Методические указания для обучающихся
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методические указания для обучающихся

по дисциплине Б1.Б.9.2 Теория обучения

Методические указания к практическим занятиям

Практическое занятие 1

Содержание образования в современной школе.

Деятельность учителя и ученика в процессе обучения

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание образования: структура, принципы и факторы его формирования.

2. Образовательная программа: понятие, структура.

3. Учебный план, учебная программа: понятие, компоненты. Базисный и рабочий учебный план.

4. Цели, функции и структура преподавания.

5. Цели, функции и закономерности развития учения.

6. Деятельность учителя и ученика в разных системах обучения.

Задания:

1. Раскрыть содержание понятия «преподавание», выявить:

· условия реализации преподавания;

· предмет деятельности преподавателя;

· задачи управления учебно-познавательной деятельностью.

2. Раскрыть содержание понятия «учение», выявить:

· качества деятельности учения;

· продукты учения;

· структуру учения.

3. Охарактеризовать преподавание и учение в различных видах обучения. Данные занести в таблицу:

Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения

Виды обучения Характеристика вида обучения Действия учителя Действия ученика
Сообщающее обучение      
Проблемное обучение      
Программированное обучение      

 

 

Практическое занятие 2

Методы, формы и средства обучения.

Мониторинг результативности процесса обучения

Вопросы для обсуждения:

1. Подходы к классификации методов и средств обучения.

2. Основные методы обучения (рассказ и беседа, демонстрация и иллюстрация, лабораторный и практический методы, методы работы с книгой, упражнение, методы программированного обучения).

3. Понятие «форма организации обучения». Подходы к классификации форм организации обучения

4. Характеристика форм обучения.

5. Виды контроля в обучении.

6. Характеристика методов контроля.

 

 

Задания:

1. Дать определение понятия «метод обучения».

2. Охарактеризовать каждый метод обучения (см. вопросы), данные занести в таблицу:

Характеристика методов обучения

Метод Суть Условия применения
     

3. Описать факторы и способы выбора методов обучения

4. Охарактеризовать формы организации обучения, заполнив таблицу

Характеристика методов обучения

Форма организации обучения Постановка цели учителем Характер заданий Деятельность учителя
фронтальная      
коллективная      
групповая      
индивидуальная      

 

5. Заполнить таблицу

Характеристика методов контроля в обучении

Группа методов контроля Метод   Характеристики Место в диагностики результатов обучения Условия
  устный контроль      
  письменный контроль      
  практический контроль      
  тестирование      
  наблюдение      

 


 


Список литературы

Основная учебная литература

1.    Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов вузов: в 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. М.: ВЛАДОС, 1999, 2000, 2001, 2003, 2005. 576 с.

2.    Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 050100 "Педагогическое образование" / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. 11-е изд., стер. М.: Академия, 2012. 608 с.

3.    Педагогика: учебное пособие для бакалавров / ред. П. И. Пидкасистый. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2013. 511 с.

Дополнительная учебная литература

1. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров / В.И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. М.: Юрайт, 2012. 314 с.

2. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СбП.: Питер, 2011. 299 с.

3. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие по направлению 050100 "Педагогическое образование". Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 381 с.

4. Педагогика: учебник для бакалавров / Л.С. Подымова [и др.]; под общ. ред.: Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. М.: Юрайт, 2012, 2014. 332 с.

5. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для вузов / В.И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - 2-е изд., стер. М.: Академия, 2012. 351 с.

6. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учебное пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2006. - 240 с.

 

Справочная литература

1.    Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.

2.    Педагогический энциклопедический словарь / гл.ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.

3.    Педагогика: большая современная энциклопедия / авт.-сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное Слово [ИООО], 2005. 720 с.

 

Самостоятельная работа 1

Самостоятельная работа 2.

Самостоятельная работа 3

Самостоятельная работа 4

Тема. Конструирования содержания образования

 

Вопросы для изучения:

1. Источники формирования содержания образования.

2. Трансформация содержания образования в деятельности обучения.

 

Задания:

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Сравнить предложенные определения, напишите вывод (общее и отличие):

1. Содержание образования – это…
«…система знаний, включающая факты и обобщения, и система полезных умений и навыков»                                                            Б.П. Есипов
«…основные знания, умения и навыки, требуемые спецификой данной области научных знаний»                                                 Т.А. Ильина
«…во-первых, усвоение опыта предшествующих поколений; во-вторых, воспитание типологических качеств поведения личности; в-третьих, умственное и физическое развитие человека»                В.С. Леднев
«…система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения»                                             И.П. Подласый

3. Охарактеризуйте содержание образования как элемент процесса обучения, укажите его взаимосвязи с другими элементами.

4. Проанализируйте влияние элементов процесса обучения на содержание образования

Элементы процесса Группы изменений содержания образования Факторы, влияющие на изменения
     

5. Сформулируйте дидактические требования к преобразованию содержания образования (учебного материала) при подготовке учебного процесса и его реализации учителем.

 

Самостоятельная работа 5.

Самостоятельная работа 6.

Самостоятельная работа 7

Самостоятельная работа 8

Самостоятельная работа 9

Самостоятельная работа 10.

Самостоятельная работа 11.

Самостоятельная работа 12.

Тема. Система образования в России

Вопросы для изучения.

1. Определение понятия «ситема образования».

2. Структура системы образования в Российской Федерации.

Задания:

1. Выпишите из ст.10 Закона об образовании в Российской Федерации определение системы образования.

2. С помощью схемы изобразите структуру системы образования Российской федерации, в которой отразите уровни, сроки их освоения и образовательные организации, реализующие данные уровни.

 

Список литературы

Основная учебная литература

1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов вузов: в 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. М.: ВЛАДОС, 1999, 2000, 2001, 2003, 2005. 576 с.

2. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 050100 "Педагогическое образование" / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. 11-е изд., стер. М.: Академия, 2012. 608 с.

3. Педагогика: учебное пособие для бакалавров / ред. П. И. Пидкасистый. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2013. 511 с.

 

Дополнительная учебная литература

1. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров / В.И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. М.: Юрайт, 2012. 314 с.

2. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СбП.: Питер, 2011. 299 с.

3. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие по направлению 050100 "Педагогическое образование". Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 381 с.

4. Педагогика: учебник для бакалавров / Л.С. Подымова [и др.]; под общ. ред.: Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. М.: Юрайт, 2012, 2014. 332 с.

5. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для вузов / В.И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - 2-е изд., стер. М.: Академия, 2012. 351 с.

6. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учебное пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2006. - 240 с.

Справочная литература

1. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.

2. Педагогический энциклопедический словарь / гл.ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.

3. Педагогика: большая современная энциклопедия / авт.-сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное Слово [ИООО], 2005. 720 с.

Методические указания для обучающихся

по дисциплине Б1.Б.9.2 Теория обучения

Дата: 2019-02-25, просмотров: 177.