющего квалифицированно принимать решения по управлению ко­мандой проекта, координированию оборудования, материалов, финансовых средств и графиков для выполнения определенного проекта в заданное время в пределах бюджета и к удовлетворению заказчика (потребителя).

Выполнение заданий в рамках практических занятий способствует ов­ладению обучающимися теоретическим материалом, развитию навыков расчетно-­аналитической работы, раскрытию возможностей использования полученных знаний на практике.

Цель практических занятий: практическое освоение обучающимися содер­жания и методологии изучаемой дисциплины, в том числе при использова­нии специальных технических средств.

Задачи практических занятий:

- закрепление, углубление и расширение знаний обучающихся при решении конкретных практических задач;

- развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности обучающихся;

- выработка способности логического осмысления самостоятельно полу­ченных данных;

- овладение новыми методами и методиками конкретной учебной дисциплины;

- приобретение умений и навыков эксплуатации технических средств и оборудования;

- обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- основные термины, методы управления проектами, стандарты управления проектами;

- модели и методы управления проектом на стадиях его разработки и реализации, их возможности и ограничения, порядок использования;

- основные процессы и подсистемы проектного управления;

- формы организации труда над проектом в ходе его разработки и реализации;

уметь:

- разрабатывать модель жизненного цикла проекта;

-  использовать методы качественного и количественного анализа проекта в ходе его концептуальной проработки;

-  использовать проектный анализ;

-  организовывать систему управления проектом;

-  контролировать ход выполнения проекта;

владеть:

- методологией управления проектом;

- навыками управления проектом, его организацией, планированием, реализацией и интеграцией; управлять поставками, рисками и человеческими ресурсами проекта;

- методами и приемами анализа управленческих процессов;

- арсеналом современного инструментария проектного управления, включая модели жизненного цикла, структуру разбиения работ, функционально-стоимостной анализ, систему бюджетирования, сетевые модели, метод освоенного объема и т.п.

В процессе изучения дисциплины проводится ситуационный анализ управленческой деятельности, определяется роль и место управления проектами в решении проблем повышения эффективности менеджмента.

Знания обучающихся контролируются посредством собеседования, письменных заданий, тестовых заданий.

 

 

1. Методические рекомендации и задания для проведения

Практических занятий

 

Освоение дисциплины проводится в форме лекций, практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в течение семестра. Самостоятельная работа осуществляется в виде внеаудиторной работы в следующих формах:

- Самостоятельное изучение теоретического материала (оформление конспектов).

- Подготовка к практическим занятиям.

- Выполнение домашних тестовых и иных индивидуальных заданий.

- Подготовка к письменным или устным опросам (тестам) по основным терминам и понятиям курса.

-  Оформление отчета о практической работе и подготовка к его защите.

- Подготовка контрольных работ обучающимися заочной формы обучения (при наличии данного вида самостоятельной работы в учебном плане).

Самостоятельная работа обучающихся заочного отделения организуется в соответствии с графиком самостоятельной работы.

В ходе подготовки к практическому занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, досконально изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебную методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение обучающихся к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволяет в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, следует помнить, что обучающийся должен не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в практической работе способствует более глубокому изучению содержания управлению проектами, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных практических ситуациях.

ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

2.1 Самостоятельное изучение отдельных вопросов дисциплины

Важнейшей особенностью обучения в высшей школе является высокий уровень самостоятельности обучающихся в ходе образовательного процесса. Эффективность самостоятельной работы зависит от таких факторов как:

- уровень мотивации обучающихся к овладению конкретными знаниями и умениями;

- наличие навыка самостоятельной работы, сформированного на предыдущих этапах обучения;

- наличие четких ориентиров самостоятельной работы.

Приступая к самостоятельной работе, необходимо получить следующую информацию:

- цель изучения конкретного учебного материала;

- место изучаемого материала в системе знаний, необходимых для формирования специалиста;

- перечень знаний и умений, которыми должен овладеть обучающийся;

- порядок изучения учебного материала;

- источники информации;

- наличие контрольных заданий; 

- форма и способ фиксации результатов выполнения учебных заданий;

- сроки выполнения самостоятельной работы.

Эта информация представлена в учебно-методическом комплексе дисциплины.

При выполнении самостоятельной работы рекомендуется:

- записывать ключевые слова и основные термины,

- составлять словарь основных понятий,

- составлять таблицы, схемы, графики и т.д.

- писать краткие рефераты по изучаемой теме.

Следует выполнять рекомендуемые задания, анализировать вопросы. 

Результатом самостоятельной работы должна быть систематизация и структурирование учебного материала по изучаемой теме, включение его в уже имеющуюся у обучающегося систему знаний.

После изучения учебного материала необходимо проверить усвоение учебного материала с помощью предлагаемых контрольных вопросов и при необходимости повторить учебный материал. 

В процессе подготовки к экзамену и зачету необходимо систематизировать, запомнить учебный материал.

Основными способами приобретения знаний, как известно, являются: чтение учебника и дополнительной литературы, рассказ и объяснение преподавателя, анализ ситуаций, проблем организационного поведения, поиск ответа на контрольные вопросы.

При изучении дисциплины используются как традиционные формы занятий - лекции, практические занятия, семинарские занятия, и инновационные технологии, предусматривающие использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Значительная часть теоретического курса предусмотрена для самостоятельного изучения, основными формами которого являются: проработка конспектов лекций, самостоятельное изучение отдельных вопросов, подготовка докладов, рефератов.

При самостоятельном изучении отдельных вопросов обучающемуся предлагается изучить не менее трёх литературных источников, провести их сравнительный анализ и сформулировать свою точку зрения по изучаемому вопросу.

 

Подготовка докладов и эссе

При подготовке практических занятий по изучаемым темам предполагается внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся в виде подготовки докладов.

Для подготовки докладов-презентаций обучающимся рекомендуется дополнительная литература, используя которую они готовят доклад на 15-25 минут в зависимости от сложности вопроса. В докладе рассматривается существо вопроса и делается попытка обосновать свою точку зрения на изучаемую проблему.

Получив задание на подготовку доклада, обучающийся получает возможность разработать предлагаемую тему и представить публичное сообщение на семинарских или практических занятиях.

В процессе внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся предусмотрена подготовка рефератов или эссе. Реферат по дисциплине «Управления проектами» представляет собой обзор изучаемого вопроса в различных теоретических источниках: учебниках, учебных пособиях, периодических изданиях с использованием ссылок, цитат и полным описанием библиографии первоисточника. Объем реферата 15-20 машинописных страниц. Получив тему реферата, обучающийся подбирает первоисточники, составляет план реферата и пишет его с соблюдением всех требований Гостов по оформлению научно-исследовательских работ. По каждой самостоятельно изучаемой теме предусмотрена подготовка рефератов.

 

3. Задания для самостоятельной подготовки

К теме: «Введение в управление проектом»

Как вы понимаете понятия: «проект», «проектное управление». Перечислите задачи, решаемые в процессе реализации проектного менеджмента. Раскройте преимущества проектного менеджмента? Проанализируйте (на примерах) возможности использования проектного менеджмента в практике отечественного бизнеса.

Разработайте по выбору учебный проект на одну из следующих тем: «Основные фазы проектной деятельности», «Проект и процесс: общие черты и основные отличия», «Различия между операционной и проектной деятельностью», «Среда проекта».

Рекомендуемые темы докладов, эссе:

1. Методологические подходы к управлению проектами.

2. Современные концепции управления проектами.

3. Проектно-ориентированный подход и его особенности.

К теме: «Система управления проектами».

Приведите примеры различных классификаций проектов.

Как вы раскрываете понятия «жизненный цикл проекта», «внешняя среда проекта».

Какие структурные компоненты должны присутствовать в проекте?

Обозначьте критерии, на которые Вы будете ориентироваться при оценке качества проекта.

Приведите примеры различных видов организационных структур управления

Опишите процесс управления проектной деятельностью В чём заключается сущность и значение контроля и регулирования в проектном управлении?

Раскройте на примере использование технологии (или метода) в процессе управления проектами технологии и методы управления проектами.

Рекомендуемые темы докладов, эссе:

1. Роль обеспечивающих подсистемы системы управления проектами.

2. Особенности управления проектами в различных типах организационных структур управления.

3. «Встроенная» и «выделенная» структуры управления проектами.

4. Особенности управления проектами в различных отраслях и сферах бизнеса.

К теме «Проектное планирование и финансирование»

Сформулируйте свой вариант бизнес-идеи для разработки проекта на основе изученного теоретического материала и обращения к практическим примерам. Сформулируйте генеральную цель проекта, последовательность задач и концептуальные основы, направленные на её реализацию. Изучите инвестиционные возможности и определите инвестиционную стратегию. разработайте предварительный план проекта. Составьте предварительный план финансирования проекта.

Приведите примеры различных видов планов.

Приведите пример сетевого планирования.

Приведите пример календарного планирования.

Подготовьте пример сметы проекта.

Разработайте по выбору учебный проект на одну из следующих тем: «Источники и методы финансирования проектов», «Особые формы проектного финансирования», «Организация проектного финансирования».

Рекомендуемые темы докладов, эссе:

1 Сетевое планирование. Диаграммы Гантта.

2. Бизнес-план проекта и его отличительные особенности.

3. Методологические подходы к выбору и оценке эффективности проектов.

4. Разработка маркетинговой стратегии проекта.

 

К теме «Управление изменениями и рисками проектов»

Подготовьтесь к ответам на вопросы:

1. Типология изменений при реализации проекта.

2. Управление изменениями графика работ.

3. Управление изменениями затрат. 

4. Оценка и управление рисками проекта.

Проведите сравнительный анализ ситуаций с управлением изменениями и рисками проектов в российской экономике с зарубежными подходами, подготовка сообщений и докладов.

Рекомендуемые темы докладов, эссе:

1. Причины и проблемы управления изменениями при реализации проекта.

2. Типология и особенности рисков при управлении проектами.

3. Технологии и методики снижения рисков при управлении проектами.

4. Особенности управление изменениями и рисками проектов в различных отраслях и сферах бизнеса.

К теме «Управление человеческими ресурсами проекта».

Какие на Ваш взгляд условия и факторы способны оказывать существенное влияние на характер деловых взаимоотношений в проектной группе?

 Сформулируйте перечень профессионально-личностных характеристик:

а) для руководителя проекта;

б) для членов проектной группы.

Проанализируйте и определите уровень развития конкретной рабочей группы. Сделайте выводы.

Подготовьте план проведения совещания по какой-либо проблеме.

Проанализируйте конкретную конфликтную ситуацию. Насколько эффективным был исход в ней? Обоснуйте свои выводы.

Рекомендуемые темы докладов, эссе:

1. Психологические факторы управления человеческими ресурсами при реализации проекта.

2. Экономические факторы управления человеческими ресурсами при реализации проекта.

3. Социальные факторы управления человеческими ресурсами при реализации проекта.

К теме «Управление качеством проекта. Контроль исполнения проекта»

Подготовьте ответы на вопросы:

1. Обеспечение качества проекта.

2. Цели и содержание системы контроля проекта.

3. Мониторинг проектных работ.

4. Контроль за реализацией изменений.

Разработайте по выбору учебный проект на одну из следующих тем: «Обзор информационных технологий, используемых для управления проектами», «Управление содержанием проекта», «Мониторинг и контроль работы проекта».

Рекомендуемые темы докладов, эссе:

1. Методы контроля выполнения проекта.

2. Планирование качества проекта.

3. Процесс управления качеством проекта.

Составьте перечень вопросов, на которые вы хотели бы ответить, изучая курс «Управление проектами».

 

К теме «Оценка эффективности проектов»

Подготовьте ответы на вопросы:

1. Методы оценки эффективности проектов.

2. Определение коммерческой эффективности проекта.

3. Оценка экономической эффективности проекта.

4. Определение коммерческой эффективности проекта.

5. Оценка экономической эффективности проекта. 

Задания для самостоятельной работы:

Разработайте по выбору учебный проект на одну из следующих тем: «Технико-экономическое обоснование (ТЭО) и бизнес-план проекта», «Последствия реализации проектов в различных сферах бизнеса», «Существующие методики оценки эффективности проектов», «Социальные последствия реализации проектов в различных сферах бизнеса» «Использование программного обеспечения в области оценки эффективности проектов».

Рекомендуемые темы докладов, эссе:

1. Виды эффективности проектов.

2. Содержание и основные виды проектного анализа: технический, коммерческий, организационный, финансовый, экономический, социальный, экологический, анализ рисков.

3. Диагностика причин снижения эффективности управления проектами.

 

Примерная тематика докладов, рефератов по курсу «Управление проектами»

1. Развитие проектного управления в истории и практике мирового менеджмента

2. Развитие проектного управления в истории и практике отечественного менеджмента

3. Методологические подходы к управлению проектами

4. Формирование концепции проекта.

5. Проблемы обеспечения качества проекта.

6. Цели, назначение и виды планов в управлении проектами.

7. Функции и подсистемы управления проектами

8. Методы управления проектами

9. Организационные структуры управления проектами

10. Контроль и регулирование в управлении проектами.

11. Технологии управления проектной деятельностью

12. Социально-психологические “портрет” эффективного руководителя проекта

13. Социально-психологические аспекты эффективного управления проектом

14. Формирование и развитие проектной группы

15. Командообразование в проектном менеджменте

16. Управление коммуникациями проекта

17. Правовые аспекты управления проектами

 

 


6. Методические указания по выбору темы и
выполнению контрольной работы

Контрольная работа по дисциплине «Управление проектами» выполня­ется в соответствии с учебным планом специальности для направления подготовки 38.03.02 Менеджмент, профиль – Менеджмент организации торговли при наличии данного вида самостоятельной работы в учебном плане.

Контрольная работа предназначена для самостоятельного углубленного изучения всей дисциплины в целом. Выполняется работа в виде реферата, список тем приводится ниже.

Отдельные разделы дисциплины, в наибольшей степени связанные с работой обучающегося по заочной форме, могут стать темой кон­трольной работы. Номер темы контрольной работы определяются с помощью двух по­следних цифр номера зачетной книжки обучающегося. Варианты и названия тем контрольных работ представлены в таблице 2. На титульном листе (прило­жение 1) контрольной работы обучающийся должен указать тему контрольной ра­боты, свою фамилию, имя, отчество, номер зачетной книжки.

Обучающийся обязан делать работу только своего варианта, отсылая ее на рецензирование в сроки, предусмотренные графиком.

В методических указаниях приводится список рекомендованной учеб­ной литературы, изучение которой необходимо для выполнения контрольной роботы. В случае возникновения затруднений обучающийся может обратиться к преподавателю на кафедру.

Структура контрольной работы

Контрольная работа должна иметь план, который раскрывает тему, от­ражает ее содержание и структуру (архитектонику).

Структурно контрольная работа должна включать:

˗  оглавление;

˗ основная часть из ответов на три вопроса;

˗ список использованной литературы.

 

А, Н Б, О В, П Г, Р Д, С Е, Т Ж, У З, Ф И, Х К, Ч Л, Ш М, Ю, Я
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.
13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24.
25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36.

 

1. Классификация базовых понятий управления проектами

2. Классификация типов проектов

3. Цель и стратегия проекта

4. Результат проекта

5. Управляемые параметры проекта

6. Окружение проектов

7. Проектный цикл

8. Структуризация проектов

9. Функции и подсистемы управления проектами

10. Методы управления проектами

11. Организационные структуры управления проектами

12. Участники проектов

13. Прединвестиционная фаза проекта

14. Инвестиционная и эксплуатационная фазы проекта

15. Общие принципы построения организационных структур управления проектами

16. Организационная структура и система взаимоотношений участников проекта

17. Организационная структура и содержание проекта

18. Современные методы и средства организационного моделирования проектов

19. Основные принципы проектирования и состав офиса проекта

20. Источники и организационные формы финансирования проектов

21. Преимущества и недостатки проектного финансирования

22. Современная концепция маркетинга в управлении проектами

23. Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов

24. Основные показатели эффективности проекта

25. Оценка эффективности инвестиционного проекта

26. Влияние риска и неопределенности при оценке эффективности проекта

27. Международные проекты

28. Управление работами по проекту

29. Управление ресурсами проекта

30. Управление командой проекта

31. Управление рисками

32. Информационные системы управления проектами

33. Построение иерархической структуры работ по реализации инновационного проекта.

34. Современные методы и средства организационного моделирования проектов

35.   Особенности системы проектного финансирования в развитых странах

36.   Международная сертификация по управлению проектами

 

Материал должен быть изложен последовательно, обобщенно с соответствующей аргументацией. Рассмотрение каждого последующего вопроса должно располагаться с новой страницы. Приводимые в контрольной работе данные статистики, практики, отраженные в диаграммах, таблицах, схемах, графиках и т.п., должны быть связаны с содержанием работы.

Объем контрольной работы не должен превышать 15 страниц тек­ста, выполненного с соблюдением требуемых атрибутов научного аппарата и библиографии. Контрольная работа должна быть написана аккуратно, гра­мотно, без грамматических ошибок.

 

Основные требования, предъявляемые к оформлению

контрольной работы

Текст контрольной работы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95 ЕСКД, с помощью компьютерной верстки - через 1,5 интер­вала с применением шрифта Times New Roman размером не менее 14-го кегля.

Текст контрольной работы следует набирать, соблюдая следующие раз­меры полей: левое - 30 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, правое -10 мм.

При компьютерной верстке не разрешается использовать возможности ак­центирования внимания на определенных терминах, формулах, определени­ях, применяя шрифты различной гарнитуры.

Абзац в тексте начинается отступом, равным 1,25 см.

После полного оформления окончательного варианта контрольной рабо­ты, обучающийся на титульной странице проставляет свою подпись, брошюрует работу и сдает в деканат.

Оформление списка литературы производится в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 ЕСКД «Система стандартов по информации, библиотечному и изда­тельскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Работы, выполненные без соблюдения этих правил, к зачету не прини­маются и возвращаются без рецензирования для переработки. При подготов­ке к экзамену следует еще раз обратиться к рабочей программе и методиче­ским указаниям по курсу «Управление проектами».

 

 Защита контрольной работы

После получения отрецензированной работы обучающемуся необходимо ис­править все отмеченные ошибки и недочеты. Если работа не зачтена, то сле­дует переделать те разделы, на которые указывает преподаватель, а при отсутст­вии такого указания вся контрольная работа должна быть выполнена заново.

Защита контроль­ной работы проходит в форме собеседования. Отступление от сроков защиты не допускается. К защите контрольной работы должно быть подготовлено резюме по те­ме, в котором отражается актуальность темы, цель и задачи исследования, основные положения и результаты, выносимые на защиту. Следует остано­виться на указанных недоработках при проверке ведущим преподавателям и быть готовым ответить на вопросы.

После доклада начинаются ответы на вопросы по теме контрольной ра­боты. Защита должна проходить в виде творческой дискуссии, в обстановке доброжелательности. Активность на защите способствует развитию дискус­сии и, следовательно, облегчает правильную оценку защищаемой работы, от­веты на вопросы должны быть конкретными, по возможности короткими. Защита без дискуссии не допускается.

 

7. литература и информационные источники

 

Основная:

1. Романова М. В. Управление проектами: Учебное пособие / М.В. Романова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с. – ЭБС «Знаниум»

2. Сооляттэ А.Ю. Управление проектами в компании: методология, технологии, практика [Электронный ресурс]: учебник / А. Ю. Сооляттэ. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014. – ЭБС «Знаниум»

3. Поташева Г. А. Управление проектами: учебное пособие/Поташева Г.А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 208 с. – ЭБС «Знаниум»

4. Управление проектами: Учебное пособие / Ю.И. Попов, О.В. Яковенко; Институт экономики и финансов "Синергия". - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 208 с.

5. Управление проектами: учебное пособие/Поташева Г.А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 208 с.

Нормативно-правовые документы:

6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» - tp://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/

7.Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации – Указ Президента РФ № 899 от 7.07. 2011г. [Электронный ресурс]-http://www.miiris.ru/docs/politics.php

Дополнительная:

8. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов [Электронный ресурс]: научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 248 с. – ЭБС «Знаниум»

9. Попов Ю. И. Управление проектами: Учебное пособие / Ю.И. Попов, О.В. Яковенко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 208 с. – ЭБС «Знаниум»

10.Беликова И.П. Управление проектами [Электронный ресурс] : учебное пособие (краткий курс лекций) / И.П. Беликова; Ставропольский гос. аграрный ун-т. - Ставрополь, 2014. – 80 с. – ЭБС «Знаниум»



Образовательные порталы и библиотеки

16. Федеральная ЭБС «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». -URL: http://window.edu.ru. Доступ свободный.

17. Федеральный образовательный портал: Экономика, Социология, Менедж­мент // http://ecsocman.ru. Доступ свободный.

18. Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM // http://znanium.com

Официальные сайты

19. http://www.worldbank.org/eca/russian/ - Всемирный банк http://www.economy.gov.ru/minec/main/ - Министерство экономического раз­вития

20. http://www.minregion.ru/ - Министерство регионального развития РФ www.minfin.ru/-- Министерство финансов РФ http://www.nalog.ru/ - Федеральная налоговая служба http://www.cbr.ru/ - Центральный банк РФ

21. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики

Журналы

22. Вопросы государственного и муниципального управления // http://vgmu.hse.ru/

23. Вопросы экономики // http://www.vopreco.ru/

24. Российский Экономический Интернет Журнал // http://www.e-rej.ru/svid.htm Экономика России XXI век. Журнал // http://www.ruseconomy.ruЭксперт // http://www.expert.ru

Газеты

25.  http://www.rg.ru/ - Российская газета http://www.kuzbass85.ru/ - Кузбасс

Прочие

26. http : // www .iet.ru/ - Институт экономики переходного периода (Россия) http://www.beafnd.org/ru/ - Бюро экономического анализа (Россия) http://stat.hse.ru/ - Статистический портал ГУ-ВШЭ http://www.ie.boom.ru/ - Сайт "Институциональная экономика"

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

“Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова”

Воронежский филиал

 

Кафедра управления социально-экономическими системами

и бизнес-процессами

 

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

Методические указания

по подготовке к практическим занятиям

 и организации самостоятельной работы обучающихся
направления подготовки 38.03.02 Менеджмент 

профиль «Менеджмент организации торговли»

 

Воронеж 2018

 

 

Рецензент:

 кандидат экономических наук, декан экономического факультета 

А.В. Ендовицкая

 

Рекомендовано решением Методического совета Воронежского филиала
РЭУ им. Г.В. Плеханова

 

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ. Методические указания по подготовке к практическим занятиям и организации самостоятельной работы обучающихся направления подготовки 38.03.02 Менеджмент профиль «Менеджмент организации торговли» / Сост.: Бунина Е.А. – Воронеж, 2018. – 35 с.

 

 

Данные методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по курсу «Управление проектами». Рекомендуется для обучающихся направления подготовки 38.03.02 Менеджмент профиль «Менеджмент организации торговли», квалификации (степени) выпускника бакалавр.

В настоящем издании представлены методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся: темы для изучения, задания для закрепления изученного материала, а также тесты для контроля знаний. Приводится перечень рекомендуемых литературных источников.

Методические рекомендации предназначены для преподавателей при проведении практических занятий, а также самостоятельной работы обучающихся.

 

 

Сведения о составителе:

Бунина Елена Алексеевна – к.и.н., доцент кафедры управления социально-экономическими системами и бизнес-процессами Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.

 

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  Введение 4
1   2 Методические рекомендации и задания для проведения практических занятий Формы самостоятельной работы   6 13
3 Задания для самостоятельной подготовки 15
4 5 6   7 ТЕСТЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Методические указания по написанию ДОКЛАДА, реферата МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫБОРУ ТЕМЫ И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ литература и информационные источники 19 27   29 33
     
     

 

 

Введение

В последнее время направление менеджмента, определяемое как «управление проектами» или как «проектный менеджмент», стало предметом все возрастающего серьезного интереса значительного числа российских организаций. Став типовой методологией многих проектных, строительных или инжиниринговых компаний, управлении проектами получило массовое распространение в самых различных областях жизнедеятельности современного общества.

Курс «Управление проектами» является составной частью профессиональной вузовской подготовки для обучающихся направления подготовки 38.03.02 Менеджмент.  

В данном курсе изучаются сущность и содержание определенной научной области, эволюция задач и системных решений, принимаемых в менеджменте, и вызвавших необходимость появления проектного управления.  

Целью изучения дисциплины «Управление проектами» является зна­комство обучающихся с сущностью и инструментами проектного менеджмента, позволяющего квалифицированно принимать решения по управлению ко­мандой проекта, координированию оборудования, материалов, финансовых средств и графиков для выполнения определенного проекта в заданное время в пределах бюджета и к удовлетворению заказчика (потребителя).

Выполнение заданий в рамках практических занятий способствует ов­ладению обучающимися теоретическим материалом, развитию навыков расчетно-­аналитической работы, раскрытию возможностей использования полученных знаний на практике.

Цель практических занятий: практическое освоение обучающимися содер­жания и методологии изучаемой дисциплины, в том числе при использова­нии специальных технических средств.

Задачи практических занятий:

- закрепление, углубление и расширение знаний обучающихся при решении конкретных практических задач;

- развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности обучающихся;

- выработка способности логического осмысления самостоятельно полу­ченных данных;

- овладение новыми методами и методиками конкретной учебной дисциплины;

- приобретение умений и навыков эксплуатации технических средств и оборудования;

- обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- основные термины, методы управления проектами, стандарты управления проектами;

- модели и методы управления проектом на стадиях его разработки и реализации, их возможности и ограничения, порядок использования;

- основные процессы и подсистемы проектного управления;

- формы организации труда над проектом в ходе его разработки и реализации;

уметь:

- разрабатывать модель жизненного цикла проекта;

-  использовать методы качественного и количественного анализа проекта в ходе его концептуальной проработки;

-  использовать проектный анализ;

-  организовывать систему управления проектом;

-  контролировать ход выполнения проекта;

владеть:

- методологией управления проектом;

- навыками управления проектом, его организацией, планированием, реализацией и интеграцией; управлять поставками, рисками и человеческими ресурсами проекта;

- методами и приемами анализа управленческих процессов;

- арсеналом современного инструментария проектного управления, включая модели жизненного цикла, структуру разбиения работ, функционально-стоимостной анализ, систему бюджетирования, сетевые модели, метод освоенного объема и т.п.

В процессе изучения дисциплины проводится ситуационный анализ управленческой деятельности, определяется роль и место управления проектами в решении проблем повышения эффективности менеджмента.

Знания обучающихся контролируются посредством собеседования, письменных заданий, тестовых заданий.

 

 

1. Методические рекомендации и задания для проведения

Практических занятий

 

Освоение дисциплины проводится в форме лекций, практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в течение семестра. Самостоятельная работа осуществляется в виде внеаудиторной работы в следующих формах:

- Самостоятельное изучение теоретического материала (оформление конспектов).

- Подготовка к практическим занятиям.

- Выполнение домашних тестовых и иных индивидуальных заданий.

- Подготовка к письменным или устным опросам (тестам) по основным терминам и понятиям курса.

-  Оформление отчета о практической работе и подготовка к его защите.

- Подготовка контрольных работ обучающимися заочной формы обучения (при наличии данного вида самостоятельной работы в учебном плане).

Самостоятельная работа обучающихся заочного отделения организуется в соответствии с графиком самостоятельной работы.

В ходе подготовки к практическому занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, досконально изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебную методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение обучающихся к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволяет в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, следует помнить, что обучающийся должен не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в практической работе способствует более глубокому изучению содержания управлению проектами, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных практических ситуациях.

Тема 1. Теоретические основы управления проектами

Задание 1. Группам на основе лекционного курса и самостоятельной подготов­ки необходимо провести классификацию своих проектов.

Классификация выполняется по следующим признакам: уровень проек­та, масштаб (размер) проекта, сложность, сроки реализации, требования к ка­честву и способам его обеспечения, требования к ограниченности ресурсов, характер проекта (уровень участников), характер целевой задачи, объект ин­вестиционной деятельности, главная причина возникновения проекта.

Задание 2. Известно, что деятельность любого предприятия направлена на достижение определенных целей. Любое предприятие ограничено по времени своего существования. Наконец, успешные предприятия всегда уникальны по продуктам, услугам либо бизнес-моделям. Можно ли сказать, что любое предприятие является проектом? Если да — почему? Если нет — какие ограничивающие факторы следует ввести в данные утверждения?

Задание 3. Любому обучающемуся приходилось писать рефераты, курсовые работы и выпускные квалификационные работы. Каждая из таких работ является проектом. Почему? Представьте вашу курсовую работу как проект. Какими специфическими чертами она обладает?

Задание 4. Определить жизненный цикл проекта фазы, этапы жизненного цикла. Результаты оформить в виде табл. 1.

Таблица 1 - Жизненный цикл проекта

Фаза Инициация Планирование Исполнение и контроль Завершение
Начало фазы        
Окончание фазы        
Перечень основных работ        
Ключевые вехи        
Сложности        

1. Каждой группе определить состав участников проекта и сформиро­вать на основе разработанного жизненного цикла табл. 2 с указанием статуса их участия в проекте (внутренний - внешний; роль в проекте и т. д.). Общая система условных обозначений роли и статуса для заполнения таблицы об­суждается под руководством преподавателя. Рекомендуется не ограничи­ваться выбором простых обозначений «участвует - не участвует», а приме­нять более сложные формы, определяющие как степень, так и смысловую на­грузку участия каждого из них.

2.  Каждой группе определить статус ключевых участников, их компе­тенции и ответственность.

 

Таблица 2 -Участники проекта

п/п

Этапы реализации проекта

Участники проекта

Заказ­ чик Спон­сор Инве­стор Подряд­ чик   …   …  
1 Разработка концепции            
2 Оценка жизнеспособности            
3 Планирование проекта            
4 Выбор земельного участка, изы­скания            
5 Базовое проектирование            
6 Заключение контрактов            
7 Поставки            
8 Строительно-монтажные работы            
             
N Выход из проекта            

Задание Сформулируйте цели для вашей курсовой (выпускной квалификационной) работы, руководствуясь SMART-критериями. Определите, кто является участниками вашего проекта, и как можно выделить фазы его жизненного цикла.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 375.