Комплекс массажа и гимнастики для детей в возрасте 3-6 месяцев
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Время - 10 минут (не более 20 минут).

3-месячный ребёнок становится более общительным: начинает «гулить», часто улыбается. Увеличилось время бодрствования - до 4-5 часов в сутки. На обращение взрослых и ласковый разговор отвечает «комплексом оживления»: радость выражается улыбкой, звуками и активными движениями рук и ног (ребёнок как бы смеётся всем телом). 

Ребёнок начинает проявлять интерес к игрушкам: тянется к ним, а к 4 месяцам уже захватывает, гладит и удерживает их. Необходимо подобрать несколько ярких, удобных для захвата игрушек. Желательно, чтобы погремушки имели длинную округлую ручку.

Массаж детей этого возраста становится ещё более продолжительным и сложным, вводятся новые приёмы: растирание и разминание. Растирание выполняют подушечками чуть согнутых пальцев или применяют кольцевое растирание.

Не торопитесь сажать ребёнка - позвоночник его ещё очень подвижен, и раннее сажание приводит в дальнейшем к нарушениям осанки. Необходимо стимулировать желание ребёнка ползать.

Методические рекомендации.

1).Массаж рук. Выполните 6-8 поглаживаний по всей длине руки ребёнка от кисти к плечу.

Кольцевое растирание: придерживайте кисти ребёнка (левой рукой - правую, правой - левую), вложив в неё ваш большой палец. Большим и указательным пальцами свободной руки обхватите кольцом ручку ребёнка в области запястья. Делайте энергичные кольцевые растирания с акцентом на наружной поверхности руки. Таким образом в 3-4 оборота продвигайтесь до локтя, затем в 5-6 оборотов – до плеча. Повторите этот приём 2-3 раза. Желательно, чтобы кожа ребёнка порозовела. Закончить массаж рук необходимо 2-3 поглаживаниями.

2).Скрещивание рук на груди. И. п.: ребёнок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладони ребёнка, остальными - слегка придерживайте его кисти (в 4-5 месяцев ребёнок уже хорошо держится за пальцы и кисть можно не придерживать). Разведите руки ребёнка в стороны, можно это делать с лёгким встряхиванием, затем ведите их навстречу друг другу до перекрёста на груди и обратно. При перекрещивании сверху должна ложиться то правая, то левая рука попеременно. Темп движений в 3-4 месяца медленный, избегая резких толчков. В 4-5 месяцев темп движений меняйте от медленного к более быстрому. Повторите скрещивание 6-8 раз.

3).Массаж ног. Начните с 2-3 поглаживаний по всей длине ноги в направлении от стопы к бедру.

Кольцевое растирание: большим и указательным пальцами обеих рук обхватите кольцами (вплотную, одно над другим) голень ребёнка в нижней её части. Делайте энергичные расходящиеся кольцевые растирания и в 3-4 оборота продвигайтесь до колена по задне-наружной поверхности голени. Важно не задевать подколенную ямку и не тереть ахиллово сухожилие. Передненаружную поверхность бедра удобнее растирать подушечками пальцев. Повторить 6-8 раз.

Разминание валяние: положите голень ребёнка между ладонями своих рук так, чтобы одна рука легла на наружную поверхность голени, а другая - на заднюю. Одновременно двумя ладонями производите энергичные, круговые, смещающие мышцы, движения (в противоположных направлениях), продвигаясь от стопы к бедру, затем – в обратном направлении. И так 2-3 раза.

Продольное разминание: нога ребёнка свободно лежит на вашей ладони, которая поддерживает её в нижней части голени. Другой рукой обхватите мышцы наружной поверхности голени и, смещая их в сторону большого пальца, производите одновременно круговые и поступательные движения, напоминающие замешивание теста. Разминайте мышцы, расположенные на наружной поверхности голени и бедра ребёнка, начиная от стопы по направлению к бедру и обратно, 2-3 раза. Завершите массаж общим поглаживанием всей ноги ребёнка. Затем массируйте другую ногу.

4).«Скользящие шаги» с вибрацией. И. п.: ребёнок лежит на спине. Обхватите голени ребёнка так, чтобы большие пальцы были расположены

на передней поверхности голени, а остальные - на задней. Затем, с лёгким встряхиванием, выпрямите ногу ребёнка и, скользя стопой по поверхности стола, согните её. Повторите движение другой ногой. И так 6-8 раз каждой ногой. Это упражнение, напоминающее езду на велосипеде, хорошо укрепляет мышцы ног и воспитывает опорную реакцию.

Если в 3-4 месяца пассивное разгибание ног дается с трудом (в силу повышенного тонуса мышц-сгибателей), отложите выполнение этого упражнения до более старшего возраста. Можно просто «потопать» стопами по поверхности стола. Скользящие шаги делаются медленно и очень осторожно, без рывков.

5).Одновременное сгибание и разгибание ног. И. п.: ребёнок лежит на спине. Обхватите ноги ребёнка в верхней части голеней так, чтобы большие пальцы лежали вдоль внутренней поверхности, а остальные пальцы свободно легли на задне-наружную поверхность голеней. Согните одновременно обе ноги с лёгким нажимом на живот, разведя колени. Затем медленно разогните их. Повторите упражнение 6-8 раз под ритмичный счет. Если ребёнок сопротивляется сгибанию, то достаточно слегка помассировать под коленками, чтобы добиться сгибания. Если ребёнок «не хочет» разгибать ноги, то выполните движение с лёгким потряхиванием, это облегчает разгибание.

6).Поворот на живот (через правый бок - влево). И. п.: ребёнок лежит на спине. Вложите указательный палец левой руки в левую ладонь ребёнка, остальными пальцами обхватите его кисть. Правой рукой удерживайте обе ноги в области голеней «вилочкой» и, слегка выпрямив их, поверните таз ребёнка влево. Непосредственно вслед за этим малыш самостоятельно поворачивает голову и верхнюю часть туловища в ту же сторону.

Задержите малыша в положении на боку, пусть он потренирует мышцы шеи, удерживая голову. Затем выведите левую ручку ребёнка чуть вперёд - и малыш уже лежит на животе. Поправьте руки у него под грудью, расправив кисти.

В упражнении используется врождённый вестибулярный рефлекс расположения частей тела. При выполнении этого сложного движения работают мышцы всего туловища ребёнка. Последовательность отдельных моментов такая же, как при самостоятельном повороте здорового ребёнка более старшего возраста.

Иногда и 3-месячный ребёнок во время своих беспорядочных движений случайно запрокидывает одну ногу за другую, и таз поворачивается на бок (I момент). Это влечёт за собой движение головы и верхней части тела в ту же сторону (II момент). Остаётся самое трудное: вытащить из-под себя ручку, и ребёнок - на животе (III момент). Особенно важно воспитать правильный механизм поворотов, описанный выше, у детей ослабленных, недоношенных.

Эти дети часто поворачиваются следующим образом: лёжа на спине, упираются затылком и ягодицами, прогибая позвоночник вверх, что влечёт за собой перевешивание тела на живот. В результате подобных упражнений усиливается прогиб позвоночника в области поясницы, а это нежелательно. Поворот выполняется по 2-3 раза в каждую сторону. Это упражнение очень полезно, и дети делают его с удовольствием, поэтому повторяйте повороты несколько раз в течение дня. При повороте через левый бок соответственно поменяйте руки.

В возрасте 4,5-5 месяцев ребёнок поворачивается практически самостоятельно, без поддержки за руку. Заинтересуйте малыша игрушкой, положив её с той стороны, куда он должен повернуться. Скажите: «Повернись на живот»,- и подкрепите свои слова лёгким поворотом ног и таза ребёнка. Выполните повороты через правый и левый бок по 2-3 раза.

7).Массаж спины и ягодиц . Начните с поглаживания всей спины, включая ягодицы. Ребёнок уже устойчиво лежит на животе, поэтому поглаживание выполняется обеими руками 2-3 раза.

Растирание лучше делать подушечками слегка согнутых пальцев. При прямолинейном растирании, в то время как пальцы правой руки смещают кожу вверх, пальцы левой руки - вниз, затем наоборот, с продвижением по всей спине. При круговом (спиралевидном) растирании пальцы правой руки смещают кожу по часовой стрелке, пальцы левой руки - против. Возможно растирание тыльной стороной согнутых пальцев. Важно, чтобы ваши руки двигались попеременно, иначе кожа ребёнка будет растягиваться. Растирать ягодицы лучше поочерёдно.

В возрасте 4,5-5 месяцев включают в комплекс более интенсивные приёмы.

«Пиление» выполняется локтевым краем обеих кистей. Кисти ставятся ладонями друг к другу на расстоянии 1-2 см. Делайте пилящие движения в противоположных направлениях, продвигаясь по всей спине. Затем растирают ягодицы.

Разминание на поверхности спины возможно в виде сдвигания или накатывания, которое заключается в смещении тканей и полукружном их «раздавливании». Отдельно разомните ягодицы.

Поколачившше области ягодиц выполняется тыльной стороной свободно согнутых в кулак пальцев. Движения должны быть лёгкими, ритмичными и быстрыми. Этот приём можно заменить пощипыванием или рублением. Поколачивание, как и любые другие ударные приёмы, нельзя делать в области поясницы (области проекции почек). Завершите массаж 2-3 поглаживаниями.

8).Прогибание позвоночника в положении на боку. Проведите энергично вдоль позвоночника ребёнка подушечками выпрямленных пальцев. Повторите этот прием по 2-3 раза на каждом боку.

9).Упражнение «пловец». И. п.: ребёнок лежит на животе. Указательным и большим пальцами правой руки обхватите снизу правую ногу ребёнка в нижней части голени, остальными пальцами прихватите на том же уровне левую ногу. Затем, приподнимая ноги ребёнка, подведите свободную ладонь под живот, создавая ему опору, и поднимите малыша над столом. При этом ребёнок лежит горизонтально на ладони, как на площадке. Голова и верхняя часть туловища его приподняты, позвоночник разогнут, работают все мышцы задней поверхности тела. Упражнение делается 1 раз и длится несколько секунд.

10).Упражнение «парение» включают в комплекс в возрасте 4,5-5месяцев. Подведите обе ладони под живот ребёнка до соприкосновения мизинцами, большие пальцы ложатся по бокам на уровне нижних рёбер. Затем приподнимите ребёнка над столом в горизонтальном положении, поддерживая его под животом. При этом ребёнок упирается ногами в вашу грудь, тело образует дугу, голова приподнята, мышцы спины и ягодиц напряжены. Это упражнение, основанное на врождённом рефлексе положения, является хорошей тренировкой для мышц всей задней поверхности тела и для вестибулярного аппарата.

11).Массаж живота. Начните с поглаживания в трёх направлениях (круговом, встречном и по косым мышцам живота). Каждое движение повторяйте по 2-3 раза.

Растирание выполняется подушечками чуть согнутых пальцев. Вначале приём проводится правой рукой по расходящимся окружностям, начиная от пупка, затем - обеими руками по прямым мышцам живота. Избегайте надавливания на область печени. Можно добавить стимулирующее пощипывание вокруг пупка для укрепления пупочного кольца и профилактики грыжи. В завершение - поглаживание.

12).Приподнимание головы и туловища из положения на спине. И. п.: ребёнок лежит на спине. Дайте ребёнку обхватить большие пальцы ваших рук, остальными придерживайте его кисти. Затем выпрямите руки ребёнка. Ласковыми словами и лёгким потягиванием за ручки побуждайте ребёнка приподнять голову и верхнюю часть туловища, не доводя до сидячего положения. Затем медленно и осторожно положите малыша, лучше на бок, чтобы не ударить затылок. Это упражнение активное, очень полезное для укрепления мышц передней поверхности шеи и брюшного пресса. Повторите приподнимание 2-4 раза с укладыванием на правый и левый бок.

13).Присаживание с прогибанием позвоночника включают в комплекс в возрасте 4,5-5 месяцев. И. п.: ребёнок лежит на спине. Дайте ребёнку обхватить большие пальцы ваших рук, остальными - слегка придерживайте его кисти. Затем выпрямите руки ребёнка, разведя их в стороны. Лёгким потягиванием за руки и словами «сядь, садимся» побуждайте ребёнка приподнять голову и верхнюю часть тела; доведите до сидячего положения. Перехватите обе руки ребёнка одной рукой, соединив их вверху и спереди. В этом положении проведите указательным и средним (большим и указательным) пальцами освободившейся руки вдоль позвоночника снизу вверх. Ребёнок разгибает спину.

Упражнение выполняется один-два раза, после чего опустите ребёнка на стол, придерживая голову правой рукой. Это движение активное, основанное в первом моменте на стремлении ребёнка сесть, а во втором – на врождённом кожном спинном рефлексе. Вначале работают мышцы передней поверхности шеи и брюшной пресс, а в конце - мышцы спины.

14).Массаж стоп. Погладьте, а затем энергично разотрите подошвы ребёнка. Растирание также выполняется подушечкой большого пальца круговыми движениями или в виде «восьмёрки». Затем разотрите наружный и внутренний края стопы в направлении от пятки к пальцам.

Приём поколачивание стоп выполняется следующим образом: тыльной стороной выпрямленных пальцев (указательного и среднего) правой руки наносим лёгкие ритмичные удары по стопе ребёнка. Повторите это движение 8-10 раз в направлении от пятки к пальцам и обратно.

15).Сгибание и разгибание стоп. Надавливание в области основания пальцев на подошве вызывает рефлекторное сгибание стопы, энергичное растирание по наружному краю стопы - разгибание.

16).Упражнение «ходьба». Поддерживая ребёнка под мышками, ведите его к себе или от себя, слегка перенося вес тела с одной ноги на другую. Следите за правильным положением стоп.

17).Массаж груди. Выполните поглаживание 2-3 раза. Вибрационный массаж немного усложните: лёгкие, ритмичные надавливания пальцами на грудную клетку ребёнка делайте при одновременном движении рук от середины к боковым поверхностям груди. Не давите на рёбра. Повторите этот приём 3-4 раза. Завершите массаж поглаживанием.

18).Упражнение «парение» на спине включают в комплекс в возрасте 4,5-5 месяцев. И. н.: ребёнок лежит на спине. Обхватите ребёнка так, чтобы ваши руки располагались на задне-боковой поверхности его тела на уровне нижней части 1рудной клетки. Приподнимите малыша в горизонтальном положении. В ответ на это положение голова ребёнка наклоняется вперёд и напрягаются все мышцы передней поверхности тела. Если ребёнок запрокидывает голову назад, то это упражнение делать не следует: он еще не готов. Поддерживайте ребёнка в полувертикальном положении, постепенно увеличивая угол наклона.

19).Упражнение для рук «бокс». И. п.: ребёнок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладони ребёнка, остальными – слегка придерживайте его кисти. Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша, то есть при сгибании одной руки другую разогните, и наоборот. При разгибании следует двигать ручку вперёд и к центру, слегка приподнимая плечо. Таким образом, имитируя движения боксёра, слегка поворачивайте ребёнка с боку на бок. Повторите по 5-6 раз каждой рукой в медленном темпе, избегая резких рывков.

20).Круговые движения, руками . И. п.: ребёнок лежит на спине. Ребёнок держится за большие пальцы ваших рук. Медленно, плавно отведите руки ребёнка в стороны, поднимите через стороны к голове, затем опустите вперёд и вниз. Повторите упражнение 4-6 раз под ритмичный счёт. После этого выполните движения руками в обратном направлении: вперёд, вверх к голове, в стороны и вниз. Так же повторите 4-6 раз, медленно.

Это упражнение пассивное, оно самое сложное для мускулатуры рук и плечевого пояса, так как является комбинацией всех движений в плечевом суставе. Поэтому делайте его только в том случае, если ребёнок хорошо усвоил более простые упражнения: скрещивание рук на груди и «бокс».

21).Ползание. Обхватив ноги ребёнка в нижней части голени, сгибайте и разгибайте их наподобие плавательных движений лягушки. После нескольких таких пассивных движений придержите ноги ребёнка в положении сгибания с разведёнными бёдрами и дайте ему возможность самостоятельно оттолкнуться. В результате ребёнок передвигается вперёд. Затем снова согните ноги, стимулируя этим, а также показом игрушки новое отталкивание и самостоятельное ползание.

22).Упражнение на мяче. Положите ребёнка животом на мяч, широко разведя его ноги в стороны. Покачивайте ребёнка, при движении вперёд назад следите, чтобы он опирался стопами или раскрытыми ладонями о поверхность стола, и побуждайте его самостоятельно отталкиваться. Для лучшего раскрытия кистей похлопайте ладошками ребёнка о мяч. Затем положите ребёнка на мяч спиной и, поддерживая его в области груди, покачивайте его в разных направлениях. Надувной мяч - одна из многих полезных и любимых игрушек детей грудного возраста. Положите его в детскую кроватку к ногам ребёнка, пусть он пинает его, тренируя опорность стоп.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 193.