Методический комментарий к морфологическому анализу слов категории состояния
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. При определении части речи следует иметь в виду, что эти слова обозначают состояние в самом широком его понимании - от состояния среды (душно, сыро), состояния человека и других существ (стыдно, жалко) до социального состояния (социальной установки) (можно, надо, нельзя). Слова категории состояния отвечают на вопрос каково?(каково состояние?). Группы по значению: состояние окружающей среды, физическое состояние, душевное состояние, социальное состояние.

2. Степени сравнения слов категории состояния образуются теми же способами и средствами, что и у наречий. Следует запомнить, что у слов категории состояния нет простой превосходной степени (у наречий такая форма существует у нескольких слов).

3. При анализе слов категории состояния нужно указать на то, с какими частями речи соотносятся эти слова: с краткими прилагательными (светло, непонятно, немыслимо и др), с наречиями ( тихо, поздно, весело и др.), именами существительными ( лень, охота, пора и др.).

4. Слова категории состояния являются сказуемыми (или входят в состав сказуемого: лень вставать, пора было уезжать и т.п.) в безличных предложениях.

5. Указать на орфографические особенности, если таковые имеются.

 

Тема 11. Предлоги, союзы, частицы

Теоретические вопросы:

1. Чем отличаются служебные части речи от знаменательных?

2. Что такое предлог? В выражении каких значений принимают участие предлоги?

3. Как характеризуются предлоги по образованию и составу?

4. Что такое союз? Чем отличается союз от предлога?

5. Как характеризуются союзы по значению и образованию?

6. Что такое частица? Каковы основные разряды частиц?

Задание 1. Определите, какой служебной частью речи является выделенное слово.

Я вышел, и крепкий ветер бросил мне в лицо запах прекрасного бушующего моря. Деревья будто цеплялись за уходящее чистое небо и звали на помощь (Паустовский). Мне казалось, будто в мезонине говорят (Чехов). Горизонт над морем, несмотря на ночь, был светел на десятки миль. Звезды растерянно мигали и заволакивались длинным дымом тумана (Паустовский). Несмотря на то, что ветер свободно носился над морем, тучи были неподвижны (Горький). При солнце тепло, а при матери добро (посл.).

Задание 2.Произведите морфологический разбор союза, предлога, частицы из предыдущих предложений по схемам:

Предлог

1. Часть речи.

2. Отношения, выражаемые данным предлогом.

3. Тип предлога по составу.

4. Разряд по образованию.

5. С каким падежом употреблен.

6. Орфографические особенности (для производных предлогов).

Союз

1. Часть речи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

2. Разряд по характеру выражаемых отношений.

3. Разряд по составу.

4. Разряд по образованию.

5. Разряд по употреблению (одиночные, повторяющиеся, двойные).

6. Орфографические особенности (для производных).

 

Частицы

1. Часть речи.

2. Разряд по функции.

3. Разряд по значению.

4. С какой частью речи соотносится данная частица по образованию.

5. К какому слову, группе слов (или ко всему предложению) относится.

6. Орфографические особенности.

 

Тема 12. Модальные слова и междометия

Теоретические вопросы:

1. Что такое модальные слова и каковы их разряды по значению?

2. Что такое междометие? Как характеризуются междометия по значению и образованию?

Задание 1. Найдите в предложениях модальные слова и модальные фразеологические сочетания, определите, к какой семантической группе модальных слов они относятся и какова их синтаксическая функция.

Право, мне совестно, что я злоупотребляю вашей добротой (Тургенев). Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша (Л. Толстой). А папа твой, случайно, родом не из Одессы? (Катаев) Что же вы тут находите смешного? По-моему, письмо это, напротив, чрезвычайно трогательно (Вересаев).

Задание 2. Найдите в предложениях междометия и укажите их значения.

Ах, русский, русский, для чего, не зная сердца твоего, тебе навек я предалася? (Пушкин) Ах, как мила моя княжна! Увы, наш круг час от часу редеет … (Пушкин). Досаднее всего, что здесь и умирать придется. Эх!.. (Чехов).

Литература

   Гужва Ф.К. Морфология русского языка. Пособие для учителя - К.: Рад.шк., 1987. - 223 с.

             Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование : учебное пособие / Е. А. Земская. – 8-е изд. – М. : Флинта : Наука, 2013. – 328 с.

 

  Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку. - М.: Высшая школа, 1991. - 383 с.

. Лекант П.А. Современный русский язык: учебник для академического бакалавриата / П.А.Лекант, Е.И.Дибров, Л.Л.Касаткин, Е.В.Клобуков; под ред. П.А.Леканта. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 493 с.

. Лобачёва Н. А. Современный русский язык: Морфемика. Словообразование. Морфология : учебное пособие для студентов нефилологических специальностей / Н. А. Лобачёва. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2015. – 304 с.

 

 

  Лукин М.Ф. Морфология современного русского языка. - М.: Просвещение, 1973. -231 с.

  Максимов Л.Ю. Русский язык. - М.: Просвещение, 1978. - 320 с.

  Малышева Е. Г. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология : учебно-методическое комплекс / Е. Г. Малышева, О. С. Рогалева. – 2-е изд., переработ. – М. : Флинта : Наука, 2013. – 328 с.

 

  Попов Р.И. и др. Современный русский язык. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

Розенталь Д.Э. Современный русский язык /Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – М. Айрис-пресс, 2010. – 448 с.

  Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Часть 2. Словообразование. Морфология. - М.: Просвещение, 1987. - 254 с.

  Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора - М.: Высш.шк., 1991. - 192 с.

Дополнительная литература:

  Буланин Л.Л Трудные вопросы. - М.: Просвещение, 1976. - 204 с.

  Валгина Н.С. и др. Современный русский язык. - М.: Высшая школа, 1997. - 480 с.

  Килыбаева А.А. Книжка - опора по теме «Глагол» // Начальная школа, № 6. - 1997. - С.40.

  Кирлица Н.Ф. Взаимосвязанное изучение имен существительных и прилагательных в начальной школе // Начальная школа. - 1995. № 2. - С.17.

  Козырева Т.Г., Хмелевская Е.С. Современный русский язык. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. - Минск: Высш.шк., 1972. - 128с.

  Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. - М.: Просвещение, 1981. - 254с.

Ровдо И.С. Русский язык в тестах и комментариях: Книга 1: Фонетика. Графика. Орфография. Морфемика. Словообразование /И.С. Ровдо, С.В. Махонь, О.Н. Беляевская. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 416 с.

 

  Сборник упражнений по морфологии современного русского языка. / Под ред. Л.Д. Чесноковой и др. - М.: Высш.шк., 1988. - 175с. 

  Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 2 Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 624 с.

 

                                                                                                                                                       

Приложение

Дата: 2019-02-25, просмотров: 253.