Методические указания для обучающихся
по дисциплине Б1.Б.9.2 Теория обучения
Методические указания к практическим занятиям
Практическое занятие 1
Содержание образования в современной школе.
Деятельность учителя и ученика в процессе обучения
Вопросы для обсуждения:
1. Содержание образования: структура, принципы и факторы его формирования.
2. Образовательная программа: понятие, структура.
3. Учебный план, учебная программа: понятие, компоненты. Базисный и рабочий учебный план.
4. Цели, функции и структура преподавания.
5. Цели, функции и закономерности развития учения.
6. Деятельность учителя и ученика в разных системах обучения.
Задания:
1. Раскрыть содержание понятия «преподавание», выявить:
· условия реализации преподавания;
· предмет деятельности преподавателя;
· задачи управления учебно-познавательной деятельностью.
2. Раскрыть содержание понятия «учение», выявить:
· качества деятельности учения;
· продукты учения;
· структуру учения.
3. Охарактеризовать преподавание и учение в различных видах обучения. Данные занести в таблицу:
Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения
Виды обучения | Характеристика вида обучения | Действия учителя | Действия ученика |
Сообщающее обучение | |||
Проблемное обучение | |||
Программированное обучение |
Практическое занятие 2
Методы, формы и средства обучения.
Мониторинг результативности процесса обучения
Вопросы для обсуждения:
1. Подходы к классификации методов и средств обучения.
2. Основные методы обучения (рассказ и беседа, демонстрация и иллюстрация, лабораторный и практический методы, методы работы с книгой, упражнение, методы программированного обучения).
3. Понятие «форма организации обучения». Подходы к классификации форм организации обучения
4. Характеристика форм обучения.
5. Виды контроля в обучении.
6. Характеристика методов контроля.
Задания:
1. Дать определение понятия «метод обучения».
2. Охарактеризовать каждый метод обучения (см. вопросы), данные занести в таблицу:
Характеристика методов обучения
Метод | Суть | Условия применения |
3. Описать факторы и способы выбора методов обучения
4. Охарактеризовать формы организации обучения, заполнив таблицу
Характеристика методов обучения
Форма организации обучения | Постановка цели учителем | Характер заданий | Деятельность учителя |
фронтальная | |||
коллективная | |||
групповая | |||
индивидуальная |
5. Заполнить таблицу
Характеристика методов контроля в обучении
Группа методов контроля | Метод | Характеристики | Место в диагностики результатов обучения | Условия |
устный контроль | ||||
письменный контроль | ||||
практический контроль | ||||
тестирование | ||||
наблюдение |
Список литературы
Основная учебная литература
1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов вузов: в 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. М.: ВЛАДОС, 1999, 2000, 2001, 2003, 2005. 576 с.
2. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 050100 "Педагогическое образование" / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. 11-е изд., стер. М.: Академия, 2012. 608 с.
3. Педагогика: учебное пособие для бакалавров / ред. П. И. Пидкасистый. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2013. 511 с.
Дополнительная учебная литература
1. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров / В.И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. М.: Юрайт, 2012. 314 с.
2. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СбП.: Питер, 2011. 299 с.
3. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие по направлению 050100 "Педагогическое образование". Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 381 с.
4. Педагогика: учебник для бакалавров / Л.С. Подымова [и др.]; под общ. ред.: Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. М.: Юрайт, 2012, 2014. 332 с.
5. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для вузов / В.И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - 2-е изд., стер. М.: Академия, 2012. 351 с.
6. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учебное пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2006. - 240 с.
Справочная литература
1. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
2. Педагогический энциклопедический словарь / гл.ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
3. Педагогика: большая современная энциклопедия / авт.-сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное Слово [ИООО], 2005. 720 с.
Самостоятельная работа 1
Самостоятельная работа 2.
Самостоятельная работа 3
Самостоятельная работа 4
Тема. Конструирования содержания образования
Вопросы для изучения:
1. Источники формирования содержания образования.
2. Трансформация содержания образования в деятельности обучения.
Задания:
1. Изучить рекомендуемую литературу.
2. Сравнить предложенные определения, напишите вывод (общее и отличие):
1. Содержание образования – это… |
«…система знаний, включающая факты и обобщения, и система полезных умений и навыков» Б.П. Есипов |
«…основные знания, умения и навыки, требуемые спецификой данной области научных знаний» Т.А. Ильина |
«…во-первых, усвоение опыта предшествующих поколений; во-вторых, воспитание типологических качеств поведения личности; в-третьих, умственное и физическое развитие человека» В.С. Леднев |
«…система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения» И.П. Подласый |
3. Охарактеризуйте содержание образования как элемент процесса обучения, укажите его взаимосвязи с другими элементами.
4. Проанализируйте влияние элементов процесса обучения на содержание образования
Элементы процесса | Группы изменений содержания образования | Факторы, влияющие на изменения |
5. Сформулируйте дидактические требования к преобразованию содержания образования (учебного материала) при подготовке учебного процесса и его реализации учителем.
Самостоятельная работа 5.
Самостоятельная работа 6.
Самостоятельная работа 7
Самостоятельная работа 8
Самостоятельная работа 9
Самостоятельная работа 10.
Самостоятельная работа 11.
Самостоятельная работа 12.
Тема. Система образования в России
Вопросы для изучения.
1. Определение понятия «ситема образования».
2. Структура системы образования в Российской Федерации.
Задания:
1. Выпишите из ст.10 Закона об образовании в Российской Федерации определение системы образования.
2. С помощью схемы изобразите структуру системы образования Российской федерации, в которой отразите уровни, сроки их освоения и образовательные организации, реализующие данные уровни.
Список литературы
Основная учебная литература
1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов вузов: в 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. М.: ВЛАДОС, 1999, 2000, 2001, 2003, 2005. 576 с.
2. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 050100 "Педагогическое образование" / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. 11-е изд., стер. М.: Академия, 2012. 608 с.
3. Педагогика: учебное пособие для бакалавров / ред. П. И. Пидкасистый. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2013. 511 с.
Дополнительная учебная литература
1. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров / В.И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. М.: Юрайт, 2012. 314 с.
2. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СбП.: Питер, 2011. 299 с.
3. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие по направлению 050100 "Педагогическое образование". Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 381 с.
4. Педагогика: учебник для бакалавров / Л.С. Подымова [и др.]; под общ. ред.: Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. М.: Юрайт, 2012, 2014. 332 с.
5. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для вузов / В.И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - 2-е изд., стер. М.: Академия, 2012. 351 с.
6. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учебное пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2006. - 240 с.
Справочная литература
1. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
2. Педагогический энциклопедический словарь / гл.ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
3. Педагогика: большая современная энциклопедия / авт.-сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное Слово [ИООО], 2005. 720 с.
Методические указания для обучающихся
по дисциплине Б1.Б.9.2 Теория обучения
Дата: 2019-02-25, просмотров: 198.