Тексты опросника по оценке качественных особенностей учебной деятельности ученика и степени выраженности соответствующих качеств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Часть А (основная)

№ ВОПРОСЫ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ
1. Как ученик реагирует на новый фактический ма­териал (конкретные сведения, факты, слова и пр.). а) безразлично б)эмоционально
2. Как ученик включается в выполнение новых практических заданий, решение новых задач на применение хорошо известного способа? а) неохотно, безразлично б) охотно
3. Отвлекается ли ученик при выполнении новых практических заданий? а) очень легко б) работает сосредеточенно
4. Задает ли ученик вопросы по новому фактическому материалу? а) нет б)задает
5. Как относится к ответам учителя на свои вопросы (или на вопросы других учеников)? а) удовлетворяет любой ответ б) добивается содержательного ответа
6. Стремится ли ученик к самостоятельному выполнению практических заданий? а) нет, охотно прибегает к внешней помощи б) да
7. Как ученик реагирует на новый теоретический материал (выявление существенных признаков понятий, способов действия)? а) безразлично, б) эмоционально
8. Задает ли ученик вопросы по новому теоретическому материалу? . а) нет (почти никогда) б) задает
9. Как ученик реагирует на факт самостоятельного решения им задачи? а) безразлично б) эмоционально
10. Стремится ли отвечать на вопросы по новому теоретическому материалу? а) нет б) да
11. Бывает ли, чтобы вопросы ученика по новому материалу выходили за пределы темы? а) нет б) да
12. Пытается ли ученик делать самостоятельные выводы из нового материала? а) нет б) да
13. Проявляет ли ученик стремление систематически получать новую информацию вне школы и учебников (читает дополнительную литературу, посещает кружок и т.п.)? а) нет (изредка) б) да
14. Может ли ученик правильно ответить на вопросы: «Что нужно узнать?» до решения задачи? а) нет б) да
15. Может ли ученик ответить на вопросы: «Что ты должен был узнать?» и «Что узнал нового?» — после решения задачи? а) нет б) да
16. Различает ли ученик задачи, требующие разных способов решения, если они внешне сходны (по сюжету, формулировке элементов условия)? а) нет б) да
17. Как ученик включается в решение новой теоретической задачи (выделение новых понятий, их свойств, следствий и т.п.)? а) не включается б) включается, но затем теряет ее основную цель, сводит ее лишь к результату в) включается, сохраняя все существенное содержание цели
18. Может ли ученик, решив теоретическую задачу, дать содержательное обоснование способов действия? а) нет б) да
19. Решив теоретическую задачу, может ли ученик объяснить связь ее способа с уже известным ему? а) нет б) да
'20. Решив теоретическую задачу, пытается ли ученик ставить сам новые задачи, вытекающие из данного способа (принципа)? а) нет б) да
21. На что направлена основная активность ученика при решении новых задач? а) на копирование действий (указаний) других (учителя, учеников) б) самостоятельный поиск решения
22. Может ли ученик самостоятельно рассказать о своих действиях, решив задачу? а) нет б) да
23. Может ли ученик решить новую задачу самостоятельно? а) нет б) да
24. Пытается ли ученик при решении новой задачи использовать уже известные ему способы? а) нет б) да, чаще всего неправильно, не вносит изменений в) да (с учетом изменений в условиях)
25. Если ученик использует для решения какой-либо способ, непригодный для данной задачи, может ли он без помощи учителя обнаружить свою ошибку? а) нет б) да
26. Может ли ученик внести изменения в усвоенный ранее способ действий в соответствии с условиями новой задачи? а) нет б) только с помощью в) пытается сделать сам, но не может г) может самостоятельно
27. Может ли ученик после неудачных попыток решить задачу правильно, объяснить причину неудач? а) практически нет б) может
28. Умеет ли ученик на каком-то этапе изучения материала при введении новых способов действия увидеть его принципиальную общность с известными ему ранее и выделить этот принцип? а) нет б) да
29. Допускает ли ученик при решении знакомых задач одни и те же ошибки? а) да б) иногда в) нет
30. Может ли ученик при решении знакомых задач самостоятельно найти и исправить допущенную ошибку? а) нет б) в некоторых случаях
31. Умеет ли ученик правильно объяснить ошибку на изученное правило, на применение известного способа? а) нет б) да
32. Как поступает ученик, если ему указывают на наличие ошибки (учитель, ученики или родители)? а) некритически исправляет б) исправляет после того, как поймет основание критики
33. Если ученик применяет для решения задачи способ, приводящий к ошибкам, может ли ученик обнаружить, что причиной ошибки является именно этот способ? а) нет б) только с помощью в) может самостоятельно
34. Может ли ученик дать объяснение причинам таких ошибок (соотнести способы действий, обосновать пригодность одного и непригодность другого)? а) нет б) да
35. Как ученик обосновывает правильность выполнения заданий, решения задач, если не допускает ошибок? а) не обосновывает б) ссылается на свои отметки, слова учителя в) ссылается на образец, правило, схему г) выделяет содержательную связь между условиями (особенностями задачи и своими действиями)
36. Как относится ученик к критике своих действий, решений, знаний со стороны учителя (учеников)? а) безразлично б) эмоционально, но без попыток учета степени справедливости критики в) стремится разобраться в основании критики
37. Может ли ученик оценить свои возможности решать новую (еще не разобранную с учителем) задачу? а) нет (или учитывает лишь случайные признаки задачи) б) оценивает, ссылаясь на свои удачи (неудачи) в прошлом опыте в) ссылается на известное правило (сходных по типу задач) г) может, если с помощью учителя увидит возможность перестройки известйого ему способа д) может самостоятельно (учитывая все условия задачи и своих действий)

[...] Обработка полученных результатов и их интерпретация

Обработка полученных результатов с помощью опросника требует известного навыка, так как необходимо учитывать не только конкретные ответы на отдель­ные вопросы, но и степень согласования разных проявлений. Так, ответ на воп­рос 3 (часть А) — «Отвлекается ли ученик при выполнении новых практических заданий?» — по варианту «а» (очень легко) может быть дан в тех случаях, когда ученик не обнаруживает учебно-познавательного интереса и не умеет еще ставить познавательные цели. Но в такой же мере ученик может отвлекаться от задач этого типа при достаточно высоком уровне развития интереса и целеполагания, ибо тогда^ёто интересы и цели в большей степени направлены на задачи теорети­ческого типа, — в них он видит самое привлекательное и основное в своей дея­тельности. В таких случаях важен не ответ на данный вопрос, а ответы на другие вопросы, поскольку основными признаками разных уровней оказываются раз­ные особенности поведения и отношения ученика.

В связи с вышеизложенным более полноценные результаты диагностики уров­ня сформированности учебной деятельности у учеников того или иного класса с применением данного метода будут получены, если ответы на вопросы обрабатыва­ются психологом (это может быть и школьный психолог, прошедший специаль­ную стажировку при лаборатории развивающего обучения). Это не исключает, конечно, и самостоятельного анализа своих ответов учителем. В таких случаях предлагается в качестве основы обработки использовать приведенную ниже таб­лицу. В ней зафиксированы не все ответы, которые могут быть «приписаны» каж­дому из уровней, а только наиболее показательные. При сомнениях в оценке не­обходимо обратиться к основному тексту с описанием уровней сформированности того или иного компонента, чтобы сформулировать более основательную оценку относительно этого компонента у данного ученика.

Ключ для обработки результатов по оценке уровня сформированности компонентов учебной деятельности (с применением опросника)

 

Компоненты учебной деятельности Уровни Индексы ответов
Учебно- познавательный интерес 1 2 3 4 5 6 1а,2б,4а 16, 46, 5а, 26 6а, 76, 8а 36, 56, 66, 86, 96 За, 106, 116, 12а, 13а 126,136
Целеполагание 1 2 3 4 5 6 2а, За, 6а, 16а, 17а 36, 166, 176 66, 146,18а 156, 186, 17в, 19а 196,20а 20б
Учебные действия 1 2 3 4 5 6 21а,22а 23а,24а 6б,14б,18а 23б,24в,25а,26в,27б 28а,26г 28б
Действие контроля 1 2 3 4 5 6 29а,30а 29б,30б,31а 29в,31б,32б 33а,34а,30в 33б,34б 33в
Действие оценки 1 2 3 4 5 6 35а,36а 35б,35в,36б 35г,36в,37б 37в 37г 37д

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 240.