(Педагогические правила )
1. Завершайте каждый день отрядным «огоньком», где подводятся итоги прошедшего дня:
- Что удалось сделать?
- Каков результат совместной работы?
- Что не получилось и почему?
- Кому скажем «спасибо»?
- Что возьмем в завтрашний день?
2. Никогда не давайте детям рабочего задания в форме приказа. Не забывайте выразить благодарность за выполненную работу.
3. Будьте честными с детьми; не обещайте того, чего не можете выполнить.
4. Если допустили ошибку, признайте её. Истинное воспитание – воспитание правдой.
5. Помните: творящие дети дурного не натворят.
6. Работая с детьми, чаще вспоминайте себя в детстве: вам будет легче понять их.
7. У взрослых всегда должна быть активная позиция добра!
Приложение 41
Примерный диагностический материал для исследования
Личности ребенка и классного коллектива
1. Социометрия
Целью данной методики является выявление межличностных отношений в классе. Суть его состоит в выборе учащимся других членов класса для совместной деятельности в каких-то заданных условиях. Осуществляемый каждым ребенком выбор показывает, кому из одноклассников он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а статистический анализ позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности ими каждого ученика и класса в целом [14].
2. Методика «Угадай выбор»
Цель — изучение осознания школьником своего положения в коллективе [14].
3. Методика для оценки самочувствия, активности и настроения (САН)
Цель — опросник САН предназначена для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. В своей основе эти состояния имеют фон или уровень активности нервной системы, при котором реализуются те или иные поведенческие акты, определяющие эффективность любой (в том числе и учебной) деятельности [8].
4. Методика для изучения изобразительной деятельности, воображения и самооценки на материале рисования по замыслу
Материал: оборудование для рисования.
Ход исследования. Ребенку говорят: «Нарисуй, какую хочешь картинку. Если твоя картинка получится хорошо, то я возьму ее на выставку». После окончания рисования ребенка спрашивают: «Расскажи, что ты нарисовал? Как ты считаешь. Твоя картинка получилась хорошо, не все получилось или плохо получилось? Почему ты так думаешь? Можно ли твою картинку взять на выставку? Почему?» [15].
5. Методика для изучения музыкальности и эстетических чувств ребенка
Материал: оборудование для музыкального занятия.
Ход исследования. Студент наблюдает за ребенком на музыкальном занятии во время слушания музыки.
6. Анкета интересов предназначена для изучения преобладающих интересов школьников [9].
Приложение 42
Примерный диагностический материал
для изучения личностных особенностей младших школьников
1. Диагностика типа темперамента с помощью опросника Айзенка (подростковый вариант) [15].
Применять методику целесообразно с 10—12 лет.
2. Определение акцентуаций характера у подростков.
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).
Тест-опросник Шмишека [15].
3. Определение направленности личности (Ориентационная анкета Б. Басса). Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности [14].
4. Исследование самооценки и уровня притязаний по методике Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан основано на прямом оценивании (шкалировании) ребенком ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. [14].
Методические указания. В ходе практики в школе студентам необходимо вместе с научным руководителем выбрать методы психолого-педагогического исследования, разработать тактику проведения исследования и эксперимента, обработку полученных данных, необходимых для написания курсовой работы. План исследования и эксперимента составляется студентом до начала практики и утверждается научным руководителем и заведующим секцией социальной педагогики.
Приложение 43
Дата: 2019-02-25, просмотров: 229.