Методический комментарий к морфологическому анализу имени существительного
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Морфология

 

Тема 1. Предмет и задачи грамматики. Способы выражения грамматических значений. Классификация частей речи

 

Теоретические вопросы:

1. Что представляет собой грамматика как раздел языкознания? Что изучает морфология?

2. Какие способы существуют для выражения грамматических значений?

3. Какие принципы лежат в основе классификации частей речи? Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

4. Система частей речи в современном русском языке.

Практические задания:

Задание 1. Установите, к какой части речи принадлежат слова. Ответ свой аргументируйте.

Три, тройка, третий, троиться; синий, синеть, синева; красный, краснеть, краснота, краснеющий; читать, чтение; сто, сотня.

Задание 2.Укажите, какие средства участвуют в создании аналитических, синтетических и супплетивных форм.

Зеленая трава, наша школа, три, трех себя, собой, сижу сидишь; думал, видел, писал,, записать, записывать; белый - белее, редкий - редчайший, брат - братья; строить - построить; насыпать - насыпать, окна - окна; осветить - освещать, охладить - охлаждать; у дома, к дому, из кафе, в метро; буду читать, самый красивый, боле чистый; ребенок - дети, хороший - лучше.

Задание 3. Запишите а) 10 слов, в которых грамматическое значение выражается синтетическим способом; б) 10 слов, в которых грамматическое значение выражается аналитическим способом; в) 5 слов, в которых грамматическое значение выражается супплетивным способом. Укажите, какие средства участвуют в создании аналитических, синтетических и супплетивных форм.

 

Тема 2. Имя существительное

Теоретические вопросы:

1. Какова лексико-грамматическая специфика имен существительных, отличающая их от других частей речи?

2.   На какие лексико-грамматические разряды делятся имена существительные по своим смысловым и грамматическим свойствам? Дайте характеристику основным лексико-грамматическим разрядам.

3. В чем заключается грамматическая особенность категории рода имен существительных? Назовите грамматические способы (средства) выражения категории рода.

4. В чем выражается грамматическая категория числа имен существительных? Назовите способы (средства) выражения категории числа.

5. Что выражает грамматическая категория падежа имени существительного?

6. Что называется склонением? Каковы основные типы склонения имен существительных?

7. Какие типы склонения существительных функционируют помимо трех основных?

8. Какие продуктивные способы образования существительных вы знаете?

Практические задания:

Задание 1. Определите, к каким лексико-грамматическим группам относятся имена существительные; выпишите их в таблицу. Назовите форму числа у каждого существительного.

 

 Собственные

                       Нарицательные

  отвлечен- ные конкрет- ные веществен- ные Собира- тельные

 

Конь, зеркало, платье, время, белье, Катя, мошкара, тесто, миндаль, зефир, пастила, серебро, овес, спасение, печаль, Киев, Карпаты, клюква, сладости, будни, красота, высота, крик, щи, радость, дверь, плечо, листва, воздух, скука, Венера, страх, облако, консервы, Соня, ножницы, лень, мебель, сахар, тополь, Индия, дельфин, торт, море.

Задание 2. Вставьте в предложения пропущенные слова, обозначьте имена собственные и нарицательные. Составьте предложения по аналогии, в которых одно и то же существительное выступало бы в качестве нарицательного, а затем собственного.

Мы приехали в город … . Выпущенный на волю … взмахнул крылами. По дереву быстро пробежала … . Собака … участвовала в космическом полете. Над лесом вставал … рассвет. Цепной пес … спит у калитки. По пути мы заночевали на … озере. Вода в нем … и прозрачная.

Слова для справок: орел, белка, дивный, черный.

Задание 3. Определите разряд существительных по отношению к категории одушевленности-неодушевленности, а также укажите морфологические признаки этой категории.

Личинка, народ, робот, рыба, друг, листва, ферзь, береза, пчела, студенчество, муха, леший, насекомое, туз, пена, бактерия, юноша, воздух, трава, детвора, мертвец, комар, вирус, коза, пупс, чебурашка, кефир, молодежь, кукуруза, кукла.

   Задание 4. Выпишите сначала существительные, которые имеют: а) форму ед. и мн. числа; б) только форму ед. числа; в) только форму мн. числа.

Альпы, вертолет, детвора, дети, каникулы, сливки, молоко, дружба, Ялта, сани, деньги, год, именины, города, солома, грусть, Курилы, А. Пушкин, ученики, очистки, молодежь, ножницы, детство, ребенок, весы, часы (механизм), Сокольники, джинсы, народ, лень, сумерки, испуг, гусли, беготня, шахматы, сено, дуб.

Задание 5. Определите род существительных, назовите основные показатели определения рода.

Юноша, машина, шоссе, ворота, хлебушко, пани, заяц, спортсмен, кенгуру, ГАИ, сирота, мужчина, моль, сова, купе, фарси, постель, орех, настроение, белка, метро, кольраби, деталь, зима, настроение, кафе, кофе, ПТУ, воевода, Миссисипи, танго, море, герой.

Задание 6. Определите тип склонения. Просклоняйте выделенные существительные в ед. и мн. числе.

Студент, пламя, кошка, радость, волчище, староста, душевая, метро, счастье, какао, меч, кольцо, няня, кровь, пальтишко.

Задание 7. Определите способ образования существительных.

Мечтатель, вестник, горечь, поджог, судоходство, семерка, пуск, продавец, приморье, часовой, таксист, виноград, отлет, бетонщик, ручища, учитель, воспитатель, дичь, вздох, ружьишко, несчастье, телятник.

Задание 8. Произведите морфологический анализ имен существительных по следующей схеме:

1. Часть речи. Начальная форма.

2.  Лексико-грамматический разряд.

3. Род имени существительного, его семантические и формальные показатели.

4. Тип и вариант склонения.

5. Падеж имени существительного, его значения и формальные показатели.

6. Число имени существительного, его значения и формальные показатели.

7. Способ словообразования.

8. Синтаксическая функция в предложении.

9. Орфографические особенности.

Низкие облака закрыли небо. В полдень над озером собралась гроза (Паустовский).

При выделении в тексте словоформы имени числительного следует обратить внимание на то, что в предложении числительное может употребляться с существительным. Начальная форма числительного - форма им.п., а если числительное имеет формы рода или формы рода, числа и падежа ( у порядковых), то начальной будет - форма м.р., им.п., ед.ч.

2. Определяя разряд по значению, нужно исходить из того, что количественные числительные называют число или количество предметов в виде целых величин: пять книг, два яблока; собирательные числительные обозначают определенное количество как единое целое: трое суток, двое мальчиков; порядковые числительные указывают на порядок при счете однотипных предметов: третий день, второй звонок; дробные числительные обозначают ту или иную часть целого: одна третья, две вторых.

3. При анализе структуры имен числительных следует ответить на вопрос, простым (один, два, сто); сложным (пятьдесят, двести) или составным (двадцать три, сто сорок один) является имя числительное.

4. Среди количественных числительных имеют категорию рода и изменяются по родам всего два слова - один и два. Числительные тысяча, миллион, миллиард имеют род, но по родам не изменяются. Среди собирательных числительных только слово оба имеет род. Порядковые числительные в форме ед.ч. изменяются по всем трем родам.

5. Среди количественных числительных только слово один имеет категорию числа, но при этом форма мн.ч. идеи множества не выражает, значение остается прежним (равно единице): одни очки, одни сутки. Порядковые числительные имеют обе формы числа, изменяются по числам, но формы мн.ч. имеют очень ограниченное употребление.

6. Падеж у числительных в им. и вин. падежах определяется с помощью постановки морфологических вопросов и по грамматическим показателям (начальная форма), а в косвенных падежах - по существительному, от которого зависит числительное (двум домам - дат.п., так как сущ. употреблено в форме дат.п.)

7. При определении синтаксической роли числительного следует помнить, что в сочетании с существительным числительное обычно образует нечленимое синтаксическое целое и выступает вместе с ним в функции одного члена предложения.

8. Указать орфографические особенности, если таковые имеются.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Тема 5. Местоимение

Теоретические вопросы :

1. Что называется местоимением?

2. Чем отличаются местоимения от других знаменательных слов?

3. Какие семантико-морфологические группы по соотношению с другими частями речи выделяются среди местоимений?

4. На какие разряды делятся местоимения по значению?

5. Каковы морфологические признаки и синтаксические свойства местоимений различных разрядов?

6. Каковы особенности склонения местоимений различных разрядов?

Практические задания:

Задание 1.Выделите местоимения, укажите начальную форму каждого из них, определите разряд по значению и синтаксическую функцию.

Я должен вам сказать два слова (Лермонтов). Вот вы сели; лошади разом тронулись; громко застучала телега (Тургенев). Оно (солнце) почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел… (М.Г.). И правы - сам себя вини: что ты посеял - то и жни (Крылов). Была пора: наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался (Пушкин). Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье (Пушкин). Своя воля дороже золота (Посл.).Каков привет - таков ответ (Посл.). Самая худшая бедность - недостаток ума (Посл). Все в доме спокойно (Шолохов). Не всякая грязь целебна ( Кроткий). Каждый треск сломанной ветки казался человеческими шагами (Н. Островский). Чей конь во весь опор по грозной площади несется? (Пушкин). Сегодня я такой, - каким и вчера был (Чехов). Но в голосе его слышалась слабость, доброта, и никто его не боялся (Чехов). Помнится, именно в эти пустые дни случилось что-то таинственное (Горький).

Задание 2. Просклоняйте следующие местоимения.

Кто-то, я, свой, он, каждый, мы, все.

Задание 3. Произведите морфологический анализ местоимений по схеме:

1. Часть речи. Начальная форма.

2. Разряд по значению.

3. Группа по соотнесенности с другими частями речи.

4. Падеж.

5. Род (если есть)

6. Число (если есть).

7. Синтаксическая функция в предложении.

8. Орфографические особенности.

Я памятник воздвиг себе нерукотворный (Пушкин). Мы почитаем всех нулями, а единицами себя (Пушкин).

  Методический комментарий к морфологическому анализу местоимений

1. Начальная форма местоимений - форма им.п., ед.ч., м.р.: мой, наш, который и т.п. В тех случаях, когда местоимение не имеет рода, - форма им.п., ед.ч.: я, ты. Если местоимение не изменяется по числам, или не имеет числа и рода - им.п.: кто, что-либо и т.п.

2. Разряд по соотношению с другими частями речи определяется по значению (указывает ли местоимение на предмет, признак, количество) и морфологическим свойствам. Местоимения-существительные указывают на предмет, отвечают на вопросы: кто? что? Местоимения-прилагательные указывают на признак предмета, отвечают на вопросы: какой? чей? (в любой их форме) и, как прилагательные, имеют зависимые категории рода, числа и падежа. Местоимения-числительные указывают на число или количество предметов, отвечают на вопросы (сколько?), склоняются, категорий числа и рода не имеют.

3. Для правильного определения падежа следует опираться на соотношение местоимения с другими частями речи. Падеж местоимений-прилагательных определяется, как и у имен прилагательных, по существительному, от которого данное местоимение зависит. Падеж местоимений-существительных определяется с помощью тех же приемов, которые используются при определении падежа у имен существительных (постановка морфологических вопросов, принцип грамматических показателей, прием замены). Формы им. и вин.п. местоимений-числительных определяются по вопросам и грамматическому показателю (начальная форма), а в косвенных падежах - по существительному от которого зависит местоимение.

4. В характеристике категории рода у местоимений нет единообразия. Местоимения-прилагательные подобно именам прилагательным: все они имеют категорию рода и изменяются по родам (свой, своя, свое). Местоимения-существительные, в отличие от существительных, в большинстве своем не имеют категорию рода. Местоимения-числительные категории рода не имеют.

5. При анализе категории числа следует учитывать, к какому разряду по соотношению с другими частями речи относится анализируемое слово. Местоимения-прилагательные имеют форму числа и изменяются по числам (какой - какие, этот - эти). Местоимения-числительные не имеют категории числа. У местоимений-существительных категория числа проявляется по-разному. Личные местоимения имеют категорию числа; возвратное местоимение себя, вопросительные кто, что категории числа не имеют.    

6. При определении синтаксической роли местоимений в предложении нужно учитывать их соотношение с другими частями речи: для местоимений-существительных типичны функции подлежащего и дополнения, для местоимений-прилагательных характерна функция определения, для местоимений-числительных - то функция подлежащего или дополнения (в именительном-винительном падеже), то функция определения (в остальных падежах).

7. Указать орфографические особенности, если таковые имеются.

 

Тема 6. Глагол

Теоретические вопросы:

1. Что такое глагол, каково его значение, морфологические и синтаксические признаки?

2. Какие формы глагола являются неспрягаемыми? Спрягаемыми?

3. Какие морфологические категории характерны для всех форм глагола?

4. Что такое неопределенная форма глагола?

5. Сколько формообразующих основ имеет глагол? Какие формы глагола от них образуются?

6. Что выражает категория вида? Что обозначают глаголы совершенного и несовершенного вида? Как они образуются?

7. Какие глаголы называются переходными и непереходными? Что такое возвратные глаголы?

8. Что выражает категория наклонения? Система наклонений в русском языке.

9. Сколько залогов в русском языке? Какие глаголы являются глаголами страдательного залога, какие - действительного залога?

10. Что обозначает категория времени? Сколько времен в русском языке и что они обозначают?

11. Какие значения выражаются при помощи форм лица? ( Личные и безличные глаголы).

12.  Что такое спряжение?

 

Практические задания:

Задание 1. Выделите основу инфинитива и основу настоящего-будущего времени у следующих глаголов. От основ пяти глаголов образуйте все возможные формы.

Писать, везти, звать, целовать, пилить, учить, рисовать, дышать, печь, белеть, купить, нравиться, лечь, капать, клевать, сидеть, пахать, спать.

Задание 2. Определите, к спрягаемой или неспрягаемой форме глагола относятся данные слова.

Выйти, вышел, выходящий; светает, светало бы, светать; помолчав, молчи, молчат; благодаря (кого-то), благодарить, благодарю.

Задание 3. Определите вид глагола, укажите, каким способом образованы видовые пары.

Делать - сделать, переписать - переписывать, засыпать - засыпать, ловить - поймать, запеть - запевать, ложиться - лечь, говорить - сказать.

Задание 4. Определите вид глагола и подберите к ним, если возможно, видовую пару.

Рисовать, сидеть, привезти, приходить, принести, выиграть, набивать, полюбить, лежать, закипеть, стоять, исследовать, информировать, асфальтировать.

Задание 5. Укажите, какие глаголы являются переходными, какие непереходными. Составьте с ними словосочетания.

Строить, ждать, заслужить, спать, готовить, пойти, прыгнуть, петь, намереваться, находиться, сердиться.

Задание 6. Образуйте от данных глаголов возвратные глаголы и определите их значение.

Мыть, брить, целовать, торопить, беспокоить, убирать, кусать, записать, запасать, томить, унижать, вспоминать, рвать.

Задание 7. Определите залог выделенных глаголов.

Темно-зелеными садами ее покрылись острова… И пленника младого грудь тяжелой взволновалась думой… (Пушкин). Фонтан осветился лучом света, идущим из-под земли (Беляев). Глаза подернулись туманом…(Пушкин). Остановить сказку, рассказ, повесть, когда они появляются на свет, почти невозможно (Паустовский). В сопровождении боцмана Грей осмотрел корабль (Грин). Кончив шить, Ассоль сложила работу на угловой столик, разделась и улеглась (Грин).

Задание 8.Определите, в формах каких наклонений стоят глаголы в следующих предложениях.

Давайте поговорим о чем-нибудь другом (Чехов). Поезжай домой, милая (Чехов). Поедем, сделай одолженье (Пушкин). Давай обедать поскорей (Пушкин). Я все на свете для вас сделаю, только бы тятенька не гневался на меня. Кажется, рада бы все отдать, только б не разлюбил. Хоть бы глазком взглянула. Я боюсь, что он сюда придет, уж ехать бы скорей (А.Н. Островский).

Задание 9. Образуйте от данных глаголов формы 1-го лица ед.ч. настоящего и будущего времени и формы мужского рода прошедшего времени.

Думать, описать, сидеть, грустить, бежать, построить, бросать, бросить, брать, взять, асфальтировать, телеграфировать, вести, разгораться, разгореться, толкать, толкнуть.

Задание 10. Определите спряжение глаголов и образуйте формы 2-го лица ед.ч. и 3-го лица мн.ч.

Решить, ненавидеть, надеяться, бороться, зависеть, обуть, вынимать, слать, сеять, обидеть.

Задание 11. В приведенных ниже предложениях найдите личные формы глаголов и определите значение.

Я к вам пишу (Пушкин). Хорошо ты, Лойко играешь! (Горький) Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня…(Лермонтов) И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в бородинский бой (Лермонтов). Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя…(Пушкин)

Задание 12. Укажите безличные глаголы и безличные формы личных глаголов.

Чуть светало. На касках бойцов блестела роса (Паустовский). Со двора пахнет сырым тесом. Там везде пахло краской и лаком от позолоты. Уже вечерело…(Паустовский) Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас (Есенин).

Задание 13. Перестройте предложения так, чтобы личные глаголы были преобразованы в безличные.

Мы дремлем под мерный стук колес. Наступает рассвет. В лесу легко дышать. Мы хорошо живем. Я не сижу дома в выходные дни.

Задание 14. Произведите морфологический анализ глаголов по схеме:

1. Часть речи. Начальная форма.

2. Вид.

3. Переходность (семантические, морфологические и синтаксические показатели переходности).

4. Возвратность. Показатель возвратности.

5. Залог (значение)

6. Спряжение (формальные показатели).

7. Время (значение, формальные показатели).

8. Наклонение (значение, формальные показатели).

9. Лицо (значение, формальные показатели).

10. Число (формальные показатели).

11. Две основы глагола.

12. Род (если есть, формальные показатели).

13.  Способ словообразования.

14. Синтаксическая функция.

15. Орфографические особенности.

Кто-то играл на скрипке… девушка пела мягким контральто, слышался смех (Горький).

Тема 9. Наречие

Теоретические вопросы:

Что такое наречие и чем оно отличается от других знаменательных частей речи?

На какие разряды делятся наречия по значению? 

              

Практические задания:

Задание 1. Определите, к какому разряду по значению относятся наречия.

Однажды я плыл зимой на совершенно пустом теплоходе из Батума в Одессу. Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, качая куски сосновой коры. То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. Леса уходили вниз, в веселую даль, где лежало среди зарослей озеро. Голова свежа, сердце стучит сильно и ровно (Паустовский).

Задание 2. Произведите морфологический анализ наречий по схеме:

1. Часть речи.

Разряд по значению.

Степень сравнения (для качественных наречий)

Способ словообразования.

Синтаксическая функция.

Орфографические особенности.

С зари кукушка за рекою кукует звучно вдалеке (Бунин).

Предлог

1. Часть речи.

2. Отношения, выражаемые данным предлогом.

3. Тип предлога по составу.

4. Разряд по образованию.

5. С каким падежом употреблен.

6. Орфографические особенности (для производных предлогов).

Союз

1. Часть речи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

2. Разряд по характеру выражаемых отношений.

3. Разряд по составу.

4. Разряд по образованию.

5. Разряд по употреблению (одиночные, повторяющиеся, двойные).

6. Орфографические особенности (для производных).

 

Частицы

1. Часть речи.

2. Разряд по функции.

3. Разряд по значению.

4. С какой частью речи соотносится данная частица по образованию.

5. К какому слову, группе слов (или ко всему предложению) относится.

6. Орфографические особенности.

 

Тема 12. Модальные слова и междометия

Теоретические вопросы:

1. Что такое модальные слова и каковы их разряды по значению?

2. Что такое междометие? Как характеризуются междометия по значению и образованию?

Задание 1. Найдите в предложениях модальные слова и модальные фразеологические сочетания, определите, к какой семантической группе модальных слов они относятся и какова их синтаксическая функция.

Право, мне совестно, что я злоупотребляю вашей добротой (Тургенев). Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша (Л. Толстой). А папа твой, случайно, родом не из Одессы? (Катаев) Что же вы тут находите смешного? По-моему, письмо это, напротив, чрезвычайно трогательно (Вересаев).

Задание 2. Найдите в предложениях междометия и укажите их значения.

Ах, русский, русский, для чего, не зная сердца твоего, тебе навек я предалася? (Пушкин) Ах, как мила моя княжна! Увы, наш круг час от часу редеет … (Пушкин). Досаднее всего, что здесь и умирать придется. Эх!.. (Чехов).

Литература

   Гужва Ф.К. Морфология русского языка. Пособие для учителя - К.: Рад.шк., 1987. - 223 с.

             Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование : учебное пособие / Е. А. Земская. – 8-е изд. – М. : Флинта : Наука, 2013. – 328 с.

 

  Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку. - М.: Высшая школа, 1991. - 383 с.

. Лекант П.А. Современный русский язык: учебник для академического бакалавриата / П.А.Лекант, Е.И.Дибров, Л.Л.Касаткин, Е.В.Клобуков; под ред. П.А.Леканта. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 493 с.

. Лобачёва Н. А. Современный русский язык: Морфемика. Словообразование. Морфология : учебное пособие для студентов нефилологических специальностей / Н. А. Лобачёва. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2015. – 304 с.

 

 

  Лукин М.Ф. Морфология современного русского языка. - М.: Просвещение, 1973. -231 с.

  Максимов Л.Ю. Русский язык. - М.: Просвещение, 1978. - 320 с.

  Малышева Е. Г. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология : учебно-методическое комплекс / Е. Г. Малышева, О. С. Рогалева. – 2-е изд., переработ. – М. : Флинта : Наука, 2013. – 328 с.

 

  Попов Р.И. и др. Современный русский язык. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

Розенталь Д.Э. Современный русский язык /Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – М. Айрис-пресс, 2010. – 448 с.

  Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Часть 2. Словообразование. Морфология. - М.: Просвещение, 1987. - 254 с.

  Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора - М.: Высш.шк., 1991. - 192 с.

Дополнительная литература:

  Буланин Л.Л Трудные вопросы. - М.: Просвещение, 1976. - 204 с.

  Валгина Н.С. и др. Современный русский язык. - М.: Высшая школа, 1997. - 480 с.

  Килыбаева А.А. Книжка - опора по теме «Глагол» // Начальная школа, № 6. - 1997. - С.40.

  Кирлица Н.Ф. Взаимосвязанное изучение имен существительных и прилагательных в начальной школе // Начальная школа. - 1995. № 2. - С.17.

  Козырева Т.Г., Хмелевская Е.С. Современный русский язык. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. - Минск: Высш.шк., 1972. - 128с.

  Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. - М.: Просвещение, 1981. - 254с.

Ровдо И.С. Русский язык в тестах и комментариях: Книга 1: Фонетика. Графика. Орфография. Морфемика. Словообразование /И.С. Ровдо, С.В. Махонь, О.Н. Беляевская. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 416 с.

 

  Сборник упражнений по морфологии современного русского языка. / Под ред. Л.Д. Чесноковой и др. - М.: Высш.шк., 1988. - 175с. 

  Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 2 Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 624 с.

 

                                                                                                                                                       

Приложение

Имя существительное

Я ловил себя на том, что нетерпеливо жду ночи (Паустовский).

Ночи.

1. Имя существительное, ночь.

2. Нарицательное, неодушевленное, конкретное.

3. Род - женский, показатель - основа на мягкий согласный в им.п. ед.ч.; категория рода формальна, значения рода нет.

4. Склонение - третье; показатель - основа на мягкий согласный, нулевое окончание в им.п.ед.ч.; мягкий вариант.

5. Падеж - родительный; показатель- окончание -и; значение - косвенный объект действия.

6. Число - единственное; показатель - окончание.

7. Непроизводная основа.

8. Косвенное дополнение.

9. Ь после - ч- в им.пад.ед.ч. указывает, что существительное ночь ж.р.

 

Имя прилагательное

  Даже видалые старожилы дивились теплой зиме (Соколов-Микитов).

  Теплой (зиме).

1. Имя прилагательное, теплый.

2. Качественное.

3. Качественно-относительный тип, твердый вариант.

4. Положительная степень сравнения, обозначает признак вне сравнения.

5. Полная форма.

6. Женский род, единственное число, дательный падеж; показатель - окончание - ой.

7. Непроизводная основа.

8. Согласованное определение.

9. --

Имя числительное

Не прошло и пяти минут, как самолеты заняли свои места в строю (Каманин).

Пяти (минут).

1. Имя числительное, пять.

2. Количественное.

3. Простое.

4. Рода нет.

5. Числа нет.

6. Родительный падеж.

7. Обстоятельство.

8.  Безударная гласная -я- в корне .

 

Местоимение

Я к вам пишу (Пушкин).

Я.

1. Местоимение, я.

2. Личное.

3. Местоимение-существительное.

4. Именительный падеж.

5. Рода нет.

6. Единственное число.

7. Подлежащее.

8. -

 

Глагол

Люблю Отчизну я…(Лермонтов).

Люблю.

1. Глагол, любить.

2. Несовершенный, обозначает действие без указания на внутренний предел; что делаю?; одновидовой.

3. Переходный; возможен вопрос что? (люблю что?), в предложении есть прямое дополнение в форме вин.п. (люблю Отчизну).

4. Невозвратный: не имеет постфикса -ся.

5. Действительный залог; показатель - переходный глагол, наличие прямого дополнения; обозначает активное действие, направленное на прямой объект.

6. II спряжение; основа инфинитива на -и (любить).

7. Изъявительное наклонение; показатель- наличие личного окончания и отсутствие показателей других наклонений, обозначает реальное действие.

8. Настоящее время, актуальное, показатель - личное окончание глагола -ю.                                                                            

9. Лицо - первое; показатель - личное местоимение -я-, личное окончание -ю, обозначает, что действие осуществляется говорящим.

10. Число - единственное; показатель - личное окончание -ю; обозначает, что действие совершается одним лицом.

11. Рода не имеет, так как употреблен в форме настоящего времени.                     

12. Основы глагола: инфинитива - люби-, настоящего - люб-.

13. Непроизводная основа.

14. Сказуемое.

15. --

 

 

Причастие

Тяжело дышавший Челкаш уселся на корме (Горький).

Дышавший (Челкаш).

1. Причастие. Дышавший.

2. Дышать.

3. Несовершенный вид.

4. Непереходное (не может иметь при себе дополнения в вин п. без предлога).

5. Невозвратное, так как не имеет постфикса -ся.

6. Действительный залог.

7. Прошедшее время.

8. Образовано от глагола дышать, от основы дыша- с помощью суф.

-вш-.

9. Мужской род, ед.ч., им.п.

10. Согласованное определение.

11.  Правописание - и- после шипящих.

   Деепричастие

Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась (Маяковский).

Мчась.

1. Деепричастие.

2. Мчаться.

3. Несовершенный.

4. Непереходное, так как имеет постфикс -сь-.

5. Возвратное: показатель постфикс -сь.

6. Действие совершается одновременно с действием глагола-сказуемого.

7. От основы наст. вр. -мч- (ся) с помощью суф. -а- .

8. Обстоятельство образа действия.

9. Правописание -а- после мягкого [ч].

Наречие

С поля в город тихо входит ночь в бархатных одеждах ( Горький).

Тихо.

1. Наречие.

2. Определительное, образа действия.

3. Положительная степень сравнения.

4. Морфологический, суффиксальный от прилагательного тихий с помощью суф. -о.

5. Обстоятельство образа действия.

6. --

Слова категории состояния

Не всем, конечно, легко и радостно (Горький).

  Радостно.

1. Слово категории состояния.

2. Разряд по значению - выражает душевное состояние человека.

3. Положительная степень сравнения.

4. Слово радостно соотносится с кратким прилагательным среднего рода и с наречием на -о.

5. Сказуемое в безличном предложении.

6.  Непроизносимая -т- (радости).

Служебные части речи (образцы анализа)

Предлоги. Союзы. Частицы.

За дюнами обширные болота и низкие леса… никого нет около (Паустовский).

За (дюнами).

1. Предлог.

2. Пространственные.

3. Простой, непроизводный.

4. Употреблен с творительным падежом.

5. -

 

И.

1. Союз.

2. Сочинительный, соединяет однородные члены предложения.

3. Соединительный.

4. Простой.

5. Непроизводный, первообразный.

6. Одиночный.

 

Даже цветы на родине пахнут по-иному (Куприн).

Даже.

1. Частица.

2. Усилительная.

3. Выделительно-ограничительная.

4. Непроизводная.

5. Относится к слову цветы.

 

 

Морфология

 

Тема 1. Предмет и задачи грамматики. Способы выражения грамматических значений. Классификация частей речи

 

Теоретические вопросы:

1. Что представляет собой грамматика как раздел языкознания? Что изучает морфология?

2. Какие способы существуют для выражения грамматических значений?

3. Какие принципы лежат в основе классификации частей речи? Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

4. Система частей речи в современном русском языке.

Практические задания:

Задание 1. Установите, к какой части речи принадлежат слова. Ответ свой аргументируйте.

Три, тройка, третий, троиться; синий, синеть, синева; красный, краснеть, краснота, краснеющий; читать, чтение; сто, сотня.

Задание 2.Укажите, какие средства участвуют в создании аналитических, синтетических и супплетивных форм.

Зеленая трава, наша школа, три, трех себя, собой, сижу сидишь; думал, видел, писал,, записать, записывать; белый - белее, редкий - редчайший, брат - братья; строить - построить; насыпать - насыпать, окна - окна; осветить - освещать, охладить - охлаждать; у дома, к дому, из кафе, в метро; буду читать, самый красивый, боле чистый; ребенок - дети, хороший - лучше.

Задание 3. Запишите а) 10 слов, в которых грамматическое значение выражается синтетическим способом; б) 10 слов, в которых грамматическое значение выражается аналитическим способом; в) 5 слов, в которых грамматическое значение выражается супплетивным способом. Укажите, какие средства участвуют в создании аналитических, синтетических и супплетивных форм.

 

Тема 2. Имя существительное

Теоретические вопросы:

1. Какова лексико-грамматическая специфика имен существительных, отличающая их от других частей речи?

2.   На какие лексико-грамматические разряды делятся имена существительные по своим смысловым и грамматическим свойствам? Дайте характеристику основным лексико-грамматическим разрядам.

3. В чем заключается грамматическая особенность категории рода имен существительных? Назовите грамматические способы (средства) выражения категории рода.

4. В чем выражается грамматическая категория числа имен существительных? Назовите способы (средства) выражения категории числа.

5. Что выражает грамматическая категория падежа имени существительного?

6. Что называется склонением? Каковы основные типы склонения имен существительных?

7. Какие типы склонения существительных функционируют помимо трех основных?

8. Какие продуктивные способы образования существительных вы знаете?

Практические задания:

Задание 1. Определите, к каким лексико-грамматическим группам относятся имена существительные; выпишите их в таблицу. Назовите форму числа у каждого существительного.

 

 Собственные

                       Нарицательные

  отвлечен- ные конкрет- ные веществен- ные Собира- тельные

 

Конь, зеркало, платье, время, белье, Катя, мошкара, тесто, миндаль, зефир, пастила, серебро, овес, спасение, печаль, Киев, Карпаты, клюква, сладости, будни, красота, высота, крик, щи, радость, дверь, плечо, листва, воздух, скука, Венера, страх, облако, консервы, Соня, ножницы, лень, мебель, сахар, тополь, Индия, дельфин, торт, море.

Задание 2. Вставьте в предложения пропущенные слова, обозначьте имена собственные и нарицательные. Составьте предложения по аналогии, в которых одно и то же существительное выступало бы в качестве нарицательного, а затем собственного.

Мы приехали в город … . Выпущенный на волю … взмахнул крылами. По дереву быстро пробежала … . Собака … участвовала в космическом полете. Над лесом вставал … рассвет. Цепной пес … спит у калитки. По пути мы заночевали на … озере. Вода в нем … и прозрачная.

Слова для справок: орел, белка, дивный, черный.

Задание 3. Определите разряд существительных по отношению к категории одушевленности-неодушевленности, а также укажите морфологические признаки этой категории.

Личинка, народ, робот, рыба, друг, листва, ферзь, береза, пчела, студенчество, муха, леший, насекомое, туз, пена, бактерия, юноша, воздух, трава, детвора, мертвец, комар, вирус, коза, пупс, чебурашка, кефир, молодежь, кукуруза, кукла.

   Задание 4. Выпишите сначала существительные, которые имеют: а) форму ед. и мн. числа; б) только форму ед. числа; в) только форму мн. числа.

Альпы, вертолет, детвора, дети, каникулы, сливки, молоко, дружба, Ялта, сани, деньги, год, именины, города, солома, грусть, Курилы, А. Пушкин, ученики, очистки, молодежь, ножницы, детство, ребенок, весы, часы (механизм), Сокольники, джинсы, народ, лень, сумерки, испуг, гусли, беготня, шахматы, сено, дуб.

Задание 5. Определите род существительных, назовите основные показатели определения рода.

Юноша, машина, шоссе, ворота, хлебушко, пани, заяц, спортсмен, кенгуру, ГАИ, сирота, мужчина, моль, сова, купе, фарси, постель, орех, настроение, белка, метро, кольраби, деталь, зима, настроение, кафе, кофе, ПТУ, воевода, Миссисипи, танго, море, герой.

Задание 6. Определите тип склонения. Просклоняйте выделенные существительные в ед. и мн. числе.

Студент, пламя, кошка, радость, волчище, староста, душевая, метро, счастье, какао, меч, кольцо, няня, кровь, пальтишко.

Задание 7. Определите способ образования существительных.

Мечтатель, вестник, горечь, поджог, судоходство, семерка, пуск, продавец, приморье, часовой, таксист, виноград, отлет, бетонщик, ручища, учитель, воспитатель, дичь, вздох, ружьишко, несчастье, телятник.

Задание 8. Произведите морфологический анализ имен существительных по следующей схеме:

1. Часть речи. Начальная форма.

2.  Лексико-грамматический разряд.

3. Род имени существительного, его семантические и формальные показатели.

4. Тип и вариант склонения.

5. Падеж имени существительного, его значения и формальные показатели.

6. Число имени существительного, его значения и формальные показатели.

7. Способ словообразования.

8. Синтаксическая функция в предложении.

9. Орфографические особенности.

Низкие облака закрыли небо. В полдень над озером собралась гроза (Паустовский).

Методический комментарий к морфологическому анализу имени существительного

1. Анализ имени существительного начинается с выделения словоформы в тексте. Начальная форма имени существительного - форма им.п.ед.ч. Подтвердить принадлежность слов к классу имен существительных можно при помощи вопросов кто? что?

2. Для разграничения одушевленных и неодушевленных существительных используется грамматический прием сопоставления падежей множественного числа (В=Р у одушевленных; В=И у неодушевленных).

3. При отнесении существительного к определенному лексико-грамматическому разряду ( конкретное, отвлеченное, вещественное, собирательное) следует определить его значение в соответствии с разрядом и перечислить показатели анализируемого разряда. Для конкретных существительных отличительным признаком является признак считаемости и изменяемости по числам, т.е. конкретные существительные имеют формы как ед., так и мн. ч. и сочетаются с количественными числительными (книга - книги, пять книг). При анализе вещественных существительных следует отметить следующие их признаки: не изменяются по числам (имеют только форму ед.ч., либо только форму мн.ч. - молоко, сливки), не сочетаются с количественными, но измеряются ( килограмм масла, литр молока). При анализе отвлеченных существительных необходимо отметить, что они не изменяются по числам (имеют либо только форму ед.ч., либо только форму мн.ч. - любовь, хлопоты), не сочетаются с количественными числительными. При анализе собирательных существительных отмечается: неизменяемость их по числам ( имеют только форму ед.ч.), несочетаемость с количественными числительными, соотношение с единичными существительными: жемчуг - жемчужина, картофель - картофелина.

4. Определяя род имени существительного, следует знать, что существительное может быть либо женского рода (весна), либо мужского (стол), либо среднего (море), либо общего рода (сирота), либо не иметь рода (сани, сливки). Показателем того или иного рода могут служить окончание, характер основы и окончание (морфологические показатели): дом (м.р.), стена (ж.р.), солнце (с.р.); суффикс и характер производящей основы (словообразовательный показатель): домишко (м.р.), зайчишка (м.р.); значение слова (семантический показатель) дедушка (м.р.); форма зависимых слов (синтаксический показатель): красивое пальто (с.р.).                       

5. Распределение существительных по склонениям опирается на систему окончаний единственного числа. Вариант склонения (мягкий/твердый) зависит от твердости/мягкости конечных согласных основы.     

6. Основным приемом определения падежей является постановка морфологических вопросов. Вопрос задается от главного слова к зависимому существительному (а к существительному-подлежащему - от сказуемого).

7. При анализе показателей числа следует исходить из того, что категория числа в русском языке выражается с помощью: 1) окончания: стол - столы, рука - руки; 2) окончания и суффикса: лисенок - лисята: 3) супплетивизма основ: ребенок - дети; 4) может быть выражена синтаксически: зимние пальто.

8. Для производных существительных указать способ словообразования.

9. При определении синтаксической функции необходимо помнить, что имя существительное может выполнять роль любого члена предложения, но чаще всего выступает в роли подлежащего или дополнения.

10. Указать на орфографические особенности, если таковые имеются.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Тема 3. Имя прилагательное

Теоретические вопросы:

1. Какая часть речи называется именем прилагательным?

2. В чем отличие грамматических категорий рода, числа и падежа имен прилагательных от категорий рода, числа и падежа имен существительных?

1. На какие лексико-грамматические разряды делятся имена прилагательные по своим смысловым и грамматическим свойствам?

2. Какими грамматическими признаками обладают качественные прилагательные в отличие от относительных?

3. Какими признаками характеризуются краткие прилагательные? В чем стилистическое различие между краткой и полной формой имен прилагательных?

4. Какие значения выражают сравнительная и превосходная степень имени прилагательного? Назовите способы образования степеней сравнения.

5. Какие типы склонений имеют имена прилагательные?

Практические задания:

Задание 1. Определите лексико-грамматический разряд прилагательных.

Горячий чай, плавательный бассейн, дедов шарф, заячий хвост, детский смех, кошачий глаз, осенний пейзаж, красивый дом, мамин платок, деревянный голос, деревянный дом, золотая осень, золотое кольцо, голубой цветок, медвежья берлога, медвежья услуга, куриный суп, куриные перья, сладкий голос, правильный овал, стальные мускулы, стальной трос, вечерний костюм.

Задание 2. Образуйте краткие формы от прилагательных. Укажите прилагательные, которые не образуют краткие формы, и объясните, почему.

Тихий, тупой, длинный, молодой, вороной, туманный, устойчивый, белый, хитрый, тугой, сиреневый, старый, смуглый, зрелый, комический, краткий, карий, маленький, плохой, горелый, узкий.

Задание 3. Составьте словосочетания, в которых следующие прилагательные имели бы значение то качественных, то относительных, то притяжательных.

Медвежий, деревянный, заячий, бархатный, сердечный, каменный, утиный, серебряный.

Задание 4. Образуйте от прилагательных синтетические и аналитические формы сравнительной и превосходной степени.

Новый, ясный, зеленый, гнедой, исхудалый, гнилой, широкий, горячий, прекрасный, толстый, колючий, стальной, горелый, немой, сладкий, пустой, дерзкий, знатный.

Задание 5. Определите тип склонения имен прилагательных.

Береговой, низкий, нежный, ласточкино, материнская, холодный, круглолицый, тонкий, Лизин, медвежий, березовый, золотой, осенний, лесной.
    Задание 6. Определите, от каких частей речи образованы данные прилагательные и способ их образования.

Звездный, настольный, шефский, вчерашний, бездомный, морской, паровозный, поджаристый, рванный, свойский, зимний.

 Задание 7.Произведите морфологический анализ имен прилагательных в данных предложениях по следующей схеме:

1. Часть речи. Начальная форма имени прилагательного.

2. Лексико-грамматический разряд.

3. Тип склонения.

4. Степень сравнения (для качественных прилагательных).

5. Полная или краткая форма прилагательного.

6. Род, число, падеж и их формальный показатель.

7. Способ словообразования.

8. Синтаксическая функция в предложении.

9. Орфографические особенности.

Радостна, шумна и пахуча весна. Теплый ветер пробегает в высоких вершинах (Соколов-Микитов).

 

   Методический комментарий к морфологическому анализу имени прилагательного

1. Анализ начинается с выделения словоформы в тексте. Начальной формой прилагательного следует считать форму м.р., ед.ч., им.п.

2. В основе выделения качественного, относительного и притяжательного разрядов прилагательных лежит специфика их семантики: качественные передают прямое наименование признака (теплый день, интересная книга), относительные называют признак через отношение к другим предметам и явлениям (морской берег, стальные прутья, золотое кольцо), притяжательные обозначают признак по принадлежности кому-либо (мамино письмо, отцова шапка, лисий хвост).

3. Тип склонения определяется по начальной форме. Показателями склонения прилагательных являются принадлежность к определенному разряду: ( склонение качественно-относительных, склонение притяжательно-относительных прилагательных с суффиксом -j (на -ий) и склонение притяжательных с суффиксами - ин, -ов).

4. Исходной формой для образования степеней сравнения является форма положительной степени. Специальных формальных показателей положительной степени нет. При характеристике показателей сравнительной и превосходной степеней следует указать, простая (синтетическая) или сложная (аналитическая) это форма и указать те средства, с помощью которых она образована.

5. Полная или краткая форма определяется по характеру окончания. Если окончание состоит из двух и более букв, то такая форма считается полной: красив-ый, син-ий. Если прилагательное имеет окончание, состоящее из одной буквы, или оно отсутствует (нулевое окончание), то такая форма считается краткой: весел-, весел-а, весел-ы.

6. При анализе грамматических категорий числа, рода и падежа имени прилагательного следует определить род, число и падеж имени существительного, с которым согласуется анализируемое прилагательное, и по категориям существительного указать, соответственно, число, род и падеж прилагательного.

7. Для производных имен прилагательных указать способ словообразования.

8. При определении синтаксической функции имени прилагательного следует помнить, что в предложении оно может выступать в роли определения или именного сказуемого.

9. Указать на орфографические особенности, если таковые имеются.

 

Тема 4. Имя числительное

Теоретические вопросы:

1. Что называется именем числительным?

2. На какие разряды делятся числительные по значению и структурно-грамматическим признакам? Охарактеризуйте их.

3. Каковы морфологические и синтаксические особенности количественных, порядковых и собирательных числительных?

4. Что представляют собой дробные числительные?

5. Каковы особенности склонения числительных различных разрядов?

Практические задания:

Задание 1. Определите, к какому лексико-грамматическому разряду относятся данные числительные.

Десять, два, пятеро, восьмой, полтора, пять седьмых, сорок, двадцать два, семеро, тридцать третий.

Задание 2. Перепишите текст, заменив в нем числительные словами. Определите падеж.

Сопоставляя производство автомобиля и самолета, французский автор указывал: на изготовление 1 автомобиля «Ситроен» с мотором затрачивается 600 часов, истребителя без мотора - от 12 до 15 тысяч часов, двухмоторного самолета без моторов - 30 тысяч часов. Во Франции велась кампания за производство 5 тысяч самолетов.

Задание 3. Просклоняйте числительные:

 72, 151, 586, 1398; трое летчиков, пятеро саней, четверо медвежат; пять восьмых гектара, две третьих сада; первый, сороковой, шестьсот тридцать седьмой.

Задание 4. Произведите морфологический анализ числительных по схеме:

1. Часть речи. Начальная форма.

2. Разряд по значению.

3. Разряд по структуре.

4. Род (если есть).

5. Число (если есть).

6. Падеж.

7. Синтаксическая функция в предложении.

8. Орфографические особенности.

Только за два дня они совершили более ста боевых вылетов (Каманин).


Дата: 2019-02-25, просмотров: 288.