Исходное положение: Лежа на животе, при выраженном поясничном лордозе под живот подкладывают подушку.
Границы: (от I поясничного позвонка до нижних ягодичных складок).
Время воздействия: По времени – 1 условная единица - 10 минут.
Массажные линии: Частный массаж предполагает обработку области по квадрантам. В режиме общего массажа область может массироваться по линиям. Начинают паравертебрально сверху вниз, от уровня I поясничного позвонка до крестца. Затем массаж по круговой линии в области ягодиц.
Завершают линией от крестца, параллельно гребням подвздошных костей по пояснице к средней аксиллярной линии.
Массаж пояснично-крестцовой области
Поглаживание.
ВЫЖИМАНИЕ
Растирание.
Разминание.
Вибрация.
Занятие № 9
Массаж живота.
Исходное положение: Лежа на спине, под колени валик. Лежа на боку.
Границы: Включает массаж мышц передней брюшной стенки, а также кишечника и внутренних органов.
Время воздействия: (1 ед.).
Массажные линии: Мышцы передней стенки: прямые мышцы массируется сверху вниз, косые – снизу вверх.
Кишечник массируется по ходу перистальтики (по часовой стрелке).
В избирательном массаже живота возможна работа по квадрантам. Четыре квадранта - верхний левый (область желудка), верхний правый (область печени и желчного пузыря), левая подвздошная область и правая подвздошная область.
Массаж живота.
Поглаживание.
Растирание.
Разминание.
Вибрация.
Основы массажа детей грудного возраста.
Из средств физического воспитания на первом году жизни ребёнка массаж и физические упражнения имеют особое значение. Они способствуют: нормальному развитию ребёнка, как физического, так и психического; устойчивости организма ребёнка к воздействию внешних факторов; закаливанию.
Объективные особенности режима дня ребёнка на первом году жизни: ребёнок много спит, движения ограничены из-за гипертонуса мышц и пеленания конечностей, дыхательная мускулатура и мышцы живота слабо развиты. Всё это требует обязательного введения в режим дня ребёнка гигиенического массажа и гимнастики.
Выделены следующие этапы развития на первом году жизни и к ним подобраны соответствующие методики массажа и гимнастики:
1. 0-1,5 месяцев (40 дней);
2. 1,5-3 месяцев;
3. 3-6 месяцев;
4. 6-9 месяцев;
5. 9-12 месяцев.
Общие методические указания
На 1 году жизни массаж и физические упражнения обязательно сочетаются и проводятся в большинстве своём в исходном положении ребёнка (И.П.Р.): лёжа на пеленальном столике, покрытом байковым одеялом, клеёнкой и пелёнкой.
Температура воздуха должна быть не ниже 20-22 градусов, а иногда и 26 градусов (при гипотрофии). Занятия проводятся в одни и те же часы (через 45-60 мин. после кормления или за 1 час до еды). Не рекомендуется проводить непосредственно перед сном. Достаточно проводить сеанс массажа 1 раз в день.
Умственное и физическое развитие детей в решающей степени зависит от общего количества прикосновений. Потребность в прикосновениях особенно остро ощущается новорождённым ребёнком. Научно доказано, что в результате импульсов, идущих в мозг от кожи, мозг выделяет определённые химические вещества, способные регулировать процессы физического и психического развития ребёнка.
Во время массажа и гимнастики поддерживать положительный эмоциональный настрой, общаться с ребёнком.
Движения при выполнении массажа должны быть направлены по ходу кровеносных сосудов. Область печени при массировании живота необходимо обходить. Также нужно обходить при массаже половые органы ребёнка, а при массировании спины нельзя применять ударные приёмы (похлопывание, поколачивание) в области почек. Не рекомендуется при массаже использовать кремы и присыпки.
Проводить массаж и гимнастику ребёнка следует в течение 6-8 минут. Общая нагрузка в каждом возрастном периоде дозируется индивидуально.
Чаще начинают массаж и гимнастику с рук, затем ноги, живот, грудь, спину и ягодицы.
Гигиенический массаж детям раннего возраста целесообразно начинать не ранее чем с 1,5-2 месячного возраста.
Для лечебного применения физических упражнений и массажа не может существовать твёрдой границы возраста, это определяется, в первую очередь, лечебными задачами. Так, например, при врождённой кривошее, врождённом вывихе бедра, группе риска по ДЦП, раннее применение массажа и гимнастики даёт высокий эффект.
Все гимнастические упражнения для детей раннего возраста делят на 3 группы: рефлекторные, пассивные, активные.
Рефлекторные - это упражнения, в основе которых лежит использование врождённых двигательных реакций (рефлексов), которые мы можем вызвать у ребёнка в возрасте от рождения до 3-5 месяцев.
Основные рефлекторные упражнения:
1. И.П.Р. - на спине. Массажист надавливает большими пальцами на ладони ребёнка. При этом ребёнок открывает рот, слегка вытягивает губы вперёд, слегка сгибает голову вперёд, напрягает плечевой пояс, руки. Это упражнение основано на рефлексе Бабкина.
2. Массажист вкладывает II пальцы в ладони ребёнка. Ребёнок цепко захватывает пальцы и активно приподнимает голову и верхнюю часть туловища, его можно приподнять. Это рефлекс Робинсона, он вызывается с рождения и угасает к 3-4 месяцам.
3. Рефлекторное упражнение для стоп. Массажист слегка нажимает большим пальцем у основания пальцев стопы на подошве. В ответ на это тактильное раздражение сжимаются пальцы ребёнка - рефлекс Веркома.
Затем массажист проводит большим пальцем по наружному краю стоп от пятого пальца к пятке. Происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное разведение всех пальцев - рефлекс Бабинского. Используется для диагностики параличей и атонии мышц ног.
4. Ребёнка укладывают на живот, к подошвам подставляют ладонь, от которой ребёнок рефлекторно отталкивается и ползёт. Это рефлекс ползания Бауэра, он выражен с 3-4 недели жизни и держится до 4-х месяцев, затем угасает.
5. И.П.Р. - на боку. Рефлекторное разгибание позвоночника. При раздражении кожи спины паравертебрально большим пальцем от шеи к ягодицам или наоборот, происходит выгибание туловища ребёнка дугой в сторону раздражителя и поворачивает сюда голову. Рефлекс Галанта - выражается с 5-6 дня жизни и до 3-4 месяцев.
Пассивные упражнения выполняются усилиями взрослого без сопротивления со стороны ребёнка. Пассивные упражнения возможны при исчезновении повышенного тонуса мышц. В руках у ребёнка он исчезает к 3-м месяцам, а в ногах к 4-м месяцам. При заболеваниях, сопровождающихся снижением мышечного тонуса, иногда показано более раннее применение пассивных упражнений, и, наоборот, при сохранении повышенного тонуса мышц назначение пассивных упражнений противопоказано.
Основные пассивные упражнения:
1. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди («кучер»), с заведением на бока.
2. Круговые движения руками: вперёд вверх до стола, скользя по столу вниз к туловищу, затем обратно по столу вверх и вперёд и вниз.
3. Сгибание и разгибание рук попеременно («бокс»).
4. Сгибание и разгибание ног вместе.
5. Сгибание и разгибание ног попеременно.
6. Круговые движения ногами.
Активные упражнения основаны на произвольно выполняемых ребёнком движениях. Они возможны только при возникновении у ребёнка самостоятельного движения.
Первое активное движение ребёнка появляется на 2 месяце жизни - это движение головы. Ребёнок в положении на животе может поднимать и некоторое время удерживать голову.
В 3 месяца - он уже удерживает голову и поднимает плечевой пояс, опираясь на предплечье. В возрасте от 3 до 5 месяцев - возникают активные повороты туловища со спины на живот, с живота на спину. К 5-6 месяцам - ползание на животе. К 6-8 месяцам - ползание на четвереньках и переход в положение сидя. С 8 месяцев - обучается стоять. К 1 году - ходить.
Последовательность возникновения активных движений всегда постоянна. При задержке в развитии активных движений массажист должен стимулировать их появление упражнениями «с помощью», яркими игрушками и т.д. Учитывая вышеизложенное, первое активное упражнение вводим со второго месяца.
Основные активные движения:
1. Выкладывание на живот.
2. Парение в положении на животе.
3. Повороты со спины на бок «с помощью» (с 2 месяцев).
4. Подтягивание (с 2 до 3 месяцев).
5. Присаживание (с 3 до 6 месяцев).
6. Повороты со спины на живот и с живота на спину (с 3 до 6 месяцев).
7. Вставание на четвереньки с помощью и без неё (с 6 месяцев).
8. Переход в положение сидя, держась за кольцо (с 6 месяцев).
9. Вставание на ноги с удержанием под мышки (с 6 месяцев).
10. Стимулирование ходьбы.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 195.