Методический комментарий к морфологическому анализу глагола
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. При выделении словоформы в тексте следует помнить, что глагольная форма может быть простой и аналитической.

2. Начальная форма глагола - инфинитив (неопределенная форма глагола).

3. Вид глагола определяется по вопросам что делать? (несов.в.) - что сделать? (сов.в.), способ образования видовой пары определяется путем сопоставления глаголов, составляющих видовую пару: писать - написать (с помощью приставки на-); открыть - открывать ( с помощью замены суффиксов); насыпать - насыпать (с помощью ударения); брать - взять (супплетивизм основ).

4. При определении переходности/непереходности глаголов прежде всего нужно установить показатели переходности. В предложении показателем переходности является прямое дополнение - существительное или местоимение в форме вин.п. без предлога (или род.п. при отрицании или выражении части целого).

5. Возвратность определяется по наличию у глагола постфикса -ся (-сь).

6. Определить залог глагола можно по следующему алгоритму:

а) определить, возвратный или невозвратный глагол; б) если невозвратный, определить, переходный или непереходный; в) если непереходный, то следует вывод: глагол залога не имеет; если переходный, то следует вывод: глагол действительного залога; г) если возвратный, определить, от переходного или непереходного он образован; если от непереходного (или без -ся не употребляется), то следует вывод: глагол залога не имеет; д) если образован от переходного, определить есть ли при этом глаголе форма творительного падежа со значением субъекта действия (творительный действующего лица); если при глаголе есть форма творительного падежа со значением субъекта действия, то следует вывод: глагол имеет форму страдательного залога. Если при глаголе нет формы творительного падежа со значением субъекта, следует вывод: глагол имеет форму возвратно-среднего залога.

7. При определении спряжения следует назвать показатель спряжения. Показателями спряжения являются личные окончания 3-го л., мн.ч. и гласные -е (для 1 спр.) или и (для II спр.), входящие в личные окончания 1, 2 и 3-го л., а для глаголов с безударными окончаниями - характеристика основы инфинитива.

8. Анализ категории наклонения проводится в двух направлениях - анализа формы (указывается показатель наклонения) для повелительного и сослагательного - суффиксы и частицы, для изъявительного личные окончания в настоящем и будущем времени, а в прошедшем наличие суффикса -л- и отсутствие частицы бы(б) и анализа значения наклонения.

9. Категория времени анализируется в плане содержания (значения) и в плане выражения (формы). Выделяются три вида абсолютного времени: прошедшее, настоящее и будущее. Их значения: прошедшее обозначает действие, которое совершилось до момента речи; настоящее - действие, совершающееся в момент речи; будущее обозначает действие, которое совершится после момента речи. Показателем прошедшего времени является суффикс -л-: писал, написал и т.п. Показателем настоящего времени являются личные окончания и несовершенный вид: пишу, пишешь и т.п. Показателем будущего простого времени являются личные окончания и совершенный вид: напишу, напишешь и т.п. Показателем будущего сложного времени является наличие вспомогательного глагола быть в личной форме и инфинитива спрягаемого глагола: будешь писать.

10. Анализ категории лица проводится в двух аспектах - в аспекте формы (определяется показатель) и в аспекте значения. Показателем лица являются личные окончания спрягаемого глагола или вспомогательного глагола в форме будущего сложного. Значения лица соотносятся со значениями личных местоимений: глаголы 1-го лица обозначают, что действие совершается говорящим или группой лиц, куда входит и говорящий; глаголы 2-го лица обозначают, что действие совершается собеседником или собеседниками; глаголы 3-го лица обозначают, что действие совершается лицом или предметом (или лицами и предметами), не участвующими в речи.

11. Глаголы в личной форме имеют категорию числа и изменяются по числам. Показателями единственного и множественного числа являются личные окончания, а в прошедшем времени - родовые и числовые окончания.

12. Категория рода свойственна глаголам в форме единственного числа, прошедшего времени и выражается с помощью родовых окончаний.

13. Про выделении основы настоящего (будущего) времени нужно отбросить окончание 3-го лица множественного числа (пиш-ут, молч-ат и т.п.); при выделении основы инфинитива следует отбросить конечный суффикс -ть или -ти: писа-ть, молча-ть и т.п.

14. Для производных глаголов указать способ словообразования.

15. При определении синтаксической функции глагола нужно помнить, что инфинитив может быть любым членом предложения, а личная форма глагола регулярно выполняет функцию сказуемого.

16. Указать на орфографические особенности, если таковые имеются.

 

Тема 7. Причастие

Теоретические вопросы:

1. Что такое причастие? Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия.

2. Что представляют собой категории вида и времени у причастий?

3. Что обозначают действительные и страдательные причастия, как они образуются?

4. Что такое причастный оборот?

Практические задания:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Задание 1. Образуйте от глаголов: действительные причастия настоящего времени: строить, сеять, сидеть, кричать, колоть, владеть; действительные причастия прошедшего времени: видеть, ходить, замерзнуть, принести, радоваться, бояться; страдательные причастия настоящего времени: рисовать, читать, ненавидеть, зависеть, ценить, исследовать; страдательные причастия прошедшего времени: испечь, обидеть, построить, посадить, собрать, прожить, осветить.

Задание 2. Найдите в следующих предложениях причастия и укажите их морфологические признаки.

За кормой уходит вдаль море, изрытое стаями волн. По морю льется глухой гул, рокочущий и вместе с плеском волн создающий хорошую, сильную музыку. Он круто повернул лодку и направил ее к чему-то черному, высовывавшемуся из воды. Тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Я смотрел на нее и думал… о человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд (Горький).

Задание 3. Произведите морфологический анализ причастий по схеме:

1. Часть речи (особая форма глагола). Начальная форма.

2. Инфинитив глагола, от которого образовано данное причастие.

3. Вид.

4. Переходность.

5. Залог.

6. Возвратность.

7. Время.

8. От какой основы и с помощью какого суффикса образовано причастие.

9. Полная или краткая форма (для страдательных причастий).

10. Род, число, падеж.

11. Синтаксическая функция.

12. Орфографические особенности.

Отраженные играющим морем… звездочки прыгали по волнам (Горький).

Тема 8. Деепричастие

Теоретические вопросы:

1. Что такое деепричастие? Назовите признаки глагол и наречия у деепричастия.

2. Как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида?

3. Какова синтаксическая функция деепричастия?

4. Что такое деепричастный оборот?

Практические задания:

Задание 1. Укажите глагольные и наречные признаки деепричастий.

Оно (море) дышало влажным, соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые (Горький).

Задание 2. Произведите морфологический анализ деепричастия по схеме:

1. Часть речи (особая форма глагола).

2. Инфинитив глагола, от которого образовано данное деепричастие.

3. Вид.

4. Переходность.

5. Возвратность.

6. Временное значение.

7. От какой основы и с помощью какого суффикса образовано деепричастие.

8. Синтаксическая функция.

9.  Орфографические особенности.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой? (Есенин).

 

Тема 9. Наречие

Теоретические вопросы:

Что такое наречие и чем оно отличается от других знаменательных частей речи?

На какие разряды делятся наречия по значению? 

              

Практические задания:

Задание 1. Определите, к какому разряду по значению относятся наречия.

Однажды я плыл зимой на совершенно пустом теплоходе из Батума в Одессу. Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, качая куски сосновой коры. То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. Леса уходили вниз, в веселую даль, где лежало среди зарослей озеро. Голова свежа, сердце стучит сильно и ровно (Паустовский).

Задание 2. Произведите морфологический анализ наречий по схеме:

1. Часть речи.

Разряд по значению.

Степень сравнения (для качественных наречий)

Способ словообразования.

Синтаксическая функция.

Орфографические особенности.

С зари кукушка за рекою кукует звучно вдалеке (Бунин).

Дата: 2019-02-25, просмотров: 241.