При выделении в тексте словоформы имени числительного следует обратить внимание на то, что в предложении числительное может употребляться с существительным. Начальная форма числительного - форма им.п., а если числительное имеет формы рода или формы рода, числа и падежа ( у порядковых), то начальной будет - форма м.р., им.п., ед.ч.
2. Определяя разряд по значению, нужно исходить из того, что количественные числительные называют число или количество предметов в виде целых величин: пять книг, два яблока; собирательные числительные обозначают определенное количество как единое целое: трое суток, двое мальчиков; порядковые числительные указывают на порядок при счете однотипных предметов: третий день, второй звонок; дробные числительные обозначают ту или иную часть целого: одна третья, две вторых.
3. При анализе структуры имен числительных следует ответить на вопрос, простым (один, два, сто); сложным (пятьдесят, двести) или составным (двадцать три, сто сорок один) является имя числительное.
4. Среди количественных числительных имеют категорию рода и изменяются по родам всего два слова - один и два. Числительные тысяча, миллион, миллиард имеют род, но по родам не изменяются. Среди собирательных числительных только слово оба имеет род. Порядковые числительные в форме ед.ч. изменяются по всем трем родам.
5. Среди количественных числительных только слово один имеет категорию числа, но при этом форма мн.ч. идеи множества не выражает, значение остается прежним (равно единице): одни очки, одни сутки. Порядковые числительные имеют обе формы числа, изменяются по числам, но формы мн.ч. имеют очень ограниченное употребление.
6. Падеж у числительных в им. и вин. падежах определяется с помощью постановки морфологических вопросов и по грамматическим показателям (начальная форма), а в косвенных падежах - по существительному, от которого зависит числительное (двум домам - дат.п., так как сущ. употреблено в форме дат.п.)
7. При определении синтаксической роли числительного следует помнить, что в сочетании с существительным числительное обычно образует нечленимое синтаксическое целое и выступает вместе с ним в функции одного члена предложения.
8. Указать орфографические особенности, если таковые имеются.
Тема 5. Местоимение
Теоретические вопросы :
1. Что называется местоимением?
2. Чем отличаются местоимения от других знаменательных слов?
3. Какие семантико-морфологические группы по соотношению с другими частями речи выделяются среди местоимений?
4. На какие разряды делятся местоимения по значению?
5. Каковы морфологические признаки и синтаксические свойства местоимений различных разрядов?
6. Каковы особенности склонения местоимений различных разрядов?
Практические задания:
Задание 1.Выделите местоимения, укажите начальную форму каждого из них, определите разряд по значению и синтаксическую функцию.
Я должен вам сказать два слова (Лермонтов). Вот вы сели; лошади разом тронулись; громко застучала телега (Тургенев). Оно (солнце) почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел… (М.Г.). И правы - сам себя вини: что ты посеял - то и жни (Крылов). Была пора: наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался (Пушкин). Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье (Пушкин). Своя воля дороже золота (Посл.).Каков привет - таков ответ (Посл.). Самая худшая бедность - недостаток ума (Посл). Все в доме спокойно (Шолохов). Не всякая грязь целебна ( Кроткий). Каждый треск сломанной ветки казался человеческими шагами (Н. Островский). Чей конь во весь опор по грозной площади несется? (Пушкин). Сегодня я такой, - каким и вчера был (Чехов). Но в голосе его слышалась слабость, доброта, и никто его не боялся (Чехов). Помнится, именно в эти пустые дни случилось что-то таинственное (Горький).
Задание 2. Просклоняйте следующие местоимения.
Кто-то, я, свой, он, каждый, мы, все.
Задание 3. Произведите морфологический анализ местоимений по схеме:
1. Часть речи. Начальная форма.
2. Разряд по значению.
3. Группа по соотнесенности с другими частями речи.
4. Падеж.
5. Род (если есть)
6. Число (если есть).
7. Синтаксическая функция в предложении.
8. Орфографические особенности.
Я памятник воздвиг себе нерукотворный (Пушкин). Мы почитаем всех нулями, а единицами себя (Пушкин).
Методический комментарий к морфологическому анализу местоимений
1. Начальная форма местоимений - форма им.п., ед.ч., м.р.: мой, наш, который и т.п. В тех случаях, когда местоимение не имеет рода, - форма им.п., ед.ч.: я, ты. Если местоимение не изменяется по числам, или не имеет числа и рода - им.п.: кто, что-либо и т.п.
2. Разряд по соотношению с другими частями речи определяется по значению (указывает ли местоимение на предмет, признак, количество) и морфологическим свойствам. Местоимения-существительные указывают на предмет, отвечают на вопросы: кто? что? Местоимения-прилагательные указывают на признак предмета, отвечают на вопросы: какой? чей? (в любой их форме) и, как прилагательные, имеют зависимые категории рода, числа и падежа. Местоимения-числительные указывают на число или количество предметов, отвечают на вопросы (сколько?), склоняются, категорий числа и рода не имеют.
3. Для правильного определения падежа следует опираться на соотношение местоимения с другими частями речи. Падеж местоимений-прилагательных определяется, как и у имен прилагательных, по существительному, от которого данное местоимение зависит. Падеж местоимений-существительных определяется с помощью тех же приемов, которые используются при определении падежа у имен существительных (постановка морфологических вопросов, принцип грамматических показателей, прием замены). Формы им. и вин.п. местоимений-числительных определяются по вопросам и грамматическому показателю (начальная форма), а в косвенных падежах - по существительному от которого зависит местоимение.
4. В характеристике категории рода у местоимений нет единообразия. Местоимения-прилагательные подобно именам прилагательным: все они имеют категорию рода и изменяются по родам (свой, своя, свое). Местоимения-существительные, в отличие от существительных, в большинстве своем не имеют категорию рода. Местоимения-числительные категории рода не имеют.
5. При анализе категории числа следует учитывать, к какому разряду по соотношению с другими частями речи относится анализируемое слово. Местоимения-прилагательные имеют форму числа и изменяются по числам (какой - какие, этот - эти). Местоимения-числительные не имеют категории числа. У местоимений-существительных категория числа проявляется по-разному. Личные местоимения имеют категорию числа; возвратное местоимение себя, вопросительные кто, что категории числа не имеют.
6. При определении синтаксической роли местоимений в предложении нужно учитывать их соотношение с другими частями речи: для местоимений-существительных типичны функции подлежащего и дополнения, для местоимений-прилагательных характерна функция определения, для местоимений-числительных - то функция подлежащего или дополнения (в именительном-винительном падеже), то функция определения (в остальных падежах).
7. Указать орфографические особенности, если таковые имеются.
Тема 6. Глагол
Теоретические вопросы:
1. Что такое глагол, каково его значение, морфологические и синтаксические признаки?
2. Какие формы глагола являются неспрягаемыми? Спрягаемыми?
3. Какие морфологические категории характерны для всех форм глагола?
4. Что такое неопределенная форма глагола?
5. Сколько формообразующих основ имеет глагол? Какие формы глагола от них образуются?
6. Что выражает категория вида? Что обозначают глаголы совершенного и несовершенного вида? Как они образуются?
7. Какие глаголы называются переходными и непереходными? Что такое возвратные глаголы?
8. Что выражает категория наклонения? Система наклонений в русском языке.
9. Сколько залогов в русском языке? Какие глаголы являются глаголами страдательного залога, какие - действительного залога?
10. Что обозначает категория времени? Сколько времен в русском языке и что они обозначают?
11. Какие значения выражаются при помощи форм лица? ( Личные и безличные глаголы).
12. Что такое спряжение?
Практические задания:
Задание 1. Выделите основу инфинитива и основу настоящего-будущего времени у следующих глаголов. От основ пяти глаголов образуйте все возможные формы.
Писать, везти, звать, целовать, пилить, учить, рисовать, дышать, печь, белеть, купить, нравиться, лечь, капать, клевать, сидеть, пахать, спать.
Задание 2. Определите, к спрягаемой или неспрягаемой форме глагола относятся данные слова.
Выйти, вышел, выходящий; светает, светало бы, светать; помолчав, молчи, молчат; благодаря (кого-то), благодарить, благодарю.
Задание 3. Определите вид глагола, укажите, каким способом образованы видовые пары.
Делать - сделать, переписать - переписывать, засыпать - засыпать, ловить - поймать, запеть - запевать, ложиться - лечь, говорить - сказать.
Задание 4. Определите вид глагола и подберите к ним, если возможно, видовую пару.
Рисовать, сидеть, привезти, приходить, принести, выиграть, набивать, полюбить, лежать, закипеть, стоять, исследовать, информировать, асфальтировать.
Задание 5. Укажите, какие глаголы являются переходными, какие непереходными. Составьте с ними словосочетания.
Строить, ждать, заслужить, спать, готовить, пойти, прыгнуть, петь, намереваться, находиться, сердиться.
Задание 6. Образуйте от данных глаголов возвратные глаголы и определите их значение.
Мыть, брить, целовать, торопить, беспокоить, убирать, кусать, записать, запасать, томить, унижать, вспоминать, рвать.
Задание 7. Определите залог выделенных глаголов.
Темно-зелеными садами ее покрылись острова… И пленника младого грудь тяжелой взволновалась думой… (Пушкин). Фонтан осветился лучом света, идущим из-под земли (Беляев). Глаза подернулись туманом…(Пушкин). Остановить сказку, рассказ, повесть, когда они появляются на свет, почти невозможно (Паустовский). В сопровождении боцмана Грей осмотрел корабль (Грин). Кончив шить, Ассоль сложила работу на угловой столик, разделась и улеглась (Грин).
Задание 8.Определите, в формах каких наклонений стоят глаголы в следующих предложениях.
Давайте поговорим о чем-нибудь другом (Чехов). Поезжай домой, милая (Чехов). Поедем, сделай одолженье (Пушкин). Давай обедать поскорей (Пушкин). Я все на свете для вас сделаю, только бы тятенька не гневался на меня. Кажется, рада бы все отдать, только б не разлюбил. Хоть бы глазком взглянула. Я боюсь, что он сюда придет, уж ехать бы скорей (А.Н. Островский).
Задание 9. Образуйте от данных глаголов формы 1-го лица ед.ч. настоящего и будущего времени и формы мужского рода прошедшего времени.
Думать, описать, сидеть, грустить, бежать, построить, бросать, бросить, брать, взять, асфальтировать, телеграфировать, вести, разгораться, разгореться, толкать, толкнуть.
Задание 10. Определите спряжение глаголов и образуйте формы 2-го лица ед.ч. и 3-го лица мн.ч.
Решить, ненавидеть, надеяться, бороться, зависеть, обуть, вынимать, слать, сеять, обидеть.
Задание 11. В приведенных ниже предложениях найдите личные формы глаголов и определите значение.
Я к вам пишу (Пушкин). Хорошо ты, Лойко играешь! (Горький) Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня…(Лермонтов) И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в бородинский бой (Лермонтов). Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя…(Пушкин)
Задание 12. Укажите безличные глаголы и безличные формы личных глаголов.
Чуть светало. На касках бойцов блестела роса (Паустовский). Со двора пахнет сырым тесом. Там везде пахло краской и лаком от позолоты. Уже вечерело…(Паустовский) Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас (Есенин).
Задание 13. Перестройте предложения так, чтобы личные глаголы были преобразованы в безличные.
Мы дремлем под мерный стук колес. Наступает рассвет. В лесу легко дышать. Мы хорошо живем. Я не сижу дома в выходные дни.
Задание 14. Произведите морфологический анализ глаголов по схеме:
1. Часть речи. Начальная форма.
2. Вид.
3. Переходность (семантические, морфологические и синтаксические показатели переходности).
4. Возвратность. Показатель возвратности.
5. Залог (значение)
6. Спряжение (формальные показатели).
7. Время (значение, формальные показатели).
8. Наклонение (значение, формальные показатели).
9. Лицо (значение, формальные показатели).
10. Число (формальные показатели).
11. Две основы глагола.
12. Род (если есть, формальные показатели).
13. Способ словообразования.
14. Синтаксическая функция.
15. Орфографические особенности.
Кто-то играл на скрипке… девушка пела мягким контральто, слышался смех (Горький).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 215.